Сущность и содерж. фин-в
Фин-ы – система ден.отнош, возникающ.при распред и перераспред. ВВП, организуя фин.ресурсы
три признака:
1) всегда денежные отношения;
2) ден-е отнош, вызванные фактором наличия государства как органа управления;
3) отношения распределения и перераспределения национального дохода.
Причина сущ-я фин-в: необходимость распределения выручки Условие: наличие денег
Финансы в системе экономических отношений. Функции финансов.
экономическими отношениями счит. отнош по поводу производства, распределения (возникают финансы), обмена (продаж) и потребления.Фин-е отнош. – распред.частей дохода между эконом.субъектами.
1.Выплата з/п 2.Уплата налогов 3.Отнош-я между владельцами Функции фин-в
-Распредельтельная (обеспечения каждого звена финансовой системы необходимыми ему финансовыми ресурсам )
- Контрольная( связана с контролем за распред ВДС по фондам, их расходованием по назначению, проверкой соблюдения законодательства, а также своевременности и полноты выполнения фин обязательств
Понятие фин мех-а. Сис-а фин рычагов и стимулов ФМ
Фин.мех-м – совокупность форм и методов,инструм-в, рычаг-в и стим-в с помощью кот. Должны формир-ся, распред-ся, перераспред-ся доход между гос-м, дом.хоз-ом, бизнесом.
Объект ФМ – ВДС, Субъект- гос-во, дом.хоз-во и предпринимат.деят.-ть
ресурсы. К фин инстр-м относят: прибыль, амортизац-е отчисления, налоги,банковский процентные ставки и др.
Экономич. Субъекты не могут иметь одинаковый фин.инструм., тк каждый имеет свои прав-е и нормат-е обеспечение.
В виде стимулов выступают льготы, особые условия кредитования.
В виде санкций - штрафы, пени, неустойки.
Фин рес-ы: формы и инстр их орг-ии
Фин ресурсы - фонды денежных средств, которые образуются в процессе распределения и перераспределения ВДС=амортиз+налоги+зп
Централиз-е(общегос-е) формир в результ распред ВДС и перераспределения чистого дохода через налоговые и неналоговые платежи.
Децентрализ-е(фин-ы предпр,учрежд, организ) формир-ся в зависим от чистого дохода
Фин рес-ы предпр — совокупность всех ден средств и поступл имеющ-ся у хоз.субъекта
Фин рес на предприятиях форм-ся за счет собств средств, субсидий и привлеч средств.
5. Взаимосвязь фин с экономич категориями
Ф отличает тесная взаимосвязь с такими эк-ми категориями как цена, з/п, кредит(К). Ц- денежное выражение ст-ти товара. Функционир-е Ц и Ф осущ-ся в этом процессе в тесной взаимосвязи, т.к. Ц. явл. конкретной формой выраж-я фин. отношений и категорией, через кот. происходит первичное распред-е ВВП и нац.дохода. Крупные перераспред-е процессы протекают в сфере кредитных отнош-й. Вз/связь Ф и К ярко проявляется в банковском %. Объектами воздействия Ф и К на воспроизвод-й процесс выступают все звенья фин. системы. Основой функцион-я Ф и К явл. товарно-денежные отношения. Они выражают движение ст-ти в ее денежной форме. Посредством К и Ф формир-ся и используются фонды ДС гос-ва и субъектов хозяйствования. З/П, как эк-я категория выражает отношения, связанные с распред-м вновь созданной ст-ти. Ф создают условия для действия этих отнош-й, а з/п выступает одним из источников формир-я Ф-х рес-ов предприятия. Сущ-е з/п связано с формир-м доходов конкретных раб-в. Общие черты Ф и з/п: з/п являясь частью системы стоимост-го распред-я, стоит в одном ряду с Ф, подготавливая условия для удовл опред-х потреб-й.
Фин сист гос-а. Сферы и звенья фин сист РБ
Финан сист совокупность обособленных, но связанных между собой сфер и звеньев фин отнош. Фин сист РБ:
Первая-децентрал (фин-ы предпр,учрежд, организ) Вторую-централизованные – общегос
Третья – фин рынок(купля-продажа фин.активов)
Включ в себя валют-й, кредит-й и фонд-й р-ки
Звенья фин.сист:
1.Респ. фонды, местные фонды, бюдж/внебюдж фонды, гос.кредиты
2.Фин-ы предпр-й,промышл-ти, торговли, с/х, строительства, искусство, здравоохран и науки
3.Деньги. депозиты,кредиты, цен.бумаги, Рынок ссудных капиталов
7. Сущность, цели и задачи фин политики гос-ва. Составн части фин политики.
Фин полит - сфера деятельности гос-ва, направ-я на мобилизацию финансовых ресурсов, их рац-е распред и использ для осущ гос-м функций.
Объект - гос-во.
Фин полит подразд на фин страт-ю и фин тактику.
Фин страт курс фин политики, рассчит на перспективу и предусматр решение крупномасштаб задач. Фин тактика направлена на реш задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации фин.связей
Осн цель фин политики – наиболее полная мобилизация фин ресурсов, необход для удовлетв потребностей общества.
Осн.задачи- отбор источн мобилизации фин.рес., рац.-е распред и использ фин.рес-в, уменьш. дефицита гос.бюдж
Важн частями фин политики явл: бюдж; налоговая; ценовая; кредитная политика.
8. Сущн и содерж фин планир-я: принципы, система фин-х планов
Фин план-е – это разновидность управленческой деят, направл на опред необход объема фин-х рес-в, их оптим распред и эффективное использ. Фин план-е позвол свести к мин негатив последствия отриц внеш факторов, снизить изд-и, определить оптим объемы производства и продаж.
Фин планир должно иметь в качестве исходной базы фин прогнозы. Суть прогноза заключ в предвид будущ развит эк-и и ее отд сфер. Фин прогноз – это научн оценка возм-х перспектив и изменений фин состояния предпр Экон-е и фин-е прогнозы разраб на осн отчет данных за прошед периоды с соблюдением правил ведения нац счетов.