Стадии правотв-ва:
Принятие решения о подготовке проекта акта
Подготовка (разработка) проекта
Обсуждение и принятие нормативного акта
Опубликование акта и введение его в действие
Правотв-во – более широкий процесс, относящийся к процедуре создания всех видов нор-пр актов
Законотв-во – процесс, относящийся к процедуре принятия только законов.
Законотворчество:
Стадии:
Законодательная инициатива – осуществление субъектами предоставленного им права официального внесения в законодательный орган на его рассмотрение проектов законов. Закон-ый орган обязан рассмотреть предложенный проект. Стадия завершена, если проект закона включен в план законопроектных работ или в повестку дня законодательного органа.
Обсуждение проекта – подгот-ый проект вносится на обсуждение законод-го органа от имени субъекта законод-ой инициативы.Предост-ся с объяснительной запиской, где содерж обоснование необходимости его принятия и ожидаемый эффект. Обсуждение осущ-ся в соот с регламентом законод-го органа. Слушание проекта начин с доклада инициатора и содоклада спец комиссии, курировавшей его подготовку. Может быть несколько чтений. Проект может быть отклонен. В случае одобрения вносятся поправки и замечания (для РБ – спрева в П Пред-ей, затем Сов Р Нац Собр)
Официальное принятие – проект приним-ся путем голосования (по частям проекта или же в целом). В РБ проект стан-ся законом после принятия П Пред-ей и одобрения Сов Респ большинством голосов от полного сос-ва каждой палаты. Затем в 10-вный срок През-ту на подпись. Согласен – подпис, нет – возражения должны быть рассмотр в установ порядке. Возражения могут быть преодолены бол-вом голосов от полного состава обеих палат, закон подпис-ся През-ом в 5-вный срок.
Опубликование закона и введение его в действие – помещение норм-пр акта в определенном печатном издании, на кот можно официально ссылаться.
Систематизация нор-пр актов:
Целенаправленная деятельность гос-ых органов, негос-ых организаций, отдельных лиц по упорядочиванию, усовершенствованию нормативно-правового материала, привидение его в определенную согласованную сис-му.
Инкорпорация – объединение действующих нор-пр актов, при кот они польностью или частично помещаются в различных сборниках, собраниях законодательства без изменения их нормативного содержания.
Хронологическая инк – в зависимости от даты принятия, отраслевая инк – в зависимости от их содержания.
Официальная инк – издание унифицированных сборников актов органами, принявшими эти акты. Сборники явл-ся официальными источниками нор-пр-вых установлений и на них можно ссылаться. Неофициальная инк – осущ-ся любыми учреждениями, организациями, специалистами по их собственной инициативе. Сборники созд-ся без спец полномочий официальных правотв-их органов, на них нельзя ссылаться.
Кодификация – вид систематизации, кот предполагает не только внешнюю обработку норм-пр-го материала, но и изменение его содержания в процессе создания кодифицированных актов. В процессе осущ-ся «расчистка» законодат-ва от устаревших правоположений и одновременно происходит обновление нормативных установлений, а также устраняются пробелы в законодательстве. Кодификация = правотв-во.
Формы кодификации:
Кодекс – систематизир-ый комплексный законод-ый акт, объединяющий в определ порядке обновленные нормы права, регулирующие однородную сферу общ-ых отн. Устав – кодифицированный акт, объединяющий нормы, регулирующие деятельность министерств, ведомств, служб в определенной сфере управления (Дисциплинарный устав органов внутр дел).
Положение – кодифицированный нормативный акт, регламентирующий полномочия определенных органов, их стр-ру, функции, т.е. определяющий статус и порядок деятельности каких-либо субъектов права (положение о министерствах, гос комитетах).
Правила – норм-пр акт, устанавливающий порядок какого-либо вида деятельности.
Консолидация – объединение в одном новом акте разрозненных актов, регулирующих один и тот же вид общ отн. Принимается компетентными правотв-ким органом и носит офиц хар-р. Нормативный материал не меняется по существу.
Юридическая техника – это совокупность приемов, правил разработки, оформления, опубликования и систематизации правовых актов в целях достижения их совершенства и эффективности.
ПРАВООТНОШЕНИЯ:
Юридич-ая форма общ-ых отношений, представляющая собой возникающие на основе правовых норм и определ-ых жизн-ых обстоятельств связи конкретных субъектов права, обладающих взаимными субъективными правами и обязанностями, гарантированными гос-ом.
Основные признаки:
1. правоот-ия возник на основе прав-ых норм или принципов при наличии предусмотренных правом опред-ых жизн-ых обстоятельств.
2. правот-ия представляют собой общественно значимую связь конкретных лиц
3. в правоот-ии происходит в той или иной мере сочетание, взаимодействие воли гос-ва и воли участников правоот-ия.
4. правоот-ия харак-ся наличием у сторон персонально принадлежащих и четко определенных юридических прав и обязанностей.
5. осуществление прав и обязанностей сторон правоот-ия происходит инициативно и добровольно, но при необходимости гарант-ся гос-ом.
Стр-ра правот-ия:
· Субъекты правоот-ия
· Субъективные права и обязанности сторон
· Объекты правоот-ия
· Фактическое (реальное) поведение субъектов правоот-ия
Виды правоот-ия:
По предметной обусловленности:
· Государственно-правовые
· Административно-правовые
· Гражданско-правовые
По функциональному критерию:
· Регулятивные – приобретение и реализация прав и обяз-ей путем правомерного поведения участников.
· Охранительные – применение гос-го принуждения в целях защиты и восстановления нарушенных прав.
По юридич-ой природе:
· Материально-правовые – гражданско-прав сделки, труд солашения, отнош, связанные с финансированием, кредит-ем …
· Процессуально-правовые – отнош в обл судопроиз-ва, админ-го воздействия.
По методам прав-го регулирования:
· Отражающее правовое равенство сторон
· Отраж соподчинение (иерархия) сторон
По кол-ву участвующих:
· Простые = двусторонние
· Сложные = >2-ух
По продолжительности:
· Длящиеся
· Одновременные
По хар-ру обязанностей:
· Активные - одна сторона соверш опред-ые полож-ые действия, друг сторона требует исполнения этих обязанностей.
· Пассивные – одна сторона воздерживается от опред-ых требований, а другая – может требовать такого воздержания.
По конкретизации субъектов:
· Относительные – конкретно определены все участники правоот-ия.
· Абсолютные – определена лишь управомочивающая сторона, а обязанная – это каждый, чья обязанность сост в том, чтобы воздерживаться от нарушения прав.
· Общерегулятивные – не конкретизирована ни одна из сторон, выражают правовую связь каждого с каждым. Всеобщий хар-р. Выраж основные (констит-ые) права и обязанности граждан.
Объекты правоот-ия:
Разнообразные блага, на достижение, использование или охрану которых направлены интересы сторон правоот-ия и ради чего реализуются их субъективные права и обязанности.
Объектами могут быть:
· Материальные блага
· Личные неимущественные балага (честь, достоинство, тайна переписки)
· Духовные блага (удовлетв-ие эстетич-их потребностей)
· Определенные виды поведения субъектов (перевозки людей, ремонт строений и техники)
Объект правоот-ия предполагает обусловленный свободной волей интерес его субъектов к обладанию определенным реальным благом.
Субъекты правоот-ия:
Это субъекты права, вступившие в соответствующие правоотношения.
Субъекты права – индивиды (физ лица) и организации, кот обладают признаваемыми правовыми нормами юридич-кими качествами, позволяющими им быть носителями субъективных прав и обязанностей.
Эти качества охватываются понятием правосубъектность. Правосуб-ть – субъективное св-во каждого отдельного лица. Имеет 2 элемента:
Правоспособность – признаваемая правовыми нормами способность лица иметь субъективные юрид-ие права и обязанности. С момента рождения.
Дееспособность - признаваемая правовыми нормами способность лица лично, своими действиями приобретать субъективные права и обязанности, осущ их, отказ-ся от них.
Разнов: сделкоспособность, деликтоспособность (понимать противоравность и осознано претерпевать меры юридич ответ-ти). Полная – с 18 лет.
Субъектами могут быть:
· Физ лица
· Гос организации (1-ая группа – органы гос-ва, выполняющие властные функции законотвор-ва, управления, правосудия; 2-ая группа – предприятия, учреждения, заним-ся хоз, фин, соц-кул деятельностью, не связ с властными полномочиями).
· Общ-ые организации
· Социальные общности (народ, нация, трудовой кол, профессиональная группа)
· Гос-во
· Юридич лица –организации, кот имеют в собственности, хоз-ом ведении обособленное имущ-во, несет самостоят-ую ответственность по своим обязательствам, от своего имени может приобретать и осущ-ть имущ-ые или личные неимущ-ые права, нести обязанности.
Субъективное право – возникающая в пределах, предусмотренных правовой нормой и вследствие определенных жизненных обстоятельств (юр фактов), точная мера возможного поведения конкретного субъекта права.
Субъективная обязанность - возникающая в пределах, предусмотренных правовой нормой и вследствие определенных жизненных обстоятельств (юр фактов), точная мера должного поведения конкретного субъекта права.
Субъективные права и обязанности служат юридич-им средством удовлетворения разнообразных личных потребностей и запросов, правовым выражением индивидуального многообразия соц свободы.
Матузов. Включает в содерж суб права 4 возможности субъкта правоот-ия:
1. вести себя опред-ым образом
2. требовать соот поведения от др лиц
3. польз-ся опред-ым соц благом
4. обращ-ся в случ необх к компет органам гос-ва за защитой
Содержание правоот-ия:
Юридич-ое содержание – возможность опред-ых действий управомоченного и необходимость опред-ых действий обязанного лица, т.е. суб-ые права и обяз-ти.
Фактич-ое содержание – сами эти действия, посредством которых реализ-ся суб-ые права и обяз сторон.
Юридические факты:
Конкретные жизн-ые обстоят-ва, с кот правовые нормы связывают наступление опред-ых юридич-их последствий.
Виды юр фактов:
По последсвиям, кот они выз:
Правообразующие – влекут возникновение правоот-ий (гражд-прав сделки)
Правоизменияющие – вызывают изменение суб-ых прав и обяз участников правоотн (приказ о повышении)
Правопрекращающие – влекут прекращение правоотн (смерть участника)
По волевому основанию:
События – юр факты, наступление кот не зависит от воли субъектов права.
· Абсолютные – не зависят от воли людей (стихия)
· Относительные – связаны с жизнедеятельностью чел-а (рождение, смерть)
Деяния – акты волевого поведения людей, кот явл-ся выражением их сознательной деятельности.
· Правомерные деяния – поступки, кот соверш-ся в соотв с правовыми предписаниями.
ü Юр акты – деяния, кот изначально и прямо направлены на достижение определенного правового результата (сделки, обращения граждан)
ü Юр поступки – действия субъектов права, кот прямо не направлены на достижение опред-ых правовых последствий, но при опред обст могут вызвать такие послед-ия (частное письмо, где приз-ся отцовство)
· Неправомерные – поступки, противоречащие правомерным предписаниям.
ü Прав проступки – носят общественно вредный хар-р
ü Преступления – правонарушения, носят общественно опасный хар-р и запрещены уголовным законодат-вом.
Юр факты могут носить хар-ер:
Одномоментный
Длящийся = это фактические (юр) состояния
Юр факты, представляющие собой отсутствие каких-либо обстоятельств, назыв-ся отрицательными.
Для возникновения юр последствий имеют место юридически допустимые предположения об имеющих место фактах:
Презумпция в праве – предусмотренное правовой нормой предположение о наличии или отсутствии юридически значимых явлений, обусловленное практикой правового регулирования и обоснованное научными исследованиями.
Правовая фикция – несуществующее положение, признанное в соот-ии с законодат-вом существующим и ставшее в силу этого общеобяз-ым.
Совокупность нескольких взаимосв-ых между собой юр фактов, необходимых для возникновения, изменения или прекращения определенных правоотношений, назыв-ся юридическим (фактическим) составом.
Реализация норм права:
Осуществление содержащихся в них предписаний в правомерном поведении субъектов права.
Соблюдение – строгое выполнение субъектами права содержащихся в норме запретов, т.е. воздержание от совершения тех действий, кот явл-ся вредными для общ-ва и кот запрещены. Носит пасс хар-р, т.к. субъекты по отношению к правовым предписаниям ведут себя пассивно, реализуя норму права путем воздержания от запрещенных деяний.
Исполнение – субъекты права обязаны активными действиями выполнять требования правовых норм. Они обязаны выполнять предписания независимо от внутреннего отношения к ним.
Использование – совершение дозволенных действий, кот могут совершать управомоченные субъекты и кот зависят от их желания и воли. Это активное осуществление гражданами различных правовых возможностей, предоставленных нормами права.
В тех случ, когда для осущес-ия прав и обяз недостаточно лишь одного поведения субъектов права, в процесс правореализации включ-ся такая его форма, как
Применение – властная организующая деятельность комп гос органов или по уполномочию гос-ва негос организаций, долж лиц, осуществляемая в спец установленных законом формах, по реализации правовых норм относительно конкретных случаев путем принятия индивидуально-правовых решений.
Потребность в прим возникает:
1. когда норма права сформул неточно и треб-ся ее конкретизация
2. между субъектами права возникает спор по поводу опред-ых прав и обяз
3. когда не исполн-ся или исполн-ся не надлежащим обр обязанности или когда возник к-л препятствия в осуществлении субъективного права
4. совершено правонаруш и возник потребность в определении правонарушительной меры юр ответственности
Особенности правоприменения:
1. это государственно-властная деятельность
2. деятельность специально уполномоченных на то субъектов права
3. деятельность в отношении конкретных жизн-ых случаев и вынесению индивид-ых правовых решений
4. организующая творч-ая деятельность в отношении конкр субъектов права в целях более полного осуществления ими субъект прав и юридич обязанностей
5. деятельность, четко регламентированная нормативными актами
Стадии применения:
1. установление и анализ фактических обстоятельств дела
2. выбор прав нормы, подлежащей применению к данным факти-им обстоятельствам,
3. проверка подлинности текста прав нормы
4. толкование прав нормы, разрешение возможных коллизий
5. принятие решения по делу и издание акта применения прав нормы, доведение его содержания до сведения исполнителей
Акт применения права – офиц властное предписание по юр делу, принятое комп органом на основе действующих прав норм в отношении конкретных жизн-ых обстоятельств и персонально определенных лиц
Виды:
По назначению: устанавливающие право, прекращающие право, изменяющие, охраняющие
По содержанию: обязывающие, запрещающие, управомочивающие
По форме: указы, постановления, распоряжения, приказы, приговоры суда, решения суда.
В зависим от суб, осущ-их правоприм: судебные, административные.
6. Реализация принятого акта
Толкование норм права:
Это деятельность гос органов, негос организаций, отдельных лиц по уяснению и разъяснению смысла правовых норм, вложенного в них законодателем, действительного содержания находящихся в них правовых положений в целях их правильной реализации и повышения эффективности правового регулирования общ-ых отношений.
Уяснение – внутр-ий мысл-ый процесс, протекающий в сознании лица, изучающего норму права в целях правильного ее прим-ия.
Разъяснение – деятельность, осущ-мая комп орг и лицами для того, чтобы устранить неясности в понимании содержания нормы и обеспечить правильное ее прим-ие.
Виды толкования:
По способам толкования:
Грамматич толк – выяснение смысла прав нормы на основе грамматич-го анализа текста статьи. Выясн-ся смысл каждого слова, термина, синтаксич связи между сл-ми
Систематич – уяснение содержания нормы путем определения ее логических связей с др нормами. Дает возм определить значение, сферу действия, смысл нормы. Выявить противоречия в законодательстве, коллизии, столкновения норм.
Историко-политич – уяснение содержания норм права на основе анализа истор-их причин и условий, целей их принятия. Позволяет правильно оценить ее предназначение, и как наиболее рационально ее применить.
Логич
По объему:
Буквальное – содержание нормы воспринимается так, как оно записано.
Распространит – действительное содержание нормы шире, чем буквальное выражение (на примере судей, подчин-хся закону).
Ограничит – действительное содержание уже буквального выражения (на примере детей, кот обязаны забот-ся о своих род).
В зависимости от толкующих субъектов и юр силы результатов толкования:
Официальное – исходящее от уполномоченных на то органов, кот явл-ся обязательным.
· Аутентическое – исходящее от того органа, кот сам издал данную норму
· Легальное – исходящее от комп органа, кот сам не принимал норму, но в силу предоставленных ему спец полномочий
· Нормативное – толк-ие общего хар-ра, явл-ся обязательным при разрешении всех дел определенного вида.
· Казуальное – даваемое комп органами (преим судами) в цеях правильного разрешения конкретного юр дела.
Неофициальное – исходит от органов и лиц, не наделенных офиц полномочиями давать формально-обязательное разъяснение смысла юр норм (в виде рекомендаций, суждений). Не явл-ся обяз-ым, нельзя офиц ссыл-ся. Оказ большое влияние на формир-ие правосознания в общ-ве.
· Обыденное – даваемое любым лицом, не обладающим глубокими познаниями в сфере права (гражданами в бытовой обстановке).
· Профессиональное – исходит от лиц, обладающих юр познаниями (юрисконсульты).
· Доктринальное – осуществляемое на выс уровне юр наукой (научными учреждениями, отдельными учеными).
Пробелы в праве устраняются путем издания необходимых правовых норм, дополнения и уточнения действующих.
Аналогия закона – разрешение конкретного юр дела на основе норм, кот рассчитаны не на данный случай, а на аналогичный, сходный.
Аналогия права – применяется, когда отсутствуют не только нормы, регулирующие данные отношения, но и нормы, рассчитанные на сходные отношения.
Субсидиарное применение аналогии – использование норм права одной отрасли для разрешения дел, возникающих в другой отрасли права.
Правосознание:
Одна из форм общ-го сознания, представляющая собой сис-му правовых взглядов, теорий, идей, представлений, настроений, чувств, в кот выр-ся отношение индивидов, соц групп, всего общ-ва к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права.
Функции:
· Познавательно-оценочная – отражение в сознании чел-а правовой действительности. Приобретает правовые зняния, вырабатывает правовые воззрения.
· Регулятивная – побуждение к правомерному или противоправному деянию.
· Прогностическая – формирование определенных моделей поведения, кот оценив-ся правосознанием как должные. Заключ-ся в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать.
Струк-ра правосознания:
· Правовая идеология – совокупность правовых теорий, идей, взглядов на право, представлений о праве. Систематизированное научное выражение правовых взглядов, идей, оценок.
· Правовая психология – различного рода чувства, эмоции, переживания по поводу функционирующего права. Возник под воздействием повседневных условий жизни.
· Правовая мораль – представления людей о действующем праве, его реализации и развитии с точки зрения их моральных убеждений.
Виды правосознания:
В зависимости от уровня знания права:
· Обыденное – склад-ся под влиянием непосредственных жизн-ых обстоятельств, на основе конкретных условий жизни чел-а. Носит хар-р упрощенных суждений о праве.
· Научное – теоритическое осмысление права и правовых явлений, формирующееся на основе глубоких исследований соц действительности, широких правовых обобщений. Явл-ся источником правотв-ва.
· Профессиональное – специализированное правосознание юристов. Восприятие ценностей права в комплексе, умение анализировать правовую действительность, принимать правильные решения и т.д.
В зависимости от субъектов правосознания:
· Общественное – правовые воззрения большинства или всех членов общ-ва. Проявл-ся как достижение кул-ры челов-ва. Проявл-ся в теоритических разработках по совершенствованию правового регулирования, а также в массовых представлениях о праве.
· Индивидуальное – представление о праве, законности, правопорядке отдельного чел-а.
· Групповое – воззрения на право и правовую практику различных соц групп.
Правовая культура:
Качественное состояние правовой организации общ-ва, реального функционирования его правовой сис-мы, отражающий достигнутый уровень развития в сфере правового регулирования соц отношений.
Показатели прав кул:
· Уровень правосознания, отношение общ-ва, индивидов к праву
· Совершенство и демократизм правотв-го процесса
· Качество законод-ва, степень отражения в нем интересов соц групп, индивидов, общ-ва
· Уровень работы правоохранительной сис-мы
· Профессионализм юр кадров, позитивная правовая активность всех субъектов права
· Состояние правовой науки и юр образования
· Правовое закрепление и реальное обеспечение прав и свобод личности
· Состояние законности и правопорядка
В личностном аспекте:
Индивидуальная правовая кул – глубокое знание и понимание права, уровень активной правомерной деятельности личности. Включает: знания правовых требований, активное правомерное поведение, позитивное отношение к праву, использование знаний законов в правомерных целях и т.д.
Структура прав кул:
· Правосознание – прогрессивные правовые взгляды
· Правомерное поведение - социально активное
Виды прав кул:
· Общественная
· Групповая
· Индивидуальная
Уровни прав кул:
· Обыденный – неглубокое знание и понимание права, правопослушание и активное поддержание правопорядка.
· Профессиональный – у проф юристов, обладают глубокими прав знаниями и правильно реализуют их.
· Научно-теоритический – комплекс многогранных научных знаний о праве, его сущности, принципах и особенностях функционир-ия.
Правомерное поведение:
Осознанное поведение субъектов права, соответ-ее правовым предписаниям или же не противоречащее им и обеспечиваемое юр средствами.
Признаки:
1. поведение, соот-ее требованиям прав норм
2. соверш-ся осознанно дееспособным лицом
3. поддерж-ся и охран-ся комп гос органами
Структура:
· Субъект – лицо, обладающее правосубъектностью, чьи поступки соот прав предпис-ям
· Объект – опред-ые блага, на достижение кот направлены поступки субъектов, соотв-ие их субъективным правам и обяз-ям.
· Субъективная сторона – внутреннее отношение субъекта к своему поведению, обуславливающее его правомерность. Включ в себя мотив и цель поведения.
· Объективная сторона – действие или бездействие, соотв-щее прав предпис-ям. Включ способы совершения поступков, используемые при этом средства, реальность достигнутых результатов.
Виды правомерного пов:
По хар-ру деяния:
· Активные
· Пассивные
По содержанию правовых предписаний:
· Соблюдение
· Исполнение
· Использование
· Применение (если прав нормой предус-ся государственно-властная деятельность)
По форме реализации:
· Правоотношение
· Правовое деяние (осущ-ся индивидуально)
По мотивам:
· Социально-активное – основанное на глубокой убежденности в необходимости и целесообразности следования прав предпис-ям
· Привычное – лишенное каких-л особых идеол-их, нрав-ых или иных оснований, кроме привычки поступать в соот с требованиями соц норм.
· Конформистское – приспособление, подчинение своего поведения поведению окруж
· Основанное на страхе перед гос принуждением или наказанием
Правонарушение:
Противоправное виновное деяние деликтоспособного лица, причиняющее вред др лицам, общ-ву в целом и влекущее установленные меры гос принуждения.
Структура = состав правонарушения:
· Объект – разновидность общ отн, урегулированных правом, на кот посягает противоправное вин-е деяние.
· Субъект – лицо, совершившее противопр деяние. (Физ л, долж л, военслуж, медраб, организация, СМИ)
· Объективная сторона – те элементы противоправ деяния, кот харак-ют его с внешней стороны. Включ в себя: 1) само противоп деяние 2) причиненный вред 3) причинная связь между противопр деянием и прич вредом
· Субъективная сторона - элементы психического хар-ра, представляющие собой внутреннее отнош правонарушителя к своему противопр деянию. Включ в себя: 1) вина 2) мотив 3) цель
Вина – психич-е отнош правонарушителя к своему противопр деянию и его последствиям
Формы вины:
Умысел
· Прямой – лицо предвидело опасные последствия и желало этих последствий
· Косвенный – лицо предвидело опасные последствия, сознательно допускало эти последствия, хотя и не желало их
Неосторожность
· Самонадеянность - лицо предвидело опасные последствия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение
· Небрежность – лицо не предвидело возможности наступления последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Виды правонарушений:
Преступления – наиболее серьезный вид, общественно опасные виновные деяния, запрещенные уголовным законодательством. Применяются наиболее строгие меры уголовного наказания. У лиц, отбывших наказание, нек время сохр-ся судимость (юр состояние, отраж-ее на правовом и моральном положении лица, считающегося судимым, и признаваемое отягчающим обст-ом при повторном совершении пеступ-ия).
Правовые проступки – противоправные виновные деяния, признаваемые общественно вредными, но не опасными, и влекущие за собой правовые взыскания.
Виды:
· Админ-ые – посягающее на гос или общ порядок, гос или общ собственность, права и свбоды граждан. Админ-ая ответ: предупреждение, штраф, конфискация, исправительные работы (от 2 мес), админ арест (15 суток)
· Дисциплинарные – нарушение трудовой, учебной, воинской, служебной дисциплины. Дисциплин-ые взыскания: выговор, смещение на низшую должн, увольнение. Налаг-ся не позднее 1 мес со дня обнаружения и не позднее 6 мес со дня совершения
· Гражд-ие – прич вред личности, организации или их имущ-ву, заключ-ие противозак-ых сделок, неисполнение договорных обязательств, нарушение права собст-ти и т.д. Меры воздействия: принудительное возмещение причиненного вреда, восстановление нарушенного права, исполнение невыполненных обязанностей.
· Материальные – матер ущерб, причиненный предприятию, учреждению рабочими и служащими. Матер ответс-ть: ограничивается частью причиненного ущерба. Составляет 1/3 ил 2/3 зарплаты или устан-ся в кратных размерах по отношению к окладу.
Юридическая ответственность:
Особая субъективная обязанность правонарушителя претерпеть предусмотренные законодательством неблагоприятные, карающие его последствия совершенного им противоправного виновного деяния.
Юр отв не сводится к наказанию и предполагает доказанность вины правонарушителя.
Предполагает гос-ое и общ-ое осуждение правонарушителей за посягательство на защищаемые правом общ-ые отношения.
Сущ-ет допустимость применения юр от-ти по аналогии (кроме уголовного права).
Виды юр отв:
По отраслевой принадл-ти применяемых мер:
· Уголовная – наиболее жесткие меры наказания.
· Административная – произв-во по делу начин-ся с сос-ия протокола. Меры: админ-ое задержание, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов.
· Дисциплинарная
· Гражданско-правовая – санкции носят правовосстанов-ый хар-р, правонарушитель может сам выполнить свою обязанность, вытекающую из санкции.
· Материальная
По юр силе норм-пр актов:
· Предусмотренная Конституцией
· Обычными законами
· Подзаконными актами
· Локальными нормативными актами
· Нормативными договорами
По гос органам, реализующим юр отв:
· Реализ-мая представительными органами
· Исполнительно-распорядительными орг
· Судебными органами
· Др юрисдикционными орг (прокуратура, тамож-е орг, гос комитеты, комиссии)
Принципы юр отв:
1. Принцип законности – отв возник только на основании правовой нормы и в случае совершения противопр деяния
2. Принцип обоснованности привлечения к отв-ти и ее реализации – всесторонняя оценка обстоятельств совершения правонаруш, определение меры ответ-ти в соот с предусмотр-ми законом критериями
3. Принцип справедливости – всесторонняя обоснованность нормативного установления ответственности
4. Неотвратимость наказания за правонарушение
5. Недопустимость повторного наказания за одно и то же правонарушение
6. Принцип целесообразности – правонарушитель может быть по предусмотренным в законе основаниям освобожден от ответ-ти или наказания.
7. Принцип гуманизма – освоб от отв-ти, если тяж заболевание или маленькие дети
8. Принцип своевременности реализации ответственности
9. Принцип обеспечения права на защиту лица – комплекс правомочий лица, привлеч к отв-ти, дающий возможность учавствовать в исследовании обсто-тв дела, отстаивать свои права и законные интересы.
10. Презумпция невиновности – никто не может быть приз вин, пока его вина не будет доказана
Законность:
Точное и неуклонное осуществление нормативных положений Кон-и, соотве-их ей законов, принятых на их основе подзаконных норм актов всеми органами гос-ва, учреждениями, организациями, общ-ми образованиями, должн-и лицами и гражданами.
Принципы законности – обусловленные закономерностями формирования и функционирования правовых сис-м, основополагающие, исходные положения, лежащие в основе реализации правовых предписаний и выражающиеся в важнейших требованиях к поведению участников регулируемых правом общ отн-ий.
1. единство законности
2. верховенство закона
3. всеобщность законности
4. недопустимость противопоставления законности и целесообразности – точное и неуклонное исполнение прав предпис-й независимо от отношения к ним отд-ых лиц.
5. неотвратимость предусмотренного законом наказания за соверш-е правонар-ие
6. неразрывная связь законности и правовой кул-ры
Гарантии законности – те факторы, организационные меры, а также спец-ые юр способы и средства, кот в своей совокупности обеспечивают режим законности.
Общие: реально существующие условия жизни общ-ва, кот в той или иной мере гарантируют реализацию прав предписаний
Экономич-ие гарантии, социальные, политические, идеологические, общественные.
Специальные: организационные и юридич-ие средства обеспечения законности.
Организационные – различные мероприятия по созданию спец-ых подразделений по борьбе с правонаруш-ми, по обеспечению необх-ых условий для успешной работы юрисдикционных и правоохр-ых органов.
Юридич-кие гарантии – предусмотренные законод-вом формы и сред-ва
· Предупреждения – оперативно-разыскные действия, различ проверки, досмотры
· Выявления – деятельность прокуратуры, органов гос контроля
· Пресечения – профилактирование на нач стадии, информирование, задержание, обыск, изъятие, усиление охраны
· меры защиты – виндикация, алименты, отмена незак-ых прав актов
· юр отв – установление факта правонар, привлечение виновного к отв-ти, назначение наказания и его реализация.
Правопорядок:
Состояние регулируемых правом общ-ых отношений, при кот они соот-ют правовым предписаниям вследствие строгого и неукоснительного их исполнения. Это результат законности.
Признаки:
1. порядок, складыв-ся в общ-ых отн-ях
2. определ-ся прав нормами
3. устанавл-ся вследствие соблюдения законности
4. это упорядоченность, необходимая организ-ть общ-ой жизни
5. обеспеч-ся гос-ом посредством различ мер правового воздействия
Принципы: 1)определенность, 2)системность, 3)единство, 4)устойчивость, 5)гос-ая гарантированность.
Общ-ый порядок – состояние урегулированности общ-ых отношений, при кот они соот-ют требованиям всех соц норм.
Шир смысл – все общ отн, регулируемые соц нормами
Узк смысл – порядок отношений только в общ-ых местах
Условия функционирования общ-в