Зарождение китайской философской культуры. Становление Конфуция – как великого учителя нации




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗФО

КОНФУЦИАНСТВО И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ФИЛОСОФСКОЙ КУЛЬТУРЫКИТАЯ

 

Выполнил:

студент 1 курса (з)

Белькович Валерия

Андреевна

Группа БПСШО - 161

Проверил преподаватель:

Волкова Т. А.

 

 

Кемерово, 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………….. 3

Глава 1. Конфуцианство как путь к духовному развитию …… 5

1.1 Зарождение китайской философской культуры. Становление Конфуция – как великого учителя нации

1.2 Высшая добродетель. Этика конфуцианства ……….. 10

Глава 2. Наследие мудрости ушедших поколений …………….. 12

2.1 Конфуцианство в процессе модернизации Китая

2. 2 Традиции и современность ……………………….14

Заключение …………………………………………………….. 21

Список литературы …………………………………………… 22

 

ВВЕДЕНИЕ

С глубокой древности китайские мудрецы задавались вопросом: если природа прекрасна в своем совершенстве, то, как сделать столь же прекрасным и совершенным человека? Наиболее мощное воздействие на культурные традиции Китая оказали два, по сути, противоположных учения, у истоков которых стояли Лао Цзы и Конфуций (VI-V вв. до н. э.).

Лао Цзы утверждал, что есть духовное бытие, которое существует всегда. Он называет это «нечто» именем «дао» отсюда и название его вероучения – даосизм.

Совершенно иную точку зрения на человека имел Кун Цзы, которого европейцы стали называть Конфуцием (ок. 551-479 гг. до н. э). Со временем понятия «конфуцианец» и «ученый» стали в Китае почти синонимами – так высоко ценили потомки труды Конфуция. Философ создал учение, согласно которому поведение человека должно определяться его местом в общественной иерархии. Он полагал, что люди станут счастливее, если в любой социальной роли будут сохранять чувство собственного достоинства, чтить предков, уважать старших. Идеалом благородного человека, по мысли Конфуция, должен быть сам правитель. Он служит образцом добродетелей, воспитывает подданных своим нравственным примером. Впрочем, есть нечто более высокое, нежели интересы правителя, это воля Неба. Мудрец говорил, что «Небо породило во мне добродетель». Но как узнать волю Неба? Здесь Конфуций видит единственный путь: наблюдать за звездами, изучать музыку, древние ритуалы, исторические повествования.

Конфуций не оставил философских трактатов; его мысли записали ученики, собрав книгу под названием «Лунь юй» («Изречения»). Но зато мудрец потратил много сил на собирание и изучение китайских народных «преданий старины глубокой». Так возникла знаменитая «Книга песен» («Шицзин»), включающая 305 текстов фольклорного происхождения и ритуальные гимны.

Учение Конфуция и его труды стали достоянием национальной художественной и философской культуры Китая. Философ требовал, чтобы искусство возвышало и привносило в их жизнь нравственные идеалы. Средством воспитания он считал три вещи: песню, обряд и музыку. К тому же Конфуций полагал, что музыка, прежде всего ритуальная, способствует лучшему государственному устройству, так как несет в себе четкую структурную организацию и «добромыслие».

Конфуцианство, как и даосизм прочно закрепилось в истории философской культуры Китая, став мощным фундаментом для пути нравственного развития китайской нации. [1, С. 49-52]

 

 

Глава 1. Конфуцианство как путь к духовному развитию

Зарождение китайской философской культуры. Становление Конфуция – как великого учителя нации

 

Сведения о жизни большинства великих людей древних времен обыкновенно малодостоверны. Действительность и истина в них так тесно сплетаются с легендой и фантазией, что потребны долгие научные изыскания, чтобы отделить достоверные факты от вымысла.

Китайские летописцы рассказывают о жизни и деяниях великого учителя без всяких прикрас и преувеличений и лишь с небольшой дозой фантастического вымысла.

Приступая к изложению жизни и учения великого философа Китая, необходимо предпослать этому изложению краткий очерк истории Китая до Конфуция, рассмотреть эпоху, когда жил и действовал великий учитель Китая, и, во-вторых, – предшествовавший этой эпохе исторический период, когда жили мудрецы, у которых Конфуций заимствовал основы и принципы своего учения.

Китайская народность, представляющая собой загадочное и своеобразное явление в истории, является старейшей из всех существующих в настоящее время народностей, переживших все другие народы, память о которых сохранила нам история и которые или исчезли без следа, оставив по себе только памятники, свидетельствующие об их минувшем величии, или же настолько изменились, что потеряли свой первобытный тип. Между тем китайцы остались точно такими же, какими они были целые тысячелетия тому назад. В древности они представляют собой один из образованных и культурных народов, но, достигнув известной степени цивилизации, остановились на ней и до сего времени сохранили ее почти без изменения такой, какова она была три тысячи лет тому назад.

 

В глубокой же древности ими были выработаны и религиозные воззрения, очень темные, сбивчивые и неопределенные. Сущность этих воззрений такова: они поклонялись небу и земле, как отцу и матери всего существующего. Небо считали повелителем и владыкой мира, землю – повелительницей; таким образом, небо у них считалось мужским началом, Ян, активным и совершенным движителем бытия и жизни, земля же – женским, Инь, началом мертвым, бездеятельным и неподвижным. Все совершенные явления китайцы принимали за Ян, а несовершенные – за Инь. Но Ян в их представлении постоянно соединяется с Инь, как отец и мать в рождении. Вместе с поклонением небу и земле они почитали духов или демонов в качестве представителей отдельных сил и явлений природы и поклонялись душам предков, на которых смотрели как на покровителей живых; по их понятиям, души умерших предков могли давать им мудрые советы или же преследовать их своим гневом. В честь неба и земли, а также духов и предков были учреждены различные праздники и приносились жертвы; во время жертвоприношений играла музыка, и пелись стихи.

Научные знания стояли у них до времен Конфуция также на довольно высокой степени развития.

Даже нравственный склад их остался тот же: и в те времена они отличались вежливостью, кротостью, терпением, необыкновенным трудолюбием, с одной стороны, и хитростью, коварством, надменностью и корыстолюбием – с другой, за исключением разве что нетерпимости и замкнутости – черт, развившихся у них уже после Конфуция.

 

Культурные начала были выработаны китайцами при мудром и мирном правлении их первых богдыханов. Правление у китайцев того времени, как и у современных, было монархическое, патриархальное. В основе социального строя стояла семья с отцом во главе; в политическом быте народ составлял одну семью, отцом которой считался богдыхан; и как в семье члены беспрекословно подчинялись ее главе, так и народ глубоко чтил своих правителей, на которых он смотрел как на божеств.

Древние китайские мудрецы говорили, что добродетель должна быть основою правительства и что государь может быть действительным благодетелем народа, если будет заботиться о доставлении ему следующих девяти благ: воды, огня, металлов, дерева, хлеба, умения употреблять эти вещества на пользу, жить в согласии с ближними, сохранять здоровье и беречь жизнь.

Вся китайская история того времени переполнена рассказами о братоубийственных войнах, коварных интригах, изменах и возмущениях против богдыхана. Выработанные культурные начала стали забываться и приходить в упадок. Религия находилась в пренебрежении, законы бездействовали, сильные притесняли слабых, крупные землевладельцы отнимали земли у мелких собственников и оставляли их без клочка земли. Последние умножали собою бесчисленные толпы бродяг и нищих, не признававших никакой власти и законов.

Все это вызвало ропот даже у известного своим терпением и трудолюбием народа. Подавляемый массой поборов и налогов и непосильным трудом, народ был близок к возврату в первобытное состояние варварства. Должна была наступить пора преобразований. Надо было найти способы водворить в государстве порядок и начать новую жизнь. При безначалии и нравственной и политической распущенности, господствовавшей в Китае в эту эпоху, должны были, наконец, явиться преобразователи нравов, здравый голос которых указал бы народу и правителям путь к истине, призвал бы их к повиновению законам.

И действительно, в это время стали появляться люди, стремившиеся тем или иным путем внести покой и мир в государство, – люди, сознававшие всю необходимость его объединения.

Среди них были и полководцы, мечтавшие достигнуть заветной цели силою оружия, и политики, старавшиеся путем дипломатических уловок и переговоров достичь того же (дипломатия и в то время имела большое значение, как это видно из существовавшего тогда выражения «трехдюймовый язычок стоит стотысячной армии»), и, наконец, философы. Последние видели спасение страны в установлении и улучшении нравственного и религиозного быта народа, во введении строгого порядка, основанного на правильных гражданских и уголовных законах, и в предложении целого ряда мер к поднятию материального благосостояния народа, улучшению его сельского хозяйства и промышленности.

Из этих философов наиболее известны Лао-Цзы и Конфуций.

Китайские летописцы ведут генеалогию своего реформатора от полумистического богдыхана Хуанди, изобретателя цикла и компаса, царствовавшего за 2637 лет до Р. X.

По их словам, большая часть предков Конфуция отличалась выдающимися способностями и занимала важные административные, военные и гражданские посты в государстве. На одного из этих предков, жившего в VIII столетии до Р. X., указывают, между прочим, как на большого любителя и знатока старинных обычаев и древней истории – наследственная черта, перешедшая впоследствии к Конфуцию.

Согласно китайским хронологическим таблицам, Конфуций родился в 21-й день 10-го месяца 20-го года царствования богдыхана Лин-Вана (мудрого царя), то есть в 551 году до Р. X. При рождении Конфуцию было дано имя Ку (холм), в знак памяти о холме, на котором молилась его мать. Сведения о детском периоде жизни Конфуция очень скудны.

Вообще Конфуцию удалось приобрести в молодые годы много разнообразных сведений, обилие которых впоследствии поражало и удивляло его слушателей.

 

 

С самого раннего утра Конфуций, сопровождаемый сведущими и опытными людьми, обходил рынки и лавки, осматривая овощи, мясо и хлеб, причем поощрял честных торговцев и строго преследовал мошенников, и благодаря этим мерам достиг блестящих результатов.

Он вникал в малейшие мелочи сельского хозяйства и не упускал ничего из виду, что могло хоть немного содействовать возвышению и улучшению крестьянского быта. Он достигал своей цели то убеждениями и просьбами, то угрозами и наказаниями, то вовремя поданной помощью. Усилия его увенчались блестящими успехами.

При погребении матери рядом с отцом Конфуций в первый раз выступил в роли общественного учителя. «Соединенные при жизни, – сказал при этом философ, – не должны быть разлучены и по смерти. Положите их тела рядом – тело мужчины на восток, тело женщины на запад, с головами, обращенными на север, и ногами, обращенными на юг».

Это погребение во многом отличалось от соблюдавшихся тогда похоронных обычаев. Современники Конфуция совершенно забыли обычаи предков и хоронили покойников, как попало, на пустырях, несколько дней носили по ним траур и затем забывали о них. Не так думал Конфуций. В своих первых поучениях он горячо упрекает сограждан в неуважении к усопшим, в общей нравственной развращенности; говорит, что люди утратили стыд и совесть и на самые возмутительные вещи смотрят равнодушно. Он старается вразумить граждан, что человек, царь земли, которому все подчиняется на ней, есть драгоценнейшее создание из всех живущих под небом, достоин всякого уважения и что равнодушие к оболочке его души есть унижение человеческого достоинства и низведение его на степень грубого животного. [2]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: