Плоды и их классификация.




ЧЕТВЕРТЬ

Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменение листьев.

*Листья и фактор ВЛАЖНОСТИ: 1. Листья засушливых мест имеют: а) мелкие размеры или колючки (кактус) б) густое опушение (фиалка узамбарская) в) восковой налёт (плющ восковидный) г) сочные (алоэ, агава)

*Особенности листьев теневыносливых р-ий: а) более тонкие б) имеют более тёмную окраску

*Видоизменения листьев: а) колючки (или для защиты – барбарис; или для уменьшения испарения – кактус) б) усики (для цепляния за опору – горох) в) ловчие органы у насекомоядных р- ий (росянка)

Древесные растения в местностях с постоянным направлением ветра часто имеют флагообразную форму кроны. Растения же, выращенные из черенков этих деревьев в обычных условиях, как правило, имеют нормальную форму кроны. Объясните наблюдаемые явления.

1) флагообразная крона формируется под влиянием внешних условий (например, ветра) и может быть объяснена модификационной изменчивостью;
2) при вегетативном размножении при помощи черенков генотип не изменяется, и при отсутствии ветра формируется нормальная крона.

 

Сделать информационный РИСУНОК!!!

 

Строение стебля. Многообразие стеблей.

 

* Функции стебля: 1.Является составной частью побега 2. Проводит пит. вещества 3. На нём развиваются листья, цветки, плоды с семенами. *Типы стеблей по продолжительности жизни: 1. Травянистые (живут 1 сезон) 2. Деревянистые (живут более продолжительный срок, содержат лигнин, придающий твёрдость)

*Типы стеблей по направлению роста: 1.Прямостоячие (травянистые (подсолнечник, кукуруза) или деревянистые (берёза, яблоня), имеют хорошо развитую механическую ткань) 2. Вьющиеся обвивают опору, поднимаясь вверх (вьюнок, фасоль, хмель) 3. Лазающие поднимаясь вверх, цепляются за опору усиками (виноград, горох) или придаточными корнями (плющ) 4. Ползучие стелются по земле и могут укорениться в узлах (земляника, лапчатка).

 

 

Сделать информационный РИСУНОК!!!

 

Видоизмененные побеги.

 

*Видоизменённые подземные побеги – корневище, клубень, луковица (в них – запас питательных веществ). *Строение КОРНЕВИЩА (у крапивы, пырея, ириса, ландыша) 1.Корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки. 2. На верхушке корневища находится верхушечная почка, определяющая рост побега. 3.От корневища отходят придаточные корни 4.Внутреннее анатомическое строение корневища сходно со стеблем.

*Строение КЛУБНЯ (у картофеля, хохлатки, топинамбура) 1. Имеют столоны (подземные побеги, на которых развиваются клубни) 2. На клубне имеются углубления, в которых сидят почки (глазки). 3.У клубня имеется основание и верхушка (на ней больше глазков!) 4.Внутреннее анатомическое строение корневища сходно со стеблем.

*Строение ЛУКОВИЦЫ( у лилии, тюльпана, нарцисса, гиацинта, лука, чеснока) 1. Сочные видоизменённые чешуевидные листья, в которых запасаются пит. вещества и вода. 2. Донце – укороченный стебель. 2. Придаточные корни, обеспечивающие поглощение воды и минеральных веществ. 3. Придаточные почки, обеспечивающие рост побега. ___________________________

Значение окучивания картофеля: 1.Окучивание способствует развитию столонов – подземных побегов, которые отрастают от оснований надземных стеблей. 2.На верхушках столонов образуются клубни. ____________________________ Докажите, что корневище – видоизменённый подземный побег: 1.Корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки. 2. На верхушке корневища находится верхушечная почка, определяющая рост побега. 3.От корневища отходят придаточные корни 4.Внутреннее анатомическое строение корневища сходно со стеблем. ________________________ Укажите элементы строения луковицы и их функции. 1. Сочные видоизменённые чешуевидные листья, в которых запасаются пит. вещества и вода. 2. Придаточные корни, обеспечивающие поглощение воды и минеральных веществ 3. Придаточные почки, обеспечивающие рост побега.

_____________________ По­че­му клу­бень счи­та­ют ви­до­из­менённым под­зем­ным по­бе­гом? При­ве­ди­те не менее 3-х до­ка­за­тельств. 1) на свету в клуб­не об­ра­зу­ют­ся хло­ро­пла­сты, в ко­то­рых про­ис­хо­дит фо­то­син­тез;2) на клуб­не рас­по­ла­га­ют­ся почки (глаз­ки);3) име­ют­ся узлы и меж­до­уз­лия, как у по­бе­га. ____________________

 

 

Сделать информационный РИСУНОК!!!

 

Строение цветка.

*Ц. - генеративный орган, является видоизменённым укороченным ПОБЕГОМ, служит для семенного размножения. Развивается из ПОЧКИ. * Строение Ц: (рис 97) 1. ПЕСТИК (ж) и ТЫЧИНКИ (м) (главные части) – принимают участие в размножении. 2. ВЕНЧИК – расположен вокруг тычинок и пестика. 3.Цветоножка – стебелёк, на котором сидит цветок. 4. Цветоложе – расширенная часть цветоножки

*Строение пестика: а) рыльце б) столбик в) завязь * Строение тычинки: а) пыльник (с пыльцой) б) тычиночная нить * Типы венчиков: 1. Простой (состоит только из венчика, образованного лепестками) 2. Двойной (состоит из венчика и чашечки, образованной чашелистиками) *Типы цветков по наличию половых органов: 1.Обоеполые (имеют и тычинки и пестики) 2.Раздельнополые: а) тычиночные б) пестичные

*Типы цветков по количеству осей симметрии: 1. Правильные (имеют несколько плоскостей симметрии) - яблоня, вишня, капуста 2. Неправильные (имеют 1 плоскость симметрии) – горох, шалфей * ОДНОДОМНЫЕ растения – на одном растении развиваются и тычиночные и пестичные цветки (огурец, кукуруза).

* ДВУДОМНЫЕ растения – тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные на других (конопля, ива).

 

 

Сделать информационный РИСУНОК!!!

 

Соцветия.

С.- группы цветков, собранных вместе (хорошо заметны для насекомых) *Типы С: простые и сложные. *Биологическое значение С: 1. Мелкие невзрачные цветки вместе становятся заметными 2. Цветки дают наибольшее количество пыльцы 3. Лучше привлекают насекомых. 4.Растения, цветки которых собраны в соцветия, образуют больше плодов.

Название соцветия Характеристика Примеры р-ий
Кисть Отдельные цветки расположены один за другим на цветоножках, отходящих от длинной общей оси. Капуста, ландыш, черёмуха.
Сложная кисть (метёлка) Несколько кистей отходят от общего стебелька Сирень, виноград
Простой колос Цветки не имеют цветоножек, расположены на общей оси соцветия Подорожник
Сложный колос На общей оси сидят несколько колосков Пшеница, рожь, ячмень
Початок Толстая, мясистая ось Кукуруза
Простой зонтик Цветоножки выходят из оси соцветия Примула, вишня
Сложный зонтик Состоит из нескольких простых зонтиков Морковь, петрушка
Корзинка Многочисленные мелкие сидячие цветки находятся на утолщённом и расширенном ложе соцветия. Снаружи – обёртка. Подсолнечник, астра, одуванчик, осот, бодяк

 

Биологическое значение соцветий (С) 1. С более заметны для насекомых – опылителей и легче опыляются ветром. 2. Растения, цветки которых собраны в соцветия, образуют больше плодов.

 

Сделать информационный РИСУНОК!!!

 

 

Плоды и их классификация.

* Строение плода: а) околоплодник б) семена * Околоплодник – разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи. * Простой плод – если в цветке был 1 пестик. * Сборный (сложный) плод – если в цветке было несколько пестиков. *Типы плодов: СОЧНЫЕ: а) ЯГОДА многосеменная (смородина, клюква, черника) ЯГОДА односеменная (барбарис, финиковая пальма) б) ЯБЛОКО (яблоня, айва) в) ТЫКВИНА (тыква, арбуз, огурец) г) ПОМЕРАНЕЦ (ГЕСПЕРИДИЙ) (лимон, апельсин) д) КОСТЯНКА односеменная (вишня, слива, абрикос, черёмуха) КОСТЯНКА многосеменная (бузина, крушина) е) МНОГОКОСТЯНКА (малина, костяника) СУХИЕ: а) ОРЕХ (лещина, фундук) б) ЖЁЛУДЬ (дуб) в) СЕМЯНКА (подсолнечник) г) ЗЕРНОВКА (пшеница, кукуруза) д) БОБ (фасоль, горох, бобы, акация) е) СТРУЧОК (сурепка, капуста, редис, репа, брюква, редька) ж) КОРОБОЧКА (лён, хлопчатник, мак, фиалка, тюльпан)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: