Дивен Бог во святых Своих




Поезд идет медленно, уныло, монотонно. Жара в вагоне невыносимая, мухи, комары. Чуть прибавит ход – подует ветерок, станет немного легче, и опять еле-еле ползёт – 200 с небольшим километров за семь часов! Народу в вагоне много и, в основном, монахи. Из Москвы, Архангельска, других городов – едут на праздник святого отрока Артемия в Веркольский монастырь.

Интересные беседы скрадывают время.

И вот поезд уже подходит к Карпогорам, где всех, кто едет в обитель, встречают автобусы. Время к полуночи, но светло, как днём… Монастырь от села отделен широкой рекой. Переправляемся на лодках на другой берег Пинеги, размещаемся в монастырских кельях и – спать до завтра!

Утром все паломники получают послушания. Мне – собирать цветы и плести венки – храм украшать. Радуюсь – такое, почти поэтическое, послушание. С молитвой благодарственной начинаю. Но ближе к обеду жара становится невыносимой, на небе – ни облачка, комары и оводы одолевают. И уже послушание кажется тяжким, и уже молишь о помощи праведного отрока… Но ко всенощной храм весь в цветах, в венках, берёзках – праздничный, весёлый, благодатный!

Начинается всенощная. Монахи, как и положено, в зелёном облачении. Но и паломники – не первый год – тоже, в основном, в зелёных одеждах. Да и располагаются в храме по обычаю монастырей: мужчины встают справа, женщины слева.

«Святый угодниче Божий, праведный Артемие, присный хранителю святыя обители, твоим именем украшенныя, и близкий защитниче всего севернаго края Российския страны!» – звучит молитва знаменным распевом. И вся служба необычна – древнее знаменное – одноголосное, крюковое пение.

После литургии – крестный ход, который совершается ежегодно 6 июля, к часовне святого праведного отрока Артемия.

Опять страшная жара и вот-вот разразится гроза. Говорят, здесь часты грозы. А в день памяти святого отрока Артемия, хотя бы дождичек обязательно пройдет.

 

И в то лето, 1544 года, тоже стояла жара. 12-летний Артемий трудился с отцом на пашне. Когда возвращались домой, началась гроза. Отец еле удержал лошадь, и с ужасом увидел, как сын упал, сраженный молнией.

Жители селения не решились придать тело земле, подумав, что такой кончиной он был наказан за тайные грехи. Они решили, что это знак суда Божия и по существовавшему тогда обычаю, тело Артемия, как умершего от внезапной смерти, осталось неотпетым и непогребенным; Он остался лежать в лесу. Отец накрыл его ветками и сучьями и поставил над ним деревянный срубец...

Прошло больше тридцати лет.

Однажды летом Агафоник, дьячок церкви св. Николая Чудотворца в Верколе, ходил по лесу, собирая грибы, и вдруг увидел свет над местом, где покоился блаженный отрок. Он тотчас поведал о том Веркольским крестьянам. И те, по неразумию своему, просто взяли тело Артемия, безо всяких почестей привезли его к приходской церкви и положили на паперти, прикрыв гроб берестою, покрывавшей в лесу праведного отрока.

В том году в Двинском краю распространилась злая лихорадка. Многие умирали от этой тяжкой болезни, особенно женщины и дети. Заболел и сын Веркольского селянина Каллиника. В сильной скорби он молился об исцелении сына, потом пошел в церковь, приложился ко гробу праведного Артемия и, взяв бересты, покрывавшей нетленные мощи его, с верою приложил её ко кресту на груди умиравшего сына.

Больной выздоровел. Обрадованный Калиник рассказал о том всем своим односельчанам, которые собрались в церкви святителя Николая. Начали петь молебны, и творить память по праведном отроке Артемие. И умилосердился Господь: лихорадка скоро прекратилась.

С того времени чудеса святого Артемия стали умножаться. При церкви св. Николая веркольцы устроили особый придел, куда перенесли с паперти мощи Артемия, положив их в новый гроб. Это было в 1584 году.

Исцеления продолжались. Причём, помощь наступала при разных недугах. У мощей Артемия исцелился и святой Трифон Вятский «от расслабления руки».

Видя умножающиеся от мощей исцеления, два священника, Иоанн и Фома, велели написать на досках старой гробницы несколько икон праведного Артемия. От досок тех остались стружки. Иерей Иоанн тщательно собрал эти стружки и положил на хранение при церкви. Люди, с верою бравшие те стружки, получали исцеление от своих недугов.

В 1619 году Новгородский митрополит Макарий освидетельствовал мощи праведника и благословил перенести их в храм.

Макарий был митрополитом Новгородским с 1619 по 1626-й год. По его же благословению и распоряжению, составлено было житие Артемия со сказанием о посмертных чудесах его, которые с 1605 года записывались со слов самих исцеленных.

В 1635 году ехал в Кевролу и на Мезень назначенный туда воеводою Афанасий Пашков (известный нам по «Житию Аввакума»). По дороге он останавливался в Верколе, но у раки мощей праведного Артемия не был. В Кевроле сын его, Иеремия, тяжко заболел лихорадкою и готовился уже к смерти. Тогда отец вспомнил, что не отслужил молебен праведному Артемию, и дал обет отправиться на богомолье в Верколу. И вот внезапно лежавший в тяжелом забытьи сын Пашкова сам поднялся с постели и, держась за оконце, стал спрашивать своего отца, каким путем ехать им к праведному Артемию. Дивясь тому, отец привез сына в Верколу. Здесь отслужили по обету молебен, взяли бересты с гроба чудотворца, чтобы больной носил её на груди вместе с крестом, и отрок выздоровел. Благодарный отец в 1645 году, на месте обретения мощей Артемия, построил храм во имя великомученика Артемия Антиохийского с приделом во имя Артемия Веркольского.

Слава исцелений от мощей праведного Артемия распространилась далеко: сохранилось подробное описание 80 чудес, происшедших с момента обретения мощей в 1577 году до конца XVIII века.

Новгородский митрополит Киприан послал снова освидетельствовать его нетленные мощи, своей подписью подтвердил доставленную ему роспись исцелений и прислал в церковь села Верколы вновь составленную службу чудотворцу.

В 1648 году в Кевролу была прислана грамота царя Алексея Михайловича, на имя тамошнего воеводы Аничкова: повелено было положить мощи праведного Артемия в новую раку и дозволено построить монастырь на том месте, где были обретены его мощи. Так святой отрок оказался основателем обители. Святые мощи его исцеляли многих, с верою притекавшим к ним.

Веркольскому монастырю оказывал покровительство Патриарх Никон, имевший в своей библиотеке житие Артемия Веркольского.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский, почитавший праведного отрока с детства, неоднократно посещал Веркольский монастырь.Впоследствии, будучи прославленным на всю Россию молитвенником, батюшка всегда, по дороге на родину, заезжал в обитель. В 1892 году на свои средства устроил новую раку для мощей и балдахин над ней, написал акафист святому Артемию.

Не стоит село без праведника

Двух прославленных святых дала миру земля пинежская. Село Сура – родина святого праведного Иоанна Кронштадтского и Веркола совсем недалеко стоят друг от друга. О делах Иоанна Кронштадтского нам многое известно. Вся его жизнь была посвящена служению Богу через служение людям. Сколько храмов, монастырей было построено на его средства! Он приобрел всемирную известность ещё при жизни. Многие тысячи людей разных национальностей и даже разных вероисповеданий стекались к нему в Кронштадт. Собрание его сочинений (и то не полное) составляет семь томов.

Интересно, что и святой отрок Артемий и святой Иоанн Кронштадский прославлены в одном чине – праведные. Этот чин не часто встречается среди святых.

 

Святой отрок Артемий. Что мы знаем о нём?

В Житии Отрок рисуется так: тих, кроток, богобоязлив, послушен родителям, прилежно помогал своему отцу в его крестьянских работах, сколько мог по своему возрасту.

Святой праведный Артемий родился в 1532 году в Верколе. День его тезоименитства – 20 октября[1]. (Кстати, именины Иоанна Кронштадсткого совсем рядом, 19 октября). Небесным покровителем новорождённого стал святой великомученик Артемий, что означает здоровый. Он был родом из Египта, префектом – командующим войсками. За распространение христианства при Юлиане Отступнике подвергся гонениям, был схвачен, погиб под пытками в 363 году. Церковь восхваляет его как «адаманта непобедимаго», «поборника истины», «превеликаго в мученицех», «чудес же дателя пребогатого». Этим последним – чудесами –прославился и святой праведный отрок Артемий. «Человеколюбием Божиим, молитвою праведного Артемия даны различные исцеления недужным» – сообщает Житие.

Он вырос в благочестивой крестьянской семье. Была у него еще сестра, которая известна как святая праведная Параскева Пиринемская. Как смогли, родители их Козма и Апполинария воспитать детей так, что оба они стали избранниками Божьими? Несомненно одно – в благочестии и чистоте. С пяти лет Артемий «начат лишатися детского обычая и возненавидел игры детские». Мальчик работает в поле вместе с родителями. Автор жития XVII века говорит о святости земледельческого труда. «С юных лет славился он добротой нрава и благодетелями, свойственными летам зрелым». В свои 12 лет отрок был уже премудр. Возраст 12 лет особый. Христос в 12 лет разговаривал с учителями в Иерусалимском храме, и все дивились его премудрости. В 12 лет на Руси человек должен был определить свой жизненный путь: жениться или стать монахом.

Святые дети. Этот чин встречается редко, он мало изучен и осмыслен. Приходят на память Вера, Надежда, Любовь. Девочки 12, 10 и 9 лет, принявшие мученический венец. Это любимые святые, память которых не забывалась даже во все советские времена... Кроме них, известны и другие: младенец Кирик, добровольно сгоревший вместе с матерью в доказательство верности Богу, обратив этим подвигом сотни язычников в христианство. Девочка Акилина, с 10 лет проповедовавшая Христа среди сверстников, а в 12 лет, представ перед языческим правителем Палестины, претерпела страшные мучения и смерть. Святая Василиса Никомидийская в 9 лет пострадала за веру во Христа в начале 4 века.

Кто они – святые дети? Среди них есть князья, такие, как юный князь Феодор Новгородский, умерший в 16 лет при загадочных обстоятельствах. Есть и монахи – двенадцатилетний инок Иоасаф, умерший в 17 лет в монастыре, благословляя всех братьев-монахов, как отец. Были среди них юродивые Христа ради: Иаков Боровичский, Иоанн Устюжский…

Особое религиозное благоговение питалось в народе к детям, погибшим насильственной смертью, что приближает их к русским страстотерпцам и мученикам: царевич Димитрий, зарезанный в Угличе, отрок Гавриил Слуцкий – жертва ритуального убийства, младенец Иоанн Углический, убитый работником отца, Василий Мангазейский, также погибший от рук мучителя и убийцы. Вера, которая вместе с Надеждой и Любовью отдала свою жизнь за Христа.

Нашему современному сознанию трудно представимо восприятие святости древнерусским человеком. Нас удивляет прославление ребёнка, не совершившего по нашим понятиям ничего выдающегося. Древнерусский же человек видел отблеск святости в детской чистоте и почитал богоизбранных детей с особенной трогательной теплотой.

Каждый народ имеет свое особое религиозное призвание, которое наиболее полно осуществляется его религиозными гениями – святыми. Тайна святости и непостижимая тайна детства поразительно соединились в русской культуре. Как пишет замечательный русский философ и историк Георгий Федотов: «В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России, в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути». Поэтому детская святость как уникальное явление русской духовности дает возможность ответов на вопросы о духовном становлении и современного поколения России.

Пример детской святости в последней плеяде новомучеников и исповедников российских в образе царевича Алексея, быть может, указывает России новый путь? И символично, что на современной иконе новомучеников российских царевич Алексей изображен в центре и немного впереди всех. Такой «детоцентризм» позволяет надеяться, что именно российские дети смогут найти дорогу к святому граду духовного возрождения и преображения страны, ибо, как сказано в Евангелии: «Ты утаил от мудрых и разумных и открыл младенцам» (Мф.,11, 25).

На Руси любимым чтением были жития святых. Этот обычай сохранялся до начала ХХ века и в крестьянских, и в дворянских семьях. Подтверждение тому, что имя Артемия Веркольского было хорошо известно даже в далёких северных окраинах, говорит такой пример:

«- Артемий праведный, сохрани меня, младенца, дай мне ума и крепости.

Что в голову пришло, то и сказала» [2].

Это пишет о себе известная печорская сказительница Маремьяна Голубкова. Маленькая девочка, не имеющая никакого образования, отданная в работницы и оказавшаяся в смертельной опасности, обращается к святому – её ровеснику, прося о помощи. И эта помощь приходит.

Обращение к помощи святых в трудных обстоятельствах жизни было естественным. И чудо свершалось, и помощь приходила.

А что же мы? Просим ли? Ждём ли? Надеемся ли?

 

…Ранним раннее июльское утро. Мы с десятилетней внучкой возвращаемся в Архангельск из Явзоры, где гостили у наших друзей-архитекторов. Решили сделать остановку в Верколе, побывать в монастыре, встретиться с Людмилой Владимировной Крутиковой-Абрамовой. Веркола еще спит. Бросаем свои рюкзачки на крыльцо Саши Абрамовой – никуда не денутся. Идём к реке. Холодно, замёрзли. Небо затянуто тучами. Вот бы солнышко… Оля говорит:

- Бабуля, давай попросим отрока Артемия, мы ведь к нему идём!

И вдруг, кажется, ни с того, ни с чего выглядывает солнце, становится тепло, и мы, радостные и согретые, подходим к переправе…

Время в монастыре пробежало быстро. Пора возвращаться. Снова переправляемся через реку. Долгий путь через пойму Пинеги. Солнце, кажется, палит нещадно. Очень хочется пить, но мы не предусмотрительны – ничего с собой не взяли. У меня стало прихватывать сердце. Оля, уже не спрашивая меня:

- Артемий, праведный, помоги бабуле!

Мы почти на середине пути. Вдруг, откуда ни возьмись, идёт навстречу мальчик. Вижу у него в руках бутылку с водой. Просить как-то неудобно. Но решаюсь. Он в ответ расцвёл улыбкой: пейте, пейте на здоровье! Глоток – и нам уже гораздо легче идти, и мы быстро оказываемся в селе, даже не уставшие.

Что это? Совпадение? Случайность? Или чудо святого Отрока? А умеем ли мы в нашей скоробегущей жизни видеть чудеса? Видеть ту, помощь, которую нам дают святые.

О чём говорит, чему учит нас житие святого отрока Артемия?

Видеть чудеса в малом? И от малых? Внимательнее приглядываться к малым сим.

 

И еще заметила: дети чаще обращаются за помощью детей-святых. Наши дети ближе к Богу, ближе к святым.

Хочу закончить свои заметки о святом праведном отроке Артемии словами поэта Бальмонта:

… на Руси бывали чудеса

Не меньшие, чем в отдалённых странах.

К нам также благосклонны небеса,

Есть и для нас мерцания в туманах.

 

Смирение и послушание, скрытое от людей добродетельное житие и чудеса – все это принесло Святому Отроку огромную славу и любовь русского народа. И Федор Абрамов в детстве хотел походить на праведного отрока Артемия Веркольского.

 

К.Бальмонт. Смерть Димитрия Красного

 

 


[1] Все даты даны по ст. стилю – Л.Т.

[2] М.Р. Голубкова, Н.П. Леонтьев. Мать Печора. Архангельск, 1987. С. 33.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: