Требования к личности педагога.




Вопрос 1.Педагогическая профессия и личность педагога.Социальные функции педагога, требования к нему.

Педагогика(от греч.-вести дитя)

Педагогическая профессия — это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки (интеллектуальной, нравственно-этической, психофизической), осуществляемой в основном в учебно-воспитательных учреждениях.

К педагогическим профессиям относятся: воспитатель дошкольного учреждения, учитель, социальный педагог, педагог дополнительного образования, тренер, преподаватель в профессиональных высших и средних учебных заведениях. Обычно эти профессии подразделяются на несколько специальностей, под которыми принято понимать ограниченный (вследствие разделения труда внутри профессии) вид деятельности. Так, в самой массовой педагогической профессии — учительской — выделяется большое количество специальностей: учитель начальных классов, математики, иностранных языков и т.д.

С момента возникновения педагогической профессии за учителями прежде всего закрепилась воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение.

Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции - адаптивная и гуманистическая ("человекообразующая ")

. Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности, творческой индивидуальности. С одной стороны, учитель подготавливает своих воспитанников к нуждам данного момента, к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее.

Задачи, встававшие перед школой, существенно менялись на разных этапах развития общества. Этим объясняется периодический перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот. Однако государственная политика в области образования практически всегда недооценивала диалектическое единство обучения и воспитания, целостность развивающейся личности. Как нельзя обучать, не оказывая воспитательного влияния, так нельзя и решать воспитательные задачи, не вооружив воспитанников довольно сложной системой знаний, умений и навыков.

Специфика педагогической профессии.

По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из рада других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу

. Главное ее отличие от других профессий типа "человек-человек " заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. В профессии педагога ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.

Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми, с другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

Требования к личности педагога.

Лаконичная и емкая характеристика педагога (учителя) может быть представлена следующими качествами:

высокая гражданская ответственность и социальная активность;

гуманистическая направленность, любовь к детям;

духовная культура, интеллигентность;

инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений, высокий профессионализм;

физическое, психическое здоровье, профессиональная работоспособность;

потребность и готовность к постоянному самообразованию.

Социальные функции учителя ( изменяются вместе с развитием общества):

· «аккумулятор» социального опыта, хранитель и носитель многообразных человеческих ценностей. Передает их молодому поколению;

· преемственное звено в цепи поколений; связующее звено между прошлым и будущим;

· ускоритель (катализатор) общественного прогресса; способствует формированию специалистов, владеющих новыми прогрессивными технологиями;

· лицо, уполномоченное обществом представлять мир молодежи перед старшим поколением. Может и способен компетентно высказывать свои суждения по всем проблемам педагогической теории и практики;

· формирует духовный мир молодежи в соответствии с ценностями общества;

· специалист, оценивающий культуру общества, опыт общественных взаимоотношений и поведения людей. Выбирает тот материал, который будет полезен для использования в учебно-воспитательном процессе

 

Вопрос 2.Педагогическая деятельность, её структура и содержание.

Педагогическая деятельность – это особая сфера деятельности, направленная на передачу новому поколению человечества опыта, накопленного предыдущими поколениями. Педагогическая деятельность представляет собой управление деятельностью воспитанника и процессом взаимодействия с ним с целью его воспитания и обучения, развития его как личности.

Основные признаки профессиональной педагогической деятельности:

1. Она носит преднамеренный характер в отличие от семейного обучения и воспитания, которые органически соединены с жизнедеятельностью семьи.

2. Ею занимаются специально подготовленные люди, обладающие необходимыми знаниями и умениями.

3. Для ее реализации существуют определенные формы (уроки, занятия и т.д.).

4. Она преследует цель, раскрывающуюся в трех видах задач: образовательной (научить чему-либо, передать систему определенных знаний, сформировать определенные умения и навыки, преодолеть пробелы в знаниях); воспитательной (воспитать качества, сформировать привычки); развивающей (развить способности, интересы, память, воображение и т.д.)

5. Ее цель во многом определяет содержание обучения и воспитания (образования), которое задается государством и т.д.

Деятельность педагога имеет свою структуру:

Мотивация.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: