Тема: Решение элементарных генетических задач.
Цель работы: закрепление и систематизация знаний по теме; формирование умений самостоятельного информационного поиска, анализа, обработки информации; развитие познавательной активности студентов.
Задание: внимательно прочитайте условия задачи, ответьте на поставленные вопросы, решение оформите в письменном виде в тетради для ВСРС.
Задача № 1
У томатов нормальная высота растения доминирует над карликовым ростом. Каковы генотипы родителей, если 50% потомства оказалось нормального роста и 50% низкого?
Задача № 2
При скрещивании двух белых тыкв в первом поколении ¾ растений были белыми, а ¼ - желтыми. Каковы генотипы родителей, если белая окраска доминирует над желтой?
Задача № 3
При скрещивании двух сортов томатов с гладкой и опушённой кожицей в первом поколении все плоды оказались с гладкой кожицей. Определите генотипы исходных родительских форм и гибридов первого поколения. Какое потомство можно ожидать при скрещивании гибридов между собой?
Задача № 4
У фигурной тыквы белая окраска плодов доминирует над жёлтой, дисковидная форма – над шаровидной. Как будут выглядеть гибриды от скрещивания гомозиготной жёлтой шаровидной тыквы и жёлтой дисковидной (гетерозиготной по второй аллели).
Задача № 5
У томатов красный цвет плодов доминирует над жёлтым, нормальный рост – над карликовым. Какими будут гибриды от скрещивания гомозиготных жёлтых томатов нормального роста и жёлтых карликов
Задача № 6
В родильном доме перепутали двух мальчиков (Х и У). У Х – первая группа крови, у У – вторая. Родители одного из них с 1 и 4 группами, а другого – с 1 и 3 группами крови. Кто чей сын?
Задача № 7
У здоровых по отношению к гемофилии мужа и жены есть - сын, страдающий гемофилией, у которого здоровая дочь, - здоровая дочь, у которой 2 сына: один болен гемофилией, а другой – здоров, - здоровая дочь, у которой пятеро здоровых сыновей Каковы генотипы этих мужа и жены?
Задача № 8
Кошка черепаховой окраски принесла котят черной, рыжей и черепаховой окрасок. Можно ли определить: черный или рыжий кот был отцом этих котят?
Оценка выполнения задания:
Оценка/баллы | Критерии оценки |
- даны верные ответы на все задачи, - ответ обоснован, использована специальная терминология | |
- даны верные ответы на шесть задач, - ответ обоснован, использована специальная терминология | |
- даны верные ответы на четыре задачи, ответ не обоснован; | |
- даны неверные ответы на все задачи |
Самостоятельная работа № 6
Тема: Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. Вид и его критерии, популяции.
Цель работы: закрепление и систематизация знаний по теме; формирование умений самостоятельного информационного поиска, анализа, обработки информации; развитие познавательной активности студентов.
Задание: составить списки известных видов растений и животных, попытаться сгруппировать их по степени сходства: а) морфологического; б) экологического. Заполнить таблицу.
Алгоритм выполнения работы:
1. Повторите материал урока, изучите дополнительный материал, Интернет – ресурсы, касающиеся темы.
2. Перепишите в тетрадь для ВСРС таблицу.
3. Продумайте ход заполнения таблицы.
4. Заполните ячейки таблицы.
5. Оформите таблицу.
6. Проведите анализ и самоконтроль таблицы.
Таблица. Критерии вида
Критерии вида | Виды растений | Виды животных |
Морфологический | ||
Экологический |
Оценка выполнения задания:
Оценка/ баллы | Критерии оценки |
- представленная в таблице информация полностью соответствует заданной теме; - материал в таблице излагается четко и лаконично, без лишнего текста и пояснений. | |
- представленная в таблице информация полностью соответствует заданной теме; - в оформлении таблицы имеются незначительные недочеты или небольшая небрежность. | |
- ячейки таблицы заполнены материалом, подходящим по смыслу, но представляет собой пространные пояснения и многословный текст; - имеются незначительные множественные ошибки. | |
- содержание ячеек таблицы не соответствуют заданной теме; - имеются незаполненные ячейки или серьезные множественные ошибки; - обучающийся не выполнил работу. |
Перечень рекомендуемой литературы:
1. Каменский А.А. Биология. Общая биология. 10 – 11 классы: учебник / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2013. – 368 с.: ил.
2. Биология. Общая биология. 10 класс: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л.Н. Кузнецова. Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014. – 224 с.: ил.
3. Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека https://www.biology.asvu.ru
4. Национальный портал «Природа» https://www.priroda.ru