Отечественная психология пользуется несколькими методами объективного исследования психики человека, главными из которых являются наблюдение и эксперимент.




Психология, как и любая другая наука, имеет свои особые методы исследования, выбор которых зависит от исходных позиций ее в понимании психики.

Отечественная психология при выборе методов изучения психики людей исходит из следующих принципов:

Принцип материалистического монизма. Психика есть свойство мозга. Признание крайне важности для психологов изучать законы высшей нервной деятельности в целях материалистического понимания психических процессов. Признание крайне важности изучения физиологических механизмов психических процессов в целях ʼʼналоженияʼʼ психических явлений на физиологические процессы.

Принцип отражения. Утверждение, что сознание есть субъективное отражение объективного мира. Признание крайне важности для психологов изучать психику, сознание, как обусловленное объективным бытием, отражением которого оно является.

Принцип единства теории и практики. Признание крайне важности для психологов активно участвовать своей научно-исследовательской работой в решении практических задач.

Принцип детерминизма. Признание причинной обусловленности психических явлений процессами высшей нервной деятельности и воздействиями внешней среды.

Любой психический акт животного и человека имеет свою причину. Психическая деятельность людей детерминирована социальными условиями их жизни, особенностями их воспитания, деятельности. Научная психология не ограничивается простым описанием психических явлений, она обязательно ищет причины их возникновения.

Принцип развития психики. Утверждение, что психика, сознание, развивается в процессе исторического развития человека. Признание крайне важности для психологов изучать психические явления в их развитии, выявлять социальную обусловленность отдельных сторон человеческого сознания и личности человека.

Психическая деятельность человека не должна быть понятой до конца, в случае если ее изучать статично, вне движения и развития. К примеру, нельзя понять поведение взрослого человека без учета истории его жизни. Невозможно объяснить и особенности психики людей, игнорируя психику животных.

Научная психология понимает развитие не только в количественном, но и в качественном отношении.

Принцип ведущей роли деятельности в развитии психики. Психика человека, будучи субъективным отражением объективного мира, развивается в процессе активного взаимодействия человека с другими людьми, в различных видах его деятельности, начиная с простейших игр ребенка и кончая творческим трудом взрослого человека.

Вне деятельности человека не должна быть развития его психики – важнейшего компонента деятельности. Среди методов психологии должны быть такие методы, которые позволяют произвести всесторонний психологический анализ выполнения человеком разнообразных умственных и практических заданий, характерных для какой-либо деятельности. К примеру, игровой, учебной, трудовой, военной, организаторской и т. п.

Принцип единства сознания и деятельности. Утверждение, что сознание неотделимо от деятельности, что оно не только проявляется, но и формируется в процессе деятельности. Признание крайне важности для психологов изучать психические процессы не абстрактно, а в связи с конкретными видами деятельности.

Психика человека, его субъективный мир - ϶ᴛᴏ единое, нераздельное целое, продукт системной деятельности мозга, в котором психолог лишь с целью исследования в известной мере искусственно выделяет различные психические процессы, состояния и свойства.

Изучая отдельные проявления психики, сознания, исследователь обязан помнить о целом, о личности, видеть взаимные связи и зависимости между восприятием, мышлением, памятью, чувствами, интересами, установками человека и специально изучать их.

Необходимо отметить, что принцип единства сознания особенно важно соблюдать в лабораторном эксперименте, когда в силу особенностей этого метода психолог отвлекается от многих сторон личности изучаемого им человека, кроме одной, которую он исследует.

Принцип объективности в изучении психики. Важнейшее требование любой науки – объективность исследования, его точность. Это означает, что ученый не должен ничего привносить от себя в изучаемые явления, а исследовать их такими, какими они есть в действительности. Многие психологи считают субъективный мир человека непознаваемым или познаваемым лишь в той мере, в какой о нем может судить сам субъект.

Научная психология считает, что психическая жизнь людей так же познаваема, как и все явления действительности. О переживаниях человека, его мыслях и желаниях можно судить по его поступкам, содержанию и характеру его речи, результатам продуктам его деятельности, т. е. объективно.

Отечественная психология пользуется несколькими методами объективного исследования психики человека, главными из которых являются наблюдение и эксперимент.

Принцип конкретности исследования психики. Человек живет и развивается в конкретных условиях семьи, учебы, работы и т. д. У человека устанавливаются совершенно определенные взаимоотношения с другими людьми, что существенно влияет на поведение и его психическое развитие.

Принцип конкретности требует от психолога выбора таких методов исследования, которые позволили бы ему изучать личность человека в конкретных, определенных условиях его жизни. Соблюдение этого принципа обязательно при изучении целостного поведения личности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: