Олимпиадное движение как форма организации обучения в вузе




ПРЕДИСЛОВИЕ

Повышение эффективности образовательного процесса в вузе предполагает реализацию инновационных педагогических технологий на основе изучения психологии развития творческих способностей обучающихся и актуализации их в современных социально-экономи-ческих условиях. Предлагаемое учебно-методическое по- собие призвано ознакомить педагога с основами формирования творческих компетенций обучающихся посред- ством олимпиадного движения и предназначено для преподавателей высших учебных заведений, осуществ- ляющих организацию инновационного образовательного процесса по направлению подготовки 220600 – Инно- ватика. Материал учебно-методического пособия изложен так, что им можно пользоваться при организации обу- чения по полной и сокращённой программам других специальностей и направлений подготовки, относящихся к Учебно-методическому объединению вузов по университетскому политехническому образованию. В содержательном плане в пособии изложены краткие сведения по теории развития творческих способно- стей личности в свете подготовки конкурентоспособного специалиста для инновационной экономики. В каче- стве одной из основных форм организации обучения рассмотрено олимпиадное движение – активная творче- ская созидательная деятельность всех участников образовательного процесса (преподавателей и студентов) на основе интеграции коллективной и соревновательной деятельности, направленная на достижение основной об- разовательной цели по подготовке конкурентоспособного специалиста, обладающего высоким уровнем готов- ности к творчеству. В пособии даны методические указания по составлению олимпиадных задач и процессу подготовки и проведения олимпиад. Приведённые в учебно-методическом пособии материалы достаточно полно отражают возможности олим- пиадного движения в процессе творческого саморазвития личности обучающихся, при этом предполагается, что самостоятельная работа студентов по решению творческих задач, организованная на основе рассмотренных в учебно-методическом пособии подходов, проводится параллельно с аудиторными занятиями и обеспечивает- ся консультациями преподавателей. Предложенная методика разработки олимпиадных задач по учебным дисциплинам, включённым в ФГОС, позволяет повысить качество образования через более эффективную реализацию компетентностного подхода в образовательном процессе и развитие социально-воспита-тельного компонента учебного процесса, а также орга- низовать эффективный контроль самостоятельной работы студентов в течение всего периода профессиональной подготовки. Изложение материала выполнено с позиций пользователя, для которого важны осмысление и возможность использования инновационных образовательных технологий и творческих приёмов в педагогической деятель- ности. Преподаватели, заинтересованные в углубленном изучении отдельных вопросов творческого саморазви- тия посредством олимпиадного движения, необходимые материалы могут найти в научно-методической лите- ратуре, список которой даётся в конце книги. ВВЕДЕНИЕ С развитием общества всё в большей мере актуализируется потребность в преднамеренном управлении творческой деятельностью, прежде всего – в науке и технике: необходимо растить творческих работников, от- бирать кадры, мотивировать творческую деятельность, стимулировать успех творческого акта, формировать творческие коллективы и т.п. Особую актуальность приобретают творческие процессы в современных социально-экономических усло- виях. Становление рыночных отношений, усиление конкурентной борьбы требует от участников экономиче- ской жизни готовности к гибкому реагированию на динамические изменения внешних условий. Интеграция российской экономики в мирохозяйственную систему, динамика научно-технического про- гресса, необходимость разработки и внедрения наукоёмких технологий во всех сферах народного хозяйства и повышения уровня благосостояния государства предопределяет возрастающую потребность современного об- щества в непрерывном развитии инфраструктуры производственного сектора и творческой личности, готовой к инновационной деятельности. При этом развитие производственного сектора страны должно осуществляться путём постоянного и целенаправленного процесса улучшений, модернизации, нововведений, обеспечивающих повышение качества товаров и услуг. Большая роль в интенсивном развитии экономики принадлежит творческому труду инженерно- технических работников на предприятиях и в научно-исследовательских организациях. Результаты этого труда – новые конструкторские или технологические решения, научные закономерности – позволяют более полно удовлетворять насущные, и что особенно важно, будущие потребности покупателей. Эффективность инновационной деятельности достигается в первую очередь совершенствованием подготов- ки бакалавров в области управления инновационными процессами, которые должны будут в профессиональной деятельности принимать принципиально новые управленческие решения в условиях жёсткого дефицита имею- щихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов, времени, в условиях повышенной ответственности за конечный результат своей деятельности. Уровень развития производства и нарастание информационных процессов определяет актуальность освое- ния нового, более творческого подхода к организации инновационной деятельности. При этом конкурентоспо- собный выпускник вуза должен обладать способностью к ранжированию информации, интуитивным чутьём на её актуальность, умением в окружающей действительности уяснить наиболее злободневную проблему и сфор- мулировать профессиональную задачу, определить основные информационные источники. Существует ряд объективных и субъективных препятствий для более широкого использования творческой деятельности в условиях современного производства. Прежде всего, это условия внешней среды, в которой должна происходить творческая деятельность, – условия перемотивации. Данные условия определяются для специалистов жёсткими ограничениями во времени принятия решения и возможности использования ресурсов при возрастающей ответственности за конечный результат (который определяет судьбу фирмы и личности че- ловека) и приводят к торможению творческих процессов, а иногда к их полной невозможности. Другим очень сильным препятствием является ориентированная в большей мере на алгоритмизированный стиль мышления обучающихся организация образовательного процесса в учебных заведениях. Молодые спе- циалисты не готовы к встрече с реальными проблемными ситуациями, механизм разрешения которых заранее не определён. Одной из целей деятельности образовательных учреждений по подготовке конкурентоспособных кадров для инновационной экономики должна стать проблема формирования готовности к реализации творческого потенциала в жёстких условиях экономических процессов через активное использование педагогических инно- ваций на основе интеграции командной деятельности и соревновательности образовательного процесса в усло- виях психологически комфортной для обучающегося среды и интенсивного умственного труда. Использование олимпиадного движения как одной из форм организации обучения способствует более сис- темному и глубокому усвоению студентами профессиональных знаний, позволяет эффективно формировать у них творческие компетенции, готовить конкурентоспособных специалистов к творческой профессиональной деятельности по разработке и продвижению инновационных проектов в производство в современных рыноч- ных условиях. 1. ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ОЛИМПИАДНОМ ДВИЖЕНИИ 1.1. НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНИКУ ВУЗА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЕГО ТВОРЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ Стабильный экономический рост Российской Федерации может быть достигнут лишь на инновационной основе [5]. Только в этом случае страна может реализовать планы на высокие темпы роста доходов населения, ресурсосбережение, эффективность производства, выпуск конкурентоспособной продукции. Поток инноваций становится основой для интенсивного экономического развития регионов и страны в целом, а сами инновации выступают в качестве главного средства решения проблемы повышения конкурентоспособности конкретных предприятий и организаций за счёт внедрения прогрессивных технологий в производственный процесс и ис- пользования более производительных видов оборудования. Предприятия и организации, в рамках которых про- исходят инновационные процессы, становятся объективной реальностью. Количество необходимых нововведе- ний постоянно увеличивается, а темп изменений ускоряется, это подтверждает практика хозяйствования. Всё это предопределяет новые требования к выпускнику вуза по уровню сформированности его профессиональных компетенций, и, прежде всего творческих компетенций. Проекты федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения предъ- являют новые требования к условиям реализации основных образовательных программ [12]. Процесс подготов- ки конкурентоспособного специалиста, готового к реализации инновационной доктрины России, предполагает формирование у него профессиональных, общекультурных (социально-личностных) и, прежде всего, творче- ских компетенций. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном про- цессе интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью развития про- фессиональных навыков обучающихся. Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, форми- ровать социально-личностные компетенции выпускников (например, компетенции социального взаимодейст- вия, самоорганизации, системно-деятельностного характера). В соответствии с требованиями проектов ФГОС вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создать условия для всестороннего развития личности [12]. Перед началом разработки основной образовательной программы согласно проектам ФГОС вуз должен определить главную цель (миссию) программы, её цели, как в области воспитания, так и в области обучения, учитывающие её специфику, направление и профили подготовки, особенности научной школы, потребности рынка труда. Основная образовательная программа включает в себя учебный план, рабочие программы учеб- ных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся. Для выявления требований формирующейся инновационной экономики к выпускнику вуза и разработки содержания, и методов образования согласно проектам ФГОС третьего поколения необходимо рассмотреть деятельность, непременным участником которой станет студент после окончания высшего учебного заведения – инновационную деятельность. Под инновационной деятельностью понимается деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обнов- ления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования тех- нологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках. Инновационная деятельность не является разовым мероприятием: процесс улучшения и развития дол- жен иметь постоянный характер. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, техно- логических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности при- водят к инновациям. Научно-технический прогресс, лежащий в основе инновационной деятельности, представлен в виде двух составляющих: составляющей достижений (результатом являются новые знания, технологии, оборудование) и составляющей нововведений – инноваций (результатами являются производства новых товаров или услуг, соз- данные для заказчика «под ключ» с использованием уже достигнутых и проверенных знаний, технологий, обо- рудования) [5]. В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют семь групп инноваций: 1. Сохранение и обновление существующих функций. 2. Перегруппировка составных частей системы с целью улучшения её функционирования. 3. Изменения элементов системы с целью их приспособления друг к другу. 4. Простейшие качественные изменения. 5. Изменение базовых свойств системы. 6. Изменение концепции деятельности системы. 7. Изменение функциональных результатов системы. Инновационное развитие экономики определяется проводимыми инновациями: − базисными, в основе которых лежит новое фундаментальное научное достижение, позволяющее соз- дать системы (товары, машины, технологии, оборудование) следующих поколений; − улучшающими, предполагающими использование результатов научной, технологической, организаци- онной или проектной работы, заказанной с целью улучшения характеристик (параметров) имеющихся на рынке товаров (услуг). В качестве исходного материала для развития производственного сектора на основе проведения инноваций развивающая инфраструктура предприятий и организаций использует накопленные мировой наукой достиже- ния (знания, технологии, оборудование, программный продукт и др.). Основой такой развивающей инфраструк- туры – инновационно-инвестиционной инфраструктуры являются талантливые учёные – организаторы (руко- водители проектов), обладающие инновационной диспозицией – предрасположенностью личности к изменени- ям и нововведениям и высоким уровнем сформированности творческих профессиональных компетенций. Ин- новационная диспозиция составляет часть всей диспозиционной структуры личности; при этом необходимо учитывать, что обобщённые инновационные диспозиции воздействуют на установки к инновациям в профес- сиональной деятельности. Специалист, осуществляющий инновационную деятельность, должен быть ориентирован, прежде всего, на творчество – персонифицированный процесс опредмечивания деятельных способностей индивида и на нова- торство, которое в инновационной деятельности подразделяется на два вида: 1) новаторство в сфере практики, основанное на глубоком понимании сути дела и на способности приме- нять результаты учебной деятельности в поиске оригинальных и эффективных проблем; 2) новаторство в сфере научной теории и художественной культуры, основанное на развитом умении опе- рировать абстрактными категориями, результатом которого является обогащение имеющихся и создание новых духовных ценностей. В процессе инновационной деятельности специалист, как правило, сталкивается с производственными си- туациями, в которых действуют неопределённые, вероятностные условия, излишние, противоречивые и недос- тающие данные, когда нужно принимать решения в экстремальных условиях ограничения времени и (или) ис- пользования материальных и финансовых ресурсов. Производственные ситуации такого рода неизбежно возни- кают в условиях рыночной экономики, в процессе освоения или разработки новых производственных техноло- гий, современного экономически выгодного и экологически надёжного оборудования, ведения предпринима- тельской и коммерческой деятельности. Управленческие решения должны не только полно и всесторонне учи- тывать факторы окружающей маркетинговой среды фирмы, но и быть принципиально новыми, стимулирую- щими дальнейшее развитие предприятия, обеспечивающими повышение его конкурентоспособности. Результа- ты труда по реализации инновационной политики позволяют повысить удовлетворённость потребителей, как в настоящее время, так и в будущем, а тем самым повысить уровень их благосостояния и обеспечить процветание страны. Для осуществления инновационной деятельности в реальном секторе экономики все больше нужны люди, готовые к постоянной смене технологий, прорыву в незнаемое, готовые принять на себя ответственность за оп- ределение целей и программы действий трудового коллектива и общества в целом. Такие специалисты, готовые эффективно заниматься общественным, научным и производственным строительством, должны мыслить доста- точно универсально, должны быть способны к системно-целостному видению особенностей взаимодействия элементов социальных и технических систем, процессов управления ими, а также роли и месте человека и спе- циалиста в данных системах, и соответственно выстраивают свою профессиональную деятельность на основе творческого подхода, никогда не теряя за деталями общей картины окружающей действительности. Очень важ- но подчеркнуть, что в настоящее время ни одно сколько-нибудь важное, казалось бы, чисто производственное решение не может быть принято без быстрой и правильной оценки его влияния на всю структуру производст- венных и экономических отношений, общество, цивилизацию в целом, и, в конечном счёте, на человека, что накладывает дополнительный груз ответственности на исполнителей инноваций. С учётом рассмотренных характеристик инновационной деятельности кроме квалификационных требо- ваний модель специалиста современного инновационного производства включает в себя и такие требования, как: − способность к информационно-аналитической деятельности в современных условиях; − умение эффективно работать в условиях неопределённости внешних факторов и ограничения времени и ресурсов, психологического дискомфорта; − навыки коллективной работы в стрессовых производственных ситуациях; − знания и владение основными приёмами технического творчества; − творческая инициативность, являющаяся комбинацией познавательных и мотивационных устремлений, дающая возможность выйти за рамки традиционного подхода к решению проблемы, развивать интеллектуаль- ную деятельность без дополнительного внешнего стимулирования; − профессиональная интеллектуальная компетентность, под которой мы, прежде всего, понимаем гиб- кость и оперативность. Все рассмотренные аспекты инновационной деятельности обуславливают возрастающую потребность предприятий в специалистах, обладающих высоким уровнем творческих компетенций (выражающихся в нали- чии у них творческих способностей – креативности, которые, основываясь на имеющейся совокупности знаний, умений, навыков в своей профессиональной области, дают возможность прогрессивного преобразования дейст- вительности) и психологической готовности к такому преобразованию в современных экстремальных внешних и внутренних условиях как индивидуально, так и в трудовом коллективе. Инновационное развитие экономики невозможно также и без гармонически развитой личности, обладаю- щей психологической готовностью к инновационным преобразованиям, механизмом внутреннего самоконтроля на основе сформированных моральных принципов. Культура эмоциональной жизни специалиста инновацион- ной сферы предполагает наличие высокого уровня развития способности управлять собой, позволяющей осу- ществлять самоконтроль и саморегуляцию психического состояния в рамках требований, предъявляемых обще- ством. Саморегуляция состояния предполагает осознание цели и произвольное осознанное использование ме- тодов и способов саморегуляции, выбор которых определяется как личностью индивида, так и сложившейся ситуацией. Основными составляющими модели регуляции психических состояний являются: рефлексия пере- живаемого состояния, актуализация соответствующей мотивации, личностный смысл достигаемой цели. Поэтому одной из приоритетных задач последнего времени является гуманизация профессиональной дея- тельности, выражающаяся в более полном удовлетворении высшей потребности человека – потребности личности в развитии на основе самовыражения и творчества. Развитие личности – изменения психики человека как общест- венного существа, сопровождающиеся накоплением в его опыте средств ориентировки и поведения среди людей. Чтобы существовать в системе общественных отношений, человеку бывает необходимо вести себя и вопреки кон- кретным ситуациям, но согласно мыслимым правилам, моральным и юридическим нормам, отдалённым целям, даже действовать вопреки реальным опасностям во имя ценностей и целей широких общностей (человечества). Всё это предполагает особую систему психической регуляции поведения, основное место в которой занимает ин- теллектуальная активность человека. Развитие личности и есть развитие творческих способностей, делающих че- ловека активным, инициативным деятелем, способным не только приспосабливаться к требованиям среды, но и преобразовывать эту среду в инновационном ключе. Необходимо отметить, что часто образование выполняет конформистскую функцию по отношению к об- ществу. Социальный заказ общества определяет, какой деятельностью должен заниматься человек после окон- чания учебного заведения для удовлетворения потребностей этого общества, при этом сам человек не всегда удовлетворяет потребность в самоактуализации и реализации творческих устремлений. Формирование готовно- сти к инновационной деятельности и обучение творчеству возможно лишь при широкой интеграции личност- ных и профессиональных интересов, готовности к компромиссу желания удовлетворить материальные потреб- ности и процесса творческого самовыражения и саморазвития. В этих условиях задача учебного заведения не только обеспечить кадрами инновационные предприятия и организации, но и одновременно создать условия для более адекватного осознания молодым человеком путей своего личностного и профессионального развития в период обучения в вузе, повышения собственной психологической устойчивости, саморегуляции, самоорганизации и творческого саморазвития. Наряду с формированием творческих компетенций, носящих наднациональный характер, необходимо воспитывать внутреннее осознаваемое чувство ответственности за выполнение общественно- значимых задач. Изучая социальный заказ инновационной экономики на формирование творческих профессиональных компетенций, в основе которых находятся творческие способности (креативность), необходимо остановиться на наиболее важных аспектах на компетентностной модели образования. Подробный анализ компетентностной модели образования проведён в работе [17]. Понятие компетенций и компетентности разными авторами рас- сматривается с разных точек зрения, например, интересно определение компетентности, данное В.Н. Козловым: «Компетентность – способность, готовность и необходимость применять знания, умения и навыки для создания новых объектов и технологий в области науки и техники». Проект ФГОС определяет компетенцию как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определённой области [12]. Компетентностная модель специалиста для сферы техники и технологии, нацеленного на реализации ин- новационной доктрины, включает в себя следующие укрупнённые группы компетенций – общекультурные и профессиональные. Каждая из этих групп может быть разделена на репродуктивные компетенции, предпола- гающие способность к применению знаний и умений для успешной деятельности по известной технологии, и творческие компетенции, требующие новых идей и подходов в деятельности специалиста. Из 30 общих (универсальных) компетенций, отобранных на общеевропейском уровне и отражённых при проектировании общих требований ФГОС ВПО третьего поколения, нами выделены: − способность порождать новые идеи (креативность); − способность к анализу и синтезу; − способность применять знания на практике; − способность к организации и планированию; − исследовательские навыки; − способность к критике и самокритике; − способность адаптироваться к новым ситуациям; − работа в команде; − навыки межличностных отношений; − лидерство; − инициативность и предпринимательский дух. Все указанные компетенции входят в состав творческих профессиональных компетенций, и задача учебно- го заведения активно внедрять инновационные формы организации образовательной деятельности с целью формирования этих компетенций, и, прежде всего, способствовать развитию творческих способностей. Подводя итог, можно сказать, что самими фактами развития общества, производства, науки, культуры, всего экономического механизма, обуславливается нацеленность современной системы профессионального образования на подготовку конкурентоспособного специалиста, обладающего творческими профессиональны- ми компетенциями, здоровьем и уровнем культуры. Под конкурентоспособностью следует понимать свойство человеческого капитала, характеризующее сте- пень удовлетворения рыночной потребности в труде. При этом конкурентоспособный специалист должен обла- дать способностью к ранжированию информации, интуитивным чутьем на её актуальность, умением в окру- жающей действительности уяснить наиболее злободневную проблему и сформулировать профессиональную задачу, определить основные информационные источники. Профессионализм специалиста инновационной сфе- ры – это новообразование личности, требующее непрерывного поиска качественного роста и реализации в оп- ределённой профессиональной деятельности. Конкурентоспособность специалиста неразрывно связана с проблемами выживания России как государства, российского народа как носителя самобытной культуры. Глобальные изменения, происходящие на разных уров- нях и в разных сферах жизнедеятельности, динамичность и глубина преобразований окружающей действительно- сти, непрерывно расширяющееся информационное пространство способствуют повышению активности человека в осознании личностно значимых и мировых процессов. Сегодня остро стоит проблема адаптации и социализации человека в быстроменяющейся современной действительности. Признаком готовности конкурентоспособного специалиста к предстоящей профессиональной инноваци- онной деятельности является его высокий уровень творческих профессиональных и общекультурных компе- тенций, который определяется прежде всего: − интеллектуально-творческой инициативой, характеризующейся выходом за рамки задач и требований непосредственной деятельности; − широтой категоризации, широтой ассоциативного ряда, «отдалённостью ассоциаций»; − организованностью мышления, которая выражается в самостоятельности, необычности, остроумности решения проблем. Основными факторами, определяющими степень овладения творческими компетенциями как базовыми, для конкурентоспособного специалиста также являются: инициатива и творчество; нацеленность на саморазви- тие; готовность к командной деятельности, как в роли участника команды, так и её лидера; самоорганизация своей деятельности; мобильность подготовки, обеспечивающая профессиональную адаптацию с учетом дина- мики социально-экономических преобразований в народнохозяйственной сфере; коммуникабельность в позна- вательной деятельности и готовность к конструктивному восприятию альтернативных подходов к решению проблем; умение прогнозировать и анализировать процессы развития производства; способность планировать и организовывать воспитательный процесс среди подчинённых; стремление к самостоятельности и ответственно- сти за принятые решения и, прежде всего креативный уровень интеллектуальной активности. Важной характеристикой творческих компетенций является творческая активность, проявляющаяся в ак- тивной направленности на преобразуемый объект и в способности к самодвижению и саморазвитию. Творче- ская активность, выступая как мотив деятельности, опредмечивается в объекте и реализуется в нём. Специфи- ческая динамика творческой активности выражается в способности организма изменять напряжённость своего состояния в зависимости от степени значимости продуктивной деятельности и характера её направленности. Творческая активность – это своеобразное психическое состояние, выражающееся в готовности открыто и вы- соко мотивированно создавать новый продукт. В ходе эволюции направленность и мотивы творческой активно- сти поэтапно меняются: от удовлетворения материальных потребностей до удовлетворения самых высоких убеждений и идеалов. С учётом рассмотренных аспектов инновационной экономики России можно сформулировать основные предпосылки к интенсификации образовательного процесса по формированию творческих компетенций в сис- теме высшего профессионального образования: 1. Потребность экономики в результатах творческой деятельности как основном условии повышения конкурентоспособности субъектов экономический жизни и страны в целом. 2. Необходимость использования инновационных подходов к организации деятельности, основанных на творческих процессах для переработки профессиональной информации. 3. Потребность личности в развитии и самовыражении через творчество. В качестве критериев высокого уровня сформированности творческих компетенций специалиста иннова- ционной сферы выступают: − продуктивность (объём и оригинальность творческой продукции); − генерация новых идей (нешаблонных образов и способов действия); − независимость мышления; − доминантность результативности; − открытость опыту и «гостеприимство» мысли; − динамизм саморазвития. Оценка качества профессионального образования в данном случае возможна по таким показателям, как: − конкурентоспособность специалиста на рынке труда; − процесс и результат адаптации молодого специалиста; − динамика развития региональной экономики; − степень личностной удовлетворённости образовательным процессом. 1.2. АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫОБРАЗОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫК ФОРМИРОВАНИЮ ТВОРЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ Удовлетворение потребностей инновационной экономики по подготовке конкурентоспособных специали- стов и потребностей личностного развития является одной из наиболее актуальных проблем высшего образова- ния на современном этапе развития. При этом, прежде всего, необходимо формирование творческих профес- сиональных компетенций выпускника вуза, выражающихся в готовности к эффективному инновационному по- ведению в современных социально-экономических условиях и выполнению конкретной работы в соответствии с установленными требованиями. Обучающийся должен иметь мотивированные способности использовать по- лученные в процессе обучения знания и навыки в профессиональной деятельности. Формирование творческих компетенций невозможно без использования инновационных технологий обра- зования. В то же время доминирующая ныне социальная, культурная, экономическая и, соответственно, обра- зовательная практики способствуют повсеместному распространению человека – специалиста, основной зада- чей которого является строгое соответствие установленным системным связям с другими элементами и обеспе- чение функционирования производства. Система образования должна отвечать за воспроизводство профессио- нально-образовательного состава населения. Но часто эта функция реализуется слабо и на производство прихо- дят люди без соответствующей данному моменту подготовки, что приводит к необходимости обучения профес- сии на рабочем месте. Это разрушает профессиональную культуру, вносит непрофессиональные критерии в оценивание людей, усиливает роль приписываемых статусов в решении задачи самореализации. Формирование творческих компетенций затруднено тем, что имеют место противоречия между: необхо- димостью формирования творческих компетенций специалиста и сложившейся практикой профессиональной подготовки; профессиональной средой специалиста технического профиля и учебной информационной средой, в которой осуществляется его профессиональная подготовка; познавательными потребностями личности и воз- можностью высшей школы удовлетворять эти потребности. Применяемые формы и средства обучения не всегда адекватны образовательным задачам, стоящим перед высшим техническим образованием. В частности, учебно-профессиональные задачи, которые нередко предла- гаются в пособиях и учебниках, имеют стандартную, привычную для обучающегося конструкцию, подразуме- вающую достижение искомого результата по заданной процедуре, и являются лишь слабым подобием реальных жизненных процессов. В качестве ещё одного препятствия можно указать современный уровень развития психологии творчества, которая пока ещё, на наш взгляд, находится в стадии становления, несмотря на многочисленные исследования в этой области. На основе анализа различных подходов к компетенциям, мы пришли к выводу, что цель деятельности вуза по подготовке специалистов для инновационной экономики – специалистов, осуществляющих профессиональ- ную деятельность на высоком уровне, сознательно изменяющих и развивающих себя в трудовом процессе, вно- сящих индивидуальный творческий вклад в профессию, нашедших индивидуальное предназначение, стимули- рующих в обществе интерес к результатам своей профессиональной деятельности, достигается: − подготовкой индивидуума к наиболее эффективной деятельности с позиций общества (в том числе ин- новационной готовности); − формированием профессиональных компетенций (и в первую очередь творческих) для обеспечения конкурентоспособности индивидуума на рынке труда; − реализацией личных устремлений индивидуума (в том числе стремления к личному творчеству и со- вместному творчеству). Образовательный процесс при этом должен позволить обучающимся: − строить межличностные и деловые отношения, вступать во взаимодействие с высококреативной про- фессиональной средой; − осуществлять профессиональное творческое саморазвитие; − проектировать индивидуальную и командную профессиональную деятельность. Результат такого обучения – специалист инновационной сферы, обладающий творческим критическим мышлением, что позволит ему: − не подвергнуться психическому давлению внешней среды при принятии решений в условиях ограни- чений, не стать объектом манипуляции со стороны эмоций, стереотипов, общественных групп; − обнаруживать новые пути решения проблемы или возможные инновационные улучшения. Особо хотелось бы подчеркнуть, что формирование психологической готовности к инновационной дея- тельности, её мотивационного компонента, является очень важным условием в процессе формирования готов- ности специалиста к творческой деятельности в современных социально-экономических условиях. В процессе формирования творческих компетенций специалиста необходимо учитывать возможность профессиональной деформации, заключающейся в том, что под влиянием исполнения профессиональной роли у человека изменяются свойства личности и возникает «профессиональный тип личности», который проявляет- ся вне профессиональной сферы. Высокий уровень творческих компетенций специалиста, активность его жизненной позиции являются ин- тегральным результатом ни сколько содержания образования, сколько той формы, в которой этот процесс про- исходит. Как было отмечено ранее, новая парадигма организации учебно-познавательной деятельности требует от системы высшего профессионального образования создания условий для формирования и развития творческого потенциала личности обучающихся. Эта задача будет решаться тем более эффективно, чем более разнообраз- ной, избыточной и универсальной будет соответствующая образовательная среда, которая позволит научить человека видеть в окружающей действительности то, что зависит от его творческих усилий и от его возможно- стей воздействовать на обстоятельства. В системе профессионального образования необходимо создание среды, которая бы способствовала обучающемуся максимально раскрыть свой творческий потенциал и существенно расширить рамки проявления интеллектуальной активности. Развитие творческого мышления и творческой деятельности студентов должно рассматриваться, прежде всего, в качестве составной части специально организованного профессионального обучения в вузе. Процесс развития способностей служит предпосылкой развития личности в ходе её подготовки к активной творческой деятельности, связанной с личной ответственностью, и одновременно он является необходимым условием творческого труда. Это предопределяет ориентированность образовательного процесса на личность как основ- ную ценность и нацеленность на обеспечение максимально бл<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: