Пояснительная записка.
Методические рекомендации предназначены для выполнения практических занятий обучающимися по всем специальностям, предусмотренным учебным планом и разработаны в соответствии с содержанием рабочей программы дисциплины История ОДБ.04, изучаемой на 1-2 курсах.
Рекомендации предназначены для оказания помощи обучающимся при выполнении практических работ.
Практическое занятие - это одна из форм учебной работы, которая ориентирована на закрепление изученного теоретического материала, его более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания в практических целях. Готовясь к практическому занятию, обучающийся должен освежить в памяти теоретические сведения, полученные на уроках. Только это обеспечит высокую эффективность практических учебных занятий.
Преподаватель имеет возможность наблюдать за работой каждого обучающегося, оказывая ему необходимую методическую и консультационную помощь на практическом занятии.
Практические занятия являются важной формой, способствующей усвоению курса отечественной истории. Основные задачи этих занятий сводятся к тому, чтобы научить обучающихся, самостоятельно мыслить, изжить имеющиеся штампы и способствовать расширению общей исторической культуры. В ходе занятий обучающиеся должны научиться применять выработанную методику в практике конкретно-исторических исследований.
В процессе практических занятий обучающихся выполняют различные задания, работы. Практические работы могут носить репродуктивный, частично - поисковый характер.
Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении обучающихся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения порядок выполнения работы, таблицы, учебная и специальная литература.
Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им не задан порядок выполнения необходимых действий, от обучающихся требуется выбор способов выполнения работы, инструктивной и справочной литературы. Работы, носящие поисковый характер, отличаются тем, что обучающиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.
Содержание практических занятий является решением разного рода задач, работа с литературой, справочниками, составление таблиц, схем, и др.
Тематика, содержание и количество часов, отводимое на практические занятия, зафиксировано в рабочей программе дисциплины истории. Состав практических заданий планируется с таким расчетом, чтобы за отведенное время обучающиеся смогли их качественно выполнить.
Практические занятия содержат:
1. Инструкцию к выполнению практических работ, включающую:
o цель работы;
o пояснения (теория, основные факторы т.п.);
o порядок выполнения заданий;
o таблицы, выводы (без формулировок);
o учебную, нормативную и специальную литературу.
2. Текстовые задания для входного контроля (в том числе, автоматизированного), определяющего теоретическую готовность обучающихся к выполнению практической работы, заданий, решению задач.
При проведении практических занятий следует использовать различные формы организации работы обучающихся: фронтальную, групповую, индивидуальную. Каждая из них позволяет решать определенные дидактические задачи: Разнообразить работу обучающихся, повышать ответственность каждого студента за самостоятельное выполнение полного объема работ, повышать качество подготовки обучающихся.
Основными этапами практического занятия являются:
·
- проверка знаний обучающихся – их теоретической подготовленности к занятию;
- инструктаж, проводимый преподавателем;
- выполнение заданий, работ, упражнений, решение задач;
- последующий анализ и оценка выполненных работ и степени овладения, обучающихся запланированными умениями.
Критерии и показатели, используемые при оценивании задания: составить таблицу.
Показатели
1. Степень заполнения таблицы и правильность ответов на поставленные вопросы Максимум - 10 баллов
- полнота раскрытия вопросов;
- обоснованность способов и методов работы с материалом;
- умение работать с литературой
- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные
положения и выводы.
2. Оригинальность и целостность выполнения задания Макс. - 10 баллов
- круг, полнота использования литературных источников по
вопросам;
3. Соблюдение требований к оформлению таблицы Макс. - 5 баллов
- правильное оформление;
- грамотность и культура изложения;
- владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы
4. Грамотность
Макс. - 5 баллов
- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок;
- отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;
- литературный стиль.
Конвертация полученных баллов в оценку
• 27 - 30 баллов – «отлично»;
• 26 – 22 баллов – «хорошо»;
• 21 – 17 баллов – «удовлетворительно»;
• менее 17 балла – «неудовлетворительно»
Критерии и показатели, используемые при оценивании задания: составить схему
Критерии Показатели
1. Степень завершенности и правильности ответов создания схемы
Макс. - 10 баллов
- полнота раскрытия вопросов;
- обоснованность способов и методов работы с материалом;
- умение работать с литературой
- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные
Положения и выводы.
Полнота и целостность выполнения задания
Макс. - 10 баллов
- круг, полнота использования литературных источников по вопросам;