Основные типы правопонимания




  1. Основные правовые концепции

Смотри доп. литературу (тема 9).

 

  1. Принципы в праве

Общеправовые:

1) Гуманизм (гарантия уважения к каждой личности, ее чести, достоинству, неотъемлемым правам и свободам);

2) Демократизм (народ – единственный источник государственной власти);

3) Социальная справедливость (обеспечение интересов всех слоев общества);

4) Равноправие (равенство всех перед законом);

5) Законность (строгая иерархия нармативных актов, верховенство закона);

6) Единство прав и обязанностей (закрепленне за человеком права и свободы сочетаются с возлагаемыми на него обязанностями).

Отраслевые (действуют в рамках одной отрасли права):

1) Принцип добровольности заключения брака в СП.

Межотраслевые (действуют в рамках нескольких отраслей):

1) Принцип гласности и состязательности в ГПП и УПП.

Отдельных институтов:

1) Принцип свободы, тайны, закрытости завещания для института наследования по завещанию.

 

  1. Функции права

В отношении общества:

1) Регулятивно-статистическая (сохранение ценностей);

2) Регулятивно-динамическая (наделение правами для укоренения новых ценностей);

3) Охранительная (гарантия реализации двух первых).

В отношении государства:

1) Организационная (компетенция государственных органов);

2) Управленческая (управление обществом).

В отношении личности:

1) Воспитательно-ориентационная (формирование у участников общественных отношений убежденности в целесообразности и справедливости предлагаемого порядка правового регулирования, в необходимости строить свое поведение согласно предписаниям правовых норм);

2) Информационная (право – это одно из важнейших средств социальной информации, которое использует государство для того, чтобы довести определенные сведения до всех субъектов права; законодатель, концентрируя определенную жизненную информацию, через правовые предписания доводит ее до участников регулируемых общественных отношений).

  1. Проблема аксиом в праве и юридической науке

Правовые аксиомы — это общепризнанные истины, не требующие доказательств, находящие либо прямое, либо косвенное отражение в нормах права.

Аксиом в праве не может существовать, поскольку:

Во-первых, нормы права, как первичные элементы системы права, не могут рассматриваться как аксиомы или теоремы, поскольку они "законченно сформулированы законодателем", вследствие чего не нуждаются в доказательстве.

Во-вторых, право как социальный феномен, научной теорией не является.

В-третьих, для того, чтобы считать право аксиоматической системой, нужно говорить о полноте (урегулированности всех общественных отношений) и об отсутствии пробелов.

Основные аксиомы:

1) Закон обратной силы не имеет (исключение в УП);

2) Никто не может быть судьей в собственном деле;

3) Никто не может быть наказан за одно и тоже преступление;

4) Призумция невиновности (исключение в ХПК).

 

  1. Понятие и признаки правовой нормы

Правовая норма – общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством либо принятое на референдуме, выраженное в официальных государственных актах, регулирующее конкретную разновидность общественных отношений, реализация которых обеспечивается государством.

Признаки:

1) Установлено или санкционировано государством;

2) Общеобязательный характер;

3) Регулирует конкретную разновидность общественных отношений;

4) Выражается в официально установленных государством формах;

5) Формальная определенность (точная формулировка);

6) Свойство системности (регулирует общественные отношения в связи с другими);

7) Многократность применения;

8) Обеспечивается мерами государственного воздействия (принуждения).

  1. Стадии формирования правовой нормы

1) Стадия формирования и действия юридических норм (правовые нормы регламентируют поведение людей, обозначают возможное поведение, информационный уровень, право на бумаге);

2) Стадия возникновения прав и обязанностей, или правоотношений (возникновение индивидуальных мер поведения);

3) Стадия реализации прав и обязанностей (осуществляется в фактическом поведении участников общественных отношений, становится реальностью).

  1. Классификация правовых норм

1) По отраслевой принадлежности:

- ГП;

- АП;

- ФП;

- КП;

- СП;

- ТП;

- УП.

2) По функциональному назначению:

- Типичная;

- Нетипичная:

· Норма-дефиниция (определение);

· Норма-задача;

· Коллизионная норма;

· Оперативная норма (когда вступает в силу);

· Норма-принцип;

· Декларативная норма (преамбула).

3) По содержанию:

- Политическая;

- Экономическая;

- Моральная;

- Техническая;

- Культурная;

- Сугубо юридическая.

 

4) По юридической силе:

- Законодательного акта;

- Акта законодательства.

5) По субъекту:

- В отношении всех лиц;

- В отношении определенного круга лиц;

- В отношении одного лица.

6) По времени действия:

- Постоянная;

- Временная.

7) По территории:

- На территории только одного государства;

- На территории нескольких государств;

- На территории всех стран;

- Локальный.

8) По способу воздействия (не рассматривается в нетипичных):

- Обязывающая;

- Управомочивающая;

- Запрещающая.

9) По сфере действия:

- Частного права;

- Публичного права.

10) По характеру регулируемых отношений:

- Материального права;

- Процессуально права.

11) По объему действия:

- Общая;

- Специальная;

- Исключительная.

12) По степени обязательности (не рассматривается в нетипичных):

- Императивная;

- Диспозитивная.

13) По способу изложения:

- Прямой;

- Ссылочный (на статью);

- Бланкетный (на другой акт).

Структура правовой нормы (Г+Д+С) не рассматривается в нетипичных.

  1. Нетипичные правовые нормы

Нетипичные нормы определяют основы правового регулирования, его цели, задачи, принципы, закрепляют правовые категории и понятия.

К нетипичным нормам относятся:

- Норма-дефиниция (закрепляет юридические понятия);

- Норма-задача (указывает на опорные установки);

- Коллизионная норма (определяет порядок выбора той или иной нормы права из нескольких);

- Оперативная норма (определяет момент и порядок вступления в силу нормативного акта, его отмены);

- Норма-принцип (определяют основополагающие начала);

- Декларативная норма (принципы построения и функционирования аппарата государства, цели, задачи принятия определенного НПА).

  1. Структура нормы права

Гипотеза – обстоятельства, при наступлении которых следует руководствоваться правилом, установленным данной нормой (простая, сложная, альтернативная).

Диспозиция – само правило должного поведения, которое следует руководствоваться при наступлении условий, предусмотренных в гипотезе (управомочивающая, обязывающая, запрещающая).

Санкция – неблагоприятные юридические последствия невыполнения предписания, изложенного в диспозиции (абсолютно-определительная, относительно-определительная, альтернативная).

 

  1. Способы изложения норм права в тексте Н.П.А

- Прямой (в статье излагаются все элементы правовой нормы);

- Ссылочный (содержаться не все структурные элементы, но имеется отсылка к другой статье этого же акта);

- Бланкетный (для уяснения содержания отдельных элементов правовой нормы следует обратиться к нормам, изложенным в другом акте).

  1. Эффективность нормы права. Правовой эксперимент

Эффективность нормы права – соотношение между поставленной в норме права целью и результатом, достигнутым в процессе реализации права.

Условия (требования) эффективности:

1) Относящиеся к процессу правотворчества:

- Правильный выбор цели регулирования;

- Верный выбор правовых средств для достижения поставленной цели.

2) Относящиеся к реализации норм права:

- Довести нормы права до адресата;

- Создать или нацелить существующие органы на реализацию данных нормативных предписаний;

- Выделить средства, необходимые для реализации;

- Идеологически обеспечить норму;

- Учесть условия реализации.

Правовой эксперимент – предварительное испытание, проверка действенности нормативного положения для выявления преимуществ, недочетов, издержек нового положения в какой-либо области правового регулирования.

Статья 12. Принятие нормативных правовых актов в порядке эксперимента (Закон «О НПА»).

Нормотворческий орган (должностное лицо) с согласия Президента Республики Беларусь вправе принять (издать) нормативный правовой акт в порядке эксперимента, ограничивая его действие во времени, определенной территорией или по кругу лиц, либо делегировать такие полномочия иным нормотворческим органам (должностным лицам).

 

  1. Понятие источника права

Форма (источник) права – способ выражения, закрепления правовых норм.

Форма – в каком виде они могут быть закреплены (внешнее проявление).

Источник:

- Документальный источник или памятник, содержащий правовые нормы (Русская правда, Статуты);

- Источник содержания права (общественные отношения, требующие урегулирования и определяющие содержание той или иной правовой нормы);

- Определенные идейные концепции, на которые опирается законодательство.

  1. Правовой обычай

Правовой обычай – исторически сложившиеся и вошедшие в привычку вследствие длительного применения правило поведения, одобренное и санкционированное государством в качестве нормы права.

Классификация:

- Обычаи в дополнение к закону;

- Обычаи кроме закона (восполнение пробелов в праве);

- Обычаи против закона.

Деловые обыкновения – используются в процессе правового регулирования, хотя и не санкционируется государством в качестве источника права; правила поведения, распространенные в предпринимательской деятельности, обычные, но ни для кого не обязательные для применения. Особенность делового обыкновения по сравнению с обычаем выражается в правовом значении воли сторон. Обычай существует независимо от нее, своей согласованной волей стороны могут лишь парализовать действие обычая. В отличие от этого деловые обыкновения приобретают жизнь при условии, если это отвечает прямо выраженной воле сторон.

  1. Канонические нормы как источник права

Религиозные догмы – своды правил поведения, содержащиеся в религиозных текстах, священных писаниях тех или иных религий.

В современном мире религиозные догмы используются в качестве источника права в тех странах, где религия играет значительную роль в обществе, официально признанную и закрепленную государством. Это Коран и сунна в некоторых мусульманских государствах, Тора и Талмуд в Израиле.

  1. Правовой прецедент

Юридический прецедент – форма права, при которой общим правилом поведения признается состоявшееся решение по конкретному делу. В последующем оно используется как обязательный образец для решения аналогичных случаев.

Характерна казуистичность – отражает конкретное дело, связанное с определенным фактическим обстоятельством.

 

Классификация:

- Административный (решение принимает административный орган или должностное лицо);

- Судебный (решение при приговоре суда);

· Связывающий (решение было вынесено Верховным судом – используется всеми обязательно);

· Убедительный (суд штата пользуется решение суда графства – необязательно).

 

  1. Договор нормативного содержания

Договор с нормативным содержанием – соглашение двух или более сторон, в результате которого устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.

Основной признак: он устанавливается добровольным соглашением субъектов правотворчества..

Классификация:

- Внутригосударственный (коллективные договоры в трудовом праве, соглашения о совместной деятельности министерств и ведомств; соглашения о разграничении полномочий между федеральным центром и субъектами федерации);

- Международный (основной источник МП).

  1. Правовая доктрина

Юридические доктрины – научные знания, вырабатывающие способы установления и реализации права.

В данном случае мнение отдельных знатоков права, выраженное в их научных трудах, учебниках, официально выраженных мнениях по тому или иному вопросу, признается в качестве права. Это мнение используется в судах для решения запутанных случаев.

  1. Нормативный правовой акт

Статья 1. Основные термины и понятия, применяемые в нормотворческой деятельности (Закон «О НПА»).

Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

НПА:

- Образуют законодательство;

- Отличаются по юридической силе;

- Имеют свою форму и название;

- Издаются и принимаются в пределах компетенции.

Иерархия НПА:

1) Конституция;

2) Решение референдума;

3) Программный закон;

4) Кодекс;

5) Закон;

6) Декрет Президента;

7) Указ Президента;

8) Директива Президента;

9) Постановления палат Парламента;

10) Постановления Совета Министров;

11) Акты Конституционного, Верховного, Высшего Хозяйственного судов, Генерального прокурора;

12) Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь.

  1. Источники права в Республике Беларусь

1) Правовой обычай;

2) Договор нормативного содержания;

3) НПА;

4) Принципы МП – наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни, также являются критерием законности других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений, а также законности фактического поведения государств.

  1. Эволюция источников права

Ранними были: обычай, договор, прецедент.

Поздние: доктрина, НПА.

Факторы:

- Историческая ситуация;

- Принадлежность к правовой системе;

- Экономические факторы;

- Политические факторы (завоевания).

  1. Понятие и структурные элементы системы права

Система права – обусловленное характером общественных отношений внутренне строение права, которое выражается в единстве и согласованности взаимосвязанных юридических норм, но вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части.

Отрасль права – совокупность взаимно связанных, обособленных юридических норм, регулирующих при помощи специфического метода большой круг общественных отношений, обладающих внутренним единством и качественным своеобразием.

Подотрасль права – несколько институтов в составе отрасли права (ИП в КП, авторское и наследственное право в ГП);

Правовой институт – обособленная совокупность юридических норм, регулирующих определенную группу общественных отношений в рамках отрасли права.

Комплексные институты – институты, относящиеся к разным отраслям права, имеющие межотраслевой характер, поскольку регулируют однородные общественные отношения (институт собственности, договора). Будучи относительно крупными, они могут иметь в своем составе более мелкие самостоятельные образования – субинституты.

Правовая норма – первичный элемент системы права; общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством либо принятое на референдуме, выраженное в официальных государственных актах, регулирующее конкретную разновидность общественных отношений, реализация которых обеспечивается государством.

 

  1. Предмет и метод правового регулирования

Предмет правового регулирования – сфера качественно однородных общественных отношений, которые регулирует определенная отрасль права.

Предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, так как:

- составляющие его общественные отношения весьма разнообразны;

- одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и способами.

Поэтому вспомогательным критерием выделения отраслей права служит метод правового регулирования.

Метод правового регулирования – совокупность юридических средств, способов, приемов правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли.

Классификация:

- императивный – основан на запретах, обязанностях, наказаниях;

- диспозитивный – основан на дозволениях, то есть предоставление права на определенное поведение; у субъектов отношений есть возможность относительно самостоятельно выбирать вариант поведения;

- пооощрительный – метод вознаграждения за определенное поведение, он стимулирует социально полезное, активное поведение;

- рекомендательный – метод совета осуществления конкретного желательного для общества поведения.

Способы правового регулирования определяются характером предписаний, зафиксированных в нормах права: управомочивающих, обязывающих или запрещающих: дозволение представляет возможность альтернативного поведения, обязывание побуждает к активному поведению, а запрет предполагает воздержание от определенных действий, то есть пассивность, предусмотренную законом.

  1. Соотоношение системы права и системы законодательства

Система права – обусловленное характером общественных отношений внутренне строение права, которое выражается в единстве и согласованности взаимосвязанных юридических норм, но вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части.

Система законодательства – совокупность НПА различной юридической силы, которые, исходя из необходимости решения стоящих перед государством задач, обладают согласованность действий и внутренним единством.

 

 

Различия:

- Исходный элемент системы права – правовая норма (внутренняя форма), системы законодательства – нормативный акт (внешняя форма);

- Система права – объективная основа для системы законодательства;

- Законодательство не охватывает всего разнообразия нормативности, но включает в себя и такие элементы, как технические, количественные и т. д.

  1. Общая характеристика отраслей права в Республике Беларусь

Смотри доп. литературу (тема 12).

  1. Право частное и публичное: проблема дуализма

Частное право – это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц.

Публичное право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

Теория интереса. Ульпиан (ДР. Рим): публичное право удовлетворяет общественные, государственные интересы; частное – личные интересы.

Предмет правового регулирования. Кавелин:

- имущественные и личные неимущественные отношения в частном праве;

- властные отношения регулируют нормы публичного права.

Теория метода правового регулирования:

В публичном праве государство может требовать исполнения определенного поведения. В частном праве – метод координации, равноправие субъектов права.

Теория субъективного состава (Вуарен – французский юрист – 20 век):

Если нормы, регулирующие отношения, где хотя бы одно лицо наделено властными полномочиями – публичное.

Если нормы, регулирующие отношения между лицами не наделены властными полномочиями – частное.

  1. Материальное и процессуальное право

Материальные отрасли (материальное право) – это отрасли, составляющие суть правовой системы и регулирующие главные общественные отношения, т.е. характеризующие в основном содержательные аспекты права.

Они обхватывают очень широкую сферу общественных отношений и немного шире одной отрасли.

Процессуальные отрасли (процессуальное право) – это своего рода «подспорье» материальных отраслей, направленных на их обслуживание и обеспечение.

Связь материальных и процессуальных отраслей права является взаимной и двусторонней: материальные отрасли определяют правовой статус субъектов, устанавливают условия и основания возникновения процессуальных отношений; процессуальные отрасли закрепляют порядок разрешения конфликтных ситуаций, возникающих при реализации норм материальных отраслей права.

  1. Национальное и международное право

Национальное право – совокупность отраслей права, регулирующие отношения внутри государства и отличается своеобразием истории и культурными особенностями конкретного народа.

Международное право – система юридических норм, регулирующие отношения между государствами, а также с участием других субъектов международно-правовых отношений в сферах междугосударственного сотрудничества и определяет их взаимные права и обязанности.

Статья 20. Соотношение международных договоров и нормативных правовых актов (Закон «О НПА»).

Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства Республики Беларусь.

Нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется принятие внутригосударственного нормативного правового акта, и имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.

 

  1. Правовая система и ее структура

Правовая система — совокупная связь системы права (в том числе системы законодательства), правовой культуры и правореализации. Правовую систему не следует путать с системой права, которая является лишь частью правовой системы.

Элементы правовой системы общества:

- субъекты права — физические лица (граждане, иностранцы, лица без гражданства и др.), юридические лица — коммерческие и некоммерческие организации, государство, социальные общности и др.;

- правовые нормы и принципы;

- правовые отношения, правовое поведение, юридическая практика, режим функционирования правовой системы;

- правовая идеология, правовое сознание, правовые взгляды, правовая культура;

- связи между названными элементами, которые определяют результат их взаимодействия — законность, правопорядок.

  1. Понятие и причины нормотворческой деятельности
Нормотворческая деятельность – научная и организационная деятельность по подготовке, экспертизе, изменению, дополнению, принятию (изданию), толкованию, приостановлению действия, признанию утратившими силу либо отмене нормативных правовых актов.Понятие правотворчества охватывает все виды и способы (формы) деятельности по возведению воли общества в закон:- принятие нормативных актов органами государства;- принятие данных актов непосредственно народом путем референдума;- заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права;- санкционирование обычаев или норм, выработанных негосударственными организациями;- формирование юридических прецедентов.

Причины существования нормотворческой деятельности:

- развитие и совершенствование общественных отношений;

- не совершенство действующего законодательства;

- смена политического и экономического курса государства.

Основными же причинами существования правотворчества как такового является (в развитом обществе) необходимость перевода правовыми предписаниями нужных общественных отношений в систему правоотношений.

  1. Субъекты нормотворческой деятельности в Республике Беларусь

Статья 99 Конституции.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Палате представителей.

  1. Принципы нормотворческой деятельности

1) Демократизм (обеспечение широко участия народа в процессе разработки, обсуждения и принятия нормативных актов);

2) Законность (акты должны приниматься строго в рамках компетенции, предоставленной правотворческому органу; в их содержании не должно быть противоречий с действующими НПА, обладающими более высокой юридической силой);

3) Гуманизм (учет и обеспечение прав и свобод личности);

4) Научность и профессионализм (глубокий научный анализ соответствия принимаемого акта потребностям общества, а также привлечение компетентных специалистов, обладающих специальными знаниями и опытом);

5) Гласность (граждане должны знать требования, предъявляемые к ним правовыми нормами);

6) Плановость.

 

  1. Правообразование: понятие, этапы, факторы

Процесс правообразования идет в недрах социального организма, и государство, по существу, должно лишь надлежащим образом оформлять те правовые потребности, которые уже сложились в обществе.

Правообразование (формирование права) – возникновение правовых идей, чувств при воздействии общественной жизни, которое требует установления каких-либо новых нормативов этой жизни, либо их отмены.

Правообразование – это весь процесс формирования права, который в своем развитии проходит 3 этапа:

1 этап – это возникновение общественных отношений нуждающихся в правовом регулировании;

2 этап – связан с осознанием необходимости правового регулирования данных общественных отношений (формируется правосознание);

3 этап – связан с правотворчеством: устанавливаются необходимые нормы права.

Факторы:

1) Экономические (материальные условия жизни общества, обусловленные равноправным существованием различных форм собственности, свободой предпринимательства);

2) Политические (политическая обстановки в стране, характер взаимоотношений различных слоев общества и групп населения, уровень активности политических партий, движений и общественных объединений);

3) Социальные (степень заботы общества и государства о личности, ее интересах и потребностях, об охране и обеспечении ее прав и свобод);

4) Национальные (взаимоотношения, формы сотрудничества между нациями и народностями);

5) Внешнеполитические (международное положение государства, уровень взаимоотношений с другими государствами и международными организациями);

6) Идеологические (идеологическая база права, правосознание граждан и общества в целом, степень его внедрения в общественное сознание, правовые идеи, направленные на дальнейшее развитие законодательства);

7) Организационно-волевые (юридическое оформление государственной воли через деятельность органов, правомочных издавать нормативные акты).

  1. Понятие и виды Н.П.А в Республике Беларусь
Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Конституция Республики Беларусь – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.

Решение референдума – нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом.

Программный закон – закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным ею вопросам.

Кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт) – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений.

Закон Республики Беларусь – нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.

Декрет Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Указ Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы.

Директива Президента Республики Беларусь – указ программного характера, издаваемый Главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение.

Постановления палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента – Национального собрания Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь – нормативный правовой акт Правительства Республики Беларусь.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами.

Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь (Правления Национального банка Республики Беларусь, Совета директоров Национального банка Республики Беларусь) – нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.

Регламент – нормативный правовой акт, принятый (изданный) Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления и содержащий совокупность правил, определяющих процедуру деятельности соответствующих органов.

Инструкция – нормативный правовой акт, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отношений.

Правила – кодифицированный нормативный правовой акт, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам.

Устав (положение) – нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственного органа (организации), а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности.

Приказ республиканского органа государственного управления – нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа государственного управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере государственного управления.

Решения органов местного управления и самоуправления – нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

  1. Понятие и стадии нормотворческого процесса

Нормотворческий процесс – нормотворческая деятельность нормотворческих органов (должностных лиц) по разработке и принятию (изданию) нормативных правовых актов, введению их в действие.

Выделяют несколько стадий законодательной процедуры:

1) Реализация права законодательной инициативы, то есть права официального внесения законопроекта в высший представительный орган страны, который в таком случае обязан рассмотреть данный законопроект.

2) Обсуждение законопроекта. На этой стадии вносятся поправки, изменения, дополнения или исключаются из законопроекта ненужные положения.

3) Принятие законопроекта путем голосования в Палате представителей, одобрения Советом Республики и подписания Президентом Республики Беларусь.

4) Официальное опубликование закона.

 

  1. Конституция – Основной Закон государства. Правовая защита конституции

Конституция Республики Беларусь – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений (9 разделов, 8 глав и 146 статей).

Сво йства:

1) Учредительный характер (первооснова для других НПА);

2) Основной Закон (регулирует основы основы политической, экономической, социальной, духовной систем, правового статуса личности);

3) Высшая юридическая сила (остальные НПА должные соответствовать Конституции, иначе не имеет юридической силы);

4) Стабильность (усложненный порядок внесения изменений);

5) Акт прямого действия (способность быть реальным регулятором общественных отношений, когда непосредственно на основе конституционных предписаний разрешаются дела).

Функции:

1) Юридическая (высшая юридическая сила, база законодательства);

2) Политическая (основы организации и деятельности органов государственной власти, основы участия граждан в управлении);

3) Идеологическая (закрепляет те духовные ценности, на которых основывается государство).

Правовая защита Конституции – совокупность способов и средств, с помощью которых должно достигаться строгое соблюдение режима конституционной законности, соответствие Конституции всех других правовых актов, принимаемых государственными органами.

Статья 52. Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обя



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: