ЗАВОЕВАНИЕ ЕГИПТА, АЛ-МАГРИБА И АЛ-АНДАЛУСА




Рядом с Кайсом б. Абу-л-’Асом выделили участок ‘Абдаллаху б. ал-Харису б. Джаз’у аз-Зубайди, он примыкал к улице ал-Балат, к участку Ибн Румманы и к тому, что по соседству с ним. Это купил ‘Абд ал-’Азиз б. Марван. Когда Ибн Руммана пришел к нему, он подарил ему то, что построил, а остальное досталось ал-Асбагу б. ‘Абд ал-’Азизу. Участок ‘Абдаллаха примыкал к мечети. К югу от его ворот находится ныне уборная байт ал-мал.

Ибн Руммана находился в переписке с ‘Абд ал-’Азизом б. Марваном. ‘Абд ал-’Азиз подарил ему свой перстень. Когда с ‘Абд ал-’Азизом произошло то, что с ним стало, Ибн Руммана прибыл к нему из Хиджаза на верблюде, а надета на нем была только шуба. Он обратился к хаджнбу: «Разреши мне войти!» Хаджиб вроде бы стал медлить. Ибн Руммана сказал ему: «Разреши мне сегодня, я разрешу тебе завтра!» Хаджиб [125] вошел к ‘Абд ал-’Азизу н сообщил о его словах. ‘Абд ал-’Азиа сказал ему: «Введи его!» Ибн Руммана вошел к нему, поговорил с ним, а потом достал перстень ‘Абд ал-’Азиза, и тот его узнал. Абд ал-’Азиз снял свой перстень и дал его Ибн Руммане. Он построил ему дом и посадил для него пальмы, которые теперь принадлежат им (его потомкам) в округе Хулван.

‘Абд ал-’Азиз также насадил для ‘Умайра б. Мудрика пальмы, которые находятся в ал-Джизе 482 и известны как Сады ‘Умайра.

Как нам рассказал мой отец ‘Абдаллах б. ‘Абд ал-Хакам:

Причиной этого явилось то, что ‘Умайр б. Мудрик посадил разные фруктовые деревья и, когда фрукты созрели, попросил ‘Абд ал-’Азиза выйти к нему. ‘Абд ал-’Азиз вышел с ним вместе к нему и, когда увидел плоды, сказал ему: «Подари мне их!» ‘Умайр подарил их ему. ‘Абд ал-’Азиз послал к правителю ал-Джазиры и сказал ему: «Если с наступлением пятницы тут останется [хоть одно] стоящее дерево, я отрублю тебе руку!» В ал-Джазире было пятьсот изготовителей орудий против пожара, если он произойдет в стране, и разрушений. Правитель ал-Джазиры вышел с ними, и они стали рубить деревья с побегами. ‘Умайр смотрел на это, сокрушаясь. Когда с этим кончили, ‘Абд ал-’Азиз дал приказ, и туда провели канал из Хулвана. Он посадил там пальмы, и, когда они выросли, ‘Абд ал-’Азиз вышел туда, а с ним вместе вышел ‘Умайр. ‘Абд ал-’Азиз спросил его: «Где то, что тут было?» ‘Умайр ответил: «Где мне достичь того, чего достиг эмир!» ‘Абд ал-’Азиз сказал: «Это твое. Сохрани это для своих детей!» И это принадлежит им до сих пор.

Рядом с ‘Абдаллахом б. ал-Харисом выделили участок Саубану, маула посланника Аллаха 483, да благословит его Аллах и да приветствует!

Но говорят:

Это / 104 / был ‘Аджлан, маула Кайса б. Абу-л-’Аса.

Это участок, который расширил в сторону мечети Салама, маула Салиха б. ‘Али.

‘Убаде б. ас-Самиту выделили участок рядом с Ибн Румманой, в направлении Сук ал-Хаммам. Это дом, в котором живет му’аззин Джуджу, и дом рядом с ним. Одни из них купил ‘Абд ал-’Азиз б. Марван, и он принадлежал ему, а другой стал принадлежать бану мнскин.

Харидже б. Хузафе выделили участок к западу от мечети, между ней и участком Саубана, против старого бассейна для омовения, до Асхаб ал-Хинна’ и Асхаб ас-Савик, между ним и мечетью — дорога. Ар-Раби’а б. Хариджа был сиротой на попечении ‘Абд ал-’Азиза. Когда он вырос, то продал участок за десять тысяч динаров ал-Асбагу б. ‘Абд ал-’Азизу. Когда стал править ‘Умар б. ‘Абд ал-’Азиз, ар-Раби’а поехал к нему и истребовал у него письмо, чтобы удержать участок. И участок ему вернули, после того как ему уже была выплачена его цена. [126] Ар-Раби’а требовал, чтобы ему выплатили плату за аренду. Ему ответили: «Что касается аренды, то не бывает аренды без гарантии [владения]». И вернули участок ар-Раби’е, не дав приказа относительно аренды. Сказал ал-Лайс б. Са’д:

Я видел ар-Раби’у там, когда был мальчиком.

Потом ал-Асбаг начал тяжбу с ним из-за этого участка, а Ибн Шихаб тогда был кади. Ибн Шихаб присудил участок Ибн Харидже. Он удержал его, так как не разрешена правителю покупка у того, на кого распространяется его власть. Затем ал-Асбаг возобновил тяжбу из-за него, обратившись к Йазиду б. ‘Абд ал-Малику 484 после ‘Умара. Тот присудил аренду в пользу Ибн Хариджи, и дети ал-Асбага передали участок ему. [Так было], пока не умер Йазид. Затем они представили свою жалобу Хишаму б. ‘Абд ал-Малику 485. Тот решил, что на них нет никакой арендной платы, и передал аренду детям ал-Асбага.

Как рассказали нам Шу’айб б. ал-Лайс и ‘Абдаллах б. Салих, [передавая сообщение] ал-Лайса [со слов] Йазида б. Абу Хабиба:

Хариджа б. Хузафа был первым в Египте, кто надстроил [свой дом]. Это дошло до ‘Умара б. ал-Хаттаба, и он написал ‘Амру б. ал-’Асу: «Привет! И далее. Дошло до меня, что Хариджа б. Хузафа надстроил [свой дом]. Хариджа захотел возвыситься над слабостями своих соседей. Когда к тебе придет это мое письмо, разрушь построенное, если захочет Аллах! Привет!»

У египтян от Хариджи б. Хузафы сохранился один хадис о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует! Больше ничего с его слов о посланнике Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — у них нет.

Это хадис ал-Лаиса б. Са’да, [передавшего рассказ] Йазида б. Абу Хабиба, / 105 / [который пересказал сообщение] ‘Абдаллаха б. Рашида аз-Зауфи 486, [повествовавшего по сведениям] ‘Абдаллаха б. Абу Мурры аз-Зауфи [со слов] Хариджи б. Хузафы, который сказал:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — вышел к нам и сказал: «Воистину, Аллах оделил вас молитвой. Она для вас лучше, чем рыжие верблюды. Ал-витр он наложил на вас между вечерней молитвой и восходом зари». Рассказали нам этот хадис мой отец, Шу’айб б. ал-Лайс и ‘Абдаллах б. Салих [со слов] ал-Лайса б. Са’да. У них есть с его слов рассказы о нем самом. Хариджа б. Хузафа возглавлял шурту 487 ‘Амра б. ал-’Ас а во время правления ‘Амра и Му’авии, пока его не убил хариджит 488. Это произошло потому, что у ‘Амра б. ал-’Аса что-то произошло с животом, и он остался дома, а Хариджа предстоял на вечерней молитве с народом. Харурит 489 ударил его, думая, что это ‘Амр. Когда он узнал, что это не ‘Амр, он сказал: «Я хотел [убить] ‘Амра, а Аллах хотел Хариджу!» [127] А ‘Амр говаривал: «Никогда мой живот не приносил мне пользы, кроме как в этот день».

Рассказал нам Му’авийа б. Салих: нам поведал Йахйа б. Ма’ин 490, [передавая сообщение] Вахба б. Джарира [со слов] его отца. Он сказал:

Некий харурит отправился в Египет, чтобы убить ‘Амра б. ал-’Аса. Когда он пришел в ал-Фустат, то перед ним оказался человек, сидящий за завтраком. Он возглавлял шурту ‘Амра, а харурит подумал, что это ‘Амр, напал на него и убил. Когда его ввели к ‘Амру, он сказал: «Как же это! Клянусь Аллахом, я хотел [убить] только тебя!» ‘Амр ответил: «Однако Аллах не хотел меня!» И убил этого человека.

Говорят: Хариджа был убит в Сирии. А Аллах знает лучше.

Рассказал нам ‘Абдаллах б. Салих: нам поведал ал-Хикл б. Зийад, [передавая сообщение] Му’авии б. Йахйа ас-Садафи: нам рассказал аз-Зухри. Он сказал:

Три человека из Ирака договорились около Ка’бы убить Му’авию, ‘Амра б. ал-’Аса и Хабиба б. Масламу 491. Они отправились после того, как Му’авии уже присягнули как халифу, и пришли в Илийа’. С утра они помолились в мечети, что придало им силы. Затем они обернулись и спросили у кого-то из сирийцев, кто был в мечети, в котором часу они смогут застать эмира верующих одного: «Мы люди из Ирака. На наши выдачи сделали начет. Мы хотим поговорить с ним, и он освободит нас [от него]». Им ответили: «Подождите! Когда он приедет на коне, предстаньте перед ним и говорите. Он будет стоять перед вами, пока вы не кончите разговор с ним, и вы получите желаемое». Когда Му’авийа вышел для молитвы на заре, он восславил Аллаха, и, когда он совершал первый поклон, один из них лег на спину склонившегося в поклоне стражника, который был между ним и Му’авией, и ударил Му’авию в всхолмление — имеется в виду ягодица — кинжалом. Му’авийа обернулся и закричал людям: «Прекратите молитву! Хватайте этого человека!» Его связали. К Му’авии позвали врача, и он сказал: / 106 / «Если этот кинжал не отравлен, то он для тебя не страшен». Врач приготовил снадобье, которое пьют, если бывают отравлены, и приказал одному из помощников, который знал это снадобье, испить его, если его язык распознает яд, когда он лизнет кинжал. Тот лизнул кинжал и не обнаружил яда. Он восславил Аллаха, и восславили Аллаха те люди, которые с ним были.

Хариджа б. Хузафа — он происходил из бану ‘ади б. Ка’б — вышел от Му’авии к народу и сказал: «Это великое дело! С эмиром верующих не случилось беды, слава Аллаху!» И он стал поминать Аллаха. Один из оставшихся харуритов бросился на него, посчитав [Хариджу] ‘Амром б. ал-’Асом, ударил мечом по макушке и убил его. Люди стали набрасывать на него одежды, помогая друг другу, пока не схватили его и не связали. [128]

Третий харурит вытащил меч и напал на служителей мечети. Против него вышел Са’ид б. Малик б. Шихаб. На нем был плащ, а под ним меч, закрепленный у рукоятки петлей. Он схватил меч рукой, но плащ попал в петлю меча, и он не смог его освободить. Харурит напал на него, зашел сбоку и нанес ему удар, поразив его в легкие. Затем Са’ид освободил меч, и он и харурит обменялись двумя ударами. Харурит ударил его в левый глаз и выбил его, а Са’ид ударом отсек ему правую руку, поразил его мечом и убил. Но Са’ид истекал кровью. Его унесли, истекающего кровью, и он через некоторое время скончался. Са’ид сказал — а он узнал, кто пошел против него: «Клянусь Аллахом, если бы я хотел, я бы, конечно, спасся вместе со всеми. Но мне пришлось бы повернуться к нему спиной, а ведь у меня был меч!» Пришел человек из [племени] калб и спросил: «Этот ударил Му’авию?» Ему ответили: «Да!» Он схватил меч и отрубил ему голову. Но калбита схватили, заключили в тюрьму и сказали: «Ты сам решил свою судьбу» Он ответил: «Я убил его, разгневавшись на Аллаха!» Когда его стали расспрашивать, то обнаружили притворство, но его [все-таки] отпустили.

А убийцу Хариджи выдали его родственникам из бану ‘ади б. Ка’б. Они отрубили ему руки и ноги, понесли его, пока не прибыли в Ирак, и он остался жить в таком виде. Затем он женился, и у него родился сын. Они слышали, что у него родился сын, и сказали: «Мы проявили слабость, когда оставили убийцу Хариджи породить сына». Они поговорили об этом с Му’авией, и он разрешил им его убить. И они его убили. Харурит, который убил Хариджу, сказал: «Клянусь Аллахом, я хотел [убить] только ‘Амра б. ал-’Аса!» Когда об этом узнал ‘Амр, он сказал: «Однако / 107 / Аллах пожелал [смерти] Хариджи».

Когда был убит Хариджа, ‘Амр б. ал-’Ас поставил во главе шурты ас-Са’дба б. Хишама б. ‘Амра 492 — человека из бану малик б. хисл. Хишам б. ‘Амр 493 — тот самый, который настаивал на том, что надо разорвать свиток, который написали курайшиты против бану хашим, чтобы не жениться на них и не давать им жен и не покупать у них ничего 494, пока их не примирил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!

По этому поводу сказал Хассан б. Сабит:

Верны ли бану умаййа договору о покровительстве так, как Хишам соблюдает обязанность защиты соседа?
[Он] из тех людей, кто не изменяет долгу защиты ради ал-Хариса б. Хубаййиба б. Сухама 495.
Если [уж] бану хисл приняли [кого-нибудь] под покровительство, они верны долгу и встречают того человека приветом.

Ибн Хишам говорит: «Сухам», но возражают ему другие ученые по поводу этого стиха и говорят: «Сухам». {под «х» — полумесяц рожками вверх и точка соотв. HF }

Хариджа б. Хузафа был курайшитом и принадлежал к бану ‘ади б. Ка’б. Он надстроил [свой дом] во время правления [129] ‘Умара б. ал-Хаттаба. Надстройка была высокая. Его соседи пожаловались ‘Умару б. ал-Хаттабу, и он написал ‘Амру б. ал-’Асу: «Поставь сиденье в месте, по поводу которого жалуются, посади туда человека, не высокого и не низкого. Если оно окажется [слишком] высоким, загороди его стеной».

Йазида спросили: «Кто сообщил тебе этот рассказ?» Он ответил: «Шейхи этой области».

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]:

‘Абд ар-Рахману б. ‘Удайсу ал-Балави 496 выделили Дар ал-Байда’.

Но говорят:

Дар ал-Байда’ было открытым двором между мечетью и домом ‘Амра б. ал-’Аса, где ставили лошадей мусульман у дверей мечети до прибытия в Египет Марвана б. ал-Хакама 497 в 65 г. {684-85 г.} Он построил там дом для себя, сказав: «Недопустимо, чтобы халиф был в городе, в котором у него нет дома». И ему построили дом за два месяца.

Ибн ‘Удайс был одним из тех, кто принес «присягу под деревом». У египтян сохранился от него о посланнике Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — / 108 / один хадис, и нет больше ничего от него о пророке, да благословит его Аллах и да приветствует.

Это хадис Ибн Лахи’и, [передавшего сообщение] Йазида б. Абу Хабиба, [который пересказал сведения] Ибн Шумасы о том, что один человек рассказал ему [со слов] ‘Абд ар-Рахмана б. ‘Удайса, который сказал: Я слышал, как посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — говорил: «Уйдут люди, которые отпадут от религии, как уносится стрела от выстрела. Аллах убьет их в горах Ливана и в ал-Джалиле 498 ». Или: «...в ал-Джалиле и в горах Ливана».

‘Абдаллаху б. ‘Удайсу 499, брату ‘Абд ар-Рахмана б. ‘Удайса, выделили участок около купола в Дар ал-Ма’афир.

Участок бану джумах — это был водоем, в котором собиралась вода. ‘Амр б. ал-’Ас сказал: «Выделите рядом со мной участок моему двоюродному брату!» Он имел в виду Вахба б. ‘Умайра ал-Джумахи 500. Он принадлежал к числу тех, кто был при завоевании [Египта]. Водоем засыпали и выделили ему [это место].

Но говорят: Это был ‘Умайр б. Вахб б. ‘Умайр.

Говорят:

Это пожалование Му’авии. ‘Умайр прибыл в Египет в дни Му’авии б. Абу Суфйана. Тот написал, чтобы ‘Умайру построили дом. А это место было незанятое, ни у кого там не было дома. Туда стекала вода. Было необходимо, чтобы около мечети было пустое место, куда можно было ставить лошадей [130] мусульман. Подобное этому сделал ‘Амр б. ал-’Ас, когда к нему прибыли люди из бану сахм — из тех, кто не был при завоевании, — и он построил для них Дар ас-Силсила, который находится западнее мечети.

Рассказал нам Йахйа ибн Букайр [со слов] ал-Лайса б. Са’да. Он сказал:

Вахб б. ‘Умайр был эмиром египтян при захвате ‘Аммурии 501 в 23 г. {643-44 г.} А эмиром сирийцев был Абу-л-А’вар ас-Сулами 502.

Ибн ал-Хувайрису ас-Сахми отвели участок рядом с бану джумах, а южнее мечети — Закарийа’ б. Джахму ал-’Адави.

[Племени] сакиф отвели участок от восточного угла мечети до ас-Сарраджин. Дар Абу ‘Араба / 109 / был отведен Хабибу б. Аусу ас-Сакафи, у которого остановились Йусуф б. ал-Хакам б. Абу ‘Укайл и вместе с ним его сын ал-Хаджжадж б. Йусуф 503 во время прибытия [в Египет] Марвана б. ал-Хакама. Еще [племени] сакиф было отведено то, что рядом с Дар Абу ‘Араба, до переулка, который выводит к Дар ал-Фарадж. Закарийа’ б. Джахму ал-’Адави выделили дом, который находится на Зукак ал-Канадил. Теперь этот дом со сводом ‘Аббаса б. Шурахбила.

‘Абд ар-Рахману и Раби’е, сыновьям Шурахбила б. Хасаны, выделили другие участки ‘Аббаса б. Шурахбила, которые рядом с его участком и с участком Саламы б. ‘Абд ал-Малика ат-Тахави.

Рассказал нам Са’ид ибн ‘Уфайр: нам сообщил Ибн Лахи’а. Он сказал:

Раби’а б. Шурахбил б. Хасана возглавлял сбор пошлин. Абу Зарру ал-Гифари выделили Дар ал-’Умуд с баней, колодец которой захватил катиб Барака б. Мансур. Одни его ворота выходили на Зукак ал-Канадил, а другие примыкали к участку Бараки. Оттуда [он простирался] до Сук Барбар и до дворца Ибн Джабра, который прежде был участком [племени] гифар. Ибн Джабр был правителем [племени] гифар. Ибн Джабр был послом ал-Мукаукиса к посланнику Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — с Марией, ее сестрой и тем, что ал-Мукаукис послал в дар вместе с ними. Копты утверждают, что один из послов был асхабом посланника Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — имея в виду Ибн Джабра.

Абу Зарр был тот, кому посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — наказал относительно Египта то, что он повелел.

Рассказал нам мой отец ‘Абдаллах б. ‘Абд ал-Хакам: нам сообщил Ришдин б. Са’д, и рассказал нам ‘Абд ал-Малик б. Маслама: нам поведал Ибн Вахб, [передавая сведения] Хармалы б. ‘Имрана [со слов] ‘Абд ар-Рахмана [131] б. Шумасы ал-Махри. Он сказал: я слышал, как Абу Зарр говорил:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: «Воистину, вы завоюете землю, где поминают “кират". Я завещаю вам добро к людям ее, так как им принадлежат покровительство и милость. Если вы увидите двух братьев, дерущихся друг с другом в каком-то иссушенном месте из-за сырцового кирпичика, то уйдите оттуда!» Абу Зарр шел мимо ‘Абд ар-Рахмана и Раби’и, сыновей Шурахбила б. Хасаны, — а они вырывали друг у друга в некоем месте сырцовый кирпичик,— и он ушел оттуда.

Сказал Ибн Вахб: я слышал, как ал-Лайс говорил: Я не думаю, чтобы посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал ему это только из-за того, что было с египтянами в деле [с убийством] ‘Усмана.

Кари’ Иййасу б. ‘Абдаллаху выделили участок западнее участка сыновей Шурахбила б. Хасаны.

Рувайфи’ б. Сабиту и ‘Укбе б. Кариму 504, ансарам, выделили участки рядом с Раби’ей и ‘Абд ар-Рахманом, сыновьями / 110 / Шурахбила б. Хасаны. Рувайфи’ б. Сабиту выделили также участок, который стал принадлежать бану ас-симма. Рувайфи’ б. Сабит умер в Барке, правителем которой он был.

Рассказал нам Йахйа б. ‘Абдаллах б. Букайр [со слов] ал-Лайса. Он сказал:

Рувайфи’ б. Сабит правил Антабулусом в 43 г. {663-64 г.} Абу Фатиме ал-Азди выделили Дар ад-Дауси и участок, где теперь Асхаб ал-Хама‘ил. У египтян сохранился от него один хадис о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!

Это хадис Ибн Лахи’и, [передавшего рассказ] ал-Хариса б. Йазида: мне сообщил Касир ал-А’радж ас-Садафи 505, сказав: я слышал как Абу Фатима, а он был с нами в Зу-с-Савари, говорил:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал мне: «О Абу Фатима! Умножай земные поклоны, потому что не совершает мусульманин земного поклона ради Аллаха без того, чтобы Аллах не поднял его на ступень выше».

Рассказали нам этот хадис Абу-л-Асвад и Са’ид б. Абу Марйам [со слов] Ибн Лахи’и. Кроме египтян, [со слов] Абу Фатимы хадисов не передают.

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]:

Участок, где жил ‘Амр б. Халид, был выделен человеку из бану тамим. Асхаб ас-Савик также был выделен одному [человеку] из бану тамим, который был при завоевании Египта. Потом это купил ‘Амр б. Сухайл. [132]

‘Абдаллаху б. Са’ду б. Абу Сарху выделили участок, вплотную примыкающий к Каср ар-Рум, который называли Дар ал-Ханийа, и участок, который называли Дар ал-Мауз. Но этот его большой дворец — не тот, который называют Каср ал-Джинн и который был ему выделен. Он построил его позже во время халифата ‘Усмана б. ‘Аффана. Он приказал его выстроить, когда отправился в ал-Магриб для захвата Ифрикии 506. Рассказал нам ‘Абд ал-Малик б. Маслама: нам поведал Ибн Лахи’а, что он слышал, как Йазид б. Абу Хабиб сообщал:

Ал-Микдад ходил с ‘Абдаллахом б. Са’дом в поход в Ифрикию. Когда они вернулись, ‘Абдаллах спросил ал-Микдада па поводу дома, который он построил: «Как ты находишь постройку этого дома?» Ал-Микдад ответил ему: «Если она произведена на средства мусульман, то ты расточитель, а если на твои собственные — то ты действовал дурно». ‘Абдаллах б. Са’д сказал: «Если бы кто-нибудь еще сказал, что я поступил плохо, я бы, конечно, разрушил этот дом».

Кунйа ‘Абдаллаха была Абу Йахйа.

У египтян сохранился от него один хадис о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует! Больше ничего от него о посланнике Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — у них нет.

Это хадис Ибн Лахи’и, [который передал рассказ] ‘Аййаша б. ‘Аббаса ал-Китбани, [пересказавшего сообщение] ал-Хайсама / 111 / б. Шафи Абу-л-Хусайна 507 [со слов] ‘Абдаллаха б. Са’да б. Абу Сарха. Он сказал:

В то время как посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — и десять его асхабов: Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман, ‘Али, аз-Зубайр и другие — были на горе, вдруг гора закачалась. Посланник Аллаха воскликнул: «Успокойся, Хира’ 508! На тебе только Пророк, Правдивый и Мученик!»

У египтян есть от него рассказы о нем самом. От него не передает хадисов никто, кроме египтян.

Ка’бу б. Динне, а говорят — Ка’бу б. Йасару б. Динне, ал-’Абси был выделен участок на одной стороне Зукак ал-Канадил, примыкающий к Сук Барбар, называемый Дар ан-Нахла. Ка’б — сын дочери Халида б. Синана ал-’Абси или сын его сестры.

Говорит ‘Абд ар-Рахман [ибн ‘Абд ал-Хакам]:

Я точно не знаю, [чей он сын].

А Халид б. Синан — это тот, о ком бану кайс утверждают, что он претендовал на то, что он пророк, в промежутке времени между пророком [Мухаммадом] и ‘Иса, да будет благословение Аллаха над ними обоими! От Халида б. Синана передают рассказ, обладающий достоинством.

Рассказал нам ал-Мукри’ ‘Абдаллах б. Йазид: нам сообщил Хайва б. Шурайх: нам поведал ад-Даххак б. [133] Шурахбил ал-Гафики 509, что им рассказал ‘Аммар б. Са’д ат-Туджиби 510:

‘Умар б. ал-Хаттаб написал ‘Амру б. ал-’Асу, чтобы тот поставил Ка’ба б. Динну кади. ‘Амр послал к нему, и ему прочли письмо эмира верующих. Но Ка’б воскликнул: «Нет, клянусь Аллахом! Аллах не спас ‘Умара от неведения и того, что было в нем гибельного! А’Умар возвращает к неведению того, кого Аллах уже спас от него!» И он отказался принять должность кади. ‘Амр оставил его [в покое].

Говорит Ибн ‘Уфайр:

Ка’б б. Динна в доисламское время был судьей.

У Кайса тоже был участок, известный как Дар аз-Зир. Ныне он принадлежит потомкам Вардана.

Зукак ал-Канадил называли «улицей благороднейшей знати», потому что дом ‘Амра был на том его конце, который примыкает к Соборной мечети, а дом Ка’ба б. Динны — на другом конце, прилежащем к Сук Барбар. А между ними были дома ‘Ийада б. Джурайбы ал-Калби, которые ему подарил ‘Абд ал-’Азиз б. Марван, Ибн Музайлифы ал-Калби, Ибн Фираса ал-Кинани, Нафи’ б. ‘Абд ал-Кайса ал-Фихри — но говорят, что он принадлежал ‘Укбе / 112 / б. Нафи’, —Мухаммада б. ‘Абд ар-Рахмана ал-Кинани, Абу Зарра ал-Гифари, Раби’и и ‘Абд ар-Рахмана, сыновей Шурахбила б. Хасаны, — именно ими управлял Бакр б. Мудар, — Закарийа’ б. ал-Джахма ал-’Адави, Кари’ Иййаса б. ‘Абдаллаха и Абу Хакима, маула ‘Утбы б. Абу Суфйана, который построил для него Му’авийа б. Абу Суфйан.

Ибн ‘Абде выделили участок, который находится в ас-Сарраджин, где теперь ал-’Аккабин. Он стал принадлежать бану мискин.

Дар Наср принадлежал одному курайшиту. Он умер. Участок купил ‘Абд ал-’Азиз б. Марван и подарил его ал-Асбагу.

Участок Сахла, где находятся ас-Сарраджин и Хаммам Сахл, принадлежал ‘Абдаллаху б. ‘Амру б. ал-’Асу, который его купил и подарил своей дочери Умм ‘Абдаллах ибнат ‘Абдаллах б. ‘Амр. На ней женился ‘Абд ал-’Азиз б. Марван, и она родила ему Сахла и Сухайла, которые унаследовали участок от своей матери.

Дворец, который называют Каср Марийа, был выделен Ибн Рифа’е ал-Фихри. Он подарил его ‘Абд ал-’Азизу б. Марвану, а тот отстроил его для матери своего сына, румийки по имени Марийа, и он назван по ее имени. Но говорят:

‘Абд ал-’Азиз дал Ибн Рифа’е взамен этого участок в ал-Хамра’.

[Другие] говорят:

Им выделили этот дом. Потом ‘Иса б. Йазид ал-Джулуди 511 разрушил его, когда прибыл в Египет с ‘Абдаллахом б. Тахиром. Он выстроил там тюрьму. Это тюрьма, которая находится [134] около Махрас Бунана, рядом с домом ‘Амра б. Саввада ас-Сархи. А Бунана была кормилицей кого-то из бану мискин или их нянькой. По ее имени Махрас и назван. Марийа — это мать Мухаммада б. ‘Абд ал-’Азиза, а он не оставил потомства.

Рассказал нам Са’ид ибн ‘Уфайр, [передавая сообщение] Ибн Лахи’и [со слов] Ибн Хубайры: ‘Амр б. ал-’Ас призвал Халида б. Сабита, деда бану рифа’а 512, чтобы назначить его возглавить сбор пошлин. Тот просил избавить его [от этого]. ‘Амр спросил его: «Почему ты от этого отказываешься?» Тот ответил: «Воистину, Ка’б 513 сказал: “Не подходи к пошлинам, ибо господин их пойдет в ад!"». Джахму б. ас-Салту ал-Мутталиби выделили участок около Асхаб аз-Зайт, в направлении к Хаммам Буср.

Ибн Мулхаму выделили дом, построенный с фасада из камня, среди [участков] «людей знамени» в Асхаб аз-Зайт.

Иййасу б. ал-Букайру и его сыну Тамиму б. Иййасу выделили участок, который находится около участка Ибн Абрахи, на котором расположен Асхаб ал-Аутад, доходящий до ас-Сук. Он — Иййас б. ал-Букайр б. ‘Абд Йалил б. / 113 / Нашиб б. Гийара б. Са’д б. Лайс б. Бакр б. ‘Абд Манат б. Кинана, союзник бану ‘ади б. Ка’б.

Муджахиду б. Джабру, маула дочери Газвана 514, выделили участок, который находится в ан-Наххасин и который стал принадлежать Салиху, главе рынка.

Абу Шамиру б. Абрахе 515 выделили участок сбоку от участка Шуйайма ал-Лайси.

Ибн Ва’ле выделили участок рядом с ним. Они и те, кто был с ними, захватили [участки] до Сук ал-Хаммам и до участков, которые принадлежали роду Марвана.

Мне рассказал Хумайд б. Хишам ал-Химйари. Он сказал:

Ибн Абрахе не выделили участка в ал-Фустате Египетском, а выделили только в ал-Джизе. Дома, которые им принадлежали в ал-Фустате, были наследством, которое они получили от ва’литов, потому что состояли в родстве с Ибн Ва’лой. Дома перешли к ним как наследство. Сыновей у Абрахи было четверо: Курайб б. Абраха Абу Ришдин, Абу Шамир б. Абраха, Ма’дикариб б. Абраха и Йаксум б. Абраха.

Рассказал нам Са’ид ибн ‘Уфайр: нам сообщил Ибн Ла-хи’а. Он сказал:

Курайб б. Абраха и его брат Абу Шамир б. Абраха переселились [в Египет] в правление ‘Умара б. ал-Хаттаба.

Рассказал нам Харун б. ‘Абдаллах аз-Зухри: нам поведал Мухаммед б. ‘Умар 516: нам сообщил ‘Абд ал-Хамид б. Джа’фар 517 [со слов] Йазида б. Абу Хабиба: ‘Абд ал-’Азиз б. Марван спросил Курайба б. Абраху б. ас-Сабаха о хутбе ‘Умара б. ал-Хаттаба при ал-Джабии: «Ты был при ней?» Курайб ответил: «Я при ней был. Я был мальчиком, и на мне был изар. Я ее слышал, но не помню. Но я могу [135] указать тебе того, кто ее слышал, будучи уже взрослым». ‘Абд ал-’Азиз спросил: «Кто же это?» Курайб ответил: «Суфйан б. Вахб ал-Хаулани». ‘Абд ал-‘Азиз послал к нему, потребовал его и спросил: «Ты видел ‘Умара при ал-Джабии?» Тот ответил: «Да!», а затем рассказал об [этом] событии.

Рассказал нам Са’ид ибн ‘Уфайр: нам поведал Маймун б. Йахйа, [передавая сообщение] Махрамы б. Букайра 518 [со слов] Йа’куба б. ‘Абдаллаха б. ал-Ашаджжа 519. Он сказал:

Я прибыл в Египет в правление ‘Абд ал-’Азиза б. Марвана. Я видел, как Курайб б. Абраха выходил от ‘Абд ал-’Азиза, а у стремени его было пятьсот человек из [племени] химйар.

Ка’бу б. ‘Ади ал-’Убади 520 выделили участок [на месте] кайсарии. Когда ‘Абд ал-’Азиз захотел построить кайсарию, он купил участок у него, а им (роду Ка’ба) выделил участок, который среди бану ва’ил.

Баня, которая теперь называется Хаммам Абу Мурра, была участком одного человека из [племени] танух. Он был дедом / 114 / Ибн ‘Алкамы или его отцом. ‘Абд ал-’Азиз попросил у него этот участок, и он подарил его ему. ‘Абд ал-’Азиз построил баню для Заббана б. ‘Абд ал-’Азиза, и ее называли по имени Заббана.

О ней сказал поэт в своих стихах:

Если кто-нибудь ценит белизну, пусть идет к белому [изваянию] в Хаммам Заббан.
Нет в нем души, и ничто его не тревожит. Это идол в образе человека.

В ней была мраморная статуя в виде женщины, чудо из чудес, пока ее не разбили в год, когда Йазид б. ‘Абд ал-Малик приказал разбить идолов. Ее приказали разбить в 102 г. {720-21 г.}

‘Абд ал-‘Азиз насадил для Ка’ба 521 пальмы в ал-Джизе, которые теперь называют Джинан Ка’б, в возмещение за этот участок.

Аз-Зубайру б. ал-‘Авваму выделили участок, который расположен на нынешнем Сук Вардан, а также участок, принадлежащий [племени] бали. Там находится лестница, которую установил аз-Зубайр и поднялся по ней в крепость. Некоторые шейхи рассказывают:

Там жил ‘Абдаллах б. аз-Зубайр 522, когда прибыл в Египет, ‘Абд ал-Малик б. Марван 523 отобрал участок у них (потомков аз-Зубайра), Хишам б. ‘Абд ал-Малик возвратил его им, затем Йазид б. ал-Валид 524 [снова] отобрал его, и он не был в их руках, пока не пришла власть эмира верующих Абу Джа ‘фара 525. Хишам б. ‘Урва 526 поговорил с халифом об этом — а Хишам был приближен к Абу Джа‘фару. И халиф приказал вернуть им участок, сказав: «У таких, как Абу ‘Абдаллах, — он подразумевал аз-Зубайра, — ничего не отбирают». [136]

Рассказал нам ‘Усман б. Салих: нам сообщил ИбнЛахи‘а [со слов] Йазида б. Абу Хабиба:

Аз-Зубайру б. ал-’Авваму выделили участок в ал-Фустате. Абу Басре ал-Гифари отвели участок рядом с аз-Зубайром б. ал-’Аввамом. ‘Амр б. ал-’Ас установил, что ал-Каср не должен быть разделен, и превратил его в вакф. У египтян от Абу Басры сохранилось несколько хадисов о пророке, да благословит его Аллах и да приветствует!

Среди них есть тот, который рассказал нам ал-Лайс б. Са‘д,[передавая сведения] Халида б. Йазида, [пересказавшего сообщение] Йазида б. Абу Хабиба, [который повествовал по рассказу] Абу-л-Хайра [со слов] Абу Басры:

Посланник Аллаха сказал: «Воистину, завтра мы поскачем к иудеям. Если они скажут: “Мир вам", ответьте: “И вам [мир]!"».

Среди них [также] хадис ал-Лайса б. Са’да, [передавшего рассказ] Хайра б. Ну’айма 527, [который повторил сообщение] ‘Абдаллаха б. Хубайры, [пересказавшего сведения] Абу Тамима ал-Джайшани [со слов] Абу Басры ал-Гифари:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — творил однажды с нами / 115 / вечернюю молитву в ал-Мухаммасе 528, в одном из вади. Затем он повернулся и сказал: «Воистину, эта молитва была явлена тем, кто был прежде вас. Они пренебрегли ею и оставили ее. Тому из вас, кто ее совершит, Аллах запишет двойное воздаяние за нее. После нее нет молитвы, пока не взойдет звезда!»

Рассказал нам его ‘Абдаллах б. Салих, и рассказал его нам Идрис б. Йахйа ал-Хаулани, [передавая сообщение] Ибн ‘Аййаша ал-Китбани [со слов] Ибн Хубайры.

Среди них есть также хадис ал-Лайса, [передавшего рассказ] Йазида б. Абу Хабиба, [который пересказал сообщение] Кулайба б. Зухла ал-Хадрами 529 [со слов] ‘Убайда б. Джабра 530:

Я путешествовал вместе с Абу Басрой ал-Гифари во время рамадана. Когда выехали из ал-Фустата, Абу Басра попросил есть — а мы еще были в виду ал-Фустата. И я сказал ему: «Поедим! Но если оглянуться на ал-Фустат, то он еще виден!» Он ответил: «Что же ты хочешь, чтобы мы отказались от сунны посланника Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — и его асхабов?» И мы разговелись.

Среди них есть хадис Ибн Лахи‘и, [пересказавшего сообщение] Муса б. Вардана, [который передал рассказ] Абу-л-Хайсама 531 [со слов] Абу Басры:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: «Неверный ест в семь кишок, а верующий ест в одну кишку».

Нам его рассказал Са‘ид ибн ‘Уфайр. [137]

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]:

[Племени] аслам выделили участок рядом с домом Абу Зарра, в том числе Дар ас-Саббах. Проход, в восточной части которого расположен участок Абу Булады, принадлежит [племени] аслам. Им же принадлежало также [то, что простиралось] от дворца Ибн Джабра до ал-Хаджжамин на Сук Барбар.

Утверждают некоторые египетские шейхи:

[Племени] хуза’а принадлежало два участка: участок, владельцем которого считают Ибн Низака, принадлежал человеку из этого племени, которого звали ал-Харис, сын такого-то, или такой-то, сын ал-Хариса, а участок рядом с ним примыкал к [месту] суда.

Лайситам, которые были с ‘Аиром б. ал-’Асом, — а это род ‘Урвы б. Шуйайма — выделили участок около Асхаб ал-Каратис. А позади них выделили участок Бусру б. Абу Арта.

Бану му’аз б. мудлидж принадлежало два участка. Один из них находился на улице ‘Абд ал-Малика б. Масламы и принадлежал факиху Ашхабу, другой — на Зукак Сук Барбар, на улице, на которой расположен дом Мус’аба аз-Зухри 532.

/ 116 / Ветви ‘аназа [племени] Раби’а выделили участки один возле другого числом около десяти и мечеть у подножия холма, который находится рядом с участком Ибн Самита.

[Племени] бали выделили участки позади дома Хариджи б. Хузафы. Затем они ушли в свой квартал, [тянувшийся] от дома ‘Амра б. Йазида до домов Саламы и Вадиха, так что завладели участком Муджахида б. Джабра вплоть до Дарб аз-Зуджжадж, затем продвинулись [дальше], так что завладели Асхаб аз-Зайт, пошли [дальше], направляясь в сторону Сук Вардан, пока не достигли Масджид ал-Карун, затем проникли на аз-Зукак к мечети бану ‘ауф из [племени] бали — а это мечеть на аз-Зукак. Участок Ибн Йабулута, который находится на Сук Вардан, принадлежит бану бали и расположен отдельными частями до ал-Ма‘асир.

[Племя] бали стояло [в военном строю] справа от знамени ‘Амра б. ал-’Аса, потому что мать ал-’Аса б. Ва’ила {т. е. бабка ‘Амра} была балийкой.

Рассказал нам ‘Абд ал-Малик б. Хишам: нам поведал Зийад б. ‘Абдаллах [со слов] Мухаммада б. Исхака:

Мать ал-’Аса б. Ва’ила была женщина из [племени] бали.

[Племя] бали было в Египте многочисленно.

Рассказал нам ал-‘Аббас б. Талиб, [передавая сообщение] ‘Абд ал-Вахида б. Зийада, [который пересказал сведения] ‘Асима ал-Ахвала 533 [со слов] Абу ‘Усмана ан-Нахди 534. Он сказал:

Человек из [племени] бали — а это ветвь куда’а в Сирии — призвал прибыть куда’а [туда]. Это дошло до ‘Умара б. ал-Хаттаба. Он написал ‘амилу Сирии: «Высели треть куда’а [138] в Египет!» Они посмотрели, и оказалось, что бали составляет треть куда’а. И они были выселены в Египет.

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]:

Бану бахр отвели участок рядом с [племенем] бали. Это род [племени] азд из лахмитов. Затем они направились к реке. Затем некоторым из них выделили участок в ал-Хамра’ и я расскажу о них в своем месте, если захочет Аллах.

За ними устремилась к реке часть [племени] саламан. За ними — часть [племен] фахм и кинана фахм. Потом они из ал-Хамра’ направились также к ал-Кантаре.

Первыми из племен были «люди знамени», а за ними — бали б. ‘Амр. А «люди знамени» — это [племя] курайш и те, кто с ним. Они названы «людьми знамени» по знамени ‘Амра б. ал-‘Аса.

Рассказал нам ‘Абд ал-Малик б. Маслама: нам поведал Ибн Лахи‘а. Он сказал:

«Люди знамени» — это курайшиты. С ними было знамя ‘Амра б. ал-’Аса.

Но говорят:

Они были названы «людьми знамени» потому, что люди из разных племен арабов приняли участие в завоевании [Египта] вместе с ‘Амром б. ал-’Асом, тогда как из их племен там были немногие. Они стояли со своим племенем под племенными знаменами и отказывались / 117 / встать под знамена других племен. ‘Амр сказал им: «Я устрою отряд и не соотнесу его ни с одним [отрядом], более многочисленным, чем этот [мой отряд]. И вы станете под знамя этого отряда!» Они согласились на это. И все, чьи племена были немногочисленны, встали под это знамя. И их называют «людьми знамени» из-за этого. Но Аллах знает лучше.

У ал-хиджр из [племени] азд — от Масджид ал-‘Айсам «плоть до улицы ас-Сумай. Затем [племя] йарфа, за ними шуд-жа’а, затем сарад. Тут они встретились с [племенами] хузайл и фахм. [Племя] хузайл вклинилось между ними и [племенем] саламан. Оно дошло до Сувайкат ‘Адван, а это тот маленький рынок, который около Зукак ал-Макки. Участок Сабры и улица, где остановился Ибн Аглаб, до этого рынка принадлежат [племени] хузайл, а улица от Куттаб Исма’ил до дома Бунаны принадлежит [племени] фах



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: