МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по Истории и философии науки
Для направления подготовки 38.03.01 Менеджмент
Профиля «экономические науки»
Образовательного уровня «магистр»
Заочной формы обучения
Донецк 2016
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Социально-гуманиратный факультет
кафедра социально-гуманиратных дисциплин
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По Истории и философии науки
Для направления подготовки 38.03.01 Менеджмент
Профиля «экономические науки»
Образовательного уровня «магистр»
Заочной формы обучения
УТВЕРЖДЕНО На заседании ________________ кафедры СГД Протокол от «___» _______ 2016г. № ___ |
Донецк 2016
В методических рекомендациях для выполнения индивидуального задания по курсу «История и философия науки» даны методические советы, сведения о структурной компоновке материала, библиографическом стандарте, тематика контрольных работ и список основной литературы.
Составители:
Докт. филос. наук, профессор Муза Д.Е.
Научный редактор:
© Донецкий педагогический институт, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Основные требования и методические советы к выполнению индивидуальных заданий по курсу «История и философия науки»…………………………………………………………………………….3
Перечень тем контрольных работ……………………………………………...8
Литература………………………………………………………………………10
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫК ВЫПОЛНЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»
|
Учебным планом магистерской подготовки, в курсе «История и философия науки» предусматривается выполнение индивидуального задания в виде домашней контрольной работы.
Письменная работа выполняется в течение семестра и сдается на проверку но не позже, чем за две недели до экзаменационной сессии.
Студенту необходимо знать, что вовремя сданная контрольная работа позволит преподавателю проверить текст выполненной работы и дать рецензию на него. В случае, если работа выполнена с нарушением требований или ошибками, студент обязан устранить их путем корректировки текста, либо подготовиться к ответу на высказанные замечания на экзамене.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
1. Работа должна быть выполнена студентами самостоятельно, на основе изученной специальной учебной и научной литературы (желательно, выведшей в последние пять – семь лет).
2. Объем контрольной работы составляет 20 – 25 страниц стандартной ученической тетради, либо 10 – 12 страниц формата А4.
3. Содержание работы должно строго соответствовать теме и плану.
4. Выполненная работа должна удовлетворять следующим условиям: быть логичной (предполагать последовательность в изложении материала), иметь аргументированную позицию, композиционную цельность, отвечать условию грамотности, иметь (по возможности) литературную форму.
ВЫБОР КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Студенты заочной формы обучения выбирают номер темы контрольной работы произвольно.
СТРУКТУРА И ОФОРМЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
|
Контрольная работа должна иметь титульный лист, лист под названием «содержание» (где отражены вопросы плана), затем «Введение», основную часть – развернутые ответы на поставленные в плане вопросы, «заключение» и список использованной литературы.
Контрольная работа выполняется преимущественно в ученической тетради, соответствующей указанному объему. Обложка тетради должна быть оформлена в виде титульного листа:
Образец
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР
Донецкий педагогический институт
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Контрольная работа
по курсу «История и философия науки»
Тема № 11
Аристотель как ученый и систематизатор научных знаний античности
Выполнил:
Кононенко Алексей Сергеевич
студент второго курса
заочного факультета
гр. МО-00, шифр 012301
Все страницы тетради обязательно должны быть пронумерованы. На первой странице студент фиксирует тему работы и вопросы плана. Со второй страницы начинается собственно изложение содержания работы в строгом соответствии с пунктами плана.
Во Введении необходимо обосновать актуальность темы, указать на ее значение в развитии историко-научных представлений и проблемах, сопровождавших конкретный этап в развитии науки, сформулировать цель или задачи работы.
В основной части в соответствии с вопросами плана даются корректные ответы на них. Контрольный вопрос плана следует выделить в тексте отдельным пунктом, причем, в именно той последовательности, в какой он прописан в структуре плана. В заключении, исходя из намеченной цели (задач), а также раскрытого студентом содержания, делаются выводы, согласующиеся с современными теоретическими и практическими знаниями.
|
Поскольку, работы выполняются с привлечением не менее пяти источников (учебники, учебные пособия, словари, справочники, статьи периодических изданий, монографии), то задействованная литература должна быть правильно описана в соответствии с действующими стандартами и размещена в конце работы в виде списка использованной литературы. (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу; Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ 7.0.5–2008 «Библиографическая ссылка»).
Кроме того, в тексте делаются ссылки (данные требования касаются, как цитирования, так и пересказа собственными словами использованного фрагмента).
Кроме того, контрольная работа должна быть снабжена списком использованных источников, расположенных либо:
а) в алфавитном порядке;
б) в порядке цитирования;
в) в хронологическом порядке выхода литературы.
Работа подписывается студентом с обязательным указанием даты ее фактического выполнения. В контрольную работу должен быть вложен лист «рецензии», заполненный аналогично титульному листу работы и необходимый для написания преподавателем соответствующего текста рецензии.
Студент заочной формы обучения получает зачет по контрольной работе в том случае, если им будут выполнены все требования, предъявляемые к написанию работы в высшей школе.
Получив рецензию на свою работу, студент должен ознакомиться с содержанием рецензии, и в случае высказанных замечаний быть готовым ответить на них во время зачета.
В случае если контрольная работа не зачтена (по содержательным и формальным признакам), студенту необходимо выполнить новую работу (по предложению преподавателя либо на ту же тему, либо избрав новую тему).
Если контрольная работа была выполнена не в установленные учебным процессом сроки, то допускается возможность собеседования с преподавателем по ее содержанию непосредственно перед зачетом.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
1. Роль науки в истории человечества.
2. Миф. Преднаука. Наука.
3. Преднаука Месопотамии.
4. Преднаука в Древнем Египте.
5. Зарождение преднаучных представлений в Древней Индии.
6. Преднаука в Древнем Китае.
7. Феномен «греческого чуда» и генезис античной науки.
8. Античная наука: основные направления и проблемы.
9. «Физика» досократиков: модели реальности.
10 Платон и его академия.
11. Аристотель как ученый и систематизатор научных знаний античности.
12. Миф, философия и наука в культуре Древней Греции.
13. Эллинистическая наука.
14. Научно-технические достижения Византии.
15. Научно-технические достижения арабо-исламской цивилизации.
16. Первые попытки систематизации знаний в период раннего европейского Средневековья.
17. Феномен университета. Теология и семь свободных искусств.
18. Преднаука в Древней и средневековой Руси.
19. Европа в позднее Средневековье. Рождение научного логоса.
20. Схоластика, мистика и алхимия: дисциплинарная матрица средневековой науки.
21. Эпоха Возрождения: примат квантитативизм в научных поисках.
22. Научная революция XVII века: общая характеристика.
23. Галилей и его роль в развитии физики и астрономии.
24. Начало академической науки (Лондонское королевское общество, Французская Академия).
25. И. Ньютон и механистическая картина мира.
26. Проект Просвещения и его научный потенциал.
27. Учреждение и становление Российской Академии наук.
28. М.В. Ломоносов как ученый.
29. Наука и промышленная революция конца XVIII – начала XIX в.
30. Научая революция XIX века: становление новой дисциплинарной матрицы.
31. Развитие термодинамики. С. Карно: принцип обратимости тепла и работы.
32. Рождение электродинамики: Фарадей и Максвелл.
33. Ч. Дарвин и учение о происхождении видов.
34. Д.И. Менделеев и периодическая система элементов.
35. Рождение генетики: Г. Мендель.
36. Революция в естествознании конца XIX - начала XX вв. и становление неклассической науки.
37. Теория относительности: А. Эйнштейн.
38. Квантовая теория: М. Планк.
39. Н. Бор и вклад в современную науку.
40. Ядерная физика (Э. Резерфорд). Ядерные исследования и практика в ХХ в.
41. Биосферные и ноосферные исследования В.И. Вернадского.
42. Кибернетика как наука: Н. Винер.
43. Синтез естественных и социально-гуманитарных наук в творчестве Н.Н. Моисеева.
44. Атомная наука: основные сюжеты истории и персоналии.
45. Универсальный эволюционизм.
46. Естественные и социально-гуманитарные науки: пути и перепутья.
47. Генезис, основные этапы и современное состояние социально-гуманитарных наук.
48. Основные парадигмы в социально-гуманитарном знании.
49. История, основные идеи и методология педагогической науки.
50. Российская и советская традиции в педагогике.
ЛИТЕРАТУРА
Хрестоматия по истории науки и техники. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2005.
История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов / Под ред. А.С. Мамзина. СПб.: Питер, 2008.
Алексеева Л.А., Додонов Р.А., Муза Д.Е. Философия науки и техники. Учебное пособие для магистрантов. Донецк: ДонНТУ, 2010.
Огородников В.П. История и философия науки: Учебник для аспирантов. СПб.: Питер, 2011.
Никифоров А.Л. Философия и история науки: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2014.
Степин В.С. История и философия науки. Учебник для аспирантов и соискателей. 3-е изд. М. Академический проект, 2014.
Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. М.: Академический Проект, 2004.
Лебедев С.А. Философия науки: Краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории) / С.А. Лебедев. М.: Академический проект, 2008.
Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Сост. и общ. Ред. И.Т. Касавин. М.: «Канон+», РОИ «Реабилитация», 2009.