Главный вопрос здесь кто будет покупать товар, где Ваша ниша на рынке?
Первый этап в работе над характеристикой рынка сбыта товара это оценка общей стоимости ваших товаров, которые покупатели того или иного региона могут купить за год. Величина эта зависит от многих факторов: социальных, национально-культурных, климатических, а главное—экономических, в том числе от уровня доходов потенциальных покупателей, структуры их расходов (в том числе сумм сбережений или инвестиций), темпов инфляции, наличия ранее купленных товаров аналогичного или сходного назначения и т. д.
второй этап —-оценка потенциальной суммы продаж, и, следовательно, той доли рынка, которую Вы в принципе надеетесь захватить. Соответственно оценивается и максимально возможная сумма реализации. В итоге такого анализа (он называется маркетинговым исследованием) определяется примерное количество клиентов, на которое можно рассчитывать в месяц.
Третий этап - прогноз объемов продаж. На этом этапе предстоит оценить, сколько реально сможете продать товара (выручить за оказанные услуги) Главное при этом рассчитать, как объем продаж способен изменяться от месяца к месяцу, от квартала к кварталу, от года к году.
Подготовка такого прогноза возможна с помощью самых различных методов, наиболее сложные и тонкие из которых предполагают использование больших массивов статистической информации, методов математического моделирования, вычислительной техники, проведение маркетинговых экспериментов и, соответственно, требуют крупных затрат.
четвертый этап – прогноз цены, по которой покупатели будут согласны устойчиво приобретать Вашу продукцию, не обращая внимания на предложения конкурентов или не отказываясь от покупки такого рода продукции вообще.
Третий раздел основной части бизнес-плана
Информация о конкурентах.
В третьем разделе нужно сообщить потенциальным партнерам, инвесторам и кредиторам все, что известно о конкуренции на рынке. Необходимо ответить на следующие вопросы:
— Кто является крупнейшими производителями аналогичного товара? Как обстоят их дела: с объемами продаж, с доходами, с внедрением новых моделей, с техническим сервисом (если речь идет о машинах и оборудовании)?
— Много ли внимания и средств они уделяют рекламе своих изделий?
— Что собой представляет их продукция: основные характеристики, уровень качества, дизайн, мнение покупателей?
— Каков уровень цен на продукцию конкурентов? Какова, хотя бы в общих чертах, их ценовая политика?
Анализируя конкурентную обстановку, старайтесь учесть все факторы, влияющие на спрос покупателей, не сужайте свое поле зрения лишь бросающимися в глаза параметрами—ценой и основными качественными характеристиками товара. Постарайтесь понять, что на самом деле важно для будущих клиентов и как Вы сможете удовлетворить эти их потребности к выгоде и своего дела.
Если же Вы не видите в рядах конкурентов никакой щелочки, через которую можно было бы просочиться на рынок, то лучше поискать другое поле приложения своей энергии
В четвертом разделе основной части бизнес-плана предстоит продумать основные элементы плана маркетинга.
К основным элементам плана маркетинга относятся:
1. Схема распространения товаров;
2. Ценообразование;
3. Реклама;
4. Методы стимулирования продаж;
5. Организация послепродажного обслуживания клиентов (для технических товаров);
6. Формирование общественного мнения о Вашей фирме и товарах.
В плане маркетинга на 3—4 страницах надо изложить основное: как Вы собираетесь продавать свой товар—через собственные фирменные магазины или через оптовые торговые организации; как будете определять цены и какой уровень прибыльности на вложенные средства рассчитываете получить; как Вы намерены организовывать рекламу и сколько примерно собираетесь на это выделить; как надеетесь добиваться постоянного роста объемов продаж—за счет расширения района сбыта или за счет поиска новых форм привлечения покупателей; как будете организовывать службу сервиса и сколько на это потребуется средств;
как станете добиваться хорошей репутации своих товаров и самой фирмы в глазах общественности.
И последнее, что надо привести в этом разделе (особенно, если предполагается реализация товаров за рубежом)—сведения об оценке патентоведами патентной чистоты Ваших товаров в тех странах, где Вы собираетесь их продавать.
Пятый раздел—«план производства». Главная задача здесь—доказать, что Вы в состоянии производить нужное количество товаров требуемого качества в нужные сроки и действительно «знаете, как» организовывать производство (то, что по-английски обозначается термином «ноу-хау»).
— Где будут изготавливаться товары—на действующем или вновь создаваемом предприятии?
— Какие для этого потребуются производственные мощности и как они будут возрастать год от года?
— Где и у кого, на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие? Какова репутация этих поставщиков и имеется ли уже опыт работы с ними?
— Предполагается ли производственная кооперация и с кем?
— Возможно ли какое-либо лимитирование объемов производства или поставок ресурсов?
— Какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести?
— Возможны ли при этом проблемы и какого рода? Данные этого раздела желательно приводить в перспективе:
на 2—3 года вперед, а для крупных предприятий — и на 4—5 лет.
Нужна схема производственных потоков. На ней продемонстрировано, откуда и как будут к Вам поступать все виды сырья и комплектующих изделий, в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию, наконец, как и куда эта продукция будет поставляться с предприятия.
На схеме производственных потоков обязательно должно найтись место и для процессов контроля качества. А в тексте необходимо сообщить, на каких стадиях и какими методами будет производиться контроль качества и какими стандартами Вы при этом будете руководствоваться.
Завершать план производства должна оценка возможных издержек производства и ее динамики на перспективу. При этом важно не забыть и о затратах, связанных с утилизацией отходов и охраной окружающей среды, чтобы избежать неприятных сюрпризов в виде штрафов со стороны государственных органов и протестов со стороны общественности.
В шестом разделе («организация») надо указать, с кем вы собираетесь организовывать свое дело и как планируете наладить работу персонала.
Необходимо привести и ОРГАНИЗАЦИОННУЮ СХЕМУ предприятия, из которой должно быть четко видно: кто и чем будет заниматься, как все службы будут друг с другом взаимодействовать и как намечается координировать и контролировать их деятельность. При этом отправной точкой должны быть квалификационные требования: какие именно специалисты -(какого профиля» с каким- образованием и опытом) и с какой заработной платой понадобятся для успешного ведения дел. Соответственно, нужно будет и показать, каким способом Вы собираетесь привлечь этих специалистов (на постоянную работу, в качестве совместителей, внешних экспертов), имеется ли возможность воспользоваться услугами какой-либо организации по найму такого рода профессионалов.
Если же часть персонала у Вас уже нанята, нужно дать краткие биографические справки о своих основных сотрудниках, делая упор на имеющейся квалификации, прежнем опыте работы и его полезности для Вашего предприятия. Исходите из того, что потенциальные партнеры хотят знать о Вас все, ибо они доверяют Вам свои деньги.
Затем - вопросы оплаты труда персонала и его стимулирования, особо выделяя руководящий персонал. Как формируется зарплата, какие методы стимулирования труда будете использовать.
Седьмой раздел - юридичесий план Надо готовить в сотрудничестве с юристом—специалистом в области хозяйственного и финансового права.
Здесь нужно указать его форму собственности и правовой статус: частное предприятие, кооператив, государственное предприятие, открытое или закрытое акционерное общество, СП.
Каждая из этих организационно-правовых форм имеет свои особенности, плюсы и минусы, которые также могут повлиять на успех проекта и потому небезынтересны для инвесторов, кредиторов и партнеров. Конкретное наполнение этого раздела зависит от выбранной формы организации: если создается государственное предприятие, то надо описать систему подчиненности и границы административного вмешательства в хозяйственную деятельность; если речь идет об акционерном обществе, необходимо объяснить будущее распределение акционерного капитала между возможными акционерами. Но главное—нужно обосновать причины выбора той или иной формы собственности и организации дела, наметить возможные перспективы их изменения и объяснить, почему Вы считаете именно такую стратегию наилучшей.
Восьмой раздел. Планирование рисков
Ассортимент рисков широк Требуется хотя бы ориентировочно оценить, какие риски для Вас наиболее вероятны и во что они (в случае их реализации) могут Вам обойтись.
Главное тут—не сложность расчетов и не точность вычислений вероятности сбоев до второго знака после запятой, а умение заранее предугадать все типы рисков. выявить их источники и определить момент их возникновения, а затем разработать по сокращению рисков и минимизации возможных потерь.
Раздел состоит из подразделов:
1) Мероприятия снижающие вероятность наступления рискового случая
2) Мероприятия снижающие последствия при наступлении рискового случая
3) Программа самострахования и внешнего страхования от рисков.
Девятый раздел бизнес-плана («финансовый план») призван обобщить все предшествующие материалы и представить их в стоимостном выражении.
Здесь необходимо подготовить сразу несколько документов:
— прогноз объемов реализации;
— баланс денежных расходов и поступлений;
— таблицу доходов и затрат;
— прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия;
— график достижения безубыточности.
Прогноз объемов реализации. призван дать представление о той доле рынка, которую Вы предполагаете завоевать своей продукцией. Обычно принято составлять этот прогноз на три года вперед, причем для первого года данные приводятся помесячно, для второго—поквартально, а третий год приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.
Баланс денежных расходов и поступлений — документ, позволяющий оценить во временном разрезе, сколько денег и на каком этапе потребуется.
Главная задача баланса денежных расходов и поступлений— проверить синхронность поступления и расходования денежных средств и тем самым подтвердить будущую ликвидность, то есть постоянное наличие на банковском счете денежных сумм, достаточных для расчета по обязательствам предприятия при реализации данного проекта.
Таблица доходов и затрат — документ с простой структурой. В него включаются:
1. Доходы от продажи товаров;
2. Издержки производства товаров;
3. Суммарная прибыль от продаж (п. 1—п. 2);
4. Общехозяйственные расходы (по видам);
5. Чистая прибыль (п. 3—п. 4).
Этот документ показывает, как будет формироваться и изменяться Ваша прибыль (для первого года—помесячно, для второго—поквартально, для третьего—в расчете на год).
Прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия рекомендуется составлять на начало и на конец первого года реализации проекта. Считается, что этот документ менее важен, чем баланс денежных расходов и поступлений, но, тем не менее, обойтись без него нельзя, т. к. именно его обычно очень тщательно изучают специалисты коммерческих банков, чтобы оценить, какие суммы намечается вложить в активы разных типов и за счет каких пассивов предприниматель собирается финансировать создание или приобретение этих активов.
Необязательные разделы бизнес-плана
Стратегия финансирования. Здесь Вы излагаете свой план получения средств для создания или развития предприятия: сколько вообще, нужно средств для реализации данного проекта, откуда намечается получить эти деньги, в какой форме, когда можно ожидать полного возврата вложенных- средств и получения инвесторами дохода на них?
Здесь речь должна идти о том, какую долю необходимых средств можно и нужно получить в форме кредита, а какую лучше привлечь в виде акционерного или паевого капитала.
финансирование через кредиты предпочтительно для проектов, связанных с расширением производства на уже действующих (и действующих успешно) предприятиях.
Для проектов, связанных с созданием нового предприятия или реализацией технического новшества, предпочтительным источником финансирования может служить паевой или акционерный капитал. Для таких проектов привлечение кредита опасно.
Местоположение. Этот раздел бизнес-плана необходим для предприятий розничной торговли, сервиса. Показывает какие выгоды предприятие получит от своего расположения. Для промышленных предприятия вся необходимая информация не выделяется в отдельный раздел и идет в разделе план производства.