разговору всех учащихся и показатель того, насколько интересен учителю каждый ученик.





Принципы изучения теории литературы в школе

1. Все литературоведческие понятия необходимо «выводить» из конкретно изучаемого текста, т. е. сначала идет наблюдение над текстом, а потом объясняется ученикам суть встретившихся понятий.

2. Необходимо постоянно использовать уже изученные понятия в дальнейшей работе и требовать от ребят, чтобы они включали изученные понятия в свою речь.

3. Следует постепенно углублять знания ребят об уже изученных понятиях (эпитет => постоянный эпитет => метафорический эпитет => эпитеты лирические и изобразительные).

4. Изученные теоретические сведения необходимо постепенно объединять в систему понятий.

5. Все изученные понятия необходимо использовать для практического анализа текста.

6. Следует постоянно напоминать ученикам о том, что художественные особенности — это не украшение текста, а средства более глубокого и точного выражения авторской мысли.

7. Необходимо постоянно подчеркивать мысль о единстве формы и содержания произведения, подводить ребят к пониманию того, что в истинно классическом произведении данная форма — это оптимальный способ выражения данного содержания.

 

Изучение биографии писателя в школе

Биография писателя в школе и в младших, и в старших классах изучается фрагментарно

В 5-7 классах рассказ о писателе строится обычно в виде Слова учителя. Рассказ выстраивается в каком-либо определенном аспекте, который непосредственно связан с изучаемым произведением. Например, в 5 классе изучается «Бородино» => рассказ о М. Лермонтове выстраивается как рассказ о поэте- патриоте и гражданине.

В каждом классе ребята знакомятся с очередным новым аспектом биографии автора.

В 9-11 классах рассказ о жизни писателя дается более подробно (чаще всего в форме лекции).

Цель таких уроков — помочь ученикам увидеть своеобразие личности и судьбы автора, объяснить исторические и эстетические взгляды художника => приблизиться к более глубокому пониманию его произведений.

Учитель всегда должен помнить, что главное наследие автора

— его книги.«Я поэт, этим и интересен»,— писал В.Маяковский.

Все, что писатели хотели сказать миру, они сказали именно в своих книгах.

Биография для того и изучается, чтобы найти объяснение мыслям и чувствам автора. Своеобразие личности художника, единство его поведения и творческих программ откроются ученикам лишь в том случае, если при изучении биографии будут выдвигаться проблемы, которые:

1. органичны, существенны для данного автора,

2. понятны определенному школьному возрасту.

Отбирая материал для рассказа о жизни и творчестве писателя, нужно иметь в виду следующие критерии:

— Учитель определяет сквозную идею всего рассказа. Для этого необходимо сначала выяснить для себя, что же является главным в жизни и творчестве данного писателя.

Например, если это А.Блок, то сквозной может стать идея, выраженная в словах самого поэта: «Вся моя жизнь — это путь среди революций».

Если это В.Маяковский, то: «Я хочу быть понят моей страной...» Или: «Маяковский до гроба останется юношей» (В.Луначарский). Если изучаем А. Грибоедова, то: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской».

Такая идея фиксируется в теме урока => формулировка темы урока по изучению биографии писателя должна быть яркой и всегда «говорящей».

-> весь отбор материала должен так или иначе раскрывать основную идею рассказа учителя.

Недопустимы слишком общие формулировки тем типа: «Биография А.С. Пушкина», «Жизнь и творчество Пушкина».

Желательно включать в лекцию описание портрета автора, чтение фрагментов из его дневников, писем. Можно использовать музыкальное сопр о вождение, цитировать фрагменты текстов, особенно, если это поэзия.

!!! Рассказ о писателе должен воздействовать одновременно и на чувства, и на разум учащихся.

NB!!! Уроки по изучению биографии писателя — один из самых мощных воспитательных факторов при изучении литературы.

Учителю следует постоянно помнить о том, что

изучение биографии писателя в конечном итоге должно вызвать

интерес к личности, творческим исканиям автора;

писатели, ставшие классиками, всегда являются выразителями

национального самосознания. Для истинного писателя главный

предмет его размышлений — жизнь страны и ее народа =>

В рассказе о жизни писателя должно ощущаться дыхание времени; рассказ о писателе дается на фоне рассказа о жизни страны. «Гений всегда народен»,— писал А. Блок.

Если писатель сохранил своего читателя спустя сотни лет после выхода книги, значит, главная задача учителя — объяснить, почему это произошло.


 

 

Требования к формулировке вопросов и заданий для проведения беседы

Вопрос должен максимально точно нацеливать ребят на тоу чего ждет от них учитель.

Например, неудачным является вопрос «Каким в романе Тургенева предстает Павел Кирсанов?»

Более конкретным, а потому и более удачным будет вопрос «Какие детали в потрете Кирсанова подчеркиваются Тургеневым?»

Ответ на вопрос не должен быть простым пересказом текста, особенно в старших классах. Уже в самом вопросе учитель должен заложить определенный угол зрения на то, о чем будут говорить ученики.

Например, неудачным является вопрос «Что узнаем мы о жизни Кирсанова из его биографии?» или «Как сложилась жизнь П. Кирсанова?»

Более удачный вариант «Для чего Тургенев знакомит нас с биографией П. Кирсанова так подробно, ведь он не главный герой романа?»

Путь П. Кирсанова типичен для русского дворянства. Тургенев писал: «Николай Петрович — это я, Огарев и тысячи других»

NB!!! После такого ответа (пусть даже с помощью учителя) можно вернуться и к пересказу основных фактов жизни Н.П., но это уже будет не простой пересказ, а анализ того, что же характерно для жизни русского дворянства в целом.

Следует избегать слишком дробных, мелких вопросов, на которые ученики могут дать односложный ответ.!!! Идеален тот вопрос, который побуждает ученика к связной монологической речи.

Вопросы не должны быть слишком тенденциозными. Например, неудачна такая формулировка вопроса «Как Тургенев описывает тяжелое, мученическое положение русского крестьянства?»

Следует избегать слишком общих, абстрактных вопросов («О чем это говорит?»).

6. Ответ на каждый последующий вопрос должен добавлять что-то новое к знаниям учащихся или развивать их умения и навыки.

7. Необходимо следить за грамотностью, стилистической точностью формулируемых вопросов.

8. Следует чаще использовать вопросы, которые начинаются со слов: «почему», «для чего», «зачем», побуждая тем самым учеников к самостоятельным рассуждениям.

!!! Искусство учителя заключается в точности и четкости формулировок вопросов, в умении спокойно и внимательно выслушать ответы учеников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: