Внутренняя политика России в 1860-х – 1890-х годах.
1. Причины буржуазно-либеральных реформ.
2. Земская 1864 года и городская 1870 года реформы.
3. Судебная реформа 1864 г.
4. Военная реформа.
5. Реформы в области просвещения. Цензурные правила.
6. Контрреформы Александра III.
1. Причины – социально-экономическая и политическая отсталость России от Западной Европы:
- после отмены крепостного права появилась новая социальная структура (свободное крестьянство);
- необходимость политической модернизации страны.
2. В 1864 году созданы выборные органы местного самоуправления в масштабе губерний и уездов – Земские учреждения (земские собрания, земства) – это выборные, всесословные органы (дворянство, буржуазия, крестьянство). Избирали в Уездные собрания, те посылали представителей в Губернские.
Председатели собраний – предводители дворянства, члены собраний – гласные.
Земские Управы уездные и губернские – исполнительные органы.
Земства ведали хозяйственными вопросами, школой, здравоохранением, благоустройством, дорогами, благотворительностью (раньше этими вопросами занимались только чиновники);
- имели право собирать налоги для своих нужд, нанимать служащих (врачей, учителей);
- не имели политической и административной власти, находились под контролем центральных и местных органов власти (те могли приостановить любое постановление).
Значение: а) сыграли большую роль в развитии просвещения и здравоохранения; б) являлись центрами формирования либеральной оппозиции (будущей партии кадетов).
В 1870 году по образцу Земств перестроено городское самоуправление. Городская дума избиралась городскими жителями, возглавлял Думу городской голова. Управы – исполнительный орган. Хозяйственные вопросы: благоустройство, торговля, просвещение, медицина.
При выборах в земства и городские думы предусматривался имущественный ценз. Поэтому в Земствах преобладали помещики, а в Городских думах – крупная буржуазия.
Судебная реформа. 1864 г.
Суд был придатком администрации и полиции. Прежний суд – сословный, негласный (закрытый), решал дела канцелярским путём (письменно).
Стал – судебный процесс устным, публичным (гласным), состязательным (прокурор – адвокат). Решение о виновности выносят присяжные заседатели (выборные представители общества, 12 чел.).
Вводилась независимость судей от администрации – назначались правительством, снять можно только по суду.
Простые дела (мелкие гражданские и уголовные) – решал мировой суд (низшая инстанция) – единолично решал мировой судья, избранный земством или городской думой.
Сложные (уголовные, тяжкие) – коронный (окружной) суд (назначаемый).
Высшая судебная инстанция – Сенат.
Но! Крестьяне подвергались своему сословному суду; частично отменённые с 1863 года телесные наказания для крестьян фактически применялись до 1917 г. С 1871 года - передача дознаний по политическим преступлениям жандармерии.
Военная реформа (в течение 15-ти лет), доминанта в 1874 г.
А) Вместо устаревшей рекрутской системы (нужен обученный запас на случай мобилизации) вводилась всеобщая (всесословная ) воинская повинность. Служба с 20-ти лет, набор по жребию, льготы в зависимости от образования (высшее – 0,5 года службы). В пехоте – 6 лет и 9 лет в запасе, на флоте – 7 лет и 3 года в запасе.
Б) Замена гладкоствольного оружия нарезным.
В) Стальные артиллерийские орудия.
Г) Ускоренное развитие военного парового флота.
Д) Подготовка офицерских кадров: военные гимназии, юнкерские училища; Академии – Генерального штаба, артиллерийская, инженерная.
Итог: сокращение численности, улучшение боеспособности, обученный запас на случай мобилизации.
Реформы в области просвещения. Цензурные правила.
А) 1864 г. – введение всесословного образования(государственные, церковно-приходские, частные, воскресные).
Б) Гимназии классические (изучение классической древности, греческий и латинский языки) и реальные (естественные, технические науки – необходимость для развивающейся промышленности).
В) С 1870 года – женские гимназии.
Г) 1863 г. – новый Университетский устав – возвращение автономии Университетам
6. 1865 г. – отменена предварительная цензура. Но это касалось только книг для состоятельной и образованной части общества. Для массовой литературы и провинциальной печати цензура сохранялась.
1 марта 1881 года Александр II подписал к обсуждению в Госсовете (на 4 марта) проект Лорис-Меликова – проект созыва общероссийского представительства – первый шаг к Конституции.
В этот же день Александр II народовольцами.
Значение реформ:
- носят прогрессивный буржуазно-либеральный характер (возможность развития эволюционным путём);
- создана возможность для превращения России в буржуазную монархию, а в дальнейшем могла быть и умеренная конституционная монархия;
- незавершённость реформ (сказались политическая слабость буржуазии и незрелость народных масс).