Дочерние и зависимые общества.




Хозяйственное общество признается дочерним, если основное хозяй­ственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его устав! том капитане либо в соответствии с договором имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом.

Основное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сдел­кам, заключенным дочерним обществом во исполнение таких указаний. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества. В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам.

Хозяйственное общество признается зависимым, если другое, преобладающее общество имеет более 20% голосующих акций АО или 20% уставного капитала 000.

7. Производственный кооператив (ПК или артель) — объединение граждан для совместной производственной или другой хозяйственной деятельности, основанное на их личном трудовом участии и объединении имущественных взносов. В деятельности производственного кооператива могут принимать участие юридические лица. (Число членов кооператива должно быть не менее 5.)

Фирменное наименование должно содержать слова «производственный кооператив» или «артель».

Учредительным документом ПК является устав, который утверждается общим собранием и содержит условия:

о размере паевых взносов;

о составе и порядке внесения и ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов

о характере и порядке трудового учас­тия;

о порядке распределения прибыли и убытков;

о размере и условиях субсидиарной ответственности его членов по долгам ПК;

о составе и компетенции органов управления, порядке принятия решений.

Имущество, находящееся в собственности ПК, делится на паи его членов в соответствии с уставом. Часть имущества может составлять неделимый фонд на цели, определенные уставом.

Производственный кооператив не выпускает акции. Прибыль распределяется в соответствии с трудовым участием, если иное не предусмотрено уставом. Так же распределяется имущество после ликвидации. Высший орган управления ПК — общее собрание*. Исполнительный орган — правление и (или) председатель. Компетенция органов управления ПК определяется законом и уставом. К исключительной компетенции относится: изменение устава; образование наблюдательного совета; прием и исключение членов ПК; утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов, распределение прибыли и убытков; реорганизация и ликвидация.

Член ПК может выйти из него. Ему должна быть выплачена стоимость пая или выдано соответствующее его паю имущество. Передача пая гражданину — не члену ПК — только с согласия кооператива..

8. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Это имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, долям и паям.

Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о предмете и цели деятельности, о размере уставного фонда, о порядке и источниках его формирования.

В форме унитарных предприятий создаются только государственные и муниципальные предприятия, так как их имущество — собственность государственная или муниципальная и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества (А. 5 ст. 113).

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или местного самоуправления, который утверждает учредительный документ — устав. Размер уставного фонда не может быть меньше суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Вопросы создания предприятия в хозяйственном ведении, предмета и цели деятельности, реорганизации и ликвидации, назначения руководителя, контроля за использованием имущества решает собственник.

Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, не вправе продавать имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных об­ществ и товариществ без согласия собственника.

По решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие.

Учредительный документ казенного предприятия — устав — утверждается Правительством РФ.

Фирменное наименование должно содержать указание на то, что пред? приятие является казенным.

Казенное предприятие осуществляет права владения, пользования и распоряжения имуществом в пределах, установленных законом. Распоряжаться закрепленным имуществом казенное предприятие может лишь с согласия собственника. Производимая продукция реализуется самос­тоятельно. Порядок распределения доходов определяет собственник имущества.

 

1.3. Образование юридических лиц

 

В зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет следующие способы образования юридических лиц.

Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации организации не требуется. Именно в таком порядке в СССР возникало подавляющее большинство государственных предприятий и учреждений. Главенствующая роль государства в системе плановой экономики, его доминирование над гражданским обществом позволяли обойтись без особой процедуры государственной регистрации создаваемого юридического лица.

В странах рыночной экономики место распорядительного порядка заступает, как правило, явочный порядок образования юридических лиц. Для него также характерно отсутствие специальной государственной регистрации организаций, которые создаются в силу самого факта волеизъявления учредителей, выражения ими намерения действовать в качестве юридического лица.

Статья 51 ГК не предусматривает никаких исключений из общего правила о необходимости государственной регистрации юридических лиц, поэтому можно полагать, что распорядительный, а также явочный способы образования организаций в настоящее время в России не применяются.

Разрешительный порядок образования юридического лица предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом. В СССР в таком порядке создавалось большинство общественных и кооперативных организаций, причем в разрешении на создание юридического лица могло быть отказано по мотивам нецелесообразности. Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности (ч. 2 п. 1 ст. 51 ГК), но в принципе сохраняет разрешительный порядок создания некоторых видов юридических лиц.

При нормативно-явочном порядке для образования юридического лица согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы, не требуется. Регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации и соблюден ли установленный порядок ее образования, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо. Такой порядок образования юридических лиц наиболее распространен и в России, и за рубежом.

Правовой основой деятельности любого юридического лица наряду с законодательством являются его учредительные документы. Именно в них учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам.

Состав учредительных документов для разных видов юридических лиц различен. Так, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы действуют на основе учредительного договора и устава. Правовой базой деятельности хозяйственных товариществ (полных и на вере) является учредительный договор. Для остальных юридических лиц единственным учредительным документом считается их устав.

Учредительный договор - это консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Его можно рассматривать как разновидность договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), хотя существует и мнение о том, что это - самостоятельный договорный тип. Он может заключаться только в письменной форме (простой или нотариальной) и вступает в силу, как правило, с момента заключения.

Устав в отличие от учредительного договора не заключается, а утверждается учредителями. Однако это отличие не носит принципиального характера и связано лишь с различной процедурой принятия документа. Устав, как правило, подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (например, председатель и секретарь общего собрания учредителей). Как и учредительный договор, устав можно рассматривать в качестве локального нормативного акта, определяющего правовое положение юридического лица и регулирующего отношения между участниками и самим юридическим лицом. Устав вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица. Ряд некоммерческих организаций может действовать также на основе общего положения об организациях данного вида или общего устава общественного объединения.

Содержание учредительных документов в общем виде определяется ст. 52 ГК, а для отдельных видов юридических лиц - в соответствующих разделах ГК и специальных нормативных актах.

Государственная регистрация юридических лиц. Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом. После этого основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) и становятся доступными для всеобщего ознакомления. В соответствии со ст. 51 ГК проведение регистрации всех юридических лиц возложено на органы налоговой инспекции.

Для регистрации юридического лица обычно представляются следующие документы:

заявление учредителей о регистрации,

устав организации,

учредительный договор или решение учредителей о создании юридического лица (в виде протокола собрания учредителей),

свидетельство об уплате госпошлины (4000 руб.).

Отказ в регистрации может последовать лишь в случаях несоответствия учредительных документов организации закону или несоблюдения установленного порядка образования юридического лица и может быть обжалован в суд. Также в суд можно обратиться и в случае уклонения компетентного органа от регистрации юридического лица, например при пропуске установленного для регистрации срока.

 


Субсидиарная ответственность – это ответственность лица, которое в соответствии с законом или иным правовым актом несет ее дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: