О Котласском лесозаводе № 46




Котласский лесозавод расположен в нижнем течении реки Вычегды и в нижнем конце острова Михейков, который в народе зовется Хвостик.

В 1925 году была проложена железнодорожная ветка от Угольного участка. На этом месте теперь находится территория завода с его поселком, до 1925 года жилых домов не было, там рос густой лес и кустарники. Освоение этой части острова началось в 1925 году, тогда были построены первые три барака каркасного типа (это значит: доски, между ними насыпаны опилки), в которых жили рабочие, в основном высланные.

Условия жизни были очень тяжелыми. В бараках стояли двухъярусные нарды, где спали рабочие, освещение было – керосиновые лампы, радио и столов не было. Из-за тяжелых, бытовых условий была большая заболеваемость.

В виду выгодных географических условий, до постройки лесозавода на Хвостике был лесоперевалочный участок, он входил в состав Лимендской лесобазы и занимался перевалкой круглого леса и пиломатериала из Сыктывкара, потому что железной дороги до КОМИ ещё не было. В сутки грузили по 4-6 вагонов.

В 1932 году по решению Наркомлеса началось строительство лесопильного завода под руководством опытного инженера Ядрихинского, прибывшего из Архангельска. В 1934 году завод сдан в эксплуатацию. В 1936 году выпускал продукцию. До 1936 года являлся цехом Лимендской лесоперевалочной базы. Потом с самостоятельным балансом стал Котласский лесопильный завод № 46, который входил в подчинение «Северолес» при «Наркомлесе». Оборудование использовали для выработки шпал и необрезных пиломатериалов.

Организация производства была весьма примитивной. Сортировочной площадки не было, не было и склада готовой продукции.

Повсеместно применялся ручной труд. Из-за недостатка вольнонаемной рабочей силы на выгрузке барж и погрузке вагонов привлекали к работе заключенных из 4-й колонии, которая была расположена на территории Лимендской лесобазы (на Головке). В 1938 году на заводе вместе с перевалочным участком работало 716 человек, из них инженерно-технических работников – 17 человек, служащих – 57, младший обслуживающий персонал – 8 человек, рабочих – 634.

В 1940 году трест «Северолес», в который входил лесозавод был реорганизован в трест «Союзперевалтрест» и с 1940 года завод стал называться Котласский лесопильный завод № 46 «Союзперевалтреста».

В 1941 году опять очередная реорганизация и, начиная с 1 января 1941 года, стал называться Котласский лесоперевалочный комбинат, который подчинялся «Главлесосбыт» при СНК СССР. На комбинате работало 502 человека. В связи с началом Великой Отечественной войны с Котласского лесоперевалочного комбината было призвано на фронт 120 человек, в том числе главный инженер Мануилов Федор Михайлович, который принимал завод в 1934 году в эксплуатацию. Техники по прежнему не было.

Выгрузка круглого леса и пиломатериалов из барж в 1941 году и погрузка в вагоны производились ручным способом, с помощью веревок. Причальная линия комбината, которая была расположена по левую и правую стороны реки Вычегды, была без оборудованных устройств, рассчитана на постановку 10 барж, фактически доходила до 26 и более. Территория не могла вместить всю прибывающую древесину и пилопродукцию, что заставило выгружать на других складах, а потом возить на лошадях к вагонам.

Завод работал с большими убытками за счет штрафов за перепростой вагонов и барж. В связи с войной завод испытывал острый недостаток рабочей силы.

Работали в основном мобилизованные на трудовой фронт, негодные по возрасту и здоровью на фронт мужчины и женщины – колхозницы.

Мужчины ушли на фронт. Но несмотря на трудности, завод впервые в 1943 году справился с выполнением плана по всем видам производственной программы, по всем видам производства. Люди работали, не щадя себя, под лозунгом «Всё для фронта, всё для Победы!». Из-за недостатка рабочей силы завод в 1943 году имел огромные штрафы за перепростой барж под выгрузкой и под погруз вагонов – 1 млн.785тыс.800 рублей.

Несмотря на тяжелые условия труда и жизни, коллектив комбината в 1943 году занимал первые места во Всесоюзном социалистическом соревновании четыре раза: март, апрель, сентябрь, ноябрь, второе место – за декабрь. На комбинате насчитывалось 65 стахановцев, 181 ударник труда, выполняющих норму от 101% до 150% - 187 человек, от 150% до 200% - 59 человек, но были и такие, кто не мог осилить норму, таких было всего 50 человек. Эти сведения говорят о том, что на заводе очень добросовестно работал заводской профсоюз. Вся рабочая сила в основном были колхозницы и мобилизованные.

Перевозка пиломатериалов и леса для погрузки в вагоны производилась на лошадях. Было 28 лошадей. Кроме того, было подсобное хозяйство, которое помогало хоть как-то поддерживать работников. Картофель – 6,5 га, овес и горох – 18 га, корнеплоды – 3,5 га; имело 50 голов свиней, 21 корову, 3 телки, заготовлено сена 48 тонн, и всё силами рабочих завода.

Техника на завод стала поступать в конце 1943 года. Энергетическое хозяйство: локомобиль Людиновского завода мощностью 350 нр, локомобиль «Маршал» в 75 нр, две динамо машины общей мощностью в 100 кВт и 5 эл.моторов. Выработка эл.энергии своей эл.станцией за 1942 год составила 110,7 кВт.ч., а в 1943 году – 274,9 кВт.ч. Водный цех завода в 1943 году для выкатки древесины был оснащен четырьмя двухбарабанными лебедками снефтяным двигателем, общая мощность 75 нр.

За период с 1939 по 1945 годы лесоперевалочный комбинат отгрузил с круглым лесом и пиломатериалами 35546 вагонов. Выгрузили 464 баржи с пиломатериалами, а это 36834 кубометра досок, которые надо было выгрузить с баржи и загрузить в вагоны. И весь этот титанический труд сделан на ¼ женскими руками.

Закончилась Великая Отечественная война, не многие, ушедшие на фронт, вернулись домой, на комбинате работали вдовы погибших. В 1946 году погрузка и выгрузка из барж по-прежнему производилась вручную, лес к вагонам возили на лошадях. Было погружено за год 2917 вагонов, выгружено вручную 47 барж, работало на завод всего 542 человека. В подсобном хозяйстве засеяли 11,5 га картофелем, 3 га капустой, 0,006 га огурцами, 5,4 га корнеплодами, более 30 га засеяли зерновыми. Получили хороший урожай, весомую долю добавку к питанию рабочих.

Собрали своими силами: 75 тонн картофеля, 16 тонн капусты, 200 кг огурцов, 20 тонн корнеплодов, 174 ц.зерна. Полученные овощи пошли на питание рабочих в столовую, были введены дополнительные пайки. В 1945 году начали строить новую баню, в 1946 году её сдали. Жизнь рабочего люда значительно улучшилась, до этого бани в поселке не было, люди мылись кто где, испытывая огромные неудобства.

К 1946 году появился механический цех, размещался он в пристройке к лесопильному цеху. Стены цеха каркасного типа. Появились два строгательных станка, два токарных, одно вертикальное сверло и одно наждачное точило. Для крупных ремонтных работ завод, где всегда с пониманием относились к нуждам лесозавода. А для заточки рамных пил был один станок, изготовленный заводом имени Ильича. В середине года поступили механические лебедки, которые работали от нефтяных двигателей «Красный прогресс» мощностью 18 лошадиных сил. Биржа имела три совершенно неблагоустроенные площадки. Подача леса на распиловку производилась карликовым транспортом, который был установлен вдоль берега Вычегды длиною в 220 п.метров. Работал транспортер от локомобиля 24 л.с. А продольный транспортер длиною в 50 п.метров работал от паровой лебедки 18 л.с.

В конце 1946 годка поступил кран «Январец» для выгрузки пиломатериалов из трюма барж, но он был неисправен, его пришлось ремонтировать, а доски выгружать вручную.

На основании приказа № 1583 Министерства лесной промышленности СССР, Котласский лесопервалочный комбинат в конце 1946 года из подчинения «Главспецдревпрома» передан в ведение «Главлесоэкспорт».

До 1947 года комбинат почти не занимался строительством жилья, рабочие жили в неблагоустроенных дощатых бараках, которые были построены в основном переселенцами в 1932-1934 годах. В бараках электричества не было, не было и постельного белья в общежитиях, не хватало мебели и даже умывальников. Бараки ветхие, холодные и проверяющая комиссия потребовала немедленно снести 22-й барак в котором располагалась служба быта. Барак был снесен, на месте построен домик квартирного типа. После этого началось строительство жилых домов, была достроена котельная для бани, три 8-квартирных дома в два этажа.

С 1932 по 1949 год включительно построено жилья 3250 кв.метра - на одного человека приходилось 4,8 кв.метра. На строительство домове большинство работали женщины.

В начале 1948 года Котласский лесоперевалочный комбинат «Главлесоэкспорт» переименовал в Котласский лесопильный завод, который остался в том же подчинении.

В связи с низким берегом реки Вычегда, всю территорию завода весенними паводками, а иногда и осенью затопляло, и от наводнений завод нес большие убытки. Рабочим приходилось от одного берега к другому переезжать на лодках, а жить на чердаках своих домов, пока не спадет вода. Во время паводка люди не работали и были без средств к существованию.

После большого наводнения 1947 года произведено укрепление берега реки Вычегда. Все строительные материалы и землю подвозили на лошадях.

В конце 1946 года получен первый катер «Ударница» мощностью 75 л.с.

Из-за недостатка рабочих в навигационный период из лесопильного цеха людей переводили на выгрузку барж и погрузку вагонов.

К 1950 году неисправный кран «Январец»был передан заводу Лименда, а взамен получен кран «Старый бурлак», что значительно облегчило выгрузку досок из трюмов барж и погрузку в вагоны.

В 1950 году принято решение Совета Министров СССР об освобождении Котласского лесопильного завода от перевалочных работ с той целью, чтобы лесопильный завод пилил лес. Завод всё больше получал машин. С Болтинской лесобазы получен локомобиль «Маршал» 75 л.с., кроме того, было передано от ОРСа Печорской железной дороги: дом для вольнонаемных рабочих, общежитие ВОХРа, кормовая кухня, контора, медпункт, свинарник № 1 и 2, лежневая дорога (по которой теперь ходят автобусы), парник, коровник, конюшня, кузница, электростанция, сушилка, три барака каркасного типа, два трактора ГТ-60, один трактор «Бульдог», два тракторных прицепа. Подсобное хозяйство, которое находилось в деревне Манилово, за 20 километров от завода, и приносило большие убытки, в 1952 году проходил исторический 19 съезд партии, который отметил развитие нашей страны в послевоенный период и наметил пятилетний план развития страны.

Котласский лесозавод в 1953 году из подчинения «Главэкспортлес» передан во вновь созданный трест «Северолес».

После этого началась значительная реконструкция всего хозяйства завода. Строились новые дома, и на 1 января 1954 года жилая площадь в поселке лесозавода составила 4671 кв.метр. Проживали в поселке 1200 человек, работали на заводе 527 человек. На одного человека приходилось 4,58 кв.метра. Поступали и устанавливались новые станки и машины. Строились новые здания цехов, благоустраивалась заводская территория. Появились автолесовозы. Коллектив вышел в передовые предприятия города.

В 1956 году неоднократно занимали призовые места в соцсоревнованиях лесопильных заводов области. Объем производства на тех же площадях за пять лет увеличился почти в два раза. Лесозавод из убыточного превратился в рентабельное предприятие. После реконструкции началось производство и новое развитие всей деятельности завода, увечился выпуск экспортной продукции. Из года в год улучшались условия труда и жизни рабочих завода. Строились новые дома, детские сады и ясли.

В 1968-1969 годах строятся новые цеха, устанавливают современное оборудование, все трудоемкие работы механизированы, навсегда ушел из жизни гужевой транспорт. Лошадей заменила техника. В поселке строятся новые двухэтажные 8-квартирные дома с отдельными квартирами. Навсегда уходят из жизни каркасные бараки, построены новые магазины и столовая, построена новая школа, благоустраивается поселок.

С первого сентября 1965 года начальная школа № 4 была преобразована в восьмилетнюю. В военные годы каждый ученик в обед получал 50 гр. черного хлеба бесплатно. В восьмилетней школе питание детей стало бесплатным. В магазинах появилось изобилие продуктов: масло, маргарин, комбижир, мясо, рыба, сыр, консервы, кондитерские изделия и другие товары, которые никогда не выводились с прилавка. В промтоварном магазине можно купить любую вещь не только за наличный расчет, но и в кредит. Хорошо налажено питание рабочих в столовой, ежедневно в меню большой выбор горячих блюд и холодных закусок. Медицинское обслуживание населения поселка лесозавода № 46 начато с момента существования завода.

В 1945 году был организован для обслуживания рабочих стационар - изолятор на 5 коек. В 1960 году стационар из-за отсутствия проезжей дороги между нефтебазой и лесозаводом, в связи с весенним паводком реки Вычегда, был закрыт.

В 1962 году был открыт терапевтический медицинский участок, который работал до 1969 года. В связи с открытием участка один раз в год бесплатно проводился – гинекологом, дерматологом и терапевтом – осмотр всего населения поселка. В 1963 году меучасток перешел в новое здание с отдельной процедурной комнатой, оборудованной медицинской аппаратурой. Все процедуры, которые назначал врач, проводились бесплатно, за счет профсоюза и завода. За эти годы снизилась заболеваемость населения инфекционными болезнями, больные гипертонией были взяты на учет, регулярно проводилось бесплатное лечение. Все прививки детей и взрослых были также бесплатные.

Инвалидам Великой Отечественной войны все медикаменты в 1968 году стали отпускаться со скидкой 15%. Медицинский участок по оказанию помощи населению стал работать в две смены. Для детей работал отдельно детский врач, вновь родившиеся дети находятся под строгим наблюдением. В школе, детских яслях и садике дети постоянно осматриваются, им своевременно оказывается медицинская помощь.

В 1960 году на месте старого клуба построено новое здание, в котором разместилась: библиотека, комнаты для занятий художественной самодеятельностью. Зрительный зал на 180 посадочных мест оборудован креслами. Комсомольцы завода выступали в клубе перед зрителями с концертами, проводили читательские конференции и другие мероприятия. Рос и хорошел поселок 46-го лесозавода, его прямые улицы украшали зеленые деревья и цветы. Пустынный некогда Хвостик с Лимендой и городом связан асфальтированной дорогой, по которой идут современные автобусы и легковые автомашины. Длина первого маршрута от 46-го лесозавода до поселка деревообрабатывающего комбината на юге города составляет 21 километр, билет на автобусе в 1961 году стоил 12 копеек. После строительства «горбатого» моста маршрут разделили на два. Автобус первого маршрута, вокзал – лесозавод, от улицы Урицкого идет через мост до вокзалов, 2-й маршрут, вокзал - ДОК, идет через мост, билет 6 копеек.

Чтобы освободить женщин от домашних работ, в поселковой столовой открыли магазин – кулинарию. На промышленной площадке построили новую столовую – филиал поселковой, чтобы рабочие всех смен могли принимать горячую пищу, не выходя с территории завода. Во время дефицита продуктов питания в рабочей столовой, все получали продуктовые пакеты. Много лет возглавляла столовую Валентина Федоровна Кириллова.

Вся отлаженная с таким трудом система снабжения рухнула в одночасье. После падения Советской власти, с переходом на рыночную экономику, завод продали. Оборудование вывезли, разобрали и продали все бетонные покрытия, вывозят шлак и песок, которые укрепляли берега, защищающие поселок от паводков. На сегодня поселок лесозавода остается без хозяина, без досмотра и защиты.

Сломать всё легко. Строить – трудно.

Хвостик на сегодня откинут в сторону, есть опасения, как бы не оторвало и не унесло его паводком равнодушия и беспечности.

Руководители заводом Евгений Васильевич Ермаков, который оставил заметный след в жизни 46-го лесозавода и поселка.

Продолжил его дело Борис Александрович Алышев.

В настоящее время ничего этого нет. Завод закрыли.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: