Лекция 13. Система права 6 глава




Норма права всегда формально определена. Это означает, что любая норма письменно закреплена в части, параграфе, статье, главе, разделе нормативного правового акта, либо другом источнике права.

Системность – следующий признак нормы права. Он выражается, во-первых, в объединении всех норм права в различные отрасли и институты права, которые в совокупности составляют систему права, во-вторых, в том, что каждая норма права обладает внутренней системой, состоящей из взаимосвязанных элементов – гипотезы, диспозиции, санкции. Ни одна норма права как единичное правило поведения не может существовать самостоятельно вне связи с другими нормами. Так, для того, чтобы наказать правонарушителя, применив соответствующую норму административного деликтного права, следует воспользоваться другими нормами административного права, определяющими порядок составления протокола об административном правонарушении, порядок наложения взыскания и т.д. Системность характеризует также иерархию правовых норм.

Говоря о правовых нормах необходимо указать на свойства, характеризующие их связь с государством – общеобязательность и обеспечение средствами государственного принуждения. Норма права представляет собой правило поведения общеобязательногохарактера, т.е. она предписывает правильный, целесообразный, оптимальный с точки зрения общества и потому обязательный для субъекта права образ действий. Норма права гарантированнагосударством, т.е. государство не только создает социально-экономические, политические условия для реализации нормы права, но и предусматривает правовое принуждение в случае ее нарушения. Существует развитый институт юридической ответственности.

Нормы права принимаются субъектами правотворчества, т.е. компетентными государственными органами либо народом в ходе референдума.

Исходя из выше названных признаков норму права можно определить как общеобязательное, структурно организованное государственно-властное веление субъектов правотворчества, содержащееся в нормативном правовом акте.

 

Виды норм права.

Нормы права чрезвычайно разнообразны. С целью их изучения применяются различные классификации.

В зависимости от роли в регулировании общественных отношений нормы права могут быть типичными (содержат правила поведения и регулируют поведение людей, общественные отношения непосредственно) и нетипичными.

Нетипичных норм немного. К ним относятся коллизионные нормы – принимаются с целью устранения коллизий, либо устанавливающие порядок разрешения противоречий между юридическими нормами (“В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция” – ст.137 Конституции Республики Беларусь) и оперативные нормы (нормы-инстументарии) определяют момент и прядок вступления в силу того или иного юридического акта, его отмену либо пролонгацию.

Нетипичные нормы занимают важное место в законодательстве, во-первых, они имеют прямое действие, т.е. на них можно ссылаться при решении конкретного юридического дела, во-вторых, они получают логическое развитие, конкретизацию в типичных нормах, правилах поведения.

Типичных норм большинство. В зависимости от основных функции права (охранительная и регулятивная) они подразделяются на охранительные нормы, которые рассчитаны на неправомерное поведение и поэтому всегда фиксируют меры государственного принуждения, юридической ответственности, которые применяются за нарушение правовых запретов, и регулятивные нормы, рассчитанные на правомерное поведение и устанавливающие юридические права и обязанности субъектов права.

Охранительные нормы, содержащиеся в Уголовном Кодексе Республики Беларусь и Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь, устанавливают меры юридической ответственности за конкретные преступления и административные деликты. Так, за распространение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица в рекламе, средствах массовой информации и иным способом заведомо ложных сведений, наносящих вред деловой репутации конкурента, -- наказывается штрафом или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет (ст. 249 УК Республики Беларусь).

Охранительные нормы гражданского и трудового права имеют более общий характер. Например статья 276 ТК Республики Беларусь запрещает привлекать работников моложе восемнадцати лет к ночным и сверхурочным работам, работам в государственные праздники, праздничные и выходные дни, а статья 465 этого же Кодекса говорит о том, что юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.

Регулятивные нормы могут быть обязывающими и предписывать обязанность совершить активные обязательные положительные действия (“Договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу…” -- ч.1 ст. 400 ГК Республики Беларусь); запрещающими и устанавливать заперты на совершение действий, обязанность воздерживаться от их совершения (“Расторжение брака недопустимо во время беременности жены и в течении трех лет после рождения ребенка без письменного согласия супруги на развод” – ст.35 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье); управомачивающими, предоставляя право на совершение определенных действий (“Для проживания граждан на период их работы или учебы могут быть использованы общежития” -- ч.1 ст. 97 Жилищного кодекса Республики Беларусь).

При изложении обязывающих норм употребляются глаголы “должен”, “обязан”, запрещающие нормы требуют использования глаголов “воспрещается”, “не допускается”, “запрещается”, наконец, при формулировании управомачивающих норм обычно употребляются выражения “имеет право”, “может”, “возможно”. Хотя в некоторых случаях обязывание, запрещение и управомочивание может быть выражено и без использования этих специальных глаголов. Например, статья 38 Жилищного Кодекса Республики Беларусь устанавливает такую норму “Граждане проживающие в домах, грозящих обвалом выселяются в административном порядке по постановлению прокурора с предоставлением жилого помещения типовых потребительских качеств”-- которая является обязывающей.

По объему регулирования общественных отношений выделяют общие норы права, которые регулируют определенный род общественных отношений, специальные – регулирующие вид, т.е. более узкий круг общественных отношений по сравнению с общими нормами права и исключительные нормы, которые устанавливают изъятия из общих и специальных норм. Со времен римского традиционно применяется правило: “Специальная норма отменяет в части своего действия общую норму”. Так, к примеру, часть 1 статьи 335 УК Республики Беларусь в которой определяется, что незаконное врачевание повлекшее по неосторожности причинение менее тяжкого телесного повреждения наказывается штрафом или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок -- является общей нормой, а часть 2 этой же статьи, в которой предусмотрено, что за незаконное врачевание, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения, наказывается более значительно -- ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до семи лет –является специальной нормой. Часть 2 статьи 126 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье дает нам пример исключительной нормы. Так, при усыновлении ребенка отчимом или мачехой наличие разницы в возрасте не требуется, хотя часть 1 этой же статьи предусматривает такую разницу в возрасте не менее 16 лет, между усыновителем не состоящим в браке и усыновляемым ребенком.

По методу правового регулирования нормы права подразделяются на: императивные, носящие сугубо строгий, властный, категоричный характер, которые не могут быть изменены соглашением сторон. Это нормы административного и уголовного права; диспозитивные, которым присущ автономный характер, позволяющий участникам правоотношений самим договориться по вопросам процесса реализации правоотношения. Такие нормы находятся преимущественно в гражданско-правовых актах. Обычно такая норма формулируется таким образом “Должно быть то, если иное не установлено законом или договором”; рекомендательные – обычно содержат правила поведения, исполнение которых желательно для государства. Рекомендательные нормы содержаться в нормативных актах международного права.

По юридической силе различают нормы права. содержащиеся в законах и обладающие высшей юридической силой, и нормы права, содержащиеся в подзаконных нормативных актах.

В зависимости от того, в каком источнике права содержатся нормы, они могут быть писаными, и располагаться в нормативных правовых актах, нормативных договорах, в содержании судебного или административного прецедента; они могут быть устными и существовать в правовых обычаях, правовые нормы могут быть зафиксированы в религиозных догмах и также в трактатах ученых-юристов.

Различают правовые нормы, по сфере действия – общего, ограниченного и локального действия. Нормы общего действия распространяются на всех лиц, находящихся в пределах территории данного государства (граждане) и действуют на территории всего государства. Так, нормы ограниченного действия распространяются только на определенную категорию лиц: предприниматели, военнослужащие, молодежь, лица, проживающих на территории загрязненной радионуклидами и т.д., и действуют на определенной территории (заповедники, пограничная зона, территория города и т.д.). Локальные нормы действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур (локальные нормативные предписания).

По субъектам правотворчества различают правовые нормы, исходящие от государства (парламент, исполнительная и судебная власть) и от гражданского общества (местные и общегосударственные референдумы).

Правовые нормы распределяются по отраслям права: нормы конституционного права, гражданского права, уголовного и других отраслей права и т.д. В рамках этой же классификации различают нормы материального права (регулируют содержательную сторону общественных отношений) и процессуального права (регулируют порядок осуществления норм материального права); нормы частного права, защищающие индивидуальный интерес, и нормы публичного права, охраняющие общественный, коллективный интерес.

 

Структура типичной нормы права.

Одной из основополагающих характеристик нормы права является ее структурное построение. В структуре нормы заложен ее регулятивный или охранительный смысл.

Различают трехзвенную структуру, которая определяет норму, как логическую, т.е. выявленную логическим путем общее правило, обладающее полным набором признаков, раскрывающих государственно-властную и регулятивную характеристику нормы права, и двухзвенную или реальную структуру, которая представляет собой непосредственно закрепленное в тексте нормативного правового акта государственно-властное веление.

Традиционно считается, что логическая норма состоит из трех составных элементов: гипотезы, которая указывает на конкретные условия, при наличии или отсутствии которых начинает действовать норма; диспозиции, содержащей правило поведения, которому должны следовать субъекты права, закрепляющей их права и обязанности; санкции, которая указывает на неблагоприятные последствия, меры принуждения, наступающие за неисполнение обязанностей, за нарушение диспозиции.

Формула логической нормы может быть представлена в виде: “Если..., то..., иначе...”.

Такое строение нормы права в виде всех трех названных элементов редко встречается в нормативных актах. Обычно в тексте нормативного акта формулируется два элемента правовой нормы. Третий элемент правовой нормы может находиться в другой статье закона и даже в другом законе. Так охранительные нормы содержат только гипотезу и санкцию, т.е. прямо закрепляют меры ответственности за правонарушение, не формулируя правило поведения, регулятивные нормы – гипотезу и диспозицию, т.е. прямо предписывают права и обязанности участников правоотношений, но не указывают на санкцию.

Однако, правовая система в целом должна обеспечивать полное содержание правовой нормы, имея в наличии или в запасе все три элемента. Поэтому реальную структуру и охранительной и регулятивной нормы можно превратить в трехзвенную структуру их логической нормы. Например, двухзвенная структура правоохранительной нормы “Причинение смерти по неосторожности – наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок (ч.1 ст. 144 УК Республики Беларусь) -- имеет следующее логическое содержание: “Еслипричинена смерти по неосторожности (гипотеза), апричинение смерти по неосторожности запрещается под страхом уголовного наказания (диспозиция), иначетакие действия наказываются исправительными работами …”.

Аналогичную процедуру можно провести и с регулятивной нормой, переформулировать ее в соответствии с требованиями логической структурой. Например, “Президентом Республики Беларусь может быть избран гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 10 лет” (статья 80 Конституции Республики Беларусь). Реальная структура этой нормы такова: “ Если необходимо избрать Президента Республики Беларусь (гипотеза), то он должен отвечать требованиям возраста и постоянного проживания в стране (диспозиция)”. Санкция в данном случае может быть следующая: “... иначе такой гражданин не может быть избран Президентом Республики Беларусь”.


Лекция 13. Система права

 

Система права представляет собой его внутреннее строение, которое состоит из объединений правовых норм.

Традиционно структура или система современного права представлена такими элементами: норма права, институты права, подотрасль и отрасль права, которые, в свою очередь, объединяются в материальное и процессуальное право, частное и публичное, национальное и международное. Такая система права исходит из его позитивистского понимания и фактически создается государством.

Их взаимодействие внутренне согласовано и характеризуется наличием прямых и обратных связей.

Норма права, как указывалось ранее, является первичным элементом системы права. В ней фиксируется только одно правило поведения, одно субъективное право или юридическая обязанность. Однако, ясно, что общественные отношения – сложнейшая система горизонтальных и вертикальных взаимоотношений, поэтому существование одной правовой нормы бессмысленно. Практическая ценность норм права состоит в их множественности и взаимодействии.

Основанием деления системы права на отрасли служит два критерия: предмет правового регулирования, который включает в себя определенную сферу общественных отношений (семья, собственность, государственная власть) и метод правового регулирования, который предполагает совокупность способов воздействия права на определенную сферу общественных отношений. Выделяют два основных метода правового регулирования: императивный (категорический, властный, административный) и диспозитивный (гражданско-правовой, автономный). Императивный метод правового регулирования предполагает жесткую регламентацию поведения участников правовых отношений, неравное их положение (вертикальное), отношения власти и подчинения, он не допускает отступления от правовых предписаний. Диспозитивный метод предполагает относительную свободу поведения сторон, равное положение участников правоотношения (горизонтальное), их способность самостоятельно избирать тот или иной вариант поведения.

Таким образом, отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют качественно однородную сферу общественных отношений своим особым методом. Отраслями права являются конституционное право, уголовное право, семейное право, гражданское право и т.д.

Отрасль права обладает внутренней структурой и также системна, поскольку состоит из норм права в определенном порядке объединенных в правовые институты и подотрасли права.

Правовой институт – совокупность правовых норм, регулирующих вид или определенную сторону общественных отношений. Например, в конституционном праве существует институт парламентаризма, гражданства, президентства, в трудовом праве – охраны труда, заработной платы, времени отдыха, рабочего времени и т.д.

Подотрасль права регулирует особые крупные подразделения общественных отношений, входящих в сферу отношений, регулируемых отраслью права. В гражданском праве выделяют подотрасли авторского и наследственного права, в земельном праве – водного и горного права. Подотрасль права необязательный элемент системы права, в некоторых отраслях подотраслей не выделяют.

Все отрасли права объединяются в подсистемы материального и процессуального права. Материальное право регулирует содержательную сторону общественных отношений и включает в себя административное, гражданское, финансовое и другие отрасли права. Нормы этих отраслей права непосредственно регулируют соответственно управленческие, имущественные, кредитно-денежные отношения. Процессуальное право регулирует общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления и защиты норм материального права и охватывает гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, административно-процессуальное право и т.д.

В систему права включается также две подсистемы публичного и частного права.

Публичное право регулирует отношения субординационные, базирующиеся на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц. В нем доминируют императивные (категоричные) нормы, которые не могут быть изменены или дополнены участникам правоотношений. К сфере публичного права традиционно относят конституционное, уголовное, административное, финансовое, международное публичное право, процессуальные отрасли и т.д.

Частное право опосредствует отношения “горизонтального” типа, отношения между равноправными независимыми субъектами. Здесь преобладают диспозитивные нормы, действующие лишь в той части, в которой они не изменены и не отменены их участниками. В сферу частного права входят: гражданское, семейное, торговое, международное частное право, отдельные институты трудового права и некоторые другие отрасли и институты права.

Публичное право охватывает своим регулированием отношения в сфере государственной власти, где одним из субъектов права выступает государство в лице его компетентных органов. Оно включает в себя конституционное, административное, финансовое, арбитражное, муниципальное право. Предметом этого комплекса отраслей являются общественные отношения выражающие общие (публичные) интересы.

Частное право регулирует общественные отношения, обеспечивающие частные интересы, автономию и инициативу индивидуальных, юридически равноправных собственников в их имущественной деятельности и в личных отношениях. В состав частного права входит гражданское, семейное, банковское, трудовое, торговое право.

Разделение права на публичное и частное в носит условный характер. Государство все активнее вторгается в регулирование цен, налогов, запретов, лицензирования, квотирования, предоставления льгот, т.е. частная жизнь теряет свой автономный характер, поскольку в каждом отдельном акте гражданского оборота затрагивается и публичный интерес. С другой стороны все более публичный интерес складывается из частных интересов свободных, автономных собственников, все более ориентируется на них.

Система права затрагивает проблемы соотношения национального и международного права. Международное право – это общепланетарная правовая система, регулирующая отношения между государствами, а также между иностранным государством и гражданином и между гражданами разных государств. Существует два типа соотношения норм международного и национального права. В первом случае общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры государства входят в систему его национального права, причем приоритет отдается нормам международного права (Российская Федерация, ФРГ). В другом случае государство признает приоритет общепризнанным принципом международного права и обеспечивает соответствие им законодательства, не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции этого государства (Беларусь).

Существует и другой подход к пониманию структуры развитого права в зависимости от ценности самих правовых норм, их первичности и производности. Он свойственен непозитивистскому пониманию права. Основу системы в таком понимании права составляют права человека и принципы права, публичное право включает в себя референдумные нормы и нормы, изданные государством, частное право – договорные и корпоративные нормы. Охарактеризуем составные элементы этой системы.

права человека, т.е. первооснова права, его базис, наиболее общие правовые нормы, составляющие глубинный слой права, и являющиеся основой позитивного права, исходящего от государства. Права человека – это возможности человека, позволяющие ему достойно жить и работать. Предполагается, что ими обладают все люди независимо от своего имущественного, социального положения с момента рождения, поэтому эти права еще называют естественными, природными, прирожденными, абсолютными, неизменяемыми. Они вытекают как бы из естественного порядка вещей, из самой жизни, из социально-экономических условий, в которых находится общество и человек в тот или иной период развития. К правам человека относятся право на жизнь, здоровье, свободу, частную собственность, право ребенка на счастливое детство, и многие другие.

Ранее естественные права человека существовали в виде представлений, идей. Ныне они закрепляются в международных правовых актах, а также во внутреннем законодательстве конкретной страны;

принципы права – основополагающие нормы поведения. К ним относятся принципы равенства всех перед законом, гуманизма, социальной справедливости, приоритета прав человека над государством, приоритета права над государством. Эти принципы права играют первостепенную роль и имеют абсолютный приоритет над всеми другими нормативными положениями. Они – основа правотворческой деятельности;

референдумное право, как нормы позитивного права, принятые в результате волеизъявления гражданами непосредственно и определенно, без возможных искажений и изменений государственными органами. Обычно таких норм немного, но переоценивать их юридическую силу и значимость в регулировании стратегического направления общественного развития нельзя;

нормы, изданные государственными органам -- это в основном нормы публичного права, регулирующие вертикальные отношения по поводу формирования государственной власти, налогообложения, экологии, обеспечения правопорядка, осуществления правосудия. Такие нормы можно назвать централизованными государственными нормами;

корпоративные нормы, как правила поведения, разрабатываемые в организациях. Корпоративные нормы современного права регулируют финансовые, управленческие, трудовые, имущественные и другие вопросы. В промышленно развитых странах доля корпоративных норм или децентрализованных по своему объему может превышать долю норм централизованных или общегосударственных. Эти нормы выражают баланс общественных и частных интересов, отражают принципы на началах равенства и координации, т.е. горизонтальные отношения. Это нормы частного права. чем выше уровень развития экономики той или иной страны, чем выше там уровень свободы субъектов, тем авторитетнее корпоративное права, которое может по своему объему превосходить нормы общегосударственные;

договорные нормы, которые формируются сами гражданами или их организациями для урегулирования вопросов, по которым закон либо молчит, либо дает возможность субъектам права определятся самостоятельно. Договорные соглашения и содержащиеся в них договорные нормы обязательны как для договорившихся сторон, так и для суда, который при рассмотрении спора должен руководствоваться именно договорными нормами. Договоры распространены во многих сферах человеческой деятельности – трудовой договор, брачный контракт, договоры купли-продажи, бытового обслуживания, проката, поставки и т.д.

 


Лекция 14. Правовые отношения.

Понятие и признаки правового отношения.

Известно, что общественные отношения представляют собой различные связи между людьми, которые возникают в ходе их совместной деятельности. Общественные отношения существуют в сферах экономики, политики, социально – культурной, трудовой и других видов деятельности. Поскольку право регулирует все эти виды общественные отношения, то в результате они приобретают правовую форму и становятся правовыми отношениями.

Правовое отношение – центральная правовая категория, важнейший институт правовой системы любой страны и ее механизма правового регулирования.

Правоотношения можно рассматривать в широком и узком смысле в зависимости от признания существования их до юридических норм, либо только после, в результате их реализации, т.е как законоотношения.

Под правоотношением в широком смысле принято понимать объективно возникающую до закона особую форму социального взаимодействия людей, которые обладают взаимными правами и обязанностями. Уже общепризнанным является существование естественных прав человека, коренящихся в его природе, поэтому исторически право появилось первоначально как система правоотношений между людьми, без соответствующих им норм позитивного права. Такие правоотношения существуют и сейчас в сфере производства, обмена, распределения материальных благ и присущи наиболее социальным связям, не получившим до определенного времени юридического оформления. Такие правоотношения обеспечиваются самими участниками без вмешательства государства. Они первичны по отношению к закону, поскольку формируют государственную волю, а государственные органы и законодатель ищут право, проявляющееся в том числе и в правоотношениях.

Данное понимание правоотношения особенно актуально восстановить в посттоталитарных государствах, где в процессе демократизации экономической, политической и других сфер общественной жизни возникают многочисленные прогрессивные правоотношения, до определенного времени не урегулированные юридическими нормами. В данной ситуации основным принципом правового регулирования для свободного гражданина должен стать принцип: “Разрешено все, что не запрещено законом”.

Под правоотношениями в узком смысле понимаются только законоотношения, т.е. разновидность социальных отношений, урегулированных юридической нормой. Участники таких правоотношений также обладают взаимными правами и обязанностями и реализуют их в особом процедурном порядке, установленном, гарантированном и охраняемом государственными органами. Такие правоотношения вторичны, поскольку возникают на основе юридических норм и реализуют государственную волю, уже содержащуюся в юридических нормах. Государство принимает принудительные меры по обеспечению таких правоотношений, сущностью которых является перевод общих установлений юридической нормы в конкретные субъективные права и обязанности субъектов правоотношений.

Имея в виду существование двух подходов к пониманию термина «правоотношение», все же можно выделить общие признаки, которые характеризуют правоотношение как таковое:

это форма общественных отношений;

результат волеизъявления одной или двух сторон, т.е. носят волевой характер;

стороны всегда обладают субъективными правами и юридическими обязанностями, которые взаимосвязаны и носят корреспондирующий характер;

связь в правоотношении всегда двухсторонняя, причем могут быть персонофицированы либо две стороны, либо одна;

правоотношение может быть обеспечено возможностью государственного принуждения.

 

Субъекты правоотношений.

Субъектами правоотношений признаются как индивиды (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства или апатриды, лица с двойным гражданством или бипатриды), так и коллективные субъекты, которые на основании норм права могут быть участниками правоотношений, носителями субъективных прав и юридических обязанностей

Граждане являются самыми многочисленными субъектами права и вступают в различные гражданско-правовые, семейные, трудовые, финансовые, процессуальные правоотношения. Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства ограничен. Эти лица не обладают теми правами и не несут тех обязанностей, которые неотделимы от гражданства, например не участвуют в выборах государственных органов власти, в референдумах, не могут занимать должности в государственном аппарате, не подлежат призыву на военную службу в стране пребывания.

К коллективнымсубъектам относят: государство, организации и социальные общности.

Государство в целом как субъект права выступает в международных, конституционных и уголовных, гражданских правоотношениях, в последних, например, при выпуске облигаций внутригосударственного займа, в отношении права собственности на бесхозяйное имущество, на клады и т.д.

Организации могут быть государственными и негосударственными. Государственные организации подразделяются на три группы:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: