Предмет ОТП
Структуру юридической науки в целом можно представить как состоящую из общетеоретических и исторических правовых наук, (теория гос и пр, истоия гос и пр.)
отраслевых юридических наук, (констит пр, админ пр, уголов пр.)
а также прикладных юридических наук. (суд статистика, криминалистика, суд медицина)
ОТП имеет свой собственный предмет исследования, включающий в себя наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития права.
Также некоторые авторы относят сюда определенные правовые категории, характерные признаки, формы, черты правовых явлений и даже сами эти явления (право, правосознание, правопорядок, правоотношения). Поэтому встречаются попытки разграничивать понятия предмета и объекта ОТП.
К предмету – соответствующие закономерности.
К объекту – явления юридической практики.
Влияют на предмет
Объективные факторы, что коренятся в конкретно-исторических условиях развития общества, предопределяющих сущность, формы и особенности функционирования права.
Субъективные факторы, которые связаны с мировоззренческими позициями самих исследователей, их социальными установками и даже с политической ситуацией в обществе.
Методы ОТП
Приемы, способы изучения реальной действительности, получения о ней объективных знаний безотносительно к конкретной отрасли науки рассматриваются как методы научного познания. Совокупность таких методов составляет методологию конкретных наук.
Совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс получения объективных знаний о закономерностях правовых явлений, определяется как метод ОТП.
ОТП присуще использование не одного отдельно взятого приема, способа исследования, а их системная совокупность.
Системная совокупность особых приемов, способов исследования общих закономерностей возникновения, функционирования и развития правовых явлений представляет собой методологию ОТП.
Всю совокупность приемов и способов научного познания по степени их обобщающего характера можно разбить на 3 основных вида:
1. Всеобщий (философский, мировоззренческий) метод. Его всеобщность выражается в том, что он используется во всех науках и на всех стадиях научного познания.
2. Общие методы. Используются в различных науках с учетом специфики предмета каждой из них (методы сравнения, системного подхода, анализа и синтеза, индукции и дедукции).
3. Частные методы. Они вырабатываются и применяются только одной отдельной наукой (сравнительно-правовой, структурно-правовой, толкование правовых норм).
Диалектико-материалистический метод (опред роль принадлежит материи)означает рассмотрение гос-ва и права в их непрерывном историческом развитии, взаимодействие как между собой, так и с др. соц. явлениями, а также признание того, что такое их развитие происходит вследствие присущих им внутренних противоречий как социального, так и политико-правового хар-ра.
Идеалистический метод (опред роль принадлежит сознанию) признает в качестве решающих факторов в становлении и развитии гос-ва и права религ-ные, нрав-ные, этич-кие, полит-ие и даже психол-ие установки личности. Рассматривает гос-во и право как явления, неразрывно между собой не связанные, не обусловленные всем ходом общест-го развития, к тому же лишенные внутренних противоречий1, предопределяющих их постоянное, объективно обусловленное развитие.
Теории происхождения гос-ва и права
Историко-материалистическая
1-ый подход: в силу эк-ких причин (общ-ного разделения труда, появление прибавочного продукта и частной собст-ти, а затем раскол общ-ва на классы с противополож экон-ми интересами) возникает гос-во и право, кот призваны сдерживать борьбу между противоположными классами, защищая интересы эк-ки господствующего класса. Советская правовая наука.
2-ой подход: в результате экон-го развития усложняется само общ-во, его производительная и распределительная функции. Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению гос-ва и права.
2. Теологическая теория: божественное происхождение гос-ва и права, «вся власть от Бога» (деятели Др.Востока, средневек.Европы, идеологи ислама и современ. католич. церкви). Малыгин, Мулукаев.
3. Патриархальная теория: гос-во возникает из разрастающейся семьи и трансформация отцовской власти во власть монраха. Зародилась в Др. Греции, труды Аристотеля, деятели Европы нового времени.
4. ТОД: (Гроций, Гоббс, Локк, Руссо, Радищев) Гос-во возникает в результате заключения общ дог между людьми, находящимися в «естественном» состоянии, превращающего их в единое целое – народ.Вознгикновение – результат юридического акта.
5. Теория насилия: Вследствие завоевания, насилия, порабощения одних племен дркгими. Для порабощения и создается особый аппарат принуждения – гос-во, принимаются законы. (Гумплович, Каутский).
6. Психологическая теория: Появление гос-ва и права объясняется появлением особых сво-ст челов-ой психики, в частности психич-ой потребностью людей подчиняться.
Правовые нормы в сис-ме социальных норм:
В общ-ве исторически сложилась и действует сис-ма норм, регулирующих общ-ые отношения. Эти нормы имеют как общие, так и особенные характеристики, они теснейшим образом взаимодействуют, но одновременно имеют относительную обычаи, традиции. Также выделяют технические нормы, которые составляеют технические приемы обращения людей с орудиями труда, взаимодействие чел-ка с природой в процессе различных видов жизнедеятельности.
Право является одним из важнейших регуляторов общественной жизни. Характерные признаки, присущие этому виду норм (формальная определенность, общеобязательность, установление и обеспечение гос-вом), отличают их от неправовых норм социального регулирования.
Право и экономика:
Традиционный подход отечественной науки: Развитие производительных сил и производственных отношений объективно обуславливает все политические и правовые формы. Наиболее эффективное воздействие на производительные силы и производственные отношения гос-во оказывает тогда, когда оно выступает и как организация политической власти, и как собственник, распоряжающийся материальными и трудовыми ресурсами, направляя деятельность производственных коллективов и граждан.
Соотношение экономики и права: право есть концентрированное выражение политики, а политика – концентрированное выражение экономики. Ориентация на принудительное, монопольное производство и принудительное распределение. Множественность, пробельность и противоречивость правового регулирования эк-ки – характерная черта советской действительности.
Западная модель экономической свободы: Гос-во воздействует на эк-ку только такими законами, которые соответствуют естественному праву. Священность и неприкосновенность частной собственности, частный хар-р присвоения. Гос-во при этом рассматривается не в качестве хозяйствующего субъекта, а как сила, призванная охранять существующие отношения. Основные составляющие – свобода собственности и труда.
Роль законодательных актов заключается в том, что они призваны если не разрешить, то хотя бы сгладить внутринние конфликты сис-мы. Однако возникают различные экономические неравенства среди граждан. А законы в демократическом западном общ-ве призваны освещать недемократизм, неравенство в экономической сфере.
Право и мораль:
Общее: оба регулируют отношения между людьми, имеют общую ценность – это права чел-ка, имеют общую цель – согласовать интересы личности и общ-ва, оба явл-ся ценностными формами сознания, оба входят в кул-ру общ-ва, носят нормативный хар-р.
Отличное:
Происхождение: Нормы морали складыв-ся в общ-ве исторически в процессе жизнедеятельности людей. Правовые нормы устанавливаются, изменяются или отменяются гос-вом.
Форма выражения: Мораль – это неписанный закон, нормы хранятся в общ-ом мнении. Нормы права записаны в законе и установлены гос-вом.
Сфера действия Мораль носит всеохватывающий хар-р, в праве сфера охвата уже.
Способы обеспечения: Моральные требования исполняются добровольно, регулятором явл-ся совесть и общ-ное мнение.Нет санкций за нарушение норм. Всегда учитываются мотивы и стимул чел-ка. Нормы права исполн-ся в силу осознания их справедливости и с помощью спец. гос институтов. Всегда есть санкции за нарушение. Мотивы и стимул не учитываются, пока не нарушен закон.
Хар-р:: Нормы морали скорее носят рекомендательный хар-р, а нормы права всегда обязательный.
Прво закрепляет мораль, а мораль оценивает право.
Право и религиозные нормы:
Религиозные нормы – это правила поведения, выработанные различными вероисповеданиями. Содержатся в различных религиозных писаниях. Распространяются только на верующих и, как правило, не имеют юридического значения.
Взаимосвязь права и религии:
· Законодательством опред-ся правовая основа деятельности религиозных объединений, закрепляется свобода вероисповеданий.
· Религиозные объединения иногда приобретают статус юридич лиц. Акты, на основе кот осуществляют свою деятельность эти объединения, определяют их правосубъектность и в силу этого некоторые нормы имеют юридическое значение.
· Владение, использование и распоряжение имуществом, управление учебными заведениями и др предопределяет взаимодействие норм религиозных организаций и права.
· Некоторые религиозные праздники признаны гос-вом официальными национальными праздниками с учетом того, что данной религиозной традиции придерживается больш-во населения.
· Право поддерживает религиозные нормы с моральным содержанием, способствующие укреплению правопорядка, организованности, общ-ной дисциплины.
Подходы к пониманию права:
Нормативное (позитивное) понимание права:
Право – это нормы., изложенные в официальных гос-ых актах, только исходящие от гос-ва нормативно-правовые акты. Ганс Кельзен «Чистая теория права» - учение, из которого устранены все элементы, чуждые праву. Право – как совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке. «Ступенчетая концепция права» - на вершине – основная норма (соот. Кон); далее общие нормы, установленные в законодательном порядке; нормы подзаконных правовых актов; индивидуальные нормы, создав суд и админ органами. Кельзен отождествлял гос-во и права, считал, что гос-во идентично правопорядку. Марксистское учение – обусловленность права материальными условиями жизни, интересами господствующих в общ-ве классов, проводимой гос-ом политикой, господствующей в общ-ве моралью. Реализация права обеспечивалась принудительной силой гос-ва.
Естественно-правовая концепция: основным элементом правовой материи признает не нормы права, а его духовное, идейное, нравственное начало, или правовые идеи, правовое сознание. Гроций, Локк, Руссо, Монтескье. Каждый чел наделен естественными правами и свободами, которые не зависят от гос-ва, кот он наделен природой или Богом. Основной постулат – признание существования независящих от гос-ва принципов и норм, олицетворяющих высший разум, принцип справедливости, объективный правопорядок, являющийся обязательным для законодателя и обладающий способностью действия даже вопреки нормам позитивного права.
Социологическая теория права:
Иеринг, Эрлих, Паунд, Дюги. Подчеркивали недостаточность нормативного подхода к праву, полагали, что право охватывает не только правовые нормы, но и совокупность фактически сложившихся правоотношений, отвергали нормативную трактовку права, но и не воспринимали нравственные, естественно-правовые представления о праве. Исходная точка права лежит не в законах, а в самом общ-ве. Само право следует понимать не как совокупность абстрактных норм, а как живой правопорядок, как сеть конкретных правоотношений. Концепция отвергает активное вмешательство гос-ва в сферу частных интересов.
Признаки права:
1. Право – это совокупность правил поведения, норм, установленных или санкционируемых гос-ом.
2. право – не простая совокупность издаваемых или санкционируемых гос-ом правил поведения, а систематизированная их совокупность.
3. право выражает гос-ную волю.
4. право – это система правил поведения, имеющих общеобязательный хар-р, т.е. подлежащих выполнению всеми субъектами права, обладающими определенными правовыми признаками.
5. право, составляющие его правовые нормы всегда выступают в определенной, официально выраженной письменной форме.
6. право, его должная реализация обеспечиваются гос-вом.
7. право, как системная совокупность правовых норм характеризуется динамизмом, изменчивостью, которые обусловлены непрестанным развитием регулируемых правом общ-ных отношений.
Функции права:
Внешние (социальные): политическая, экономическая, идеологическая.
Внутренние:
Регулятивная – нормативное закрепление определенных общ-ых отношений, их организационное оформление.
Регулятивно-статическая – воздействие права на общ-ные отношения путем их закрепления в различных нормативно-правовых актах.
Регулятивно-динамическая – воздействие права на общ-ные отношения прежде всего путем проведения необходимых реформ.
Регулятивно-охранительная – направлена на защиту предусмотренных и обеспечиваемых правом пол-их, эк-их, соц-ых и др правовых отношений, а также на ограничение и вытеснение отношений, враждебных, чуждых данному общ-ному строю.
Воспитательная – во-первых, направлена на убеждение населения в справедливости закрепленных в нормативно-правовых актах основ существующего общ-го строя, необходимости его укрепления и развития; во-вторых, утверждение в общ-ве посредством правовых предписаний и их реализации высоких нравственных начал.
Ценность права:
Соц-ная ценность права заключается в регулировании им общ-ных отношений, установлении правопорядка, отвечающего интересам общ-ва, гос-ва, граждан.
· Право придает действиям людей, гос органов, учреждений необходимую организованность и устойчивость.
· Возможность сочетания в праве различных интересов – частных и общ-ных, общегос-ых и групповых, федеральных и частей федерации.
· Право явл-ся юридической мерой достигнутой в общ-ве социальной свободы.
· По мере соц-го прогресса право все более наполн-ся, пронизывается идеями свободы, равенства, справедливости и вследствие этого оказывает все большее нравственное, воспитующее влияние на общ-во.
· Право само по себе и есть нормативно закрепленная и реализованная справедливость.
· Право явл-ся политическим фактором прогрессивного развития общ-ва, его постоянного обновления с учетом процессов, объективно происходящих в материальной сфере общ-ной жизни.
Источники (формы) права:
Это способы официального выражения и закрепления правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы.
Правовой обычай – сложившееся исторически и вошедшее в привычку правило поведения, одобренное и санкционированное гос-вом в качестве нормы права.
Нормативно-правовые акт – официальный письменный документ субъектов правотворчества, содержащий правовые нормы. Это официальный документ, в кот содержатся общеобязательные правила поведения, обращенные к относительно неопределенному кругу субъектов и который действует постоянно, до его официальной отмены. Норм-прав акты издаются только определенными гос органами.
Юридический прецедент – судебное или административное решение по конкретному делу, которое в дальнейшем становится обязательным образцом для разрешения аналогичных дел.
Нормативный договор – соглашение между различными субъектами прва, в котором содержатся нормы права.
Юридические доктрины – например, научные труды наиболее авторитетных римских юристов. В настоящее время являются источниками юридических знаний, играют большую роль в развитии правовых систем, правовой кул-ры любой страны.
Религиозные писания – в настоящее время Коран.
Нормативно-правовые акты:
Подразделяются на 2 группы: закон и подзаконные акты.
Закон – это такой норм-прав акт, кот принимается в особом порядке высшим представительным органом или референдумом, регулирует важнейшие общ-ные отношения и обладает высшей юридич силой.
Законы бывают:
Конституционные – Конституция, законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также те законы, принятие кот предусмотрено Кон.
Обычные (текущие) – должны соотв Кон. На ее основе они регулируют наиболее важные общ-ные отношения.
В зависимости от:
Субъекта законотв-ва: законы, принимаемые референдумом и законы, принимаемые законодательным органом.
Объекта регулирования: общие и специальные.
Акты подзаконного хар-ра:
Принимаются в строгом соответствие с Кон., другими законодательными актами, на их основе и не должны им противоречить.
Указы Президента РБ. Могут носить и ненормативный хар-р. (През может издавать и распоряжения, они обычно издаются по текущим вопросам оперативного хар-ра и не относятся к числу нормативных актов).