II. Учебно-методическая карта дисциплины




Белорусский государственный университет

УТВЕРЖДАЮ

Декан филологического факультета

 

________________ И.С.Ровдо

(подпись) ____________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-______/р.

«ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ»

Учебная программа для специальностей:

Восточная филология, Германская филология,

Классическая филология, Романская филология

 

 

Факультет филологический

Кафедра теоретического и славянского языкознания

 

Семестр (семестры ) I

Лекции __30__________ Экзамен _I_______________

(количество часов) (семестр)

 

Практические (семинарские)

занятия ___22_________ Зачет ___________________

(количество часов) (семестр)

 

 

Всего аудиторных

часов по дисциплине ___52________

(количество часов)

 

Всего часов Форма получения

по дисциплине _____96_______ высшего образования очная

(количество часов)

 

Составитель Л.А.Козловская, к. флн. н., доцент

 

 

2013 г.


 

 

Учебная программа составлена на основе Типовой программы «Введение в языкознание» рег.№ТД-Д.031/тип. от 26.12.2006 г. / Типовой программы «Введение в языкознание», утв. НМС БГУ (протокол № 4 от 17.05.2013).

 

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры

теоретического и славянского языкознания

(название кафедры)

 

 

22.05.2013 г., протокол № 9

 

 

Заведующий кафедрой

______________________ Л.А.Козловская

(подпись) (И.О.Фамилия)

 

Одобрена и рекомендована к утверждению

Учебно-методической комиссией филологического факультета

 

_____________2013 г., протокол №___________

 

Председатель

__________________ Н.Н.Хмельницкий


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основной задачей курса «Введение в языкознание» является создание общетеоретической методологической базы, необходимой для формирования широкого филологического кругозора и профессиональных лингвистических знаний студентов. В качестве первой учебной дисциплины общелингвистического цикла данный предмет является основой изучения частного языкознания - фонетики, грамматики, лексикологии, стилистики, истории белорусского, русского, других славянских, западноевропейских, классических языков. Курс «Введение в языкознание» связан также с изучаемым позднее курсом «Общее языкознание»: вместе с ним он составляет единый комплекс дисциплин по общей теории языка.

Все рассматриваемые в рамках курса проблемы базируются на материалистическом и диалектическом подходе к языку как особому общественному явлению, по своему происхождению и функциональной сущности неразрывно связанному с обществом - творцом и носителем языка.

Курс «Введение в языкознание» призван дать студенту научное представление об основных явлениях, которые характеризуют систему языка и механизм его функционирования, научить правильно пользоваться основной лингвистической терминологией, выработать умение применять апробированные методы лингвистического анализа, дать общие сведения о классификации языков в связи с историей и культурой народов, а также показать студенту особенности использования языка в разных сферах деятельности человека, ознакомить его с взаимодействием языков и закономерностями их развития. Особое внимание в данном курсе уделяется сопоставлению материала двух основных языков, функционирующих на территории Беларуси, - белорусского и русского; важным является также привлечение данных изучаемых студентами иностранных языков.

Структурно курс «Введение в языкознание» состоит из цикла лекций и цикла практических занятий. Лекции носят в основном проблемный характер, одной из главных целей которых является выработка самостоятельного научного мышления. Практические занятия нацелены на формирование навыков творческого анализа языкового материала и лингвистической литературы.

При изучении курса «Введение в языкознание» рекомендуется использовать следующие методы и технологии обучения: лекции; практические (семинарские) занятия по основным темам курса; компьютерное тестирование; компьютерная презентация таблиц, схем, языкового материала на лекциях и практических занятиях; использование размещенных на доступных сайтах учебно-методических материалов по дисциплине; самостоятельная (внеаудиторная) работа в сочетании с плановым систематическим контролем со стороны преподавателя.

Рекомендуемые формы самостоятельной работы студентов: изучение учебной и справочной литературы по дисциплине; выполнение письменных заданий (решение лингвистических задач) при подготовке к практическим занятиям; самоконтроль путем выполнения тренировочных компьютерных тестов; консультации с преподавателем.

Рекомендуемые формы контроля: устный опрос на семинарских занятиях; контроль правильности выполненных практических заданий; письменные контрольные работы; компьютерное тестирование; экзамен.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные структурные свойства и параметры, присущие любому языку;

- законы построения и взаимодействия единиц каждого уровня языковой системы;

- основные свойства языкового знака;

- основные свойства языка как важнейшего средства общения, структуру коммуникативного акта;

- генеалогическую классификацию языков, место изучаемых языков в классификации, их отношения с другими языками;

- основные принципы типологии языков;

уметь:

- применять теоретические положения к изучаемым языкам;

- раскрывать сущность языковых явлений с демонстрацией на конкретных примерах из разных языков;

- свободно пользоваться изученным терминологическим аппаратом;

- решать практические задачи, связанные с использованием родного и иностранного языков;

владеть:

- навыками применения методов общелингвистического анализа;

- методами решения лингвистических задач;

- основными приемами творческого анализа языкового материала и лингвистической литературы.

На изучение дисциплины «Введение в языкознание» для всех указанных специальностей отводится 96 часов, из них аудиторных – 52 часа (30 часов – лекции, 22 часа – практические занятия).

I. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

№п/п   Наименование разделов, тем Количество аудиторных часов
Аудиторные занятия Самост. работа
Лекции Практич., семинар. Лабор. КСР
  Раздел I. Общие вопросы. Тема 1. Языкознание как наука. Язык и другие виды деятельности человека.          
  Тема 2. Язык как знаковая система.          
  Раздел II. Фонетика и фонология Тема 3. Основные вопросы фонетики.          
  Тема 4. Основные вопросы фонологии.          
  Раздел III. Лексикология. Тема 5. Структура лексического значения слова.          
  Тема 6. Типы семантических отношений между словами в языке.          
  Раздел IV. Грамматика. Тема 7. Основные вопросы словообразования.          
  Тема 8. Грамматическое значение слова.          
  Тема 9. Основные понятия синтаксиса.          
  Раздел V. Классификация языков. Тема 10. Генеалогическая классификация языков.          
  Тема 11. Типологическая классификация языков.          
  Раздел VI. Происхождение языка. Тема 12. Происхождение языка. Происхождение письма.          

II. Учебно-методическая карта дисциплины

Номер раздела, темы, занятия     Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов Количество аудиторных часов Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.) Литература Формы контроля знаний
лекции практические (семинарские) занятия   управляемая самостоятельная работа студента
                 
1. Раздел I. Общие вопросы.              
1.1 Тема 1. Языкознание как наука. Язык и другие виды деятельности человека. Вопросы: Предмет и задачи науки о языке. Языкознание общее и частное, теоретическое и прикладное, диахроническое и синхроническое. Язык и биологическая деятельность. Основные отличия языка человека от языка животных. Язык и мышление. Работа человеческого мозга по производству языка. Виды мышления, не опосредованные языком. Язык и общество. Социальная дифференциация и формы существования языка. Функции языка. Речевая деятельность. Структура коммуникативного акта.   -     УМК, ЭП (электронная презентация) [4,6, 8,9]   Опрос
1.2 Тема 2. Язык как знаковая система. Вопросы: Определение знака. Структура знака. Деление знаков в зависимости от отношения между означаемым и означающим. Деление знаков в зависимости от физической природы означающего. Язык как знаковая система особого рода. Структура языка и его системный характер. Синтагматические и парадигматические отношения в языке. Уровни языковой системы. Основные единицы языка.   -   - УМК, ЭП [4,6, 8,9, 14, 21]   Тест
2. Раздел II. Фонетика и фонология.              
2.1 Тема 3. Основные вопросы фонетики. Вопросы: Аспекты изучения звуков речи. Строение речевого аппарата и функции отдельных уровней. Артикуляция. Артикуляционная база. Артикуляционное и акустическое отличие согласных и гласных. Классификация согласных звуков (по основной артикуляции -- способ образования, место образования, звонкость, по дополнительной – палатальность, придыхательность). Классификация гласных звуков (ряд, подъём, лабиальность, назальность, длительность). Изменения звуков в речи. Позиционные изменения звуков. Комбинаторные изменения звуков.         УМК, ЭП [4,6, 8,9, 14, 21]   Решение задач, устный опрос    
2.2 Тема 4. Основные вопросы фонологии.Фонология. Понятие фонемы. Основные функции фонемы. Дифференциальные признаки фонемы. Позиции фонемы. Основной представитель, вариант, вариация фонемы. Гиперфонема. Различия в фонемной структуре языков.       - УМК, ЭП [4,6, 8,9]   Решение задач, опрос
  Раздел III. Лексикология.              
3.1 Тема 5. Структура лексического значения слова. Вопросы: Лексическое значение слова. Денотативное значение слова. Сигнификативное значение слова. Деление лексики в зависимости от наличия в структуре слова денотативного и сигнификативного значений (собственные - нарицательные, конкретные - абстрактные лексемы). Структура значения однозначного слова. Сема (семантический компонент). Полисемия. Типы переноса значения.           УМК, ЭП [4,6, 8,9, 14, 23]   Решение задач, опрос
3.2 Тема 6. Типы семантических отношений между словами в языке. Вопросы: Отношения тождества (синонимы, гипонимы, тематические поля). Отношения противопоставления (антонимы, энантиосемия, конверсивы). Типы формальных отношений между словами в языке (омонимы, паронимы). Внутренняя форма слова. Этимология. Исторические изменения в морфемном составе слова. Лексическая структура слова в речи.           УМК, ЭП [4,6, 8,9]   Решение задач, опрос
  Раздел IV. Грамматика.              
4.1 Тема 7. Основные вопросы словообразования. Вопросы: Морфема и ее основные характеристики. Типы морфем по значению. Корень и аффиксы. Типы аффиксов. Основа и типы основ.       - УМК,ЭП [4,6, 8,9]   Решение задач, опрос
4.2 Тема 8. Грамматическое значение слова. Вопросы: Основные различия между лексическим и грамматическим значением. Грамматические значения словоизменительное и классификационное. Словообразовательное значение. Грамматическая форма. Грамматическая категория. Грамматические способы. Фузия и агглютинация как две тенденции аффиксации.         УМК, ЭП [4,6, 8,9]   Решение задач, опрос
4.3 Тема 9. Основные понятия синтаксиса. Вопросы: Коммуникативная функция предложения. Основное отличие предложения от слова. Номинативная функция предложения как отражение ситуации. Структурная схема предложения. Предикат как центральный компонент структурной схемы предложения. Предикативность и ее составляющие (синтаксическое время, лицо, модальность). Способы выражения предиката. Роль актантов в структурной схеме предложения. Типы актантов. Атрибуты и сирконстанты. Реализация структурной схемы предложения в речи. Подлежащее и сказуемое. Синтагма. Виды связи между компонентами синтагмы: связь сочинительная, подчинительная (управление, согласование, примыкание), координация, обособление. Понятие о валентности.         УМК, ЭП [4,6, 8, 9, 21]   Решение задач, опрос
5.1 Раздел V. Классификация языков. Тема 10. Генеалогическая классификация языков. Вопросы: Генеалогическая классификация языков. Сравнительно-исторический метод. Индоевропейская семья языков.         УМК, ЭП [4,6, 8,9, 21]   Тест
5.2 Тема 11. Типологическая классификация языков. Вопросы: Типологическая классификация языков. Фонетическая типология. Лексическая типология. Морфологическая типология (языки изолирующие и полисинтетические, агглютинативные и фузионные). Синтаксическая типология (языки номинативные и эргативные).           [4,6, 8,9, 14]   Тест
  Раздел VI. Происхождение языка.              
6.1 Тема 12. Происхождение языка. Происхождение письма. Современные теории происхождения языка. Основные закономерности развития языков. Этапы и формы развития начертательного письма. Возникновение и развитие письменности.         УМК, ЭП [4,6, 8,9, 31]   Реферат, тест



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: