Контрольная работа состоит из 4 частей по анализу конфликтных ситуаций с целью определения мер по их управлению.




При Правительстве Российской Федерации»

(Финансовый университет)

 

Кафедра «Управления персоналом»

КОНФЛИКТОЛОГИЯ.

Методические указания по выполнению контрольной работы

 

Для направления

081100.62 «Государственное и муниципальное управление»

(программа подготовки бакалавров)

Москва - 2015


Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«ФинансоВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

При Правительстве Российской Федерации»

(Финансовый университет)

Кафедра «Управления персоналом»

КОНФЛИКТОЛОГИЯ.

Методические указания по выполнению контрольной работы

 

Для направления

081100.62 «Государственное и муниципальное управление»

 

(программа подготовки бакалавров)

Рекомендовано Ученым советом факультета менеджмента

(протокол № от)

Одобрено кафедрой «Управления персоналом»
(протокол № от.)

МОСКВА - 2015


УДК 331.1(073)

ББК 65.242.1я73

Ж 68

 

Морозова И.В.

«Конфликтология.Методические указания по выполнению контрольной работы предназначена для студентов, обучающихся по направлению 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» (программа подготовки бакалавров) - М.: Финансовый университет, кафедра «Управление персоналом», 2015. – 28 с.

 

Методические указания по выполнению контрольной работы разработала: кандидат педагогических наук, доцент Финансового университета И.В. Морозова

Методические указания по выполнению контрольной работыобсуждены на заседании кафедры «Управление персоналом»

Зав. кафедрой доктор социологических наук, профессор Финансового университета О.С. Осипова

 

Ó Морозова Ирина Владимировна, 2015

Ó Финансовый университет, 2015


СОДЕРЖАНИЕ

Методические указания по выполнению контрольной работы 5

Рекомендуемая литература

Методические указания по выполнению контрольной работы

 

Студенты 1 курса заочной формы обучения бакалавриата по направлению 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» (программа подготовки бакалавров) выполняют контрольную работу по дисциплине «Конфликтология.

Контрольная работа выполняется в сроки, предусмотренные учебным планом, по окончании лекционных и практических занятий. Она является формой закрепления и контроля теоретических знаний и практических навыков, полученных студентом во время изучения данной дисциплины, и служит основанием допуска к сдаче экзамена.

Контрольная работа состоит из теоретической части и практической, включающей четыре задания. Варианты контрольной работы предполагают индивидуальный выбор управляющих в соответствии с личными интересами.

Контрольная работа состоит из 4 частей по анализу конфликтных ситуаций с целью определения мер по их управлению.

1. В теоретической части контрольной работы требуется изучить теорию, воспользовавшись лекциями и теоретической частью данных методических указаний. План изучения: описание конфликта, проведение картогафического анализа по А.Я. Анцупову, определение глубины развития конфликта по Емельянову А.

Перед написанием контрольной работы следует обратиться к конспекту лекций по раскрываемым в ней вопросам, ознакомиться с ними в основной и дополнительнойлитературе.

2. В практической части контрольной работы студент должен описать собственную конфликтную ситуацию. Для образца выполнения ознакомьтесь с примером в методической части (сквозной пример выделен курсивом). Просьба не менять в нем имен и название организации, а самим придумать свой пример. В ситуации не следует использовать случаи с обменом товара в магазине и мастерских, случаи в транспорте. Далее необходимо показать в ситуации оппонентов, развитие их конфликтных отношений. Описание ситуации не должно превышать 2/3 страницы формата А4 печатным текстом 14 шрифтом. Описание должно быть свободно от диалогов, художественных подробностей. Описание должно быть завершено изображением карты конфликта (с отражением сторон, их актуализированных потребностей и опасений) и определением предмета конфликта, что соответствует завершению картографического анализа конфликта. Далее надо продолжить анализ конфликтной ситуации и определить 3 группы факторов, создающих дополнительные условия, преодоление которых может приблизить результаты по управлению конфликта. В «Выводах» предложите меры по управлению конфликтом в двух видах:

- по предупреждению конфликта на этапе недовольства

- в зрелом конфликте.

Оформление работы. Контрольная работа должна быть набрана на компьютере: шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, через 1,5 интервала на стандартных листах белой бумаги формата А4 размером 297х210 мм, с полями – правое 1,0 см, верхнее и нижнее 1,5 см, левое 3,0 см (для сшивания)..

Перед ответом на поставленные вопросы следует переписать текстовую формулировку задания. Задания должны быть представлены в работе в том же порядке, как и в варианте, с соответствующей нумерацией.

Объем работы не должен превышать 10 страниц набранного на компьютере текста. Страницы должны быть пронумерованы.

На титульном листе работы обязательно заполняются все реквизиты: название дисциплины, номер варианта, полностью – фамилия, имя, отчество студента, курс, факультет, специальность, номер группы и студенческого билета, Ф.И.О. преподавателя.

Работы, выполненные небрежно, написанные неразборчиво, содержащие зачеркнутые строки, сокращения слов, вписанные слова, стилистические и грамматические ошибки, будут возвращены для исправления. Допускается использование в работе только общепринятых аббревиатур, например: НОТ – научная организация труда; МОТ – международная организация труда; ТК РФ – трудовой кодекс Российской Федерации

По результатам проверки контрольной работы выставляется оценка «Допущен к собеседованию» или «Не допущен к собеседованию». В случае допуска к собеседованию, которое проводится перед экзаменационной сессией, студенту следует подготовить ответы на замечания и вопросы рецензента, при необходимости - выполнить письменное дополнение к работе. Работы, не допущенные к собеседованию, выполняются повторно с устранением всех отмеченных недостатков и предоставляются на проверку вместе с первой контрольной работой. Выполнение повторной контрольной работы по новому варианту возможно лишь в исключительных случаях с разрешения преподавателя, ведущего курс «Конфликтология».

Консультацию по выполнению контрольной работы можно получить, обратившись к ведущему дисциплину преподавателю, или другим преподавателям кафедры: лично (ауд.513); письменно по адресу: 123995, ГСП-5, Г-96, Москва, ул. Олеко Дундича, д.23, Финансовый университет, комн.513, кафедра «Управления персоналом»; по e-mail: est@vzfei.ru, на форуме кафедры: https://www.vzfei.ru/cgi-bin/kons/kaf_for.plx?enter=1&kod_kaf=17, а также 8(499) 270-22-47, по e -mail: kaf-up@fa.ru.

 

1. Теоретическая часть. Диагностика конфликтов.

Датой начала научной психологии считается 1879г., когда в Лейпциге Вундтом была открыта первая психологическая лаборатория.

Особое значение для деятельности, связанной с управлением людьми имеет практическая психология.

Известные психологи Ю.М.Забродин и В.В.Новиков отмечают, что различие теоретической (научно-исследовательской) и научно-практической психологии состоит, прежде всего, в предмете и объекте изучения. Научно-практическая психология всегда имеет дело с реальным объектом, в котором есть все: и личностная структура, и система психических процессов, свойств, функций, и система функциональных и прочих психических состояний со своей динамикой.

Понимание природы реального объекта в практической психологии должно опираться не только на отдельное предметное представление, которое есть в психологической науке (или ее области), но и на ту реальность, в которую включен этот реальный объект – человек со всеми его особенностями, включенный в реальную сферу жизнедеятельности (профессиональную, бытовую и личную) и наполненный различными жизненными проблемами, которые могут его радовать и мучить.

Практическая психология состоит из четырех частей:

1) психология индивидуальности;

2) психология взаимоотношений и взаимодействия в группе;

3) психология профессиональной деятельности;

4) психология личной и обыденной жизни.

Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания - конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.

Определим конфликт как острое социальное взаимодействие субъектов на основе противоположных суждений, мнений, потребностей и т.д. в форме противоборства.

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.

В процессе конфликтного взаимодействия его участники могут привести ситуацию к разным последствиям. Первая возможность-риск разрушить основу дальнейшего взаимодействия и прочих негативных последствий, если следовать только эгоистическим желаниям односторонней победы, когда преобладает субъективность, а монолог превалирует над диалогом и применяются неконструктивные подходы. Вторая возможность - сохранить доверие как основу дальнейшего взаимодействия.

Оппоненты, участвуя в открытом конфликте, получают возможность выражать различные мнения. Если это делать, опираясь на анализ конфликта, применяя конструктивное поведение, то появляется возможность выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.

Основные функции конфликтов представлены в таблице №1.

Таблица №1.

Функции конфликтов

Позитивные Негативные
разрядка напряженности между конфликтующими сторонами большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте
получение новой информации об оппоненте увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе
сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом представление о побежденных группах, как о врагах
стимулирование к изменениям и развитию чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе
снятие синдрома покорности у подчиненных после завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников
диагностика возможностей оппонентов   сложное восстановление деловых отношений (“шлейф конфликта”).

В некоторых случаях восприятие ситуации индивидом может быть далеким от реального положения дел, но реакция человека на ситуацию будет формироваться исходя из его восприятия, из того, что ему кажется, и это обстоятельство существенно затрудняет решение конфликта. Возникшие в результате конфликта отрицательные эмоции достаточно быстро могут быть перенесены с проблемы на личность оппонента, что дополнит конфликт личностным противодействием. Чем больше усиливается конфликт, тем непригляднее выглядит образ оппонента, что дополнительно усложняет его решение. Появляется порочный круг, который крайне сложно разорвать. Целесообразно это сделать на начальной стадии развертывания события, пока ситуация не вышла из-под контроля.

Для того чтобы поведение в конфликте служило не конфронтации или попустительству, а реальному управлению, наши действия должны быть обоснованы исследованиями реальности, ситуационному анализу конфликтной ситуации.

 

Методы исследования:

№ n/n Группа методов Конкретные методы
I Методы изучения и оценки личности Наблюдение Опрос Тестирование
II   Методы изучения и оценки социалыю-психологических явлений в группах   Наблюдение Опрос Социометрический метод
III   Методы диагностики и анализа конфликта   Наблюдение Опрос Анализ результатов деятельности Метод экспертного интервыо Структурные методы Метод картографии

 

Методическая часть.

Картографический анализ конфликтной ситуации

Воспользуйтесь приведенными в теоретической части известными методами исследования и, как результат, изложите свое видение конфликтной ситуации в форме описания на 2/3 страницы.

Далее переходите к картографическому анализу конфликта.

Метод картографии конфликта. Данный метод был разработан Мортоном Дойчем, проводившим исследования причин партнерского и конкурентного поведения. В нем используется мотивационно-деятельностный подход. Суть этого метода состоит в графическом отображении составляющих конфликта, в последовательном анализе поведения участников конфликтного взаимодействия, в формулировании основной проблемы, вызывающей социальную или организационную напряженность, потребностей и опасений участников, приведших к конфликту.

 

Работа состоит из нескольких этапов:

 

На первом этапе проблема описывается в общих чертах. Если, например, речь идет о несогласованности в работе, о том, что кто-то не “тянет лямку” вместе со всеми и перекладывает часть своего задания на другого, то проблему можно отобразить как “несправедливое самораспределение трудовой нагрузки”. Если конфликт возник из-за отсутствия доверия между личностью и группой, то проблему можно выразить как “трудность в общении личности и группы”. На данном этапе важно определить саму природу конфликта, и пока не важно, что это не полностью отражает суть противоречия. Об этом - позже. Не следует определять проблему в форме двоякого выбора противоположностей “да или нет”, целесообразно оставить возможность нахождения новых и оригинальных решений.

На втором этапе выявляются главные участники конфликта. В список можно ввести отдельные лица или целые команды, отделы, группы, организации. В той мере, в которой вовлеченные в конфликт люди имеют общие потребности по отношению к данному конфликту, их можно объединить вместе. Допускается также смерть групповых и личных категорий.

Например, если составляется карта конфликта между двумя сотрудниками в организации, то в карту можно включить этих работников, а оставшихся специалистов объединить в одну группу, либо выделить отдельно еще и начальника данного подразделения.

Третий этап предполагает перечисление основных потребностей и опасений, связанных с этой потребностью, всех основных участников конфликтного взаимодействия. Необходимо выяснить мотивы поведения, стоящие за позициями участников в данном вопросе. Поступки людей и их установки определяются их желаниями, потребностями, мотивами, которые необходимо установить. Для первичного анализа ситуации рационально формулировать актуализированные потребности. Актуализированными потребностями называются те потребности, которые в наибольшей степени не удовлетворены и определяют конфликтные действия. На карте именно их надо подчеркнуть.

Графическое отображение потребностей и опасений расширяет возможности и создает условия для более широкого круга решений, возможных после окончания всего процесса картографии.

В названии потребностей следует использовать их определение по А.Маслоу. Определение иерархической ступени соответствия вашей актуализированной потребности в такой формулировке (по Маслоу А.) поможет нам в дальнейшем перейти к поиску компромиссных выходов из ситуации. Выход из конфликта может быть направлен на прямое удовлетворение актуализированных потребностей оппонента или на компенсирующее удовлетворение потребностей из набора потребностей, относящихся к той же иерархической нише. В потребностях мы указываем все значимые потребности, определяющие поведение. Удовлетворение прочих потребностей, вследствие своей значимости для оппонента также может повысить в дальнейшем общий уровень удовлетворения.

Термин “опасения” означает озабоченность, тревогу личности при невозможности реализовать какую-то из своих потребностей. Попробуйте ответить на вопрос: «Что оппонент не хотел, чтобы произошло? И от чего он совершал конфликтные поступки?»

Преимущество метода картографии состоит в том, что имеется возможность высказывания в процессе составления карты и отражения иррациональных страхов на ней. Опасения могут включать следующие позиции: провал и унижения, боязнь оплошать, финансовый крах, возможность быть отвергнутым, потеря контроля над ситуацией, одиночество, возможность быть подвергнутым критике или осуждению, потеря работы, низкая заработная плата, боязнь, что им (участником конфликта) будут командовать, что все придется начинать сначала и т.д. Используя понятие ”опасения”, возможно выявить внутренние мотивы, не называемые вслух участниками конфликта. Например, для некоторых людей легче сказать, что они не терпят неуважения, чем признаться в том, что они нуждаются в уважении.

В результате составления карты проясняются точки несовпадения интересов конфликтующих сторон, более ясно проявляются страхи и опасения каждой и сторон, обозначаются возможные пути выхода из создавшейся ситуации.

Использование метода картографии конфликта рассмотрим на примере ситуации, сложившейся в одном из отделов акционерного общества.

Наша ситуация

Экономический отдел акционерного общества состоит из 9 человек и только женщин. Руководителем подразделения является Спиридонова И.Г. - женщина среднего (предпенсионного) возраста, давно работающая в данной организации и успешно справляющаяся со своими обязанностями.

В отдел не так давно (около года) поступил на работу новый сотрудник - Григорьева Н.Н. - молодая, симпатичная женщина, которая заканчивает экономический институт. Ее приход был встречен достаточно дружелюбно со стороны всех сотрудников отдела и, в первую очередь начальника, у которой есть дочь такого же возраста.

Начальник отдела Спиридонова И.Г. некоторое время “по-матерински” опекала новую сотрудницу, но потом наступил перелом в их взаимоотношениях, и по непонятным для Григорьевой Н.Н. причинам отношения резко ухудшились. Спиридонова И.Г. стала постоянно придираться к Григорьевой Н.Н., стараясь унизить ее как личность, не давала спокойно работать. Для Григорьевой встал вопрос: что делать и не перейти ли на работу в другое подразделение?

Другие сотрудницы отдела внешне никак не реагировали на создавшуюся ситуацию. По своему характеру Спиридонова И.Г. достаточно властный человек, давно находится на руководящей должности.

Составим карту данного конфликта (рис.1).

Рис.1

Пример карты конфликта

       
СПИРИДОНОВА      
потребности: опасения: потеря контроля,  
уважение подчиненных прецедент самостоятельного решения у подчиненной  
  Проблема: сложные взаимоотношения Спиридоновой и Григорьевой  
     
ГРИГОРЬЕВА    
потребности: опасения:  
самореализация Быть не-профессиональной, неспособной на эту работу  

 

Участниками этого конфликта являются: Спиридонова, Григорьева и работники отдела. Основная проблема заключается во взаимоотношениях начальника и подчиненной. Потребности и опасения каждой из сторон представлены на рис. 1

Делаем вывод об основе противоречий или предмете конфликта.

Предмет: невозможность одновременного удовлетворения потребности Спиридоновой в уважении (т.к. она жестко реагировала на все попытки Григорьевой проявить самостоятельность в выполнении своих заданий не смотря на то, что все подходы в этом отделе определяла начальница) и потребности Григорьевой в самоактуализации (т.к. она продолжала проявлять самостоятельность, не смотря на жесткую оценку самостоятельности начальницей).

 

Многие специалисты, занимающиеся вопросами разрешения конфликтов профессионально, знают, что процесс управления конфликтами зависит от множества прочих факторов, значительная часть которых плохо поддается управляющему воздействию. Например, взгляды личности, мотивы и потребности индивидов, групп, факторы среды. Сложившиеся стереотипы, представления, предрассудки, предубеждения, если их не учесть в управлении, то могут иногда свестись на нет усилия тех, кто вырабатывает решения. В зависимости от вида конфликта поиском решений могут заниматься разные службы: руководство организации, члены коллектива, служба управления персоналом, отдел психолога и социолога, профсоюзный комитет, стачком, милиция, суды.

Прочие факторы можно разделить на 3 группы:

1. Факторы, способствующие развитию негативных эмоций в отношениях сторон. К ним можно отнести конфликтогенные личностные особенности поведения (например, эгоистичность, агрессивность, педантичность, неприятные манеры, несовместимость манер, взглядов, культур, опыта и т.д.). В нашем примере это авторитарность, жесткость и критический настрой Спиридоновой, а у Григорьевой невнимательность к указаниям начальницы, стремление к самостоятельному выполнению заданий.

2. Факторы, снижающие способность к логическому осмыслению содержания конфликта, т.е. почему они не обменялись своими взглядами на ситуацию и не поработали ее логически, определяя пути выхода из ситуации. У нас это отсутствие у Спиридоновой желания пускаться в детальное обсуждение своих требований, приказной тон, привычка к бесприкословному подчинению своих подчиненных, а у Григорьевой это ее неопытность в офисных отношениях, отношение к работе как к процессу независимому от кого либо и как к творческому процессу.

3. Типичные трудные ситуации в которых происходит столкновение (поведенческие факторы ). В нашей ситуации это ситуации раздражения Спиридоновой когда Григорьева вносит творческое разнообразие в выполнение общих по форме для всех сотрудников заданий.

 

Дальнейшее разрешение конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта, далее это работа по устранению предмета конфликта с учетом действий, блокирующих воздействие прочих факторов.

Разрешение становится возможным только при выполнении 3 условий, создающих возможность управления конфликтом:

1. Наличие объективного анализа конфликта

2. Способность к активному творческому воздействию на конфликт

3. Наличие ресурсов управления

Первое условие требует времени на его выполнение. Значит управление без анализа становится менее эффективным либо только создает видимость управления конфликтом, а на самом деле переводит конфликт в скрытое состояние, сохраняя его основу. Для повышения качества управления нельзя приступать к этому процессу, не выполняя исследования В этот период становится возможным только регулирование для ограничения динамики развития конфликта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: