ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Пензенский филиал)
Экономическая информатика
Методические указания
по выполнению лабораторной и контрольной работы
Для студентов, обучающихся по направлению
38.03.01 «Экономика»
Пенза 2017
ВВЕДЕНИЕ
Система управления базами данных MS Access – это программный продукт, позволяющий создавать достаточно серьезные информационные системы пользователями – непрофессионалами в области разработки информационных систем и программирования.
Знания в области разработки несложных информационных систем могут помочь в профессиональной деятельности и менеджеру, и экономисту.
Цель выполнения приведенных ниже заданий – освоение основных приемов разработки несложных информационных систем средствами MS Access.
Для разработки системы студент должен выполнить пять взаимосвязанных заданий:
– создание таблиц, заполнение таблиц данными;
– создание форм;
– создание отчетов;
– создание запросов;
– объединение разработанных ранее компонент в единую информационную систему.
Задания могут выполняться как во время практических занятий по дисциплине, так и во время самостоятельной работы студентов.
Предполагается, что для разработки информационной системы студенту потребуется от 8 до 12 академических часов.
Перед выполнением контрольной и лабораторной работы студент должен ознакомиться с примером выполнения лабораторной работы.
Пример выполнения лабораторной работы
Задание на лабораторную работу
Необходимо разработать информационную систему «Отдел кадров». Лабораторная работа состоит из пяти частей.
1. Необходимо описать структуру используемых в информационной системе таблиц и заполнить таблицы данными.
Информационная система «Отдел кадров» будет включать две таблицы: «Отделы» и «Сотрудники». Структура таблиц приведена на рисунках 1 и 2 соответственно.
Для таблицы «Сотрудники» необходимо организовать ввод полей «Пол» и «Отдел» с помощью выпадающих списков.
Наименование поля | Имя поля | Тип данных | Размер | Количество десятичных знаков |
Код отдела | Код | Текстовый | – | |
Название отдела | Отдел | Текстовый | – | |
ФИО руководителя | Руководитель | Текстовый | – | |
Телефон отдела | Телефон | Текстовый | – |
Рис. 1. Структура таблицы «Отделы»
Наименование поля | Имя поля | Тип данных | Размер | Количество десятичных знаков |
Табельный номер | Табельный № | Текстовый | – | |
Фамилия сотрудника | ФИО | Текстовый | – | |
Пол сотрудника | Пол | Текстовый | – | |
Наименование отдела | Отдел | Текстовый | – | |
Количество детей сотрудника | Количество детей | Числовой | – | – |
Оклад сотрудника | Оклад | Денежный | – | |
Дата рождения сотрудника | Дата рождения | Дата/время | – | – |
Рис. 2. Структура таблицы «Сотрудники»
Данные для заполнения этих таблиц приведены на рисунке 3 и 4 соответственно.
Отделы | |||
Код | Отдел | Руководитель | Телефон |
Отдел кадров | Иванов И.И. | 233-54-17 | |
Бухгалтерия | Сидорова С.С. | 765-18-90 | |
АХО | Володин В.Г. | 233-56-10 | |
ПФО | Митина М.П. | 233-66-12 |
Рис. 3. Данные для таблицы «Отделы»
Сотрудники | ||||||
Табельный № | ФИО | Пол | Отдел | Количество детей | Оклад | Дата рождения |
Вилкина В.А. | Женский | Бухгалтерия | 12 000.00р. | 01.01.1971 | ||
Волкова А.В. | Женский | ПФО | 8 500.00р. | 24.11.1969 | ||
Павлов Ц.Ц. | Мужской | АХО | 9 800.00р. | 07.07.1978 | ||
Варламов В.У. | Мужской | Бухгалтерия | 13 500.00р. | 02.10.1966 | ||
Улыбина У.Н. | Женский | Отдел кадров | 6 800.00р. | 03.12.1956 | ||
Воронова В.И. | Женский | ПФО | 10 000.00р. | 29.03.1969 |
Рис. 4. Данные для таблицы «Сотрудники»
2. На втором этапе разработки информационной системы необходимо создать формы для таблиц «Сотрудники» и «Отделы», с помощью операций с компонентами формы отредактировать внешний вид форм, расположить на каждой форме кнопку закрытия формы.
3. На третьем этапе разработки информационной системы необходимо создать отчеты, в основе которых лежат таблицы информационной системы:
– отчет, содержащий упорядоченный по алфавиту список сотрудников;
– отчет, содержащий список сотрудников, сгруппированных по отделам, с подсчетом итоговых сумм окладов по отделам и общей итоговой суммы.
4. На четвертом этапе разработки информационной системы необходимо создать запросы, в основе которых лежат таблицы системы:
– запрос на выборку сотрудников заданного отдела (запрос «Сотрудники отдела»);
– запрос, позволяющий по фамилии сотрудника получить фамилию руководителя отдела и телефон отдела (запрос «Руководитель сотрудника»);
– запрос, позволяющий по фамилии руководителя отдела получить все сведения о сотрудниках этого отдела (запрос «Сотрудники руководителя»).
По данным каждого из перечисленных выше запросов создать отчет.
5. На последнем этапе разработки информационной системы необходимо объединить все разработанные ранее компоненты в единую систему:
– расположить на форме «Отделы» кнопку, открывающую форму «Сотрудники», а на форме «Сотрудники» – кнопку, открывающую форму «Отделы»;
– расположить на форме «Сотрудники» кнопки, открывающие для просмотра отчеты «Список сотрудников», «Список сотрудников по отделам», «Сотрудники отдела» и «Руководитель сотрудника»;
– расположить на форме «Отделы» кнопку, открывающую для просмотра отчет «Сотрудники руководителя»;
– модифицировать запросы «Сотрудники отдела», «Руководитель сотрудника» и «Сотрудники руководителя» таким образом, чтобы условие отбора зависело от текущей записи в соответствующей форме.