Основы административных отношений в Республике Казахстан.




С.Б. Асан

Магистрант Казахской Академии труда и социальных отношений

(научный руководитель – к.ю.н., доцент Успанов Ж.Т.)

 

Основы административных отношений в Республике Казахстан.

В статье рассмотрены основы административных правоотношений в РК.

Ключевые слова: административные правоотношения, административное право, административная юстиция.

Административные правоотношения – это по правовой сути властеотношения, построенные на началах «власти и подчинения», властная природа которых «обусловлена потребностями субъектов административного права в установлении и обеспечении всеобщих императивных правил поведения, стабильности правоотношений, закрепленных соответствующими положениями закона… Суть властной природы административно-правовых отношений – не в наличии властных полномочий, а необходимости с их помощью обеспечить разнообразные интересы и потребности субъектов административного права… Какими бы властными полномочиями ни обладал орган управления, он их реализует от имени государства и в его интересах. Следовательно, другая сторона административно-правовых отношений в случае нарушений соответствующих норм несет ответственность перед государством, а разрешение споров и других вопросов осуществляется, как правило, в административном порядке».

Юридическое значение административно-правовых отношений корреспондируется функциональным предназначением и целями деятельности исполнительной власти, которые выражаются:

  • в обеспечении безопасности граждан, общества, государства;
  • в создании условий, способствующих благополучию граждан, общества, государства, развитию экономики страны;
  • в создании условий для реализации гражданами и организациями их прав и свобод, для свободной политической, экономической, социальной, духовной жизни людей.

Исполнительная власть осуществляется деятельностью ее органов. На современном этапе развития Республики Казахстан деятельность органов исполнительной власти, в сфере которой реализуются административно-правовые отношения, должна представлять собой «инструмент защиты и обеспечения интересов гражданского общества и его отдельных членов».

Вместе с тем исполнительные органы – собирательный термин, который может быть использован для обозначения всех субъектов государственно-управленческой деятельности, включая субъекты исполнительной власти, а также органы управления, действующие за пределами практической реализации исполнительной власти (например, исполнительные органы системы местного самоуправления, органы управления жизнью предприятий, учреждений, общественных объединений, коммерческих структур). При этом налицо тождественность понятий «субъект исполнительной власти» и «орган исполнительной власти».

Данные уточнения сделаны в связи с тем, что единая терминология, определяемая теорией разделения властей, на сегодняшний день еще окончательно не сложилась, тем более, что в современном административном праве Казахстана все большее развитие приобретают новые правовые институты, предмет правового регулирования которых требует нового взгляда на эти проблемы, вызванные необходимостью их логико-правового осмысления и должного теоретико-методологического, терминологического обоснования.

В контексте сказанного, наиболее показательной является разработка проблемы административно-правовых отношений, складывающихся в процессе создания, организации и законодательного обеспечения деятельности административной юстиции.

Важно отметить, что до конца ХIХ века отраслью права, регламентировавшей деятельность государственного управления и государственной службы, являлось государственное право. Но ученые-административисты Рудольф Гнейст, Л. Штейн и О. Майер во второй половине ХIХ века переносят изучение данных правовых институтов из государственного права в новую отрасль права – право управления или право исполнительной власти, которое в последней трети ХIХ – начале ХХ века получает в Западной Европе, а затем в России название «административное право». Данное название оказалось наиболее удачным, так как имело черты родового понятия и могло объединить в одно целое различные части административно-правовой деятельности.

Вопросы административной юстиции для казахстанского административного права в большинстве своем инновационные, так как наиболее активно разрабатываются только на протяжении последнего десятилетия.

Как бы то ни было, в современной административно-правовой науке исследования по разработке проблем административной юстиции ведутся в нескольких направлениях:

1. В первом случае под административной юстицией понимается деятельность как обычных судов, так и специализированных административных судов и квазисудебных органов, рассматривающих публично-правовые споры, связанные с обжалованием физическими и юридическими лицами неправомерных решений органов власти, нарушающие их права и законные интересы;

2. В другом случае под административной юстицией понимается деятельность специализированных административных судов по разрешению в особом процессуальном порядке споров, возникающих между публичной администрацией по поводу правомерности административных действий и решений;

3. В третьем случае акцентация исследовательского внимания сосредотачивается на судебном контроле, являющемся одной из составных частей функций административной юстиции. В этом случае исследователи полагают, что его осуществление возможно в строго специфических формах, обусловленных особенностью взаимоотношений двух самостоятельных ветвей власти – исполнительной и судебной. Эта группа исследователей полагает, что в процессе судебного контроля в данном случае достигается двуединая цель: защита физических и юридических лиц от злоупотреблений властью органами управления, а также улучшение деятельности органов управления в интересах общества в целом. Если взглянуть на проблему шире, то совершенствование данного вида контроля целесообразно рассматривать в качестве необходимого элемента проводимых реформ – как судебной, так и административной. В контексте изложенного исследователи предлагают шире рассмотреть особенности института административной юстиции, заключающиеся в рассмотрении споров специальными судебными органами по специальным правилам по поводу нарушения публичных прав граждан и юридических лиц в ходе управленческого процесса.

 

 

1 Таранов А.А. Административное право Республики Казахстан. Академический курс. – Алматы: ТОО «Баспа», 2000. – 300 c.

2 Концепция правовой политики Республики Казахстан. Концепция правовой политики Республики Казахстан от 20 сентября 2002 года, № 949. – Алматы: ДЕШКИС, 2002. – С. 4-5.

3 Нурболатов А.Н. Административная юстиция. Сравнительно-правовой анализ: учебное пособие. – Алматы, – 230 c.

4 Мами К.А. Становление и развитие судебной власти в Республике Казахстан. – Астана: Елорда, 2001. – 115 c.

5 О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года. – Астана, 2009. – С. 7-8.

6 Тайторина Б.А. Государственный контроль в конституционной системе разделения власти Республики Казахстан. – Алматы, 2011. – 250 c.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: