КУРС
ЗАЧЕТ по дисциплине «Теория и методика обучения иностранному языку и второму иностранному языку»
- Итоговый тест
- Зачет
- Итоговый тест
Уважаемые студенты!
С целью определения степени профессиональной компетенции вам предлагается выполнить тест по теории и методике обучения иностранному языку и второму иностранному языку.
В листе ответов необходимо указывать порядковые номера заданий по основному и второму иностранному языку и ответы в соответствии с инструкцией.
- Зачет
Требования к зачету:
- успешное выступление на практических занятиях по одной из обсуждаемых проблем
- выполнение всех практических заданий, предусмотренных программой курса
- выполнение индивидуального задания (сообщение по теме, выступление с докладом и т.д.), предусмотренного программой курса
Зачет выставляется за сообщение или выступление, содержание и форма которого соответствует характеристике ответа, оцениваемого на «удовлетворительно» на экзамене.
При ответе учитывается:
· правильность и полнота раскрытия вопроса
· логичность и последовательность изложения
· привлечение дополнительного материала
· наличие «методической копилки»
· участие в подготовке и организации ролевой игры по заданной теме
· защита реферата
А) теоретический вопрос, освещающий одну из проблем курса:
1. Роль и место ИЯ в системе иноязычного образования.
2. Возможности учебного предмета «ИЯ» для развития личности учащихся, его способностей к самопознанию.
3. Анализ лингводидактических гипотез овладения иностранным языком
4. Взаимодействие языка и культуры в обучении языку.
5. Возможности учебного предмета «иностранный язык» для развития личности учащегося, его способностей к самопознанию.
6. Иностранный язык как учебный предмет.
7. Факторы определяющие выбор иностранных языков в школе.
8. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.
9. Характеристика разных уровней владения иностранным языком («Общеевропейская компетенция» Страсбург, 1996 г.)
10. Содержание допорогового и порогового уровня владения языком в средней школе.
11. Методика обучения иностранным языкам как педагогическая наука
12. Соотношение методики и лингводидактики в современной науке.
13. Основные методические категории и понятия (метод, система, прием, способ, средство обучения, принципы обучения).
14. Методы исследования в методике обучения иностранным языкам.
15. Дидактические основы обучения иностранным языкам.
16. Лингвопсихологическая характеристика речевой деятельности. (структура, 4 уровня прохождения речи)
17. Лингвопсихологическая характеристика коммуникативных умений и речевых навыков.
18. Лингвистические основы обучения иностранным языкам в средней школе.
19. Цели обучения иностранным языкам на современном этапе.
20. Коммуникативная компетенция и ее составляющие.
21. Четыре аспекта целей обучения: практический, воспитательный, образовательный, развивающий.
22. Государственный стандарт по иностранным языкам.
23. Проблема содержания обучения иностранному языку в средней школе
24. Существующие подходы к классификации принципов обучения.
25. Сознательность и наглядность как ведущие дидактические принципы;
26. Собственно методические принципы и специфика их реализации в обучении ИЯ.
27. Современные принципы обучения иностранным языкам.
28. Общая характеристика средств обучения ИЯ в средней школе.
29. Анализ структуры и содержания программы по ИЯ для общеобразовательной школы.
30. Речь учителя как средство обучения, требования к речи учителя на уроке.
31. Анализ методических подходов к типологии упражнений для обучения иностранным языкам
32. Структура упражнений. Характеристика упражнений
33. Анализ подходов к обучению иностранным языкам.
34. Культурологический подход к обучению. Сущность культурологического подхода.
35. Виды мотивации в изучении иностранных языков и роль культурологических материалов в ее формировании.
36. Содержание социокультурного компонента в обучении иностранному языку.
37. Методы (способы) учения и обучения иностранным языкам. Общедидактические методы
38. Характеристика ведущих прямых методов. Метод Пальмера и метод Уэста.
39. Современные методы обучения иностранным языкам.
40. Проблема создания оптимального метода обучения.
Б) практическое задание, подготовка и организация ролевой игры по заданной теме.
Деловая игра: Заседание учебно-методического совета (по П.К. Бабинской)
Проблема для обсуждения: современные учебно-методические комплексы и критерии их оценки.
Методическая цель игры: систематизация методических знаний и совершенствование методических навыков (на материале анализа учебников иностранного языка).
Форма игры: совместное заседание учебно-методического совета Научно-методического центра, учителей и родителей, на котором обсуждаются новые учебно-методические комплексы по иностранному языку, предложенные Министерством образования и науки.
Основные роли: авторы планов-проспектов новых учебников, председатель учебно-методического совета, рецензенты: учителя ИЯ, преподаватель методики БПГУ, методист по ИЯ Института повышения квалификации.
Дидактический материал: действующие учебники английского/немецкого/китайского языков, зарубежные учебники по иностранным языкам, концепция преподавания ИЯ, программы общеобразовательной средней школы по ИЯ.
Организация игры: перед занятием студенты выбирают роли, которые они хотели бы сыграть. Авторы разрабатывают варианты планов-проспектов учебников. В начале заседания авторы представляют результаты своей работы, комментируя их. Все участники заседания задают вопросы и высказывают критические замечания. В результате дискуссии члены учебно-методического совета рекомендуют (или не рекомендуют) предложенные варианты учебников к использованию в школе.
Образцы ролевых заданий
Ролевое задание № 1
Вы – председатель учебно-методического совета. Ваша задача – вести заседание совета по рассмотрению и представлению предложенных УМК к использованию в школах.
С этой целью Вам необходимо:
1. Продумать процедуру обсуждения предложенных материалов.
2. В ходе обсуждения выявить сильные и слабые стороны в каждой из предложенных рукописей.
3. Подвести итоги обсуждения, выделив все ценное, что имелось в каждом варианте учебника, и вместе с членами совета вынести решение о рекомендации учебников к использованию в школе.