Luvsanjantsangiin Erdenebayar




Mongolia

welcome_erka@yahoo.com

В статье рассматривается транспортная инфраструктура Монголии, обеспечивающая основные хозяйственные, экономические и внешние связи страны. Были изучены современные особенности, условия функционирования и развития инфраструктуры транспорта. Уровень развития транспортной инфраструктуры Монголии является отражением социально-экономических и политических процессов происходивших в последние два десятилетия. Острота рассматриваемых проблем и необходимость поиска эффективных решений обуславливает актуальность и научную ценность данного исследования.

Ключевые слова: инфраструктура, транспорт Монголии, приграничные территории.

The article discusses the transport infrastructure in Mongolia.Transport infrastructure is an important system that provides basic business, economic and foreign relations of the country.We studied modern features, conditions of functioning and development of transport infrastructure.The level of development of transport infrastructure in Mongolia is a reflection of the socio-economic and political processes taking place in the past two decades.The severity of the issues and the need to find effective solutions determines the relevance and scientific value of the research.

Keywords: infrastructure, transport infrastructure of Mongolia, border areas, the Russian-Mongolian cross-border area.

В настоящее время обеспеченность объектами инфраструктуры в расчете на душу населения и на единицу площади территории остается на низком уровне. Большинство объектов базовой инфраструктуры является наследием просоветского периода и создавалась при помощи СССР и советских специалистов.

Возникший геополитический вакуум, после ухода СССР, наличие богатых разведанных запасов полезных ископаемых, стратегическое геополитическое положение между Россией и Китаем обусловило появление новых политических и экономических партнеров Монголии. Значительно возрос интерес политического, экономического присутствия в Монголии таких стран как Япония, Корея, Канада, Германия, США, Катар и КНР. Одним из способов наращивания присутствия являются инвестиции или непосредственное участие в строительстве новых инфраструктурных объектов. В настоящее время КНР применяет стратегию сближения и вклинивания на территорию Монголии посредством строительства 8 автомобильных дорог на всем протяжении китайско-монгольской границы [1], а также желанием строительства железной дороги вдоль южных границ Монголии. Существуют совместные инфраструктурные проекты с США – автомобильная дорога Миллениум-Тысячелетие, с Японией, Катаром, Кореей – строительство нового международного аэропорта г. Улан-Батор и региональных дорог, с Германией, Австрией – строительство электростанций и повышение энергоэффективности.

На фоне современной мировой геополитической обстановки, смещения вектора внешней политики РФ на Восток, усиления сотрудничества с КНР и Монголией усиливается ключевая роль приграничных регионов. Инфраструктурные связи приграничных районов России и Монголии не столь обширны, но, тем не менее, существует определенное количество сообщающихся между собой инфраструктурных систем, имеющих большое значение в экономике двух государств и сопредельных регионов. Транспортное сообщение между Россией и Монголией, в том или ином виде, является исторически самым продолжительным и самым развитым инфраструктурным взаимодействием двух стран. Граница с Монголией одна из самых протяженных в общей длине российских границ. Государственной границей пересекаются целостные природные и природно-ресурсные системы различных типов [2]. По-прежнему, значимой и значительной является транзитная роль рассматриваемых территорий. Поэтому ярко выраженный устойчивый экономический контур государства, развитая сеть инфраструктуры с наличием прочных трансграничных связей, наличие новых совместных инфраструктурных проектов является гарантом стабильности и устойчивого развития в регионе.

Это закономерно ставит задачу комплексного исследования объектов инфраструктуры на целостной природной трансграничной территории с элементами прогноза и планирования векторов возможного развития транспортных сетей на макроуровне в контексте международного сотрудничества и роли в глобальной экономике. Также, безусловно, необходимо рассмотрение транспортных сетей приграничных районов на мезо- и микро- уровнях. Изучение транспорта на локальном уровне направлено на изучение роли транспорта в обеспечении внутренних хозяйственных связей и определение социальной роли транспорта в жизни приграничных районов. Оценки транспортно-географического положения сельских населенных пунктов и их людности позволяют выявлять полосы линейной концентрации расселения, ареалы повышенной концентрации населения и сельские агломерации [3].

Транспортная инфраструктура Монголии за пределами крупных городов незначительна, обеспечивает минимальные хозяйственные связи и производственные процессы, является лишь отражением минимально необходимого транспортного каркаса территории для сообщения с региональным центром и межрегиональных связей. Современное развитие транспортной инфраструктуры Монголии в настоящее имеет две основные тенденции. Первая тенденция развития транспорта связана с работой правительства страны по увеличению транзитной роли Монголии в товарообороте между Россией и Китаем, а также между Европой и Китаем через РФ. Второй важной особенностью и тенденцией в развитии инфраструктурных секторов является приоритетное развитие инфраструктуры, обеспечивающей добычу и транспортировку полезных ископаемых, освоение полезных ископаемых. Крупные горнодобывающие компании начали строительство собственной обеспечивающей инфраструктуры. Особенность горнодобывающей промышленности – ее «анклавность», отсутствие прямой связи с другими секторами экономики. Развитие горнорудной промышленности и ее вклад в ВВП страны не означает одновременное широкое развитие других секторов экономики. Развитие узкоотраслевой инфраструктуры, обеспечивающей процессы горной добычи, не означает повсеместное развитие инфраструктуры и рост обеспеченности населения их услугами [4].

Трансмонгольская железная дорога - это основная магистраль Монголии.Акционерное общество "Улан-Баторская железная дорога" играет ключевую роль в обеспечении транспортных связей Монголии. На долю железнодорожного транспорта приходится свыше 60% грузовых перевозок страны. В настоящее время протяженность железных дорог с широкой колеей составляет 1815 км. Из которых 1110 км проходит с севера на юг, соединяя Улан-Батор с Россией и Китаем по кратчайшему пути. Численность сотрудников АО "УБЖД" около 16 тыс. человек [5].

Автомобильная дорожная сеть страны начала формироваться с 1929 г., за этот период было построено около 49250 км дорог [6]. В Монголии автомобильные дороги разделены на дороги различного уровня: дороги первого порядка (национальные, государственные), дороги второго порядка (региональные, местные) [7]. В отличие от «местных» дорог в российской структуре дорожного хозяйства в Монголии региональные и местные автодороги объединены в один уровень.

Дороги самого высокого порядка (аналог российских федеральных дорог) соединяют региональные центры со столицей и имеют протяженность около 11200 км, из которых только порядка 1500 км имеют твердое усовершенствованное покрытие. Около 1440 км дорог данной сети имеют гравийное покрытие, 1346 км имеют улучшенное или насыпное грунтовое покрытие. Более 6900 км дорог – это грунтовые дороги. Всего насчитывается 365 мостов из которых 178 деревянные [6,8,9].

Протяженность автомобильных дорог Монголии второго порядка около 38000 км. Они соединяют региональные (аймачные) центры с окружающими населенными пунктами и сельскими районами. (Дороги второго порядка). В структуре дорог второго порядка около 400 км дорог имеют усовершенствованное дорожное покрытие и 500 км имеют гравийное покрытие. 96 % дорог второго порядка (региональные и местные) составляют не улучшенные грунтовые дороги.

В 2013 году в Монголии было сдано в эксплуатацию 1 824 км дорог. В 2014 г. планируется увеличение протяженности автодорог с твердым покрытием до 2 200 км. Дорожным сообщением с Улан-Батором планируется связать центры аймаков Хувсгул, Дорнод, Умнуговь, Сухбаатар, Говь-Алтай и Завхан. Всего до конца 2015 г. планируется проложить около 5 700 км дорог, которые соединят все регионы со столицей страны [7].

Сложным остается вопрос транспортной доступности и обеспечение дорожной инфраструктурой пограничных переходов.

 

Аймаг Участок Протяженность усоверш. покрытие Гравийное Грунтовое покрытие
Баян Олгий Улгий-Даян-ГГ 1,3 - -
Булган Хутаг-Ондор-ГГ   33,93 102,61
Дорнод Чойбалсан-Эренцав-ГГ   -  
  Ондорхаан-Ульхан-ГГ - 101,8 -
  Чойбалсан-Хавирга-ГГ - - 60,39
Увс Улангом-Хандгайт-ГГ   - -
Хувсгул Хатгал-Ханх-ГГ 0,23 22,55 182,68
Хэнтий   - - -
Сэлэнгэ Улан-Батор – Алтан-Булаг - ГГ   - -

 

Табл. 2. Протяженность автомобильных дорог до основных пограничных пунктов пропуска.

История регулярного воздушного сообщения и гражданской авиации Монголии начинается с 1956 г., c образования первой национальной авиакомпании, созданной с помощью советского Аэрофлота. Регулярное сообщение началось в 1961 году, а с 1986 года начались международные перевозки. К 1970 г. услуги гражданской авиации были доступны почти для 80 % всего населения и для 130 районных и сельскохозяйственных центров по всей стране. Также была создана сеть аэродромов различного уровня с сопутствующей инфраструктурой. В 1970-1990 годы был пик объёма перевозок как пассажиров, так и грузов, почты на внутренних авиалиниях Монголии. Воздушный транспорт обслуживал более 20 внутренних городов (центров аймаков) и почти 300 сумов. За эти годы общая протяжённость авиалинии увеличилась в 6 раз, объем перевозок достиг 500000 человек (при общем населении Монголии - 1,5 млн. человек) и более 10000 тонн грузов в год [10].

В начале 90-х годов прошлого столетия рост инфляции, повышение цен на запасные части и топливо, потеря производственно-хозяйственных связей, высокие затраты на наземное и аэронавигационное обслуживание привели к ощутимым финансовым потерям, а также к неустойчивости функционирования всей структуры гражданской авиации страны. Парк внутренней гражданской авиации значительно сокращен. Общий налет в период с 1989-2000 гг. снизился в 5,6 раз и достиг критического уровня 11,7 часов. Количество перевезенных пассажиров и грузов упало в три раза. Протяженность маршрутов упала в три раза. Количество выполненных рейсов снизилось в 11 раз [9].

Рассмотрение развития авиационного транспорта в период 1989-2001гг. показывает, что с середины 90-х годов наблюдается тенденция роста объемов перевозки грузов и пассажиров. К началу 2000-х годов отмечается на стабильно невысоком уровне. Анализ многолетней динамики авиационного транспорта показывает, что рост количества пассажиров носит сезонный характер, пики нагрузок приходятся на период май – сентябрь, то есть на самые теплые месяцы. Сезонные летние пики, вероятнее всего, связаны с возрастающим количеством туристов. Число пассажиров в летние месяцы увеличивается в два раза. Число перевезенных пассажиров в остальное время находится на низком уровне [9].

Пассажирская гражданская авиация, внутренний рынок остается довольно перспективным для роста. Существующий объем туристских прибытий создает устойчивый спрос на услуги гражданской авиации. При адекватной реакции рынка, государства и бизнеса на растущий спрос возможно расширение сети аэропортов, увеличение количества перевозчиков, рост конкуренции, снижение цен на услуги, повышение доступности для населения Монголии. В 2012 году начато строительство нового международного аэропорта. Завершение первого этапа планируется в 2016 г., второго этапа в 2020 г. Создание частных аэропортов уже запланировано в аймаках Хувсугул, Завхан, Ховд, Гоби-Алтай, Баянхонгор и городах Сайншанд и Замын-Ууд Дорноговь аймака [11].

Проведенное экономико-географическое изучение транспорта Монголии показывает, что за последние шесть лет отмечается рост объемов грузоперевозок. В период с 2007-2012 гг. общий объем грузоперевозок вырос в 2,3 раза. Стремительно вырос объем перевезенных грузов автомобильным транспортом, в период 2007-2012 гг. в 3,5 раза и превысил общий объем грузов, перевезенных железнодорожным транспортом. Объем железнодорожных перевозок находится на стабильно высоком уровне, до 2010 г. железнодорожным транспортом по видам транспорта перевозилось больше всего грузов, рост с 2007-2012 гг. составил 1,5 раза. Меньше всего грузов перемещалось авиационным транспортом, но наблюдается незначительный рост авиа-грузоперевозок [9].

Начиная с 2010 г. наблюдается стремительный рост грузоперевозок автомобильным транспортом, который следует связывать с началом добычи угля и других полезных ископаемых на крупных месторождениях Монголии, логистикой и экспортом сырья. Незначительный рост перевозок железнодорожным транспортом, при стремительном росте добычи угля и полезных ископаемых и стремительно растущей потребности в транспортных мощностях, превышение перевозок автомобильным транспортом над железнодорожным может говорить об исчерпании технических возможностей увеличения грузоперевозок железнодорожным транспортом. Отсутствие технических возможностей увеличения грузопоток объясняется низкой плотностью железнодорожных сетей, низкой пропускной способностью, нехваткой локомотивного и вагонного хозяйства, грузовых терминалов и др.

Незначительный рост грузоперевозок авиационным транспортом объясняется улучшающимся положением в авиационной отрасли страны, расширением сети аэропортов, ростом количества национальных авиаперевозчиков, расширением парков авиатехники, развитием горнодобывающей отрасли. Открытие новых месторождение Оюу-Толгой, Таван-Толгой, Овоот повысило роль авиационного транспорта при быстрой транспортировке оборудования и других грузов. Данную тенденцию можно четко проследить по показателю «грузооборот», грузооборот в авиационном транспорте имеет устойчивый рост. Также данный показатель хорошо иллюстрирует развитие отрасли по видам транспорта и подтверждает предположения. Грузооборот в автомобильном транспорте вырос в 7,4 раза с 2007-2011 гг. Грузооборот в железнодорожном транспорте вырос в в 1,4 раза, но наблюдается снижение темпов роста, грузооборот за последний год остался на прежнем уровне [9].

Общие показатели транспортной отрасли страны показывают стабильный рост, особенно в сфере перевезенных грузов и грузооборота, связанный, прежде всего, с ростом добычи полезных ископаемых и экспорта сырья в Китай. Наблюдается некоторый сырьевой перекос в сфере развития транспортной инфраструктуры.

Социальная роль транспортной инфраструктуры связана, в первую очередь, с пассажирскими перевозками. В сфере пассажирских перевозок Монголии можно отметить общий положительный рост, но с некоторыми особенностями. Особенно выделяется преимущественное развитие автомобильного транспорта, низкий рост показателей пассажирских перевозок по другим видам транспорта. Общее количество перевезенных пассажиров возросло лишь за счет роста количества перевезенных пассажиров автомобильным транспортом. Кривые роста общего количества перевезенных пассажиров и пассажиров, перевезенных автомобильным транспортом, повторяют друг друга [9]. О преимущественной, преобладающей роли автомобильного транспорта в пассажирских перевозках также говорит показатель пассажирооборота. Превышение пассажирооборота автомобильным транспортом над другими видами транспорта наблюдается с 2009 г.

На основе выделенных показателей, характеризующих уровень развития инфраструктуры: транспортной обеспеченности по коэффициенту Энгеля [12], соотношению автомобильных дорог с различным покрытием, протяженности железных дорог, количестве аэропортов, была составлена карта «Транспортная инфраструктура приграничных районов России и Монголии» (рис. 1.).

 

Рис. 1. Транспортная инфраструктура приграничных регионов России и Монголии.

Таким образом, результаты исследования транспортной инфраструктуры Монголии позволяют выделить следующие особенности развития и функционирования:

· Слабые пространственно-структурные связи. Значительная удаленность между существующими транспортными узлами.

· Слабые организационно-экономические связи, централизованная система управления транспортом, разобщенность между собственниками и видами транспорта.

· Экстремальные природные условия, специфические условия эксплуатации [13].Слабое техническое оснащение дорог и отсутствие придорожного сервиса. Несоответствие характеристик необходимым требованиям. Малая плотность автомобильных дорог в целом и дорог с твердым и усовершенствованным покрытием, в частности.

· Отсутствие альтернатив в видах транспорта, монопольное положение отдельных видов транспорта. Высокие транспортно-логистические и временные издержки для населения, объектов малого и среднего предпринимательства. Совершенствование дорожной инфраструктуры поможет снизить издержки мелких предпринимателей, чем будет способствовать усилению интенсивности торговли и ее масштабов [14].

· Негативное влияние на экосистемы региона.Преобладающая роль автомобильного транспорта, стремительный рост количества личного автотранспорта, развитие туризма, горнорудной промышленности, возникновение стихийных накатанных грунтовых дорог, безусловно, отрицательно влияют на состояние травяного покрова и верхних слоев почвы, провоцируя негативные эрозионные и другие процессы. В 2012 г. к перевозке угля в районе Южного Гоби было привлечено, по оценкам, около 7000 большегрузных автомобилей. В месяц каждый автомобиль совершает 10-15 поездок через границу Китая и обратно. Движение грузовых автомобилей с превышением предельно допустимой массы приводит к образованию колеи, просадке и порче дорожного полотна. Планируется дальнейшее увеличение количества грузовых автомобилей до 15200 единиц и увеличение количества рейсов до 17000 проездов в месяц [6].

· Негативные социально - экономические явления и процессы. Высокую обеспокоенность и обоснованную озабоченность у властей вызывают стремительный рост количества личного автомобильного транспорта, высокая аварийность и смертность на дорогах ввиду несовершенства дорожного оборудования и транспортных сетей.

Для совершенствования современной транспортной инфраструктуры требуется ряд комплексных мероприятий, которые можно разделить на три вида: 1) организационно-методологические; 2) материально-техническое обеспечение; 3) текущие эксплуатационные мероприятия. В перечень необходимых мероприятий организационно-методологического характера входят: обновление реестра дорог, разработка планов мероприятий, проектно-сметной документации модернизации и реновации дорог, доведение качества дорог до международных стандартов, выработка целевых программ по совершенствованию мостов, переправ и перевалов, обеспечение безопасности дорожного движения. Безусловно, необходимо повышение транзитной роли существующей транспортной сети страны и урегулирование существующего международного трафика за счет строительства пунктов весового контроля, диспетчерско-логистической службы, повышение качественного доступа до пограничных пунктов. Стоит отметить, что начало некоторых существующих проектов инициировало создание специальных нормативных актов, отменяющих таможенные пошлины и НДС на поставляемую технику и оборудование, используемую в строительстве инфраструктуры. Среди мероприятий в области материально-технического обеспечения особый акцент необходим в области обновления фондов на основе льготных программ кредитования и лизинга, за счет создания узловых парков техники и ремонтных ресурсных центров.

Эксплуатационные мероприятия описывают текущие мероприятия по строительству и ремонту дорог и сооружений с указанием конкретных направлений, участков, протяженности, сроков и других параметров.

Монголия сегодня находится на пороге крупного экономического преобразования, с началом освоения своих обширных запасов полезных ископаемых. Рационально созданные политические, экономические и государственные институты и продуманная политика смогут использовать данный экономический ресурсный бум для стабильного улучшения жизни нынешних и будущих поколений монголов [4]. Одним из возможных путей обхода сырьевой зависимости является создание на данном этапе диверсифицированной экономики через инвестиции в инфраструктуру, образование и здравоохранение, для обеспечения благ, создания устойчивости к изменениям рыночной конъюнктуры, прежде всего на сырьевом рынке, привлечения и аккумуляции частных инвестиций и перераспределения накопленного капитала. Особенно это актуально для такой страны как Монголия со сложными природно-климатическими условиями, большой по территории, с малой плотностью населения, с низким уровнем развития транспорта и высокими удельными издержками предоставления услуг.

https://uecs.ru/marketing/item/3786-2015-11-03-08-18-39

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: