Что же такое психологический стресс и какова реакция на него человека в различные периоды жизни?




В пособиях для изучения теории и практики поведения в экстремальных ситуациях описано, что у человека неизбежно возникает эмоциональное напряжение - стресс. Влияние стресса на поведение индивидуально: кто-то активизируется, мобилизуется и адекватно выходит из ситуации, а есть те, которые деморализуется, наступает – психологический шок и человек, замирает и не предпринимает ни каких действий, чтобы найти выход из ситуации, или же невпопад суетится.

Проблема стресса особенно активно стала изучаться у нас в стране и за рубежом в последние четыре-пять десятилетий. Ряд обстоятельств, привлекли внимание к этой проблеме.

Во-первых, развитие концепций биологического стресса и опубликование фундаментальных и обзорных работ по проблемам влияния экстремальных факторов деятельности на функциональное состояние и работоспособность человека.

Во-вторых, возросло внимание к исследованию «человеческого фактора», особенностей психических процессов, свойств и состояний личности специалистов ответственных, вредных и опасных профессий в связи с техническим прогрессом и усложнением содержания профессиональных задач, условий трудового процесса и относительным усилением роли психологических причин в снижении эффективности и безопасности труда, снижением профессионального долголетия и увеличением числа психосоматических заболеваний.

В-третьих, значительное увеличение уровня общей тревожности, напряженности, беспокойства у разных категорий людей под влиянием природных бедствий (землетрясений, наводнений и т.п.), техногенных катастроф (взрывов, аварий на транспорте, промышленных объектах), региональных и межнациональных конфликтов, локальных войн и террористических актов, связанных с гибелью людей, массовым физическим и психическим травматизмом. Перечисленные факторы приводят к нарушениям психического состояния не только в результате их непосредственного воздействия на человека, но и при ожидании возможного воздействия или в период их последствий.

Обобщение теоретико-экспериментальных данных изучения этой проблемы нашло отражение в разработке ряда концепций, в создании теорий и моделей, объясняющих механизмы зарождения, развития и последствий стресса.

Под влиянием взглядов Г.Селье внимание многих исследователей фиксировалось на физиологических, биохимических или морфологических изменениях, возникающих в результате действия стресс-факторов. В то же время особенности зарождения и развития психологического стресса обусловливают необходимость рассмотрения реакций организма не только в связи с особенностями стресс-воздействия, но и психологическими особенностями конкретной личности.

Для развития психологического стресса важным фактором является состояние мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и когнитивной сферы человека, которые обусловливают субъективную, личностную значимость экстремальной ситуации, наличие готовности и возможности к ее преодолению, способность выбора рациональной стратегии поведения в этих условиях и т.д. (Наенко Н.И., 1976).

Психологический стресс как особое психическое состояние является своеобразной формой отражения человеком сложной, экстремальной ситуации, в которой он находится. Специфика психического отражения обусловливается процессами деятельности, особенности которых в значительной степени определяются выбранными или принятыми ее целями, достижение которых побуждается содержанием мотивов деятельности.

Изменение поведения при стрессе является более интегральньм показателем характера ответа на воздействие, чем отдельные биохимические или физиологические параметры. Чаще доминирует форма поведения с повышением возбудимости, выражающаяся в дезорганизации поведения, утрате ряда ранее приобретенных реакций и т.п., поведение с преобладанием стереотипов (ответы не адекватны общей ситуации, не имеют приспособительного значения). При более умеренных степенях эмоционального напряжения изменения поведения касаются нарушения процессов научения, проявляются в нарушении психомоторной координации. Страдают качество восприятия, сложные формы целенаправленной деятельности, ее планирование и оценка.

Можно ли считать, что стрессовые реакции, порождаемые непосредственным экстремальным воздействием физического фактора, и реакции, вызванные психологическими по своему характеру угрозами, являются реакциями одного и того же типа? По мнению Р. Лазаруса, ответ на этот вопрос должен быть отрицательным, так как опосредующим процессом в первом случае является гомеостатический механизм, активизируемый вредным воздействием, а во втором случае – психологические процессы оценки предполагаемой угрозы личности и поиска адекватного ответа на эту угрозу. Хотя психологическая оценка угрозы и физиологически неблагоприятная стимуляция, в целом, приводят к одному и тому же типу реакции, вместе стем следствия обоих процессов являются совершенно различными.

Наиболее существенное сходство между психологическим и физиологическим стрессом заключается в том, что как тот, так и другой порождают очень похожие физиологические реакции. Важным различием является то, что физиологический стресс обычно вызывает высоко стереотипные реакции посредством нервных и гуморальных механизмов. Психологический же стресс невсегда приводит к ожидаемым реакциям – ответ на угрозу может быть самым разнообразным: страх, гнев, ступор, депрессия, различные висцеральные изменения, ухудшение показателей деятельности и т.д. Отсюда следует, что между угрозой и неблагоприятными реакциями должны существовать какие-то опосредующие процессы. Для того, чтобы объяснить эти реакции, необходимо понять защитные процессы, которые активируются угрозой.

Известно, что один и тот же стрессогенный стимул либо вызывает, либо не вызывает развитие стрессовой реакции в зависимости от ориентации человека по отношению к этому психологическому стимулу. Не само по себе воздействие, как таковое, является причиной последующей реакции организма, а отношение к этому воздействию, его оценка, причем негативная, основанная на неприятии стимула с биологической, психологической, социальной и прочих точек зрения определенного человека. Вредоносный стимул, если он не признается таковым личностью, не является стрессором. Не внешние, а внутренние психологические условия и процессы являются определяющими для характера ответного реагирования организма. Типы и формы этих реакций имеют индивидуальные, личностные черты.

Специфика состояний психической напряженности человека зависит от личностного смысла, целей его деятельности, доминирующих мотивов, оценки ситуации, эмоционального фона. Весьма интенсивная деятельность, требующая принятия разных решений в условиях необходимости, переработки больших массивов информации при определенном дефиците времени, то есть объективно стрессовая ситуация (типичная для психологического стресса) не приведет к развитию последствий, характерных для стресса, если личность находится в зоне эмоционального комфорта и объективное содержание деятельности совпадает с ее субъективным содержанием. Однако любая конфликтная ситуация, несоответствие целей и мотивов, субъективное рассогласование, порождающее эмоциональный дискомфорт, вносят в психическую напряженность тот элемент, который и порождает состояние психологического стресса со всеми его последствиями.

Длительные состояния психической напряженности положительного биологического или социального знака (радость встречи, решение трудной задачи, разрешение конфликта) не приводят к развитию стресс-реакции с ее деструктивными последствиями. В развитии психологического стресса ведущее значение имеют отрицательные эмоциональные состояния, перенапряжения, обусловленные отрицательными эмоциями, конфликтными ситуациями.

В широком смысле эмоциональный стресс понимается как реакция субъекта на «угрозу», которая воспринимается дистантно, вызывает соответствующее эмоциональное отношение к этому воздействию, что является запускающим процессом подготовки организма и личности к возможным последствиям.

Ни «сила» стрессора, ни его объективная качественная характеристика, ни реальная ситуация окружающей среды как таковые, а оценка стимула, воздействия, ситуации, психологическая оценка сигнала, негативного, отвергаемого при невозможности избавления от него или неподготовленности стереотипных механизмов «избегания-защиты», являются определяющим фактором для классификации последующей комплексной реакции организма как эмоционально-стрессовой.

Иначе говоря, эмоциональный стресс представляет собой реакцию человека на угрозу воздействия экстремального сигнала или ситуации, которая воспринимается и оценивается так (то есть как угроза) с помощью механизмов психического отражения и сугубо индивидуально.

Следует отметить, что в качестве «угрожающего» может восприниматься не только реально стрессовая обстановка, но и ее символы или воображаемая ситуация, а также осознание отсутствия готовых программ деятельности в данной ситуации (2).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: