Программные требования по дисциплине «Возрастно-педагогическое консультирование»
Сост. к.пс.н., доцент Е.В. Неумоева-Колчеданцева
Цель дисциплины – повышение уровня психологической компетентности будущего учителя начальных классов; повышение готовности и способности к консультативной деятельности
Задачи:
• Ознакомление студентов со спецификой, структурой и содержанием возрастно-педагогического консультирования.
• Создание условий для формирования умений и навыков диагностики, формулировки, интерпретации, описания психологических проблем ребенка, освоение приемов и техник возрастного консультирования.
• Анализ особенностей консультирования в возрастном аспекте, с учетом социальной ситуации развития и типичных возрастных проблем (анализ особенностей консультирования детей младшего школьного возраста).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
• Знать: сущность, цель, задачи, особенности, структуру и содержание возрастно-педагогического консультирования, факторы риска нарушения психологического здоровья ребенка, особенности консультирования в возрастном аспекте, особенности консультирования детей младшего школьного возраста с учетом социальной ситуации развития и особенности консультирования родителей.
• Уметь: диагностировать, формулировать и интерпретировать проблемы ребенка с учетом возрастных особенностей, формулировать консультативные гипотезы, дифференцировать проблемы ребенка (основные виды нарушений в развитии личности ребенка) в зависимости от их генезиса, сложности, обратимости и пр., делать письменные заключения о психологических особенностях и состоянии психологического здоровья ребенка.
• Владеть: основными приемами и техниками возрастно-педагогического консультирования (установление контакта, постановка вопросов, подбадривание, одобрение и успокаивание, структурирование беседы, эмпатийное слушание, анализ конкретных ситуаций, акцентирование противоречий, анализ вторичной выгоды, расширение восприятия ситуации клиентом и др.).
•
• Планирование самостоятельной работы студентов очной формы обучения
•
№ | Модули и темы | Виды СРС | Объем часов* | Кол-во баллов | ||||
Подготовка к комплексной профессиональной пробе | Комплексная профессиональная проба | |||||||
Модуль 1 | ||||||||
1. | Понятие о возрастном консультировании. Педагог как субъект консультативной деятельности | Обзор материалов по тематике и проблематике возрастного консультирования | 0 – 10 | |||||
2. | Динамика формирования и виды эмоционально-поведенческих нарушений в развитии личности ребенка. | 1. Анализ эмоционально-поведенческих нарушений в развитии личности ребенка 2. Формирование пакета методик для диагностики и коррекционно-развивающей работы | Психодиагностическое обследование ребенка (этап первичного консультирования). | 0 – 5, 0 – 5 / 0 – 10 | ||||
3. | Этап первичного консультирования (установление контакта, сбор анамнеза, формулровка консультативных гипотез) | 1. Анализ проблемных ситуаций (консультативных случаев) | 1.Составление психологического анамнеза ребенка в процессе беседы с родителем (родителями). Результат анамнеза и психодиагностического обследования ребенка (тема 1.2.) – Психолого-педагогическая характеристика ребенка. | 0 – 10 | ||||
2.Психодиагностическое обследование родителя (родителей) с использованием методики АСВ или ОРО, с использованием методики «Сочинение родителя». Результат – Психолого-педагогическая характеристика родителя | 0 – 10 | |||||||
4. | Этапы вторичного консультирования (организация совместной деятельности родителя и ребенка и коррекционной работы) | Проведение пробы на совместную деятельность родителя и ребенка. Результат – Психолого-педагогическая характеристика детско-родительских отношений | 0 – 10 | |||||
5. | Коррекционно-развивающая работа | Проект: Разработка практических рекомендаций по психолого-педагогической коррекции (коррекционно-развивающей программы или коррекции индивидуальной траектории развития ребенка в образовательном процессе) | 6,6 | 0 – 5, 0 – 5 / 0 – 20 | ||||
0 – 5, 0 – 5 | ||||||||
Всего по модулю: | 0 – 40 | |||||||
Итого: | 100* | 0 – 100 | ||||||
•
Задания для самостоятельной работы студентов, составляющей содержание Комплексной профессиональной пробы:
Примечание: при выборе потенциальных «клиентов» предпочтение следует отдавать детям младшего школьного возраста!
Беседа с родителем
Результаты:
· Описание проблемной ситуации
· Формулировка запроса и желаемого результата консультирования
· Ориентировочная формулировка консультативной гипотезы
· Составление психологического анамнеза ребенка
2. Психодиагностическое обследование родителя (родителей) с использованием методик «Анализ семейных взаимоотношений» или «Опросник родительского отношения», «Сочинение родителя»
Результаты:
· психолого-педагогическая характеристика родителя,
· уточнение запроса родителя (при его наличии),
· уточнение консультативной гипотезы.
3. Психодиагностическое обследование ребенка
Результаты:
· психолого-педагогическая характеристика ребенка,
· формулировка запроса родителя (при его наличии),
· выдвижение и формулировка консультативной гипотезы.
4. Организация и проведение пробы на совместную деятельность родителя и ребенка и оценка характера детско-родительских отношений с использованием «Протокола наблюдения за характером детско-родительского взаимодействия при выполнении «Пробы на совместную деятельность»».
Результаты:
• психолого-педагогическая характеристика детско-родительских отношений, анализ и оценка актуальной семейной ситуации;
• уточнение консультативной гипотезы,
• коррекция запроса родителя (при его наличии).
5. Разработка проекта:
· разработка практических рекомендаций по психолого-педагогической коррекции эмоционально-поведенческих нарушений личностного развития ребенка;
· разработка коррекционно-развивающей программы;
· разработка программы коррекции индивидуальной траектории развития ребенка в образовательном процессе.
Результат: подготовка инструментария, необходимого для оказания действенной психолого-педагогической помощи ребенку (рекомендации или программа).
Учебно-методическое
и информационное обеспечение дисциплины
Основная:
• Доценко Е. Л. Психология личности: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии/ Е. Л. Доценко; Тюм. гос. ун-т, Ин-т психологии, педагогики, соц. управления. –Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2009. – 512 с.
• Мандель Б. Р. Психология личности [Электронный ресурс]: Учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2014. https://znanium.com/bookread.php?book=444530
• Дополнительная:
• Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
• Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. – 176 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
• Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. Серия: Психология ребенка. – СПб.: «Издательство Союз», «Лениздат», 2000. – 336 с.
• Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.
• Педагогическое консультирование: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец./ ред. В. А. Сластенин, И. А. Колесникова. – Москва: Академия, 2006. – 320 с.
• Семаго Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст/ Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. -Санкт-Петербург: Речь, 2005. – 384 с.
• Синягина Н.Ю. Психолого – педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 96 с.
• Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
• Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 "Педагогика и психология"/ О. В. Хухлаева; Междунар. академия наук пед. образования. -6-е изд., стер.. -Москва: Академия, 2008.-208 с.
• Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: ЗАО «Издательство «Питер»», 1999. – 656 с. – (Серия «Мастера психологии»).
•