Политико-правовыевгзляды Сперанского Михаила Михайловича




Сперанский много сделал для преодоления устаревшей системы государственно-правового устройства страны и был наиболее прогрессивным деятелем своей эпохи. Его государственно-правовые взгляды по общим и частным вопросам государственного управления, права и законодательства, финансов, политической и гражданской свободы, сословного строя и многим другим содержатся в разработанных им законопроектах, трактатах, деловых бумагах и личной переписке. Место и роль Сперанского в истории преобразований отечественной государственности и формировании правительственной законодательной политики являются общепризнанными и имеют непреходящее значение.

Так как времени у меня немного, расскажу про, на мой взгляд, его самую интересную работу. План государственных преобразований – как проект российской Конституции, – был предложен Сперанским Александру I осенью 1809 г. По словам самого М. М. Сперанского, «… весь разум плана состоял в том, чтобы посредством законов учредить власть правительства на началах постоянных и тем сообщить действию этой власти больше достоинства и истинной силы».

Государственно-правовые идеи Сперанского и совершенные им преобразования в различных областях государственного управления оказались значимыми не только для своего времени, но сохраняют актуальность и в настоящем. Современные юридическая и политическая науки и практика постоянно сталкиваются с проблемами, подобные которым решались Сперанским в начале XIX в. Это такие важнейшие вопросы государства и права, как адаптация принципа разделения властей и создание системы обособленных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, формирование и организация деятельности Государственного совета, обеспечение законности в деятельности всех ветвей государственной власти, эффективное взаимодействие центрального и регионального управления, повышение уровня правового сознания общества, общей, и в том числе правовой культуры, совершенствование юридической техники и законотворческого процесса.

Россия, по мнению Сперанского, ждела перемен, но не революционным путем, как в странах Запада, а исключительно эволюционным, «через правильные законы», жалованные императором народу. «Реформация государства производится десятилетиями и веками, а не два-три года».

План Сперанского предусматривал три параллельных ряда учреждений: законодательных, судебных, исполнительных или административных. Законодательный ряд должны были образовывать «Думы» – волостные, уездные, губернские и высшая – Государственная Дума. Все эти учреждения должны были иметь земский выборный характер.

Предполагалось, что волостные думы будут составляться из земельных собственников волости и из депутатов от казённых крестьян (по одному человеку от 500 душ). Волостная дума выбирает волостное правление и депутатов в уездную думу. Последняя выбирает уездное правление и депутатов в Губернскую думу. Губернская дума, в свою очередь, выбирает губернское правление и депутатов в Государственную Думу. Эта система многоступенчатых выборов сходна с моделью, практиковавшейся во Франции при избрании Генеральных Штатов (1789). Государственная Дума должна была собираться ежегодно, рассматривать и одобрять вносимые правительством законопроекты и государственный бюджет, делать представления о нуждах народа, об ответственности министров и о распоряжениях властей, нарушающих основные («коренные») государственные законы.

Исполнительной властью являются правления – волостные, уездные и губернские, – избираемые местными думами. Высшая исполнительная власть – министры – назначается государем. Глава исполнительной власти – монарх – участвует в деятельности Думы, но «никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважается в Думе». Мнение Думы свободно, и поэтому монарх не может «уничтожить законов, ни обезобразить»

Судебную власть образуют волостные суды (более третейского или мирового характера), затем – уездные и губернские суды, состоящие из выборных судей и действующие с участием присяжных. Высшую судебную инстанцию составляет Сенат, члены которого избираются (пожизненно) Государственной Думой и утверждаются императором.Решение Судебного сената по делу оконча­тельно; по сути, у императора нет рычагов влияния на Судеб­ный сенат. Сперанский подчеркивает необходимость вы­борного порядка формирования Судебного сената. Все судеб­ные чины выбираются из государственного избирательного списка, состоящего из членов всех губернских дум. В целом су­дебная власть оказывается отделенной от исполнительной. По сути, Сперанский предлагал Александру I и России проект парламентской монархии по английскому образцу с раз­делением властей и парламентским принципом формирования правительства.

Для объединения и согласования действий высших государственных учреждений формируется Государственный Совет, состоящий частично из лиц, назначаемых монархом, а частично избранных по избирательным законам. Государственный совет заседает под председательством царя, он обладает правом законодательной инициативы, но законы, «коими вводится какая-либо перемена в отношении сил государственных или в отношении частных лиц между собой», утверждаются непременно и исключительно Государственной думой. Государственный Совет является совещательным учреждением, которое рассматривает новые законодательные предложения и финансовые мероприятия до их внесения в Государственную Думу, а также наблюдает за исполнением законов во всех областях государственного управления. Получается, что Государственная дума имеет законодательный статус.

Таким образом, план Сперанского 1809 г. излагает новое устройство государственного механизма и управления, которое составляется из учреждений трех уровней – законодательных, исполнительных и судебных. Во главе этого здания стоят: Государственная Дума, состоящая из депутатов всех сословий; министерства, ответственные перед Думой, и Сенат (совещательный орган). Деятельность этих учреждений объединяется Государственным советом, состоящим из представителей аристократии.

Осуществлённые части плана государственных преобразований Сперанского относятся к центральному управлению. В результате реформирования механизма государственного управления на основе проекта Сперанского из трёх отраслей высшего управления – законодательной, исполнительной и судебной – были преобразованы только две первые; третьей реформа не коснулась. Губернское управление не было преобразовано, Государственная Дума создана не была. Идея Сперанского о создании двухпалатного парламента с избираемой нижней палатой была реализована лишь в начале ХХ века. Сперанским дан пример систематизации российского законодательства, из которого вырастают кодификации более позднего времени.

Важнейшей частью его теории является обоснование вертикали государственной власти «сверху до низа» социального пространства России. Вертикаль должна уравновешиваться развитой системой волостного, уездного и губернского управления, основанного на выборности. Созданная в первой четверти XIX века система государственного управления, пусть и не до конца «по Сперанскому», сохранялась в своих основных и важнейших чертах до 1917 г.

Причину неудач преобразовательных начинаний Сперанского и Александра I историки видят в их непоследовательности и преждевременности. «Император и Сперанский стали вводить новые государственные учреждения ранее, чем были созданы согласованные с ними гражданские отношения, хотели построить либеральную конституцию в обществе, половина которого находилась в рабстве», – справедливо отмечает С.Г. Пушкарёв.[1]

 


[1] Пушкарёв С.Г. Обзор русской истории: учебное пособие. – СПб.: Лань. – 2003 г. – С. 271.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: