Белорусский государственный университет
УТВЕРЖДАЮ
Декан филологического факультета
________________ И.С.Ровдо
(подпись) ____________________
(дата утверждения)
Регистрационный № УД-______/р.
«ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ»
Учебная программа для специальностей:
Восточная филология, Германская филология,
Классическая филология, Романская филология
Факультет филологический
Кафедра теоретического и славянского языкознания
Семестр (семестры ) I
Лекции __30__________ Экзамен _I_______________
(количество часов) (семестр)
Практические (семинарские)
занятия ___22_________ Зачет ___________________
(количество часов) (семестр)
Всего аудиторных
часов по дисциплине ___52________
(количество часов)
Всего часов Форма получения
по дисциплине _____96_______ высшего образования очная
(количество часов)
Составитель Л.А.Козловская, к. флн. н., доцент
2013 г.
Учебная программа составлена на основе Типовой программы «Введение в языкознание» рег.№ТД-Д.031/тип. от 26.12.2006 г. / Типовой программы «Введение в языкознание», утв. НМС БГУ (протокол № 4 от 17.05.2013).
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры
теоретического и славянского языкознания
(название кафедры)
22.05.2013 г., протокол № 9
Заведующий кафедрой
______________________ Л.А.Козловская
(подпись) (И.О.Фамилия)
Одобрена и рекомендована к утверждению
Учебно-методической комиссией филологического факультета
_____________2013 г., протокол №___________
Председатель
__________________ Н.Н.Хмельницкий
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основной задачей курса «Введение в языкознание» является создание общетеоретической методологической базы, необходимой для формирования широкого филологического кругозора и профессиональных лингвистических знаний студентов. В качестве первой учебной дисциплины общелингвистического цикла данный предмет является основой изучения частного языкознания - фонетики, грамматики, лексикологии, стилистики, истории белорусского, русского, других славянских, западноевропейских, классических языков. Курс «Введение в языкознание» связан также с изучаемым позднее курсом «Общее языкознание»: вместе с ним он составляет единый комплекс дисциплин по общей теории языка.
Все рассматриваемые в рамках курса проблемы базируются на материалистическом и диалектическом подходе к языку как особому общественному явлению, по своему происхождению и функциональной сущности неразрывно связанному с обществом - творцом и носителем языка.
Курс «Введение в языкознание» призван дать студенту научное представление об основных явлениях, которые характеризуют систему языка и механизм его функционирования, научить правильно пользоваться основной лингвистической терминологией, выработать умение применять апробированные методы лингвистического анализа, дать общие сведения о классификации языков в связи с историей и культурой народов, а также показать студенту особенности использования языка в разных сферах деятельности человека, ознакомить его с взаимодействием языков и закономерностями их развития. Особое внимание в данном курсе уделяется сопоставлению материала двух основных языков, функционирующих на территории Беларуси, - белорусского и русского; важным является также привлечение данных изучаемых студентами иностранных языков.
Структурно курс «Введение в языкознание» состоит из цикла лекций и цикла практических занятий. Лекции носят в основном проблемный характер, одной из главных целей которых является выработка самостоятельного научного мышления. Практические занятия нацелены на формирование навыков творческого анализа языкового материала и лингвистической литературы.
При изучении курса «Введение в языкознание» рекомендуется использовать следующие методы и технологии обучения: лекции; практические (семинарские) занятия по основным темам курса; компьютерное тестирование; компьютерная презентация таблиц, схем, языкового материала на лекциях и практических занятиях; использование размещенных на доступных сайтах учебно-методических материалов по дисциплине; самостоятельная (внеаудиторная) работа в сочетании с плановым систематическим контролем со стороны преподавателя.
Рекомендуемые формы самостоятельной работы студентов: изучение учебной и справочной литературы по дисциплине; выполнение письменных заданий (решение лингвистических задач) при подготовке к практическим занятиям; самоконтроль путем выполнения тренировочных компьютерных тестов; консультации с преподавателем.
Рекомендуемые формы контроля: устный опрос на семинарских занятиях; контроль правильности выполненных практических заданий; письменные контрольные работы; компьютерное тестирование; экзамен.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- основные структурные свойства и параметры, присущие любому языку;
- законы построения и взаимодействия единиц каждого уровня языковой системы;
- основные свойства языкового знака;
- основные свойства языка как важнейшего средства общения, структуру коммуникативного акта;
- генеалогическую классификацию языков, место изучаемых языков в классификации, их отношения с другими языками;
- основные принципы типологии языков;
уметь:
- применять теоретические положения к изучаемым языкам;
- раскрывать сущность языковых явлений с демонстрацией на конкретных примерах из разных языков;
- свободно пользоваться изученным терминологическим аппаратом;
- решать практические задачи, связанные с использованием родного и иностранного языков;
владеть:
- навыками применения методов общелингвистического анализа;
- методами решения лингвистических задач;
- основными приемами творческого анализа языкового материала и лингвистической литературы.
На изучение дисциплины «Введение в языкознание» для всех указанных специальностей отводится 96 часов, из них аудиторных – 52 часа (30 часов – лекции, 22 часа – практические занятия).
I. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
№п/п | Наименование разделов, тем | Количество аудиторных часов | ||||
Аудиторные занятия | Самост. работа | |||||
Лекции | Практич., семинар. | Лабор. | КСР | |||
Раздел I. Общие вопросы. Тема 1. Языкознание как наука. Язык и другие виды деятельности человека. | ||||||
Тема 2. Язык как знаковая система. | ||||||
Раздел II. Фонетика и фонология Тема 3. Основные вопросы фонетики. | ||||||
Тема 4. Основные вопросы фонологии. | ||||||
Раздел III. Лексикология. Тема 5. Структура лексического значения слова. | ||||||
Тема 6. Типы семантических отношений между словами в языке. | ||||||
Раздел IV. Грамматика. Тема 7. Основные вопросы словообразования. | ||||||
Тема 8. Грамматическое значение слова. | ||||||
Тема 9. Основные понятия синтаксиса. | ||||||
Раздел V. Классификация языков. Тема 10. Генеалогическая классификация языков. | ||||||
Тема 11. Типологическая классификация языков. | ||||||
Раздел VI. Происхождение языка. Тема 12. Происхождение языка. Происхождение письма. |
II. Учебно-методическая карта дисциплины
Номер раздела, темы, занятия | Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов | Количество аудиторных часов | Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.) | Литература | Формы контроля знаний | |||
лекции | практические (семинарские) занятия | управляемая самостоятельная работа студента | ||||||
1. | Раздел I. Общие вопросы. | |||||||
1.1 | Тема 1. Языкознание как наука. Язык и другие виды деятельности человека. Вопросы: Предмет и задачи науки о языке. Языкознание общее и частное, теоретическое и прикладное, диахроническое и синхроническое. Язык и биологическая деятельность. Основные отличия языка человека от языка животных. Язык и мышление. Работа человеческого мозга по производству языка. Виды мышления, не опосредованные языком. Язык и общество. Социальная дифференциация и формы существования языка. Функции языка. Речевая деятельность. Структура коммуникативного акта. | - | УМК, ЭП (электронная презентация) | [4,6, 8,9] | Опрос | |||
1.2 | Тема 2. Язык как знаковая система. Вопросы: Определение знака. Структура знака. Деление знаков в зависимости от отношения между означаемым и означающим. Деление знаков в зависимости от физической природы означающего. Язык как знаковая система особого рода. Структура языка и его системный характер. Синтагматические и парадигматические отношения в языке. Уровни языковой системы. Основные единицы языка. | - | - | УМК, ЭП | [4,6, 8,9, 14, 21] | Тест | ||
2. | Раздел II. Фонетика и фонология. | |||||||
2.1 | Тема 3. Основные вопросы фонетики. Вопросы: Аспекты изучения звуков речи. Строение речевого аппарата и функции отдельных уровней. Артикуляция. Артикуляционная база. Артикуляционное и акустическое отличие согласных и гласных. Классификация согласных звуков (по основной артикуляции -- способ образования, место образования, звонкость, по дополнительной – палатальность, придыхательность). Классификация гласных звуков (ряд, подъём, лабиальность, назальность, длительность). Изменения звуков в речи. Позиционные изменения звуков. Комбинаторные изменения звуков. | УМК, ЭП | [4,6, 8,9, 14, 21] | Решение задач, устный опрос | ||||
2.2 | Тема 4. Основные вопросы фонологии.Фонология. Понятие фонемы. Основные функции фонемы. Дифференциальные признаки фонемы. Позиции фонемы. Основной представитель, вариант, вариация фонемы. Гиперфонема. Различия в фонемной структуре языков. | - | УМК, ЭП | [4,6, 8,9] | Решение задач, опрос | |||
Раздел III. Лексикология. | ||||||||
3.1 | Тема 5. Структура лексического значения слова. Вопросы: Лексическое значение слова. Денотативное значение слова. Сигнификативное значение слова. Деление лексики в зависимости от наличия в структуре слова денотативного и сигнификативного значений (собственные - нарицательные, конкретные - абстрактные лексемы). Структура значения однозначного слова. Сема (семантический компонент). Полисемия. Типы переноса значения. | УМК, ЭП | [4,6, 8,9, 14, 23] | Решение задач, опрос | ||||
3.2 | Тема 6. Типы семантических отношений между словами в языке. Вопросы: Отношения тождества (синонимы, гипонимы, тематические поля). Отношения противопоставления (антонимы, энантиосемия, конверсивы). Типы формальных отношений между словами в языке (омонимы, паронимы). Внутренняя форма слова. Этимология. Исторические изменения в морфемном составе слова. Лексическая структура слова в речи. | УМК, ЭП | [4,6, 8,9] | Решение задач, опрос | ||||
Раздел IV. Грамматика. | ||||||||
4.1 | Тема 7. Основные вопросы словообразования. Вопросы: Морфема и ее основные характеристики. Типы морфем по значению. Корень и аффиксы. Типы аффиксов. Основа и типы основ. | - | УМК,ЭП | [4,6, 8,9] | Решение задач, опрос | |||
4.2 | Тема 8. Грамматическое значение слова. Вопросы: Основные различия между лексическим и грамматическим значением. Грамматические значения словоизменительное и классификационное. Словообразовательное значение. Грамматическая форма. Грамматическая категория. Грамматические способы. Фузия и агглютинация как две тенденции аффиксации. | УМК, ЭП | [4,6, 8,9] | Решение задач, опрос | ||||
4.3 | Тема 9. Основные понятия синтаксиса. Вопросы: Коммуникативная функция предложения. Основное отличие предложения от слова. Номинативная функция предложения как отражение ситуации. Структурная схема предложения. Предикат как центральный компонент структурной схемы предложения. Предикативность и ее составляющие (синтаксическое время, лицо, модальность). Способы выражения предиката. Роль актантов в структурной схеме предложения. Типы актантов. Атрибуты и сирконстанты. Реализация структурной схемы предложения в речи. Подлежащее и сказуемое. Синтагма. Виды связи между компонентами синтагмы: связь сочинительная, подчинительная (управление, согласование, примыкание), координация, обособление. Понятие о валентности. | УМК, ЭП | [4,6, 8, 9, 21] | Решение задач, опрос | ||||
5.1 | Раздел V. Классификация языков. Тема 10. Генеалогическая классификация языков. Вопросы: Генеалогическая классификация языков. Сравнительно-исторический метод. Индоевропейская семья языков. | УМК, ЭП | [4,6, 8,9, 21] | Тест | ||||
5.2 | Тема 11. Типологическая классификация языков. Вопросы: Типологическая классификация языков. Фонетическая типология. Лексическая типология. Морфологическая типология (языки изолирующие и полисинтетические, агглютинативные и фузионные). Синтаксическая типология (языки номинативные и эргативные). | [4,6, 8,9, 14] | Тест | |||||
Раздел VI. Происхождение языка. | ||||||||
6.1 | Тема 12. Происхождение языка. Происхождение письма. Современные теории происхождения языка. Основные закономерности развития языков. Этапы и формы развития начертательного письма. Возникновение и развитие письменности. | УМК, ЭП | [4,6, 8,9, 31] | Реферат, тест |