Психологические приемы организации дисциплины в группе детского сада
О.Н. Шабалина
педагог-психолог МБДОУ № 106, г. Ижевск, Удмуртская Республика
Основа современного дошкольного образования — личностно ориентированная модель взаимодействия ребенка и взрослого. Многие воспитатели считают, что при таком подходе добиться порядка в группе невозможно. А если порядок будет нарушен, то ни о каком развитии детей не может быть и речи. Решение проблемы — формирование дисциплины.
Что такое дисциплина?
Слово «дисциплина» с латинского языка переводится как «строгость, выдержанность».
«Дисциплина — это обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам» (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой).
«Дисциплина — определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации» (Философский энциклопедический словарь).
Если рассматривать дисциплину с точки зрения ее влияния на развитие ребенка, то можно сказать, что это система правил, ритуалов, традиций, отношений в коллективе, формирующая у ребенка чувство безопасности и принадлежности к группе и способствующая его гармоничному развитию.
Наличие дисциплины в группе детского сада способствует:
· профилактике межличностных проблем, установлению положительных отношений, сотрудничества между детьми и взрослыми;
· формированию у детей умений решать или предотвращать проблемы, принимать правильные решения и нести за них ответственность;
· развитию ребенка как личности — формированию лучшего мнения о себе, уверенности, умения полагаться на внутренний контроль и собственные правила.
|
Наличие дисциплины делает жизнь детей более понятной, предсказуемой и безопасной, а значит, достигнуть целей дошкольного образования становится легче.
С какого возраста следует прививать дисциплину?
Специалисты считают, что прививать дисциплину необходимо уже с трех лет. И в младшем, и в среднем дошкольном возрасте взрослыми должен осуществляться постоянный внешний контроль. Средства такого контроля для детей разного возраста будут разными: для младших дошкольников они должны основываться на изменении ситуации вокруг ребенка (переключить внимание, вывести из ситуации), организации деятельности. С детьми старшего дошкольного возраста — включать обсуждение их поведения с объяснением его положительных и отрицательных сторон.
Использование игр — оптимальный вариант для создания дисциплины в младшей группе. С их помощью дошкольники смогут освоить много правил — необходимо только подобрать подходящие игры.
В дальнейшем при условии контроля взрослых у детей формируются механизмы самоконтроля, которые позволяют им существовать по законам группы не потому, что они так должны делать, а потому что это их потребность, желание. Существующие правила становятся важной, неотъемлемой частью сознания и существования.
Что необходимо для формирования дисциплины?
Для создания и поддержания дисциплины важно наличие правил жизни группы детского сада, в создании которых должны принимать участие и сами дети. Правила могут отражать аспекты поведения:
|
· организационные (по лестнице идем друг за другом);
· коммуникативные (помогаем, если у кого-то что-то не получается);
· коммуникативно-организационные (если я тут играю, не убирайте).
Правила не могут быть унифицированными, общими для всех — они рождаются из конкретных ситуаций, событий, обстановки в группе. При их формулировании и введении необходимо соблюдать определенные требования.
Требования к правилам группы Четкость — правила должны быть четкими, разумными, соответствовать уровню развития ребенка. Без «не» — в формулировках необходимо избегать отрицательной частицы, доказано — мозг ее не воспринимает. Эффективность — правило будет работать в том случае, если оно небольшое по объему и воспитатели также его придерживаются. Количество — одновременно в группе действует не более 3–5 правил. Согласованность — правила должны быть согласованными взрослыми между собой и детьми. Тон обращения — требования, запреты сообщаются дружественно-разъяснительным тоном. Альтернатива — к запрету предлагаются альтернативные способы поведения. Повторяемость — введенные правила необходимо периодически повторять. Наглядность — для усвоения правил используются плакаты с изображением определенных ситуаций. Когда они надежно приживутся в группе, плакаты можно убирать. |
Что делать, чтобы правила не нарушались детьми и не забывались спустя время? В первую очередь необходимо акцентировать внимание на тех детях, которые следуют им, и как можно чаще хвалить их, а тем, кто провинился, делать замечания спокойным тоном, не оценивая личность — только поведение. При нарушении важно обсуждать с детьми, к чему это привело (к ссоре или травме). Чтобы дети не забывали о правилах, необходимо напоминать о них заранее, непосредственно перед ситуацией, к которой они относятся.
|
Для формирования и поддержания дисциплины стоит продумать, как будет оцениваться поведение детей. Для этого в группе можно сделать импровизированный светофор, с помощью которого фиксировать факты нарушения правил: красный — правило нарушается всегда, желтый — изредка, зеленый — не нарушается.
Зачастую дети ведут себя плохо не потому, что хотят навредить взрослым или сверстникам, а лишь потому, что не совсем понимают, как их поведение влияет на других людей.
Кроме введения правил необходимо обращать внимание на эмоциональное и социальное развитие детей и придерживаться следующих рекомендаций:
· систематически обсуждать последствия поступков ребенка для другого человека и его чувства, предлагать игры на развитие эмоциональной сферы;
· моделировать совместную деятельность детей, используя игры на сплочение детского коллектива и формирование умения взаимодействовать;
· акцентировать внимание на проявлении положительных качеств у дошкольников;
· обсуждать в группе межличностные конфликты, предлагать найти альтернативный выход, анализируя его последствия.