Тема урока: Воспитание в семье




Воспитывает всё: люди, вещи, явления,

Но прежде всего и дольше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги.

А. С. Макаренко

 

Цели урока:

 

· обсудить важность воспитания в семье как основу развития ребенка;

· обсудить моральные и правовые нормы об ответственности родителей перед детьми и детей перед родителями;

· сподвигнуть учащихся задуматься о роли семьи в формировании личности.

 

Задачи урока:

· сформировать отношение детей к важности позитивного примера поведения в семье как модели подражания.

Оборудование: флипчарты, маркеры (в случае их отсутствия подойдут доска, тетрадь и ручка).

 

План урока:

Упражнение Время
  Фокусировка внимания 5 мин.
  Работа в малых группах 33 мин.
  Мини-лекция 2 мин.
  Подведение итогов 5 мин.
    45 мин.

 

Ход урока:

Фокусировка внимания (5 мин.)

На заметку учителю:

· Начните урок с общего обсуждения с учениками следующих вопросов: Что значит примерная семья? Какими должны быть родители, дети, братья/сестры в семье? Должны ли быть какие-то правила поведения в семье, почему? Как семья влияет на членов семьи?

· Дайте ученикам минуту, чтобы они смогли осмыслить вопросы и подготовиться к обсуждению. Затем проведите общую дискуссию, позвольте ученикам вызказаться.

· Спросите, зачем в школе, например, во время урока надо говорить о том, какую роль играет семья в воспитании ребенка? Ответы могут быть разные, в том числе и отрицающие необходимость такого урока. Важно не порицать тех, кто так высказался, поблагодарите за мнение, а в конце урока, во время подведения итогов, спросите у этих учеников, изменилось ли их отношение. Помните, даже ответ «нет» как мнение имеет место быть и должно уважаться.

Учитель: - Сегодня мы с вами поговорим о том, что первые кирпичики в воспитании человека - сначала ребенка, а затем полноценного гражданина - закладываются в семье, в кругу тех людей, с кем ребенок живет и растет, за которыми наблюдает и часто берет пример. Но насколько мы сами придаем значение своему поведению? Задумываемся ли над тем, что наше поведение (имею в виду родителей, детей, братьев/сестер) влияет на окружающих?

Сейчас мы с вами обсудим, что каждый член семьи делает или не делает в течение одного дня. Мы увидим общую картину того, как обычно проходят наши дни, на что обращается внимание, а на что нет.

Работа в группах (33 мин.)

На заметку учителю: Работа в группах будет проводиться в два этапа.

Этап первый:

1. Разделите класс на 5 групп и дайте им нижеследующие задания. Скажите, что группы должны включить все возможные ответы, в том числе и привычки членов семьи, даже если они нехорошие (дети могут изобразить свои ответы и творческим путем, например, через рисунки, стихи и пр.). На работу дается 10 мин.

· Группа 1. Как ведет себя мама в семье в течение одного дня (что делает и не делает)?

· Группа 2. Как ведет себя папа в семье в течение одного дня (что делает и не делает)?

· Группа 3. Как ведет себя брат в семье в течение одного дня (что делает и не делает)?

· Группа 4. Как ведет себя сестра в семье в течение одного дня (что делает и не делает)?

· Группа 5. Как веду себя я в семье в течение одного дня (что делаю и не делаю)?

 

2. Попросите группы презентовать свои ответы, остальные группы могут комментировать и дополнять (на каждую презентацию выделяется по 2 мин.)

 

3. После презентаций всех групп спросите, чего не хватает в презентациях? Возможно, дети постеснялись включить такие вещи, как курение, распитие алкоголя кем-то в семье, а чаще всего могут упустить из внимания то, что в семье мало проводится воспитательная работа (например, родители не разговаривают с детьми об истории семьи, о предках, которые могут стать примерами для развития, об учебе, о жизни, о планах на неделю, на будущее; родители не играют с детьми, не гуляют с ними, не ходят в совместные походы; функцией родителя стало только удовлетворение по мере возможности материальных потребностей детей и т. д.).

 

Этап второй:

4. Предложите группам теперь поработать над следующими заданиями (8 мин.):

· Группа 1. Как должна вести себя мама в семье?

· Группа 2. Как должен вести себя папа в семье?

· Группа 3. Как должен вести себя брат в семье?

· Группа 4. Как должна вести себя сестра в семье?

· Группа 5. Как должен вести себя я в семье?

 

5. Попросите группы презентовать свои ответы, остальные группы могут комментировать и дополнять (на каждую презентацию дается по 1 мин.).

6. Подведите итоги работы в виде мини-лекции.

Мини-лекция (2 мин.)

 

Учитель: - В жизни человека очень важна роль семьи, влияние тех, кто рядом. Каждый день находясь рядом друг с другом, мы растем. Дети перенимают примеры поведения от старших. Если в семье говорят о милосердии, доброте, любви, сострадании и уважении, то это влияет на членов семьи. Если в семье атмосфера напряженная, например, родители постоянно ругаются, братья, сестры невнимательны друг к другу или питают ненависть, то это явно или скрытно также влияет на наше поведение негативно (человек становится угрюмым, замкнутым, агрессивным, одиноким, необщительным, и как следствие – к нему начинают относиться плохо сверстники). Но как одноклассники, сверстники, мы должны учиться вести себя по-другому, не смеяться над человеком, а попытаться понять его, поставить себя на его место и просто чувствовать, что насмешка, злость, издевательства - не путь доброты.

 

Хотя отношения в семье чаще всего остаются на уровне моральных, этических норм, законодательно также закреплен ряд обязательств для членов семьи. Для страны, общества важно то, что происходит в семье, потому что мы знаем, что семья - это ячейка общества, с нее начинается само общество. Например, в Семейном кодексе прописано, что родители должны обеспечивать своим детям воспитание и всестороннее развитие, учить их уважению. Правильное воспитание – это отношения и общение, понимание ребенка, удовлетворение его потребностей в развитии, умение слушать и слышать его, понимать, что хочет ребенок и что для него лучше.

 

У детей, как и у всех членов семьи, тоже есть свои обязательства по отношению друг к другу. Если в семье вы старший ребенок, научитесь помогать младшим, быть для них примером.

 

 

В русском языке есть пословицы:

И к худу и к добру приучаются смолоду.

К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.

Выкормил змейку на свою шейку.

 

Как вы понимаете значение этих пословиц?

Вывод: У каждого человека есть семья, родственники. У наших предков, когда приходила в дом невестка, спрашивали: «Чья она дочь? В какой семье выросла?». Этому придавали большое значение, т. к. считалось, что именно в семье закладывается воспитание. Люди говорили: «Да, мы знаем эту семью. Эта семья очень хорошая, дружная, трудолюбивая», а - могут быть и такие высказывания: «Ой, нет. В этой семье постоянные раздоры, в этой семье не видели воспитания».

 

Когда человек рождается, он чист, как лист. Все зависит от окружающих его людей. Поэтому каждый в семье ответственен перед другим, кто живет в семье, особенно взрослые, будь это родители или старшие братья и сестры. Они могут направить ребенка на правильный жизненный путь или пустить воспитание ребенка на самотек, или, что еще хуже, сбить его на неправильные поступки.Особенно важно формирование в семье таких навыков, как помощь другим людям, готовность поддержать в трудную минуту тех, кто находится рядом: дома, в школе,на улице.

 

И если кто-то в семье совершает плохие поступки, то это позор всей семье.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: