ДО и ЗО, Бак-т, 1 курс, все спец-ти
Вопросы для экзамена
по «Возрастной анатомии и физиологии»
1. Предмет и задачи анатомии и физиологии детей. Связь с другими науками. Значение для педагогики и психологии.
2. Организм человека как единая целостная система. Уровни организации организма человека.
3. Понятие о росте и развитии детского организма.
4. Физическое и психическое развитие. Свойства роста и развития: непрерывность, гетерохронность и гармоничность.
5. Возрастная периодизация. Онтогенез и его периоды.
6. Критические периоды развития детей.
7. Акселерация и ретардация развития. Понятие о «школьной зрелости».
8. Значение нервной системы. Общий план строения нервной системы.
9. Рефлекс как основной акт нервной деятельности. Схема рефлекторной дуги. Классификация рефлексов. Возрастные особенности рефлекторной деятельности.
10. Нейрон – структурная единица нервной системы. Синапсы. Возрастные особенности образования межнейронных связей.
11. Процессы возбуждения и торможения в нервной системе. Возрастные особенности.
12. Спиной мозг, строение и функции. Развитие отделов спинного мозга.
13. Анатомо-физиологические особенности головного мозга и его отделов.
14. Анализаторы, их структура и значение.
15. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Их роль в познании окружающего мира.
16. Зрительный анализатор. Его строение и функции.
17. Слуховой анализатор. Его строение и функции. Возрастные особенности.
18. Павловский метод экспериментального изучения высшей нервной деятельности. Отличие условных рефлексов от безусловных.
19. Возрастные особенности образования условных рефлексов.
20. Речь. Ее физиологические механизмы. Развитие речи у детей.
21. Внимание, память, их физиологические механизмы.
22. Типы высшей нервной деятельности детей. Зависимость их формирования от социальных факторов, процессов обучения и воспитания.
23. Значение и функции крови. Ее количество и состав.
24. Эритроциты, их строение и функции.
25. Лейкоциты, их виды и функции.
26. Тромбоциты. Механизмы свертывания крови. Свертывающая и противосвертывающая системы крови.
27. Иммуногенетика групп крови человека. Система АВО. Резус-фактор.
28. Значение сердечно-сосудистой системы. Общая схема кровообращения.
29. Кровообращение у плода.
30. Фазы сердечного сокращения. Анализ сердечного цикла. Тоны сердца.
31. Работа сердца. Минутный и систолический объемы сердечных сокращений.
32. Кровяное давление у детей и взрослых.
33. Тренировка сердца ребенка. Значение физической культуры и спорта для нормального развития и повышения выносливости сердца.
34. Значение сущности дыхания. Основные этапы дыхания. Типы дыхания. Изменение типов дыхания с возрастом.
35. Механизм вдоха и выдоха.
36. Газообмен в тканях, внутриклеточное дыхание.
37. Гигиена дыхания. Понятие о микроклимате.
38. Значение и сущность пищеварения.
39. Строение органов пищеварения. Возрастные особенности.
40. Пищеварение в желудке. Состав и свойства желудочного сока.
41. Значение и сущность обмена веществ и энергии в организме. Основные этапы обмена веществ и энергии в организме.
42. Роль белков, жиров и углеводов в организме. Их обмен. Возрастные особенности.
43. Значение процессов выделения. Строение мочевыделительной системы. Возрастные особенности.
44. Нефрон – структурно-функциональная единица почки.
45. Значение опорно-двигательного аппарата. Его функции. Роль в физическом и психическом развитии детей и подростков.
46. Строение и функции костной системы человека.
47. Строение и функции мышечной системы человека.
48. Понятие об эндокринных железах.
49. Гипофиз. Основные гормоны гипофиза, их значение. Становление функции гипофиза.
50. Щитовидная железа и околощитовидные железы. Физиологическая роль гормонов. Строение, функции, возрастные особенности.
51. Гормоны и особенности их действия. Регуляция секреции по типу обратной связи. Классификация гормонов. Становление системы гормональной регуляции в онтогенезе.
52. Половое созревание и его стадии.
53. Типы соединения костей. Суставы, их значение и классификация. Рост костей в онтогенезе. Значение физических упражнений для развития скелета.
54. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей и подростков и их причины.
55. Общие представления о нервном центре и его свойствах. Односторонность и задержка проведения, суммация, облегчение проведения, трансформация ритма, последействие, утомляемость. Координация рефлекторных процессов. Принцип доминанты, конвергенции, иррадиации, индукции, концентрации.
56. Свойства и функции нервной ткани: раздражимость, возбудимость, порог раздражения, проводимость, законы проводимости, понятие о мембранном потенциале (покоя и действия). Торможение и лабильность нервной ткани.
57. Вегетативная нервная система, ее строение и значение.
58. Понятие о высшей нервной деятельности. Развитие этой теории в работах И.М. Сеченова, И.П. Павлова и других ученых. Методы исследования ВНД.
59. Формы поведенческих реакций. Особенности инстинктов и их разновидности. Научение и его формы.
60. Торможение условных рефлексов, его виды: запредельное, внешнее (индукционное, постоянный тормоз), внутреннее торможение (дифференцировочное, запаздывающее, угасательное торможение и условный тормоз).
61. Динамический стереотип и его значение в жизни ребенка.
62. Аналитико-синтетическая деятельность мозга. Координация процессов торможения и возбуждения. Н.Е. Введенский о «гипнотических» переходах от возбуждения к торможению и обратно.
63. Развитие учения И.П. Павлова об условно-рефлекторной деятельности. Учение П.К. Анохина о функциональной системе.
64. Сон как особый вид торможения. Его механизмы, виды и фазы. Гигиена сна.
65. Эмоции, их функции, физиологические механизмы. Становление эмоций в онтогенезе.
66. Потребности, мотивации. Эмоции как защитно-приспособительная реакция организма, их классификация.
67. Память, ее виды и фазы работы. Заболевания, связанные с нарушениями памяти.
68. Современные теории физиологических механизмов памяти: нейронные, нейрохимические, генетическая, иммунологическая.
69. Восприятие, его возрастные особенности.
70. Внимание, его физиологические механизмы. Становление в онтогенезе произвольного и непроизвольного внимания.
71. Речь, ее функции и физиологические механизмы. Речевые зоны коры головного мозга.
72. Формирование органов речи и II сигнальной системы в онтогенезе.
73. Общие представления о типах ВНД, характере и темпераменте. Развитие учения о типологических особенностях млекопитающих.
74. Классификация и физиологические характеристики типов ВНД. Их становление в онтогенезе человека.
Доц. Зерщикова Т.А.
3.10.2011