Официальная группа «Коты-модники/ Cats of fashion» https://vk.com/cats_of_fashion
Этап №1: Начало работы/ работа с глиной.
1) Подготовьте заранее эскизы ваших брошек: отрисуйте их карандашом на бумаге, определитесь с величиной брошки, вырежьте ножницами бумажный эскиз!
2) Смачиваем тряпицу, раскладываем её без складок на гладкой поверхности стола;
3) Выкладываем глину (примерно, величиной с кулак) на влажную тряпицу;
4) Ставим по обеим сторонам от глины ограничители из реечек (либо штапика, либо плитки, либо доски), которые задают толщину будущего изделия;
5) Берём в руки скалку, накрываем сверху глину влажной тряпицей (желательно чтобы тряпица была не фактурная, возьмите за основу, скажем, бязь или ситец), раскатываем скалкой глину, пока она не сравняется с ограничителями. Так вы получите однородную по всей поверхности толщину, которая необходима для изготовления аксессуаров и ювелирных вещиц из глины.
Для своих брошек я использовала в качестве ограничителя бамбуковый тростник, толщиной примерно в 6-7 мм.
6) Раскатали глину, теперь выложите ваши вырезные элементы на основу.
Старайтесь далее выкладывать и вырезать изделие не от самого края, а ближе к центру, где нет рваного края глины! Так вы предотвратите вероятный дефект в толщине: у краёв глина тоньше, чем в центре!
Так же, компонуя эскизы, посчитайте, сколько примерно получается изделий с одного раската и куска глины величиной "с кулак".
7) Вырезаем изделие из глины строго по эскизу. Чтобы эскиз не ёрзал по глине, придерживаем его пальцем. А лучше используйте кальку: она тонкая и хорошо подклеивается к глине на то время, пока нужно вырезать изделие по силуэту эскиза. Старайтесь держать резак ровно, не меняя угла наклона, поскольку так вы можно сильно срезать в глубину и на задней стороне будет ощущаться некоторый скос.
Используйте в качестве резака шприц с длинной толстой иглой, однако кончик перед работой сточите на грубой шкурке так, чтобы у металлического стержня не было колющей части!
Когда вырезаете уши, сделайте место их сцепления с головой толще на 5 мм от заданного эскиза, поскольку именно там чаще всего глина при высыхании трескается, это грозит браком.
8) Выкладывайте ваши изделия на деревянную основу! Она хорошо впитывает в себя воду из глины, что благоприятно влияет на процесс просушки. Кроме того, от деревянной доски изделие отходит лучше: без дефектов и сколов!
Не забудьте, что при высыхании, а далее обжиге, глина даёт усадку в 1 - 1,5 - 2 см. Поэтому, работая над эскизом, сразу закладывайте в картинку условные +1 или +2 см!
9) Когда закончена работа с глиной, поставьте изделия на просушку примерно на 3 дня в проветриваемое помещение.
Этап №2: Подготовка изделия к обжигу.
Перед обжигом необходимо зашкурить изделие, пока глина всё ещё пластична, поскольку дальше она будет каменной и обработке поддаётся с огромным трудом.
Шкурим изделие мелкой шкуркой.
Аккуратно проходите шлифовальной бумагой те участки изделия, где, как вам кажется, они наиболее тонкие и могут отколоться: уши, глазки, нос и щёчки.
Шкурить брошки лучше на руках, не на доске, чтобы не сломать ушки и другие тонкие элементы.
Сдуйте с угловых частей изделия "набежавшую" пыль, аккуратно сложите брошки в чашку или кружку. Изделие готово для обжига.
Далее обжиг проходит под наблюдением и присмотром мастера примерно около 6-8 часов.
После обжига мастер в перчатках и щипцами осторожно вынимает изделия из печи.
Этап №3: Затирка изделия.
Затирка - это жидкая чёрная глазурь (оксид меди, железо), которой создаётся графический эффект на изделии: выявление, распознавание и создание объёма. Может также при умелом сочетании с глазурью, придать живописный эффект всему изделию.
Работа с затиркой: наносим и распределяем по изделию жидкую глазурь кистью (плоская синтетическая кисть или щетина № 4, 5). Выявляем объём губкой, словно протирая изделие лёгкими движениями.
Этап №4: Работа с глазурью.
Глазури - это тот случай, когда нужна практика и руководство мастера.
Этот этап работы идёт отдельным блоком ряда уроков, которые могут включать в себя 2-4-6 занятий по 1.5 - 3 часа, в зависимости от объёма работы (слепленного изделия) каждого учащегося. Количество часов и занятий зависит и от скорости работы каждого.
Про глазури скажу коротко: тем, кто пробует впервые, действительно, стоит освоить базовые знания вместе с мастером в студии под его чутким руководством, потому что только он быстро сориентирует ученика в тонкостях глазурной росписи, а их немало, как оказалось на практике. Так же мастер даёт чёткие рекомендации и советы, чтобы ваш труд имел видимый результат с первых попыток и уроков с новым материалом.
Используйте для росписи круглые колонковые или синтетические кисточки с острым кончиком, размеры № 2, 3, 4. Меняйте кисть в зависимости от величины элементов на брошке.
Разные виды глазури ложатся не одинаково на изделие. Поэтому принцип работы постигается через советы, рекомендации мастера и личную практику. Именно руководитель показывает, как и в каком направлении накладывается кистью тот или иной тип глазури на обожжённую глину, в противном случае, после обжига возможны проплешины из цвета. Так я узнала, что некоторые виды глазурей весьма текучие и пластичные, поэтому они лучше подходят для живописных техник, другие средней пластичности и растекаются меньше, поэтому лучше подойдут тем, кто хочет подчеркнуть красоту и графичность рисунка через цвет. И, наконец, ангоб - цветная глина, которая напоминает гуашь. Он не изменяет цвет после обжига, а при работе цвет уже понятен, не возникает путаницы, потому отлично подходит для детей и начинающих, как и для тех, кто любит чёткие контуры и строгую графику. После обжига изделие, на которую наносился ангоб, нужно дополнительно покрыть прозрачной глазурью. Это делается для того, чтобы придать изделию:
- эффект блеска
- предотвратить скол краски
- защитить от влаги и сделать доступным для бытового использования.
В ангоб также можно добавлять немного глазури (ок.25%) тогда будет создаваться эффект матовой глазури и изделие будет пригодно к использованию уже после первого обжига.
Шаг за шагом, изделие за изделием, начинаешь различать типы глазурей и работы с ними в нанесении на основу.