и информационное обеспечение дисциплины




Программные требования по дисциплине «Возрастно-педагогическое консультирование»

Сост. к.пс.н., доцент Е.В. Неумоева-Колчеданцева

 

Цель дисциплины – повышение уровня психологической компетентности будущего учителя начальных классов; повышение готовности и способности к консультативной деятельности

Задачи:

• Ознакомление студентов со спецификой, структурой и содержанием возрастно-педагогического консультирования.

• Создание условий для формирования умений и навыков диагностики, формулировки, интерпретации, описания психологических проблем ребенка, освоение приемов и техник возрастного консультирования.

• Анализ особенностей консультирования в возрастном аспекте, с учетом социальной ситуации развития и типичных возрастных проблем (анализ особенностей консультирования детей младшего школьного возраста).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: сущность, цель, задачи, особенности, структуру и содержание возрастно-педагогического консультирования, факторы риска нарушения психологического здоровья ребенка, особенности консультирования в возрастном аспекте, особенности консультирования детей младшего школьного возраста с учетом социальной ситуации развития и особенности консультирования родителей.

Уметь: диагностировать, формулировать и интерпретировать проблемы ребенка с учетом возрастных особенностей, формулировать консультативные гипотезы, дифференцировать проблемы ребенка (основные виды нарушений в развитии личности ребенка) в зависимости от их генезиса, сложности, обратимости и пр., делать письменные заключения о психологических особенностях и состоянии психологического здоровья ребенка.

Владеть: основными приемами и техниками возрастно-педагогического консультирования (установление контакта, постановка вопросов, подбадривание, одобрение и успокаивание, структурирование беседы, эмпатийное слушание, анализ конкретных ситуаций, акцентирование противоречий, анализ вторичной выгоды, расширение восприятия ситуации клиентом и др.).

Планирование самостоятельной работы студентов очной формы обучения

Модули и темы Виды СРС Объем часов* Кол-во баллов
Подготовка к комплексной профессиональной пробе Комплексная профессиональная проба
Модуль 1  
1. Понятие о возрастном консультировании. Педагог как субъект консультативной деятельности Обзор материалов по тематике и проблематике возрастного консультирования     0 – 10
2. Динамика формирования и виды эмоционально-поведенческих нарушений в развитии личности ребенка. 1. Анализ эмоционально-поведенческих нарушений в развитии личности ребенка 2. Формирование пакета методик для диагностики и коррекционно-развивающей работы   Психодиагностическое обследование ребенка (этап первичного консультирования).   0 – 5, 0 – 5 / 0 – 10
3. Этап первичного консультирования (установление контакта, сбор анамнеза, формулровка консультативных гипотез) 1. Анализ проблемных ситуаций (консультативных случаев)   1.Составление психологического анамнеза ребенка в процессе беседы с родителем (родителями). Результат анамнеза и психодиагностического обследования ребенка (тема 1.2.) – Психолого-педагогическая характеристика ребенка.   0 – 10
2.Психодиагностическое обследование родителя (родителей) с использованием методики АСВ или ОРО, с использованием методики «Сочинение родителя». Результат – Психолого-педагогическая характеристика родителя   0 – 10
4. Этапы вторичного консультирования (организация совместной деятельности родителя и ребенка и коррекционной работы)   Проведение пробы на совместную деятельность родителя и ребенка. Результат – Психолого-педагогическая характеристика детско-родительских отношений   0 – 10
5. Коррекционно-развивающая работа     Проект: Разработка практических рекомендаций по психолого-педагогической коррекции (коррекционно-развивающей программы или коррекции индивидуальной траектории развития ребенка в образовательном процессе)   6,6 0 – 5, 0 – 5 / 0 – 20
          0 – 5, 0 – 5
Всего по модулю:   0 – 40
Итого: 100* 0 – 100
                 

Задания для самостоятельной работы студентов, составляющей содержание Комплексной профессиональной пробы:

Примечание: при выборе потенциальных «клиентов» предпочтение следует отдавать детям младшего школьного возраста!

 

Беседа с родителем

Результаты:

· Описание проблемной ситуации

· Формулировка запроса и желаемого результата консультирования

· Ориентировочная формулировка консультативной гипотезы

· Составление психологического анамнеза ребенка

2. Психодиагностическое обследование родителя (родителей) с использованием методик «Анализ семейных взаимоотношений» или «Опросник родительского отношения», «Сочинение родителя»

Результаты:

· психолого-педагогическая характеристика родителя,

· уточнение запроса родителя (при его наличии),

· уточнение консультативной гипотезы.

 

3. Психодиагностическое обследование ребенка

Результаты:

· психолого-педагогическая характеристика ребенка,

· формулировка запроса родителя (при его наличии),

· выдвижение и формулировка консультативной гипотезы.

4. Организация и проведение пробы на совместную деятельность родителя и ребенка и оценка характера детско-родительских отношений с использованием «Протокола наблюдения за характером детско-родительского взаимодействия при выполнении «Пробы на совместную деятельность»».

Результаты:

психолого-педагогическая характеристика детско-родительских отношений, анализ и оценка актуальной семейной ситуации;

уточнение консультативной гипотезы,

коррекция запроса родителя (при его наличии).

5. Разработка проекта:

· разработка практических рекомендаций по психолого-педагогической коррекции эмоционально-поведенческих нарушений личностного развития ребенка;

· разработка коррекционно-развивающей программы;

· разработка программы коррекции индивидуальной траектории развития ребенка в образовательном процессе.

Результат: подготовка инструментария, необходимого для оказания действенной психолого-педагогической помощи ребенку (рекомендации или программа).

Учебно-методическое

и информационное обеспечение дисциплины

Основная:

• Доценко Е. Л. Психология личности: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии/ Е. Л. Доценко; Тюм. гос. ун-т, Ин-т психологии, педагогики, соц. управления. –Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2009. – 512 с.

• Мандель Б. Р. Психология личности [Электронный ресурс]: Учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2014. https://znanium.com/bookread.php?book=444530

Дополнительная:

• Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.

• Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. – 176 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).

• Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. Серия: Психология ребенка. – СПб.: «Издательство Союз», «Лениздат», 2000. – 336 с.

• Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.

• Педагогическое консультирование: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец./ ред. В. А. Сластенин, И. А. Колесникова. – Москва: Академия, 2006. – 320 с.

• Семаго Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст/ Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. -Санкт-Петербург: Речь, 2005. – 384 с.

• Синягина Н.Ю. Психолого – педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 96 с.

• Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.

• Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 "Педагогика и психология"/ О. В. Хухлаева; Междунар. академия наук пед. образования. -6-е изд., стер.. -Москва: Академия, 2008.-208 с.

• Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: ЗАО «Издательство «Питер»», 1999. – 656 с. – (Серия «Мастера психологии»).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: