Принцип свободы транзита в международном праве и национальном законодательстве республики беларусь




 

В настоящее время идет процесс активного развития современного международного права как в целом, так и отдельных его отраслей. Одним из наиболее активных направлений данного процесса является расширение круга источников каждой отрасли международного права. Это происходит как за счет заключения новых международных соглашений, так и за счет появления новых международных обычаев и новых принципов международного права.

Однако на сегодняшний день в международной правовой литературе наблюдается недостаточный интерес к указанной тематике. Не уделяется должного внимания рассмотрению становления отраслевых принципов и обычаев в ряде динамично развивающихся отраслей международного права, таких как международное транспортное и таможенное право.

Потому целью настоящей статьи является анализ существующей международной нормативной правовой базы в сфере международного таможенного и транспортного права, выявление определенных закономерностей ее формирования и обоснование существования в действующем правовом поле такого отраслевого принципа международного права, как принцип свободы транзита.

Сформированное в основном в середине ХХ века современное международное право имеет ряд основополагающих принципов, закрепленных в Уставе ООН 1945 г. и развитых затем в некоторых других международно-правовых документах. Данный тип норм характеризуется набором отличительных признаков, среди которых одним из ключевых является обязательность для всех субъектов международного права. Подобная обязательность определена п.6 ст.2 Устава ООН: "Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с этими принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности".

Безусловно, в процессе эволюции международного права неоднократно возникала необходимость дополнения основных принципов другими: либо более узкими по сфере их действия, либо относящимися ко всей системе международного права, но еще не до конца сформированными и не закрепленными в международно-правовых актах.

Среди наиболее четко оформившихся отраслевых принципов можно отметить принцип неделимости международной безопасности и принцип ненанесения ущерба безопасности других государств в праве международной безопасности, принцип преференциального режима для развивающихся государств и принцип участия всех стран в разрешении мировых экономических проблем в общих интересах.

Одной из наиболее активно развивающихся отраслей является международное транспортное право. Если рассматривать его в качестве совокупности международно-правовых принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения по перевозке пассажиров и грузов, то в данном аспекте оно является подотраслью международного экономического права. Помимо характерных для данной отрасли права принципов, международное транспортное право в процессе своей эволюции активно формирует и свои специфические.

В совокупности правоотношений, регулируемых нормами международного транспортного права, достаточно большое место занимают правоотношения, связанные с транзитным перемещением товаров.

Не будет преувеличением утверждение, что среди международных организаций в системе международного экономического права центральное место занимает Всемирная торговая организация (далее - ВТО). Она была создана в 1994 г. в рамках Уругвайского раунда переговоров участников Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ, General Agreement on Tariffs and Trade - GATT) (далее - ГАТТ). Фактически ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле, которое было подписано 23 странами в Женеве в октябре 1947 г. и вступило в силу 1 января 1948 г. В дополнение к нему были приняты многосторонние соглашения с ограниченным кругом участников. Сегодня правила многосторонних торговых соглашений ГАТТ и ВТО (далее - ГАТТ/ВТО) используются как основа регулирования экспортно-импортных взаимоотношений более 150 стран.

Одним из основных принципов работы ВТО является создание недискриминационных условий в международной торговле. Достижение данной цели осуществляется ВТО во всех сферах международных экономических и торговых отношений посредством разработки и подписания ее членами многосторонних соглашений, регулирующих практически все стороны международного товарооборота.

Одним из важнейших механизмов, функционирующих в рамках многосторонней системы регулирования торгово-экономических отношений ГАТТ/ВТО, является механизм регулирования транзитных перевозок.

В соответствии со статьей V ГАТТ должна существовать свобода транзита через территорию каждого государства по путям, наиболее подходящим для международного транзита вне зависимости от происхождения транспортного средства, его места отправления и места назначения.

Действие данного механизма направлено на то, чтобы полноправные участники системы ГАТТ/ВТО при осуществлении транзитных перевозок, безусловно, предоставляли друг другу режим наибольшего благоприятствования. Это означает, что в отношении всех сборов, правил и формальностей, связанных с транзитом, каждая страна-участница должна предоставить транзитным перевозкам, идущим на территорию любой другой страны-участницы или из нее, режим не менее благоприятный, чем режим, предоставленный перевозкам в любую третью страну или из любой третьей страны.

Более того, в отношении транзитных перевозок недопустимо применение дискриминационных мер.

Страна, через территорию которой осуществляется транзит, может требовать, чтобы транзитные перевозки совершались через соответствующую входную таможню. Вместе с тем транспортные перевозки не вправе подвергаться каким-либо излишним ограничениям, а перевозимые товары должны быть освобождены от пошлин и всех транзитных или других сборов, установленных в отношении транзита, за исключением сборов за перевозку или сборов, соразмерных с административными расходами, вызываемыми транзитом, или со стоимостью предоставляемых услуг.

Гарантии предоставления свободы транзита входят в комплекс обязательств, которые берет на себя страна при вступлении в ВТО. Таким образом, каждая страна, готовящаяся к присоединению к данной организации, обязана будет закрепить принцип свободы транзита в национальном законодательстве.

Помимо ГАТТ, принцип свободы транзита закреплен на международном уровне еще в целом ряде международно-правовых актов.

В первую очередь необходимо отметить Конвенцию о транзитной торговле внутриконтинентальных государств, подписанную в Нью-Йорке 8 июля 1965 г. Основная цель данного международно-правового документа - предоставление странам, не имеющим выхода к морю в силу своего внутриконтинентального положения, свободу доступа к нему. Подобное положение считается некоторыми исследователями специальным принципом международного экономического права.

В преамбуле указанной Конвенции закреплены принципы, на которых должно базироваться сотрудничество государств в указанной сфере. В частности, говорится о том, что признание права каждого не имеющего выхода к морю государства на свободный доступ к морю существенно необходимо для расширения международной торговли и экономического развития. Также в преамбуле закреплено положение, что все государства должны предоставить не имеющим выхода к морю странам право свободного и неограниченного транзита в целях участия в региональной и международной торговле.

В ст.2 Конвенции непосредственно провозглашается принцип свободы транзита в отношении любых товаров вне зависимости от их происхождения, назначения и других подобных признаков при соблюдении разрешительного порядка транзитного перемещения.

Одним из основных международно-правовых договоров в сфере международного таможенного права является Международная конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границе, заключенная в Женеве 21 октября 1982 г. в целях улучшения международной перевозки грузов. Данное соглашение является комплексным правовым актом, регламентирующим порядок проведения на границе различных видов контроля (таможенного, медико-санитарного, ветеринарного, фитосанитарного и некоторых других). Безусловно, в названной Конвенции не могли обойти вниманием вопросы транзитного перемещения товаров, чему и посвящена глава III. В силу ее положений участники Конвенции соглашаются применять простой и ускоренный режим в отношении транзитных грузов, в особенности грузов, которые перевозятся в соответствии с системой международного таможенного транзита. Кроме того, необходимо отметить, что в ст.10 Конвенции обращено внимание и на принцип предоставления свободного доступа к морю внутриконтинентальным государствам, что также говорит о достаточной степени закрепления данного отраслевого принципа в международном праве.

Помимо международно-правовых документов универсального характера, приверженность принципу свободы транзита закреплена и в некоторых региональных соглашениях.

Достаточно глубокую проработку на региональном уровне вопросы транспортировки товаров транзитом получили в рамках Содружества Независимых Государств. В соглашениях, подписанных государствами - участниками СНГ, неоднократно декларировалась приверженность принципу свободы транзита.

В частности, в преамбуле Соглашения о порядке транзита, заключенном в Москве 8 февраля 1992 г., страны-члены прямо заявляют о необходимости построения правовой основы транзита грузов по их территории на основе данного принципа. Помимо этого, договаривающиеся стороны пошли дальше по пути упрощения транзитного перемещения товаров, и в соответствии со ст.4 Соглашения о порядке транзита транзитные грузы освобождаются от необходимости получения разрешения на транзит по территории государств-участников и от таможенного досмотра.

В развитие Соглашения о порядке транзита было разработано и подписано в Алма-Ате 2 апреля 1992 г. Соглашение о порядке таможенного оформления транзитных грузов, где детально прописана процедура прохождения товаров от таможни отправления до таможни назначения через промежуточные таможни. В Соглашении конкретизируется порядок выдачи транзитных документов, объем указываемых в них сведений, а также критерии правомерности транзитного перемещения товаров по территории государств-участников.

В дальнейшем вопросы правового обеспечения транзита товаров получили развитие в Соглашении о порядке транзита через территорию государств - участников Содружества Независимых Государств. В данном документе страны-члены вновь подтвердили свою приверженность принципу свободы транзита и положили его в основу перемещения товаров по своей территории.

Соглашение определяет порядок транзита товаров и транспортных средств через таможенные территории договаривающихся сторон, в соответствии с которым транзитные товары не облагаются таможенными пошлинами и налогами, а также к ним не применяются меры экономической политики. В то же время определено, что государства вправе устанавливать перечни товаров, перемещение которых по их территории запрещено или ограничено.

Республика Беларусь является участником всех вышеперечисленных конвенций и соглашений. Таким образом, комплекс международных обязательств, взятых на себя нашей страной, говорит о том, что на международной арене Беларусь заявила о себе как о государстве, признающем принцип свободы транзита в качестве правовой основы перемещения товаров по своей территории.

Однако в связи с проводящейся с 1995 г. в Республике Беларусь работой по присоединению к ВТО возникла необходимость имплементации статьи V ГАТТ на национальном уровне.

В этих целях был принят Указ Президента Республики Беларусь от 20.03.2006 № 168 "О реализации принципа свободы транзита в Республике Беларусь", который затем с учетом положений новой редакции Таможенного кодекса Республики Беларусь, вступившей в силу 1 июля 2007 г. (далее - ТК) трансформировался в Указ Президента Республики Беларусь от 16.07.2007 № 320 (далее - Указ). Данный нормативный правовой акт содержит комплекс положений, регулирующих транзитное перемещение товаров по таможенной территории Республики Беларусь.

В частности, п.1 Указа говорит о том, что при транзитном перемещении товаров таможенным органам должны быть предоставлены сведения, содержащиеся в п.2 и 3 ст.108 ТК, а именно:

1) наименование (фамилия, имя, отчество) и место нахождения (место жительства) отправителя, получателя товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;

2) наименования страны отправления, страны назначения товаров;

3) наименование (фамилия, имя, отчество) и место нахождения (место жительства) перевозчика товаров либо экспедитора, если разрешение на таможенный транзит получает экспедитор;

4) сведения о транспортном средстве, на котором товары перевозятся по таможенной территории, а при осуществлении перевозки автомобильным транспортом - также о водителе транспортного средства;

5) наименования, количество, стоимость товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами;

6) коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь на уровне не менее первых четырех знаков;

7) вес товаров брутто или объем по каждому коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь или Гармонизированной системы описания и кодирования товаров;

8) количество грузовых мест;

9) пункт назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами.

Отметим, что согласно подп.1.41 п.1 ст.8 ТК транспортные (перевозочные) документы - это коносамент, накладная или иные документы, свидетельствующие о принятии товаров к международной или внутриреспубликанской перевозке и сопровождающие их при такой перевозке.

Помимо этого, Указом введено четкое разграничение значимости сведений, содержащихся в товаросопроводительных документах, для таможенных органов. Определен конкретный перечень сведений, расхождение в которых является основанием для проведения дополнительных операций таможенного контроля, преимущественно осуществления досмотра товаров. К подобного рода сведениям относятся наименование товаров, их количество, количество грузовых мест, вес брутто товаров.

Все иные сведения носят для таможенных целей информационный характер, и проверяется лишь их наличие в документах. Если же в сведениях информационного характера обнаруживаются расхождения, то перевозчик может уточнить их, представив дополнительные документы. В случае невозможности представления последних он все равно может следовать далее, но с применением мер по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Республики Беларусь.

Таким образом, можно сделать вывод, что создана правовая база для беспрепятственного перемещения товаров по таможенной территории Республики Беларусь транзитом, при этом предписания, предъявляемые в рамках Указа, соответствуют требованиям к транзитному перемещению товаров в международно-правовых актах.

На основании вышеизложенного с достаточной степенью обоснованности можно говорить о том, что на сегодняшний день в рамках отраслей международного таможенного и транспортного права сформировался такой отраслевой принцип права, как принцип свободы транзита.

Его существование и функционирование тесно увязывается с таким специальным принципом международного экономического права, как принцип свободного доступа к морю для стран, не имеющих к нему выхода, а в своей основе он имеет такой императивный принцип международного права в целом, как принцип сотрудничества государств.

Кроме того, можно заключить, что в соответствии с принятыми на себя международными обязательствами Республика Беларусь в полной мере имплементировала на национальном уровне принцип свободы транзита.

Не менее значимыми представляются предпринятые шаги и в рамках проводимой нашей страной работы по вступлению в ВТО. Принятие Указа создает все необходимые условия для дальнейшего развития национального законодательства Республики Беларусь согласно рассматриваемому принципу.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: