Основы эстетических взглядов Конфуция




ГБОУ СПО «Челябинский базовый медицинский колледж»

 

 

Цикл ОГСЭ

 

 

Реферат по дисциплине «История»

 

 

Тема: «Конфуцианство в китайской культуре»

 

Выполнил: студент группы М1\9-1 Иванов И.И.

 

Проверил: преподаватель

общественных дисциплин Миляева Е.Г.

 

 

Челябинск

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………….  
1.Личность Конфуция……………………………………………….  
2.Основы эстетических взглядов Конфуция ………………………  
3.Художественные образы конфуцианства ………………………..  
Заключение …………………………………………………………..  
Список литературы и источников ….................................................  

 

Введение

 

Россия сейчас находится в трудном поиске направлений и путей своего дальнейшего развития. Негативные последствия копирования сугубо западной модели заставили часть российских политиков обратить свое внимание на Восток и попытаться понять причины успешного экономического развития дальневосточных соседей. Они отмечают особую роль конфуцианства в процессе модернизации Китая. В XXI веке Россия должна создать модель развития с опорой на свои духовные традиции, поэтому знакомство с конфуцианскими ценностями, изучение опыта соседней цивилизации может быть весьма полезным для нас. Таким образом, тема конфуцианства актуальна для исследования.

«Идти в гости к Конфуцию – значит возвращаться к истокам трехтысячелетней традиции, погружаясь в толщу ее потаенного, символического тела, наросшего за много столетий на наследии Учителя Куна, как могучая сосна вырастает из крохотного семени.»[1]

Исследованиями биографии Конфуция и его наследия занималось и занимается множество ученых самых разных направлений – это и философы и литературоведы и лингвисты и культурологи и многие другие специалисты социально-гуманитарных наук. Для моей работы наибольший интерес представили труды французского ученого-теолога конца XIX века Д.П. Шантепи де ля Соссея, российского литератора этого же времени К.М. Карягина, современного российского китаеведа В.В. Малявина, а также философские и культурологические публикации, посвященные рассматриваемой теме.

Цель работы заключается в краткой характеристике конфуцианства в китайской культуре.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- ознакомление с биографией Конфуция;

- анализ и изложение основ взглядов Конфуция на искусство;

- исследование значения художественных образов конфуцианства в китайском искусстве.

В работе были использованы следующие методы познания: исторический, аналитический, интерпретация.

Структура работы: введение, три раздела, заключение, список литературы и источников.

 

 

Личность Конфуция

 

 

Объем реферата позволяет сделать лишь общий очерк невероятно интересного жизненного пути великого китайского мудреца, которого мы знаем под европеизированным именем Конфуций, опустив бесчисленные истории и анекдоты, изречения китайских источников и многостраничные исследования зарубежных и российских авторов.

Мудрец, имя которого носит китайская религия, был учитель из рода Кон, откуда и произошло Кон-цзы, а также неправильное Кон-фуцзы, давшее начало вмени Конфуций. Звали его Чшунь-ни.[2] История его жизни (551—478 до Р.Х.) известна хорошо. Также в российской традиции существует более привычный нам вариант его имени – Кун-цзы.

Кун-цзы, происходивший из значительного, может быть, даже княжеского рода, ребенком потерял отца и воспитывался в очень печальных условиях. Вероятно, благодаря этому, только достигнув зрелого возраста, приобрел он те знания, которые присущи хорошему воспитанию; мало того, ради куска хлеба он вынужден был состоять в подчиненном положении на службе у одного знатного рода. Жизнь его протекла среди политических смут и неурядиц. Государст­венная власть была слаба и ограничивалась незначительной областью, над большими же ленными владениями не имела никакой силы, да и в этих последних повторялась та же картина неурядиц и безвластия. Чтобы дополнить картину тогдашних полити­ческих смут, надо отметить, что ко всем этим беспорядкам присоединилась еще взаимная вражда отдельных уделов; так, как раз в это время правителя удела Лу — родины мудреца — сильно притеснял один знатный род, члены которого в свою очередь находились в постоянной распре между собой. Было ли это время ознаменовано общественной распущенностью и ожесточением нравов, как на то намекают некото­рые жалобы Кун-цзы, сказать довольно трудно. Само собой понятно, что такому благородному человеку, как Кун-цзы, тяжело было посвятить себя общественному служению в это смутное время. С другой стороны, мысль отказаться от исполнения этого долга была противна всем его убеждениям, так как, согласно его воззрениям, мудрость состоит не в отречении от мира или аскетизме, но в проведении истинных принципов в государственной жизни; поэтому он постоянно занимал какую-нибудь должность, лишь только представлялась к тому малейшая возможность; случалось это, правда, довольно редко. В юности он находился в услужении у одного знатного рода и в свите своих господ посетил столицу государства, местопре­бывание государя Чжау. О путешествии этом не говорится ничего особенного, за исключением встречи с престарелым мудрецом Лао-цзы. Очень может быть, что с этого собственно времени и возникло глубокое чувство расположения к установле­ниям Чжауской династии, которой мудрец оставался верен в течение всей своей жизни.

Кун-цзы было около 35 лет, когда в княжестве Лу произошли большие смуты; правитель этого удела был изгнан на довольно продолжительное время, и сам мудрец должен был переехать в соседнее государство Цзи. Уже раньше он имел случай беседовать с его правителем, который и на этот раз ласково принял мудреца, охотно выслушивал его советы, но побаивался, как бы он не приобрел слишком сильного влияния на государственные дела. Благодаря этому Кун-цзы не получил никакого назначения и через год снова возвратился в свое отечество. Впрочем, и здесь в первое время он не встретил удобного поприща для свободной гражданской деятельности; магнаты и сановники, соперничавшие между собой, не раз пытались привлечь его на:вою сторону, и в подобных случаях он не всегда умел выказать достаточную твер­дость характера; тем не менее на долгое время он не примыкал ни к какой партии. Наконец, по восстановлении в Лу государственной власти, наступило для Кун-цзы время усиленной гражданской деятельности в высоких должностях, в последнее время даже в качестве министра, причем, занимая этот пост, он смог осуществить много реформ. Но это продолжалось недолго; через 4 года его патрон перестал оказывать ему расположение; мало того, добросовестная служба ученого стала для него обременительной.

Снова пришлось Кун-цзы оставить отечество, на этот раз уже за целых 14 лет, и испытать горькую долю изгнанника. За это время он посетил различные государства, вращался при дворах и в народе: всюду Небо голосом его давало предостережение народу. Местами ему воздавали почести, заискивали и льстили; впрочем, никогда не давали ему почетных должностей; подчас его пресле­довали и даже покушались на его жизнь. Мы видим его в сопровождении его верных учеников и друзей, постоянных или случайных — неизвестно. К этому времени скитаний относится масса анекдотов. В конце концов благодаря влиянию одного ученика, который занимал высокий пост в Лу, Кун-цзы был возвращен на родину; ему было тогда около 70 лет, и он уже до самой смерти не играл более никакой политической роли.

Конфуций вернулся домой и провёл последние годы жизни, обучая новых учеников, а также систематизируя литературное наследие прошлого Ши-цзин (Книга Песен), И цзин (Книга Перемен) и др. Ученики Конфуция по материалам высказываний и бесед учителя составили книгу «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), которая стала особо почитаемой книгой конфуцианства. Из классических книг произведением Конфуция несомненно можно считать только Чуньцю («Весна и Осень», летопись удела Лу с 722 по 481 г. до н. э.); затем весьма вероятно, что он редактировал Ши-цзин («Книга стихотворений»). Хотя число учеников Конфуция определяется китайскими учёными до 3000, и в том числе около 70 ближайших, но в действительности мы можем насчитать известных по именам всего только 26 несомненных его учеников; любимейшим из них был Янь-юань. Другими близкими его учениками были Цзэн-цзы и Ю Жо.

 

Основы эстетических взглядов Конфуция

 

Конфуций свято верил в не­преходящую ценность чжоуской культуры и считал последнюю единственным средством, способным избавить мир от смуты. Он пы­тался возродить былые порядки чжоусцев, служил при дворе прави­теля родного удела, затем долго странствовал, пытаясь осуществить свои идеи, и в конце концов вернулся на родину, посвятив последние годы жизни многочисленным ученикам и редактированию старинных книг. Себя Конфуций скромно называл «любителем древности», кото­рый «излагает, а не сочиняет», но он придал понятиям и идеалам, имевшим в его время сугубо сословный характер, гораздо более ши­рокое социальное значение.[3]

Конфуций рассматривал человеческую жизнь — или, можно ска­зать, жизнь, достойную человека, — как постоянный и вечно незавер­шенный процесс учения и воспитания. А нормы чжоуской традиции должны были, по его мысли, служить образцом, на который следова­ло опираться в учении. Конфуций и сам прославился в первую оче­редь как учитель. Требуя от своих учеников широкой образованнос­ти и не отрицая пользы изучения различных искусств, Конфуций впервые со всей отчетливостью поставил вопрос о нравственных ос­нованиях знания.

Нравственный идеал конфуцианства — личное совершенствова­ние, неустанное «превозмогание себя» (кэ цзи), то есть Путь (Дао), подвижничество, в котором человек духовно мужает, очеловечивает сам себя и притом делает это непременно в общении с другими. Для Конфуция и его последователей всякое знание морально, оно неот­делимо от сознания; человек не может достичь совершенства, не ведя к совершенству других. Соответственно, культура, согласно Конфуцию, есть творение человека, и она непосредственно основы­вается на природе. Жизненный идеал Конфуция — «следовать влече­ниям сердца, не нарушая правил». Если создатели чжоуской тради­ции открыли идею истории, то Конфуцию принадлежит честь открытия в истории человека.

Пять постоянств праведного человека [4]

· Жэнь — «человеческое начало», «любовь к людям», «человеколюбие», «милосердие», «гуманность». Это — человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом. Нельзя сказать, что представляет собой человек, не ответив одновременно на вопрос о том, в чём заключается его нравственное призвание. Говоря по-другому, человек есть то, что он сам из себя делает. Как Ли следует из И, так И следует из Жэнь. Следовать Жэнь значит руководствоваться сочувствием и любовью к людям. В XVII веке в Британии сформировался идеал совершенного человека как джентльмена, причём gentle тоже переводится как «мягкость». Это то, что отличает человека от животного, то есть то, что противостоит звериным качествам дикости, подлости и жестокости. Позже символом постоянства Жэнь стало Дерево.

· И — «правда», «справедливость». Хотя следование Ли из собственных интересов не является грехом, справедливый человек следует Ли так как это правильно. И основано на взаимности: так, справедливо почитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили. Уравновешивает качество Жэнь и сообщает благородному человеку необходимую твёрдость и строгость. И противостоит эгоизму. «Благородный человек ищет И, а низкий — выгоды». Добродетель И впоследствии была увязана с Металлом.

· Ли — буквально «обычай», «обряд», «ритуал». Верность обычаям, соблюдение обрядов, напр. почтение к родителям. В более общем смысле Ли — любая деятельность, направленная на сохранение устоев общества. Символ — Огонь. Слово «ритуал» — не единственный русский эквивалент соответствующего китайского термина «ли», который может быть переведен также как «правила», «церемонии», «этикет», «обряд» или, точнее, «обычай». В самом общем виде под ритуалом понимаются конкретные нормы и образцы общественно достойного поведения. Его можно истолковать как своего рода смазку социального организма.

· Чжи — здравый смысл, благоразумие, «мудрость», рассудительность — умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе. Уравновешивает качество И, предупреждая упрямство. Чжи противостоит глупости. Чжи в конфуцианстве ассоциировалась с элементом Воды.

· Синь — искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность. Синь уравновешивает Ли, предупреждая лицемерие. Синь соответствует элемент Земли.

По своим социальным и культурным истокам конфуцианство пред­ставляет собой просвещенную фор­му культа предков, по своей общественной значимости — попытку ин­теграции семейно-клановой структуры и государства. Взращивание конфуцианской «человечности» заключалось в усвоении традицион­ных семейных добродетелей, а затем распространении их на все более широкие сферы родовой общности, пока «человечность», благодаря правителю, не воцарится во всем мире. Конфуциева утопия «человеч­ности» знаменовала единение этики, общественных отношений и по­литики. Основоположник конфуцианства твердо верил в неодоли­мую силу нравственного воздействия, перед которой, по его мнению, не могли не склониться даже дикари.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: