Экономическая среда функционирования предприятия




Современный рынок представляет собой организованную и относительно сбалансированную систему, обеспечивающую производителям свободу при выборе способов производства и продажи различных видов и объемов товаров (работ, услуг), а всем потребителям гарантирует независимость при их приобретении. Рынок является формой взаимоотношений между отдельными самостоятельными, принимающими решения хозяйствующими субъектами. Рынок – это сложное и многостороннее экономическое явление; это соединение спроса и предложения; это форма общественно-экономических связей между производителями и потребителями, основанных на взаимной купле-продаже товаров (работ, услуг). Только на рынке проверяется истинная ценность (стоимость) произведенных товаров, ведь если они не будут проданы, предприниматель не получит планируемый объем прибыли. Следовательно, рынок является не только экономической средой функционирования предприятий, но и условием их развития в стране при наличии развития рынков всех факторов производства.

Функционирование предприятий в условиях рынка предполагает поиск и разработку каждым из них собственного пути развития. Иными словами, чтобы не только удержаться, но и развиваться в рынке, предприятие должно улучшать состояние своей экономики: иметь всегда оптимальное соотношение между затратами и результатами производства; изыскивать новые формы приложения капитала, находить более эффективные способы доведения продукции до потребителя, проводить конкурентную товарную политику. Особенно важно в товарной политике учитывать то, что обеспечение успешной реализации планируемой номенклатуры продукции возможно только при всестороннем анализе действующих рынков. Основным этапом, которого является установление емкости рынка и отдельных его сегментов, что позволяет обоснованно установить потенциальную номенклатуру выпускаемой продукции. Знание объема рынка является очень важным условием для планирования развития бизнеса. Емкость рынка, возможный объём реализации товаров и услуг, определяемый размерами и структурой фактически предъявляемого или будущего в течение определенного периода времени спроса. Характеризует ту часть совокупной общественной потребности, которая представлена на рынке, обеспечена денежным эквивалентом и удовлетворяется за счёт купли-продажи. Выделяют ёмкость рынка средств производства и ёмкости рынка предметов потребления. Ёмкость рынка средств производства – фактическая или потенциальная потребность народного хозяйства в машинах, сырье, топливе и энергии, производственных услугах, размеры которой зависят от темпов развития различных отраслей общественного производства, его специализации, роста производительности труда и др. факторов, связанных с созданием и развитием материально-технической базы производства. Ёмкость рынка предметов личного потребления – фактический или будущий спрос на потребительские блага и услуги.

Следует различать два уровня емкости рынка: потенциальный и реальный. Действительной емкостью рынка является первый уровень.

Потенциальный уровень определяется максимально высоким объемом продаж в рыночной ситуации, когда все потенциальные потребители приобретают товар исходя из максимально возможного уровня потребления. Реально складывающаяся емкость рынка может и не соответствовать его потенциальной емкости. Так как достижимый фактический объем продаж анализируемого товара определяется объемом платежеспособного спроса на товар при определенных условиях.

Рыночный потенциал предприятия определяет возможность хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам, что не связано напрямую с долей хозяйствующего субъекта на товарном рынке.

Емкость рынка формируется под влиянием множества факторов, каждый из которых может в определенных ситуациях как стимулировать рынок, так и сдерживать его развитие, ограничивая его емкость. Такими факторами, определяющие емкость рынка являются: объем и структура товарного предложения, в том числе по предприятиям-представителям; ассортимент и качество выпускаемых изделий; размеры импорта по данному товару или группе; достигнутый уровень жизни и потребностей населения; покупательская способность населения; уровень соотношения цен на товары; численность населения; его социальный и половозрастной состав; степень насыщенности рынка; состояние сбытовой, торговой и сервисной сети; географическое расположения рынка.

Учет перечисленных факторов позволяет разработать рыночную стратегию предприятия, что способствует росту глубины проникновения на рынок увеличивая при этом рыночную долю в данном сегменте. С ростом доли предприятия укрепляются, либо открываются новые рыночные ниши способствующие росту рыночного потенциала. Данное поведение предприятия позволяет увеличить охват рынка, но способствует его перенасыщению.

Методика расчета основных показателей.

Значение емкости рынка, полученное на основании расчетных методов, носят вариантный характер, и поэтому результирующие значения могут различаться в зависимости от используемых методик сбора информации и формул расчета. Одновременное применение нескольких подходов повышает вероятность получения точных результатов и при нехватке информации является практически единственно приемлемой альтернативой.

1. Емкостьрынка с учетом внешнеторговых операций, а также запасов продукции (Ерв):

Ерв = П-Э+И+(Ок-Он)+(Зк-Зн), (1)

где П – объем производства за год по отдельному виду товаров или товарной группе; Э – объем экспорта; И – объем импорта; Ок, Он – остатки продукции на конец и начало анализируемою периода; Зк, Зн –государственный запас на начало и конец периода (учитывается для особых видов продукции).

2. Емкость рынка с учетом норм расходов у потребителей (Ерп):

Ерп = Сч * Ч*Т, (2)

где Сч – объем потребления товара на человека; Т – время; Ч – количество объектов, пользующихся товаром.

3. Емкость рынка с учетом норм расходования для механизмов (Ерм):

Ерм = См * Н*Т, (3)

где См – объем потребления на один механизм в единицу времени; Т – время; Н – количество механизмов.

4. Коэффициентадаптации (Ка)

Ка = К1 * К2* К3, (4)

где К1 – отношение темпа увеличения оборота розничной торговли в области к темпу роста оборота розничной торговли в городе за один и тот же период в сопоставимых ценах; К2– отношение количества фиксированных наборов потребительскихтоваров и услуг, которое можно купить на среднемесячную номинальную заработную плату в области, к аналогичному показателю в городе на одну и ту же дату; К3– отношение темпа роста реальных денежных доходов населения в области к темпу роста реальных денежных доходов городского населения за один и тот же период.

5. Потенциальная емкость целевого сегмента (Ер):

Ер = К * Д* Р1* Р2* Р3, (5)

где К – количество возможных потребителей; Д – годовой доход одного потребителя; Р1 – удельный вес затрат потребителя на непродовольственные нужды; Р2 –удельный вес затрат на жилье и коммунальные услуги от Р1; Р3 – удельный вес затрат на образовательные нужды от Р1.

6. Перспективную емкость рынка целевого сегмента (Еп):

(6)

где Уф – фактическое годовое потребление товара в расчете на душу населения (или на 100 семей); Уn – годовое потребление товара по рациональной норме в расчете на душу населения (или на 100 семей); n – количество лет до достижения нормативов; i – количество лет, на которые прогноз превышает фактические данные; Оф – фактическая обеспеченность населения товарами в расчете на душу населения (или на 100 семей); Оn – обеспеченность населения товарами по рациональной норме в расчете на душу населения (или на 100 семей); N – перспективная численность населения региона (или семей); Е – естественный прирост (или уменьшение) населения региона за прогнозируемый период.

 


Основные производственные фондыпредприятия

Основные производственные фонды (ОПФ) - часть производственных фондов, которые участвуют в процессе производства длительное время, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на изготовляемый продукт постепенно, по частям, по мере использования в виде амортизационных отчислений.

Оценка ОПФ производится в натуральной и денежной (стоимостной) формах. Натуральная форма служит для определения технического состава ОПФ, производственной мощности предприятия, степени использования оборудования и других целей. Показателями учета ОПФ, для этой формы, могут быть производительность, мощность электродвигателей (кВт) и др. Денежная оценка ОПФ служит для определения общего объема планирования расширенного воспроизводства, определения степени износа и размера амортизации.

Денежную оценку ОПФ производят:

1) по первоначальной стоимости (сумма затрат на изготовление (приобретение) ОПФ, их доставку, монтаж, наладку и ввод в эксплуатацию);

2) по восстановительной стоимости (затраты на воспроизводство ОПФ в современных условиях);

3) по остаточной стоимости (разность между первоначальной (восстановительной) стоимостью ОПФ (Фб) и суммой их износа (амортизации) (Физн), с учетом стоимости модернизации и стоимости капитального ремонта ОПФ).

Структура ОПФ – это соотношение отдельных видов основных производственных фондов в общей их стоимости. Удельный вес активной части (Уакт), характеризующий прогрессивность структуры ОПФ, определяется как доля активной части в общем объеме (ОПФакт + ОПФпас ) ОПФ и определяется по формуле:

Уакт = ОПФакт/ОПФ * 100%. (1)

Активная часть ОПФ (машины, оборудование) характеризует производственные возможности предприятия по выпуску изделий, осуществлению работ. Пассивная часть ОПФ (здания, сооружения, транспорт) только обеспечивает нормальное функционирование активной части ОПФ, создает благоприятные условия для труда работающих.

В процессе эксплуатации ОПФ изнашиваются. Различают два вида износа ОПФ - физический и моральный. Под физическим износом понимают постепенную утрату основными производственными фондами своей потребительской стоимости, происходящую не только в процессе их функционирования, но и при их бездействии (разрушение от внешних воздействий, атмосферного влияния, коррозии). Моральный износ – это уменьшение стоимости машин и оборудования под влиянием сокращения общественно необходимых затрат на их воспроизводство (первая форма) или в результате внедрения новых, более прогрессивных и экономически более эффективных машин и оборудования (вторая форма морального износа).

Для покрытия затрат на обновление ОПФ предприятие производит амортизационные отчисления, т.е. денежное возмещение износа ОПФ путем включения части их стоимости в затраты на выпуск продукции. Амортизационные отчисления служат частью постоянных издержек производства и соответствуют степени износа ОПФ. Годовая величина амортизации ) рассчитывается по формуле

, (2)

где Фб балансовая стоимость ОПФ, руб.; Тсл срок службы пользования ОПФ, лет.

Процентное отношение годовых амортизационных отчислений к балансовой стоимости ОПФ называется нормой амортизацииам):

Нам = А/ Фб*100% = Фб / (Тсл * Фб)*100% = 1/ Тсл *100%. (3)

Нормы амортизационных отчислений рекомендуются правительством РФ путем опубликования справочников норм амортизационных отчислений или сроков полезного использования по видам основных фондов.

Основным показателем эффективности использования ОПФ является фондоотдачаотд), которая характеризуется выпуском продукции, приходящимся на 1 руб. стоимости ОПФ:

Фотд = В/Фср.г, (4)

где В объем валовой, товарной или реализованной продукции в рассматриваемом периоде, руб.; Фср.г – среднегодовая стоимость ОПФ, руб.

Среднегодовая стоимость основных средств определяется с учетом ввода и выбытия их отдельных элементов на протяжении года, устанавливается по формуле (Фсрг):

, (5)

где Фнг - стоимость на начало года (входная), руб.; Фновi - стоимость вновь введенных ОПФ в i-м месяце данного года, руб.; Фвыбj - стоимость выбывших ОПФ в j-м месяце данного года, руб.; ti - продолжительность функционирования вновь введенных средств в течение данного года, месяцев; tj - количество месяцев до конца года от момента списания j-й единицы оборудования, месяцев. n,m–соответственно введенных и выбывших ОПФ.

При проектировании предприятий используется показатель фондоемкости продукцииемк) – величина, обратная фондоотдаче. Он показывает стоимость ОПФ, приходящуюся на каждый рубль выпускаемой продукции:

Фемк = Фср.г /В. (6)

Эффективность работы предприятия во многом определяется уровнем фондовооруженности трудавоор), исчисляемой отношением стоимости ОПФ к численности производственных рабочих предприятия:

Фввор = Фср.гпр.раб, (7)

где Фср.г–среднегодовая стоимость ОПФ, руб.; Чпр.раб – среднегодовая численность производственных рабочих.

Рентабельность основных фондов определяется по формуле:

(8)

где П – прибыль.

Оценка движения ОПФ проводится по следующим показателям:

· коэффициент обновления ОПФ: Коб = Фнов / Фср.г, (9)

· коэффициент прироста ОПФ: Кпр = (Фнов – Фвыб)/ Фср.г, (10)

· коэффициент выбытия ОПФ:: Коб = Фвыб / Фср.г, (11)

Для оценки эффективности использования ОПФ применяются частные (натуральные) показатели, такие, как количество единиц установленного оборудования на 1м2 производственных площадей, объем продукции с одной единицы установленного оборудования и т.д.

Все показатели использования активной части ОПФ могут быть объединены в две группы: экстенсивного использования (отражающие уровень использования по времени) и интенсивного использования (отражающие уровень использования по мощности (производительности)).

В первой группе рассчитывают, как правило, следующие коэффициенты:

коэффициент экстенсивного использования оборудования (Кэкст) – отношение фактического количества часов работы оборудования к количеству часов его работы по плану (нормативу):

Кэкст =tоб.ф/ tоб.пл, (12)

где tоб.ф и tоб.пл –соответственно фактическое и плановое время работы оборудования;

коэффициент сменности работы оборудованиясм), который показывает, во сколько смен ежегодно работает каждая единица оборудования, и определяется как отношение общего количества отработанных оборудованием данного вида в течение дня станкосмен к количеству станков, работавших в наибольшую смену:

, (13)

где N1 и N2 – количество станков, работавших в каждую (соответственно первую и вторую) смену; N – количество станков, работавших в наибольшую смену;

коэффициент загрузки оборудования в сменузагр)также характеризует использование оборудования по времени:

Кзагр = Ксм/Nсм, (14)

где Nсм – количество смен;

коэффициент использования сменного режима работы оборудованиясм.р) определяется делением достигнутого в данном периоде Ксмна продолжительность смены (tсм):

Кcм.р = Ксм/tсм. (15)

Помимо этого, к этой группе можно отнести дополнительные показатели: доля неработающего оборудования; простои оборудования в процентах к плановому фонду времени; среднее число часов работы оборудования в сутки.

К группе интенсивного использования ОПФ относятся:

· коэффициент интенсивного использования оборудования ( Кинт ), который определяются как отношение фактической производительности основного технологического оборудования к его нормативной производительности, т.е. прогрессивной технологически обоснованной производительности. Они определяются по следующей обобщенной формуле

Кинт = Вфн, (16)

где Вф – фактическая выработка оборудованием продукции в единицу времени; Вн– технически обоснованная нормативная выработка оборудованием продукции в единицу времени (паспортные данные оборудования).

В приведенной формуле выработка оборудования может исчисляться по валовой, товарной продукции и т.д.

коэффициентом интенсивности загрузки оборудования (выявляется излишнее или недостающее оборудование) (Кзагр.об):

Кзагр.об = Фф.ф/ Фпл.ф, (17)

где Фф.ф – фактически используемый фонд времени всего оборудования или его групп, станкочасов; Фпл.ф – располагаемый, плановый фонд времени того же оборудования, станкочасов;

коэффициентом фактического (планового) использования производственной мощностии.м):

Ки.м = Вф /М, (18)

где Вф количество фактически выработанной продукции предприятием в течение года в натуральных или стоимостных единицах измерения; М–производственная мощность цеха, участка в принятых единицах измерения.

Производственная мощность предприятия (ПМП) – максимально возможный выпуск продукции за единицу времени в натуральном выражении в установленных планом номенклатуре и ассортименте, при полном использовании производственного оборудования и площадей, с учетом применения передовой технологии, улучшения организации производства и труда, обеспечения высокого качества продукции.

ПМП определяется по мощности ведущих производственных цехов, участков или агрегатов, т.е. ведущих производств. Ведущими считаются цех, участок, агрегат, которые выполняют основные и наиболее массовые операции по изготовлению продукции и в которых сосредоточена преобладающая часть оборудования.

М=Пст * Тмаксср.г, (19)

где Пст – производительность станка, нормочасов (деталечасов); Тмакс–максимальный фонд времени работы ведущего оборудования; Кср.г – среднегодовое количество оборудования (станков), ед.

Среднегодовая производственная мощность, позволяющая выявлять соответствие производственной программы имеющейся мощности (Мср.г), равна:

, (20)

где Мн – мощность на начало года (входная); Мв ввод мощностей в течение года; Мл– ликвидация (выбытие) мощностей в течение года; n1, n2 количество полных месяцев соответственно с момента ввода мощностей в действие до конца года и с момента выбытия мощностей до конца года.


 

Рекомендуемая литература

 

1. Маркетинг: Учебник / А.Н. Романов, С.А. Красильников под ред. А. Н. Романова. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006

2. Экономика предприятия. Практикум: учеб. пособие/Э.В. Крум [и др.]; под ред. Э.В. Крум. - Минск: Изд-во Гревцова, 2009. - 360 с.

3. Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу / Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова, В.Ю. Гречков. – М.: Юристь, 2000. – 568 с.

4. Методика использования условных коэффициентов перевода тракторов, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов в эталонные единицы при определении нормативов их потребности: инструктивно-методическое издание. – М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2009. 56 с.

5. Экономика предприятия (фирмы): Практикум / Под ред. Проф. О.И.Волкова, проф.В.Я. Позднякова. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 331 с.

6. Практикум по экономике организации (предприятия): Учеб. пособие / Под ред. проф. П.В. Тальминой и проф. Е.В. Чернецовой. 2-е изд., доп.- М.: Финансы и статистика, 2006. - 480 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: