Основные проблемы философии.




Философия — это теоретическое миро-


воззрение, использующее предельно широкие понятия (их называют категориями) и выстраивающее рассуждения в соответствии с правилами логики. Всякое мировоззрение рас- сматривает вопрос об отношении человека и мира. Чтобы най- ти определённый ответ на него, нужно выяснить, во-первых, что мы понимаем под миром, какова основа мирового бытия, во-вторых, что такое человек по своей сущности и, в-третьих, как осуществляется познание человеком мира.

Первый вопрос — о сущности бытия. Два противо- положных его решения предлагаются материализмом и идеализмом. Философы-материалисты считают, что подлинная реальность — это материя, под которой понимается всё то, что существует самостоятельно, независимо от наших мыслей и чувств, но вместе с тем осязаемо, доступно человеческому опы- ту и вообще познанию. Философы-идеалисты, наоборот, счи- тают, что подлинная, глубинная реальность неосязаема, ли- шена материальных свойств и по сути духовна или идеальна. Второй вопрос — о человеке — решается по-разному в за- висимости от того, как мы понимаем первоначало бытия, по- скольку от этого зависит и выбор главных характеристик че- ловека. Так, идеалисты утверждают, что сущность человека духовна, материалисты же стремятся объяснить, как возникает человеческая духовность, сознание людей. Объяснения они вы- страивают исходя из утверждения определяющей роли матери-

альной трудовой деятельности в жизни человека.


 

В решении третьего вопроса — о познании мира — вы- деляется непривычная позиция агностицизма (от греч. agnostos — непознаваемый), утверждающего, что мир сам по себе непознаваем. Однако большинство философов при- знают и доказывают познаваемость мира. Тех из них, кто главной считает роль чувственного опыта в человеческом познании, называют сторонниками эмпиризма. К рациона- листам же относят философов, которые утверждают веду- щую роль разума, мышления в познании.

Роль философии в духовной жизни общества и лич- ности. Занимаясь повседневными делами, люди постоянно сталкиваются с мировоззренческими вопросами. Но далеко не всегда удаётся самостоятельно осмыслить всю их глу- бину и сложность, понять, что решение этих вопросов во многом зависит от занимаемой жизненной позиции и вы- ражает её. Задача философии — прояснить и представить в системах чётких понятий основные типы таких позиций и подходов к решению мировоззренческих проблем.

Философ обычно говорит и пишет от своего имени, он излагает и обосновывает личную точку зрения. Но если


другие люди увидели в его теории ясное и последовательное выражение того, о чём думали и сами, значит, философ вы- разил не только собственную мировоззренческую позицию, но и взгляды, интересы более или менее широкой общности людей. Материализм и идеализм, эмпиризм и рациона- лизм — это некоторые из основных философских позиций, убеждений. За ними всегда стоят особенности жизненного опыта, характер деятельности определённых людей, сфор- мировавшиеся у них подходы к решению теоретических и практических проблем.

Философы чётко формулируют то, о чём многие только догадываются, строят смутные предположения. Благодаря чёткости формулировки определённую философскую по- зицию можно сравнивать с другими позициями, выяснять их сильные и слабые стороны. Человек может, конечно, просто отбрасывать те взгляды, с которыми лично он не

 
 

 

Портрет Владимира Соловьёва, выдающегося русского философа (автор И. Н. Крамской, 1885)

согласен, но это будет совсем не по-философски. Философия ведь требует доказательств и обоснований. Значит, она учит уважительно и внимательно относиться к взглядам и убеж- дениям других людей. А если мы научимся лучше пони- мать других, то поймём, что наши собственные убеждения тоже в чём-то односторонни и не учитывают некоторые важные, заслуживающие внимания моменты.

Изучение философии побуждает нас расширять мировоз- зренческий кругозор, преодолевать собственную ограничен- ность и стремиться согласовать свою жизненную позицию с установками, убеждениями, интересами других людей. Это делает нас духовно богаче. Мы становимся более само- критичными, более терпимыми и внимательными к кон- структивному разнообразию мировоззренческих убежде- ний. Не случайно философия буквально означает любовь к мудрости, а мудрость предполагает не только обширные знания, но и глубокое понимание жизни, умение выделить самое главное и отсеять всё второстепенное, случайное и наносное.

Культура философского мышления очень важна и для каждого отдельного человека, и для общества в целом. От неё во многом зависит наша способность достигать не только взаимопонимания, но и действенного согласия по ключевым вопросам общественной жизни. Действенность согласия заключается в том, что если мы путём дискуссий, разностороннего обсуждения пришли к определённому ре- шению, то должны обязательно его выполнять, поскольку это наше собственное решение. Теоретические мировоз- зренческие дискуссии могут иметь огромное практическое значение, ибо они проясняют базовые ценности нашей жиз- ни, помогают достичь обоснованности и согласованности действий в решении насущных проблем.

Теоретические философские исследования важны и для науки, поскольку они углубляют наше миропонимание, со- вершенствуют понятийный аппарат нашего мышления, по- могают рождению новых научных идей. В свою очередь, все основополагающие научные открытия имеют выдающееся философско-мировоззренческое значение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: