И ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ




КАФЕДРА «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ,

ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

И ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

по курсу «ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ»

(для студентов заочной формы обучения)

 

Ростов-на-Дону

Составители: канд. филос. наук, доцент Бабайцев А.В.

 

 

Методические указания и планы семинарских занятий по курсу истории науки техники для студентов дневной и заочной форм обучения / ДГТУ, Ростов н/Д,

11 стр.

 

 

Печатается по решению методической комиссии гуманитарного факультета.

 

Научный редактор: канд. ист. наук, проф. Шишова Н.В.

 

 

Рецензент: канд. ист. наук, доцент Акулич Т.В.

 

Издательский центр ДГТУ.

 
 

 


Изучение дисциплины «История науки и техники» предполагает проведение различных видов занятий – лекционных и практических. Практические (семинарские) занятия строятся как научный семинар, который может включать следующие формы работы: устные ответы на вопросы плана занятия, выступление с докладом и его обсуждение, дискуссия, подготовка реферата, проведение преподавателем контрольных письменных работ, в том числе в форме тестов и т.д.

План семинарского (практического занятия) включает: тему данного занятия, основные вопросы, дополнительные вопросы для обсуждения.

Вопросы отражают основные, ключевые проблемы данной темы, основные направления развития науки и техники на определенном историческом этапе. Дополнительные вопросы (основные проблемы, обсуждаемые на семинаре) конкретизируют отдельные и важные аспекты темы, предполагают не только поиск конкретного ответа, но и рассмотрение какого-либо научного открытия или технического изобретения в широком культурно-историческом контексте, во взаимосвязи с социально-экономическими процессами, осмысление предпосылок, значение его появления и т.д. Тем самым дополнительные вопросы, расширяя и углубляя знания, требуют от студентов при освоении материала проявления аналитических способностей, самостоятельности мышления на основе знания фактов и событий из истории развития науки и техники.

В приведенном ниже списке литературы, относящемся ко всем темам курса, указаны основные источники, которые могут быть использованы при подготовке к семинарским занятиям, написании контрольных работ, зачету. В качестве дополнительной литературы могут быть привлечены самостоятельно найденные студентами словари, справочники, учебные пособия, материалы Интернета и т.д.

 

 

Тема 1

НАУКА И ТЕХНИКА: ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ

 

1. Предмет «История науки и техники»: основные понятия и тенденции развития науки и техники. Особенности изучения дисциплины в вузе. Естественнонаучные концепции.

2. ДГТУ (РИСХМ): причины создания вуза и этапы его истории. Основные достижения в подготовке специалистов и научно-исследовательской работе.

 

Хронология основных событий,

обсуждаемых на семинаре

 

· Дайте определения основных понятий: техника, технология, наука, инженер, научно-технический прогресс.

· Охарактеризуйте основные естественнонаучные концепции.

· С какими событиями, способствовавшими становлению истории науки и техники в СССР как отдельной отрасли научного знания, связаны следующие даты: 1922 г., 1932 г., 1944 г., 14.01.1948 г.?

· Где и когда был создан Северо-Кавказский институт сельскохозяйственного машиностроения?

· Когда и в связи с чем РИСХМ преобразован в ДГТУ?

 

 

Тема 2

ПЕРВОБЫТНОСТЬ: НАЧАЛО ОРУДИЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ЗАРОЖДЕНИЕ РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 

1. Зарождение производственной деятельности в палеолите.

2. Организация труда и технологии мезолита. Виды ретуши, типы каменных орудий, способы получения огня, формы жилищ.

3. «Неолитическая революция» в хозяйстве: обработка камня, сложные орудия труда, керамика, охота и рыболовство, сельское хозяйство.

4. Изменение социальной структуры коллективов и видов собственности.

 

Хронология основных событий,

обсуждаемых на семинаре:

· К какому этапу первобытной эпохи (назовите его хронологические рамки) относится использование человеком преимущественно орудий труда естественного происхождения из камня и дерева?

· Охарактеризуйте основные виды деятельности первобытного человека и орудия труда (каменные рубила, сложные орудия – топор, копьё и т.д.) в период палеолита.

· Как повлияло овладение огнем на физическое и социальное развитие человека? Назовите способы добычи огня.

· В какой период первобытности (назовите его хронологические рамки) человек изготавливает копьеметалки, микролитические орудия в оправах, изобретает лук и стрелы, рыболовные снасти?

· Охарактеризуйте основные технологии первобытной эпохи (ретушь и ее виды, шлифовка, пиление и т.д.).

· В чем заключается сущность «неолитической революции»? Как отразилось изобретение колеса, появление керамики, ткачества, нового сельхозинвентаря на производственном процессе и социальной организации первобытного общества?

 

Тема 3

ДРЕВНИЙ МИР (ВОСТОК И АНТИЧНОСТЬ): СТАНОВЛЕИЕ РЕМЕСЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И ЗАРОЖДЕИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

 

1. Социально-экономические особенности Древних цивилизаций и их влияние на

развитие науки и техники.

2. Научные достижения в области математики, механики, астрономии. Изобретение

приборов и автоматов. Развитие судостроения и навигационного оборудования.

3. Металлургия: добыча, обогащение, плавка и обработка металлов. Развитие

военных технологий и вооружения. Строительство и дорожное дело.

 

Хронология основных событий,

обсуждаемые на семинаре:

· Назовите хронологические рамки периода, в который происходит освоение медного и бронзового литья, специализация ремесленного производства, изобретение колеса и ткацкого станка.

· Назовите крупнейшие сооружения Древнего Востока и Античности. Охарактеризуйте египетские пирамиды как пример развития строительной техники и технологий древности.

· Какой способ получения железа, был изобретен в 1500 г. до н.э.?

· Назовите основные открытия и достижения ученых древности (Архимеда, Герона Александрийского) и их значение.

· Когда и где появились первые мельницы?

· Назовите основные виды оружия древности.

 

Тема 4

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (V- XV вв.): ФЕОДАЛЬНЫЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА И СТАНОВЛЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ.

 

1. Социально-экономические отношения Средневековья в Западной Европе и на Востоке.

2. Проблемы развития образования и науки. Выдающиеся ученые и научно-технические открытия. Книгопечатание и изготовление бумаги.

3. Развитие металлургии и металлообработки. Военное дело: фортификация и вооружение.

4. Судостроение и навигационные приборы. Строительство и технологические особенности романского и готического стилей.

 

Основные события,

обсуждаемые на семинаре:

 

· Назовите этапы развития книгопечатания (появление ксилографической печати, глиняных литер и т.д.) в странах Востока и Европы.

· Охарактеризуйте основные способы получения железа, появившиеся в средние века (доменный, кричной).

· Охарактеризуйте значение 12-томного труда Агриколы (Г. Бауэра) «О горном деле и металлургии».

· Назовите основные способы обработки металлов, первые станки (вертикально-расточный, токарно-винторезный и др.).

· К какому времени относится появление ветряных мельниц в Европе? Назовите типы водяных колёс как универсальных двигателей и сферы их применения.

· Какие технические проекты (оружия, станков и т.п.) были разработаны Леонардо да Винчи?

· Что собой представляет изобретенный в VII в. «греческий огонь»? Когда появились первые пороховые заводы в Европе?

· Охарактеризуйте основные виды огнестрельного оружия (мортира, бомбарда, аркебуза, кулеврина, мушкет).

· Когда, где и кем был сконструирован первый трикотажный (вязальный) станок?

· Охарактеризуйте изобретение механических часов как пример соединения науки с практикой.

· Развитие парусного флота (каравелла, галион).

 

Тема 5

НОВОЕ ВРЕМЯ В СТРАНАХ ЗАПАДА (XVII - XVIII вв.):

ГЕНЕЗИС КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА И ЗАРОЖДЕИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК

 

1. Появление рационалистических концепций, объясняющих развитие природы и общества. Значение первых буржуазных революций для развития производства.

2. Развитие науки в Западной Европе и Северной Америке: организации ученых, методы исследований, патентное дело. Приборостроение и изучение электричества.

3. Особенности развития производства: генезис капитализма и переход от мануфактуры к фабрике. Изобретение универсальной паровой машины.

4. Новые технологии в металлургии, металлообработке и военном деле.

5. Развитие транспорта: сухопутный, водный, воздушный. Изобретение машин-орудий в текстильном производстве.

 

Основные события,

обсуждаемые на семинаре:

 

· Какие приборы были сконструированы Г.Галилеем в 1609 г.?

· Назовите изобретение англичанина Д. Додлея, сделанное им в 1619 г.

· Где и когда было введено патентное право на изобретения?

· Кто в 1667 г. изобрел счетную машину?

· Охарактеризуйте значение построенной в 1690 г Д. Папеном первой пароатмосферной поршневой машины.

· Назовите изобретателей спиртового и ртутного термометров (XVIII в.).

· Что изобрел англичанин Джон Кей в 1733 г.?

· Какую роль в развитии производства сыграло изобретение Д. Уайетта, сделанное

им в 1735 г.?

· Что собой представляет изобретенная в 1745 г. «лейденская банка»? Кто

является автором этого открытия?

· Кем и когда была создана унитарная теория электричества?

· С какого времени в Европе начинается применение металлических перьев для письма?

· Какое событие положило начало развитию воздухоплавания?

· На какое изобретение получил патент англичанин Джеймс Уайт в 1784 г.?

· Когда и где было открыто первое высшее техническое учебное заведение? Как оно называлось?

 

 

Тема 6

СРЕДНЕВЕКОВАЯ РУСЬ (IX –XVII вв.): СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ И РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВА, ЗАРОЖДЕНИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ.

 

1. Социально-экономические отношения у восточных славян: типы земледелия и сельхозинвентарь, организация работы ремесленников, этапы закрепощения крестьян, производство и образование в монастырях.

2. Зарубежные заимствования и собственные достижения в области производства и технических знаний. Создание сложных механизмов и приборов.

3. Зарождение металлургии и металлообработки, изготовление оружия, замков, токарные станки.

4. Совершенствование технологий строительства, дороги и фортификационные сооружения. Химическое производство: порох, краски, косметика и т.п.

 

Хронология основных событий,

обсуждаемых на семинаре:

· К какому времени относится начало применения сыродутных горнов славянами?

· Назовите приспособление, применяемое славянами для передвижения по суше с 907 г.

· Где и когда был построен первый каменный храм на Руси?

· При каких обстоятельствах состоялось первое применение пушек (тюфяков) в 1382 г.?

· Какие сохранившиеся до наших дней сооружения Московского Кремля были построены в XV - начале XVI вв.?

· Кем было положено начало книгопечатания в России?

· Что было создано Андреем Чоховым в 1586 г.?

· Когда начинается строительство первых доменных печей в России (мануфактура Виниуса под Тулой)?

 

Тема 7

МИРОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В ХIХ в.: ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ

И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК

 

1. Основные тенденции научно-технического прогресса в ХIХ в. Важнейшие социально-политические процессы и противоречия. Совершенствование труда ученых и расширение международного сотрудничества - всемирные научно-технические выставки и конгрессы.

2. Развитие электротехники: способы получения, передачи и использования электричества. Новые технологии в металлургии и металлообработке.

3. Развитие транспорта: железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный, сухопутный – велосипед и двигатели внутреннего сгорания. Транспортная инфраструктура: мосты, каналы, тоннели.

4. Химическое и военное производство: взрывчатые вещества, артиллерия, стрелковое оружие.

 

 

Основные события,

обсуждаемые на семинаре:

· Когда и кем был изобретен «вольтов столб», каково его значение для развития науки и тезники?

· Назовите изобретателей первых парохода и паровоза и даты их создания.

· Кто и когда открыл явление электромагнитной индукции?

· Назовите изобретение француза Ж..Л. Даггера, сделанное им в 1833 г.

· Назовите дату и изобретателя первого электродвигателя и его первое применение.

· Что было создано в 1836 г. американцем С. Кольтом?

· Когда и кем был изобретен электромеханический телеграф?

· Каким изобретением Д. Уитворт в 1851 г. положил начало развитию унификации и стандартизации?

· Кто и когда совершил первый полет на дирижабле с паровым двигателем?

· Назовите основные способы получения стали, разработанные в1856 г. и 1864 г.

· Какое изобретение сделал в 1863 г. А. Нобель и каково его значение?

· Кто является создателем электромашинного генератора с самовозбуждением?

· Кому и когда впервые удалось получить пластмассу (целлулоид)?

· Назовите изобретателей наиболее перспективных осветительных ламп.

· Кто и когда создал 4-тактный газовый двигатель внутреннего сгорания?

· Что собой представляет устройство, которое создал в 1880-е гг. американец Г. Холлерит?

· Что изобрел в 1883 г. американец Х. Максим?

· Назовите изобретение, которое сделали немцы К. Бенц и Г. Даймлер в 1886 г.?

· Какой метод сварки разработал в 1888 г. Н.Г. Славянов?

· Кто и когда создал генератор переменного тока?

· Назовите два изобретения (и их авторов), сделанные в 1895 г., положившие начало развитию средств массовой коммуникации.

· Какую разновидность двигателя создал в 1897 г. немец Р. Дизель?

· Когда и кто сконструировал электроннолучевую трубку?

· В каком году Д.Томсон открыл электрон – первую элементарную частицу?

 

 

Тема 8

РОССИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ (ХУШ- начало Х1Х вв.): СТАНОВЛЕИЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА И ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК.

 

1. Социально-экономические особенности России в Новое время: кризис феодальной системы и начало промышленного переворота. Развитие науки и образования. Совершенствование энергетических установок- водяное колесо, гидро- и паротурбины, создание паровой машины на Алтае, опыты с электричеством.

2. Горное дело и геология, металлургия и металлообработка. Разработка систем вооружения и химическое производство. Строительные технологии и стили. Новые тенденции в сельскохозяйственном производстве.

Хронология основных событий,

обсуждаемых на семинаре:

· 1714 г. – Яков Братищев создал на Тульском оружейном заводе 24-шпиндельные сверлильные станки.

· 1735 г. – Т.Ф.Моторин и его сын отлили 200-тонный «Царь-колокол».

· 1738 г. – А.К.Нартов построил токарно-винторезный станок с механизированным суппортом и сменными зубчатыми колесами.

· 1753 г. – М.В.Ломоносов опубликовал исследование «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих».

· 1760 г. – Р.Глинков построил 30-веретенную машину для прядения льна с приводом от водяного колеса.

· 1763 г.- И.И.Ползунов спроектировал универсальную двухцилиндровую паровую машину непрерывного действия и расточный станок для обработки цилиндров.

· 1770-90-е г г. – И.П.Кулибин создал проект 298-метрового одно арочного моста через Неву, изготовил серию часов уникальной конструкции, семафорный телеграф, фонарь с зеркальным отражателем (прожектор), лифт и т.д.

* 1780-е годы – К.Д.Фролов создал на Алтае трехкаскадную деривационную систему для механизации горных работ («завод-автомат»).

· 1802 г. – В.В.Петров открыл электрическую дугу.

· 1812 г. – в России введено патентное право (привилегии) на изобретения.

· 1815 г.- построен первый российский пароход «Елизавета», открывший регулярные рейсы между С.-Петербургом и Кронштадтом.

· 1817 г. – И.А.Двигубский опубликовал книгу «Начальные основания технологий, как краткое описание работ на заводах и фабриках производимых».

· 1823 г.- братья Дубинины из Моздока создали первую установку для перегонки (крекинга) нефти.

· 1829 г. – П.Л.Шиллинг в России разработал систему электромагнитного телеграфа.

· 1837 г. – построена первая в России железная дорога между С.-Петербургом и Царским Селом.

Б.С.Якоби (Россия) изобрел метод гальванопластики.

* 1842 г. – Н.Н.Зинин синтезировал анилин из нитробензола.

 

 

Тема 9

МИРОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В ХХ ВЕКЕ: НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ПЕРЕХОД К ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ

 

1. Основные тенденции развития мировой экономики в ХХ веке: империализм, индустриальное и постиндустриальное общества. «Революция в естествознании» на рубеже Х1Х- ХХ вв. Разработка современных концепций естествознания и превращение науки в непосредственную производительную силу общества. Дискуссии гностиков и агностиков относительно перспектив развития цивилизации.

2. Металлургия и сварочное производство на рубеже веков. Перспективы химического производства и создание материалов с заданными свойствами. Достижения авиационного, автомобильного и морского транспорта. Развитие ядерных и термоядерных технологий: реакторы, АЭС, атомоходы, взрывные устройства. Ракетная техника и освоение космоса.

 

Хронология основных событий,

обсуждаемых на семинаре:
*1903 г. – американцы Райт совершили первый в мире полет на моторном самолете.

*1905 г.- немецкий физик А.Эйнштейн создал частную теорию относительности.

* 1906 г. – в Англии построен первый броненосный линкор «Дредноут».

*1907 г. - Б.Л.Розинг создал систему телевидения с электроннолучевой трубкой.

* 1912 г.(15.04) – гибель английского парохода «Титаник», водоизмещ. 25 тыс.т.

* 1915 г.- немцы применили отравляющий газ под г.Ипром (хлор, химик Ф.Габер).

Русский химик Н.Д.Зелинский создал угольный противогаз.

· 1936 г. – полет первого серийного вертолета констр. И.И.Сикорского (США).

· 1942 (18.07) – испытательный полет первого турбореактивного смолета «Мессершмитт-262», скорость 868 м\час.

· 1945 г. (6.08) – атомная бомбардировка японского г.Хиросима (США).

· 1957 г. (4.10) – запуск первого искусственного спутника Земли (СССР).

· 1961 г. (12.04) – полет первого в мире космонавта Ю.Гагарина.

· 1969 г. (21.07) – посадка на Луну американского косм. корабля «Апполон» с двумя астронавтами.

· 1975 г. – первая стыковка в космосе космических кораблей СССР и США «Союз» и «Аполлон».

· 1972-74 гг. – в США построены две 110-этажные башни международного торгового центра. Уничтожены террористами 11.09.2001 г.

· 1977 г. – советский атомный ледокол «Арктика» достиг Северного полюса.

· 1970-е годы – полеты первого в мире пассажирского авиалайнера «ТУ-144», установившего 78 мировых рекордов, скорость – 2587 км\час.

· 1989 г.(март) – российский самолет «АН-225-Мрия» установил рекорд – поднял груз весом 156 т. на высоту 12 км. Вес авиалайнера 600 тонн.

· 1990 г. (18.05) - французский поезд «TVG» установил рекорд скорости – 515,3 км\час.

 

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ЗАОЧНОЙ ФОРМЫОБУЧЕНИЯ

(выбор варианта осуществляется по последней цифре зачётной книжки студента)

1. Предмет «История науки и техники»: основные понятия и тенденции развития науки и техники. Естественнонаучные концепции.

2. Причины создания РИСХМа – ДГТУ, этапы истории вуза. Основные достижения в подготовке специалистов и научно-исследовательской работе.

3. Зарождение производственной деятельности в палеолите. Технологии мезолита. Виды ретуши, типы каменных орудий, способы получения огня, формы жилищ.

4. «Неолитическая революция» в хозяйстве: обработка камня, керамика, охота, сельское хозяйство, метательные орудия и т.д. Зарождение научных знаний и технологий.

5. Социально-экономические особенности периода Древних цивилизаций Античности и Востока и их влияние на развитие науки и техники. Строительство и дорожное дело. Текстильная и сельскохозяйственная техника.

6. Научные достижения Древних цивилизаций Востока и Античности. Изобретение приборов и автоматовв эпоху эллинизма. Развитие судостроения и навигационного оборудования.

7. Металлургия (добыча, обогащение, плавка и обработка металлов) Древнего Востока и Античности. Развитие военных технологий и оружия

8. Социально-экономические отношения Средневековья (V-XVI вв.). Развитие металлургии и металлообработки. Военное дело (фортификация и оружие).

9. Система образования и науки в Средневековье (V-XVI вв.). Выдающиеся открытия и изобретения Европы и стран Востока. Книгопечатание и изготовление бумаги.

10. Развитие текстильного производства в Средневековье (V- XVI вв.). Судостроение и навигационные приборы. Строительство и технологические особенности романского и готического стилей.

11. Деятельность выдающихся ученых и изобретателей эпохи Возрождения и их вклад в развитие науки и техники (Леонардо да Винчи, Агрикола / Г. Бауэр, Н. Коперник и др.).

12. Особенности социально-экономического развития средневековой Руси в X-XVII вв.: типы земледелия и сельхозинвентарь, организация работы ремесленников, этапы закрепощения крестьян, производство и образование в монастырях.

13. Техника Средневековой Руси (X-XVII вв.). Зарождение металлургии и металлообработки, изготовление оружия, замков, токарных станков и т.п.

14. Совершенствование технологий строительства на Руси в средние века (X-XVII вв.). Дороги и фортификационные сооружения. Химическое производство: порох, краски, косметика и т.п.

15. Развитие науки в Западной Европе и Северной Америке в XVII-XVIII вв.: организации ученых, методы исследований, патентное дело. Приборостроение и изучение электричества.

16. Особенности развития производства в Европе в XVII-XVIII вв.: генезис капитализма и переход от мануфактуры к фабрике. Изобретение универсальной паровой машины. Применение машин в текстильном производстве.

17. Развитие техники в странах Западной Европы в XVII- XVIII вв. Новые технологии в металлургии, металлообработке и военном деле. Развитие сухопутного, водного, воздушного транспорта.

18. Основные тенденции научно-технического прогресса в странах Европы и США в ХIХ в. Всемирные научно-технические выставки и конгрессы. Новые технологии в металлургии и металлообработке.

19. Развитие транспорта в Западной Европе и США в XIX в: железнодорожный, морской, автомобильный, велосипед. Транспортная инфраструктура: мосты, каналы, тоннели. Воздухоплавание - дирижабль, аэростат, планер.

20. Развитие электротехники в ХIХ в., способы получения и передачи электричества. Электросвязь и освещение. Строительные технологии. Военное производство: взрывчатые вещества, артиллерия и стрелковое оружие.

21. Выдающиеся европейские ученые и изобретатели XVII-XIX вв., их вклад в развитие науки и техники (Галилей, Ньютон, Уатт, Фултон, Нобель и др.).

22. Социально-экономическая характеристика России в XVIII – 1-й пол. XIX вв.: кризис феодальной системы и начало промышленного переворота. Новые тенденции (техника и сельхозкультуры) в сельском хозяйстве.

23. Развитие горного дела и металлургии в России в XVIII – 1-й пол. XIX вв. Создание металлообрабатывающих станков. Энергетические установки: водяное колесо, гидро- и паротурбины, создание паровой машины на Алтае.

24. Развитие науки и образования, выдающиеся ученые и изобретатели (естествознание и технические науки) в России XVIII-XIX вв.

25. Опыты с электричеством в России XVIII-1-й пол. XIX вв. Разработка вооружения и химическое производство. Строительные технологии и стили.

26. «Революция в естествознании» на рубеже ХIХ-ХХ вв. Разработка современных концепций естествознания. Выдающиеся ученые современности.

27. Металлургия и сварочные технологии на рубеже XIX-XX веков. Перспективы химического производства и создание материалов с заданными свойствами.

28. Основные тенденции развития мировой экономики в ХХ веке: империализм, индустриальное и постиндустриальное общество. Развитие ядерных и термоядерных технологий: реакторы, АЭС, атомоходы, взрывные устройства.

29. Достижения авиационного, автомобильного и морского транспорта в ХХ в. Ракетная техника и освоение космоса.

30. Возникновение кино и телевидения. Развитие систем массовой коммуникации и информационных технологий в XX в. Дискуссии относительно перспектив развития цивилизации.

№ п/п Основная литература Наличие в библиотеке
     
7.1.1 Бабайцев А.В., Моргачев В.О., Паршин В.Д., Ушкалов В.А. История науки и техники: курс лекций. – Ростов н/Д, 2015.    
7.1.2 Низовский А.Ю. Сто великих чудес инженерной мысли. - М.: Вече. 2005.  
7.1.3 Мусский С.А. Сто великих чудес техники. - М.: Вече. 2005.  
  Дополнительная литература  
7.3.1 Боровой С.В. История науки и техники - М.: Просвещение. 1984.  
7.3.2 Вигринский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники: пособие для учителя. 1993.  
7.3.3 Иванов Б.И., Чешев В.В Становление и развитие технических наук. Л.: Наука. 1997  
7.3.4 Очерки истории техники в России. 1861-1919. М.: 1973.  
7.3.5 Мелещенко Ю.С. Техника и закономерности её развития. Л: Лениздат. 1970.  
7.3.6 Очерки истории техники в России М.: 1978.  
7.3.7 Поликарпов В.С. История науки и техники. Ростов н/Д.: Феникс. 1998.  
7.3.8 Хрестоматия по истории науки и техники. М.: РГГУ. 2005.  

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бабайцев А.В., Моргачев В.О., Паршин В.Д., Ушкалов В.А. История науки и техники: курс лекций. – Ростов н/Д, 2015.

2. Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV в. – М., 1993.

3. Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники XVI-XIX веков. – М., 1984.

4. Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники, 1870-1917 гг. – М., 1988.

5. Ганзбург Л.Б., Вейц В.Л. История техники. В 3-х кн. Изд-е 2-е, испр. и доп. – СПб, 2001.

6. Дятчин Н.И. История развития техники. – Ростов н/Д, 2001.

7. Кедров Б.М. О великих переворотах в науке. – М., 1986.

8. Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. – М., 1989.

9. Лисичкин В.А. Достижения современной техники. – М., 1990.

10. Ляхов П.Р. Рекорды человечества.- М., 2001.

11. Научно-технический прогресс: Словарь. – М., 1987.

12. Негодаев И.А. На путях к информационному обществу. – Ростов н/Д, 1999.

13. Поликарпов В.С. История науки и техники. Учеб. пособие. – Ростов н/Д, 1999.

14. Симоненко О.Д. Сотворение техносферы: проблемное осмысление истории техники. – М., 1994.

15. Стрюковский В.И. История и логика развития научно-технической деятельности. – М., 1985.

16. Техника в ее историческом развитии. – М., 1979.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: