Эффективность борьбы и предложения




Меры глобального уровня

В декабре 2002 года на II конференции Договаривающихся правительств Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74) был принят ряд новых решений по усилению безопасности на море в виде дополнений к СОЛАС-74. В частности, были дополнены главы V и XI СОЛАС-74, а также принят Международный кодекс по охране судов и портовых средств, или, как его называют, Кодекс ОСПС, который вступил в силу с 1 июля 2004 года. Кодекс устанавливает унифицированные стандарты безопасности, обязательные для всех участников международных морских перевозок грузов и пассажиров. Назначение Кодекса ОСПС ‑ не допустить пиратов на судно, однако, если они все же проникли, то экипажу необходимо знать, как уменьшить или исключить негативные последствия.

На 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Резолюция A/RES/63/111 (63/111. Мировой океан и морское право) от 12 февраля 2009 г. по вопросам океана и морского права, призывающая все государства в сотрудничестве с Международной морской организацией к активной борьбе с пиратством и вооруженным разбоем на море путем принятия мер, в том числе касающихся содействия в создании потенциала путем обучения моряков, служащих портов и сотрудников правоохранительных органов в предупреждении, отчетности и расследовании инцидентов, для привлечения виновных к ответственности в соответствии с международным правом, а также путем принятия национального законодательства.

Международная морская организация приняла ряд содержащих руководящие указания документов о том, как предотвращать, готовиться к предотвращению и реагировать на акты пиратства и вооруженного разбоя на море. На 26-й сессии Ассамблея ИМО приняла в том числе Резолюцию А.1025(26) – Кодекс практики расследований преступлений, связанных с пиратством и вооруженным разбоем против судов, заменившую Резолюцию A.922(22), а также, выражая озабоченность продолжающимися актами пиратства и вооруженного разбоя против торговых судов у побережья Сомали, Резолюцию А.1026(26), в которой призывает все заинтересованные правительства предпринимать все меры предосторожности для защиты судов под своим флагом от нападений пиратов, основанные на рекомендациях, разработанных Организацией. Назначение Кодекса практики расследований преступлений, связанных с пиратством и вооруженным разбоем против судов, состоит в том, чтобы предоставить в распоряжение государственных органов унифицированный порядок расследования преступлений, связанных с пиратством и вооруженным разбоем на море. В Кодекс включены рекомендации государствам принять необходимые меры по установлению своей юрисдикции в отношении преступлений пиратства и вооруженного разбоя против судов, в том числе внести, если это необходимо, соответствующие поправки в свое законодательство и тем самым создать условия для задержания и судебного преследования лиц, совершивших такие преступления.

Эффективность борьбы и предложения

По состоянию на май 2010 г. 9 из каждых 10 захваченных пиратов судебному преследованию не подвергались, с осени 2010 г. к суду привлечены менее 10% задержанных. Международному сообществу следует принять исключительные меры, отвечающие серьезному характеру сложившейся ситуации и обеспечивающие необходимую оперативность исполнения.

Для эффективного судебного преследования лиц, подозреваемых в пиратстве, требуется установить ряд условий для обеспечения непрерывности процесса – от совершения правонарушения до вынесения приговора и лишения свободы. Однако на протяжении всей этой цепочки имеется ряд препятствий. В отношении материального права предлагается призвать все государства:

- ввести уголовную ответственность за пиратство, как оно определено в Конвенции 1982 г.;

- установить универсальную юрисдикцию в отношении актов пиратства.

В процессуальном отношении правовые рамки для задержания в море при соблюдении международных норм прав человека часто отсутствуют, и принимающим участие в борьбе с пиратством государствам было бы целесообразно их принять.

Важно отметить и тот факт, что даже присутствие военно-морских сил государств в регионах наибольшего распространения пиратства не устраняют попытки нападений на суда. В результате этого суда, находящиеся в районах с повышенной активностью пиратов, не могут защитить себя от их нападений. Основными причинами возникновения и продолжения пиратской деятельности являются социально-экономические и социально-политические процессы, происходящие в жизни прибрежных государств. Недостаточная эффективность мер по борьбе с пиратской деятельностью в пределах своей сухопутной территории приводит к увеличению количества нападений и усилению преступных группировок, выходу их на более высокий технический уровень. Мировое сообщество, осознав эту причину, начало оказание как материальной, так и консультационной помощи прибрежным государствам, которые изъявили желание усилить борьбу с преступными группировками на своей сухопутной и морской территории.

Вопроса о международно-правовой ответственности прибрежных государств мог бы «подстегнуть» правительства к принятию более эффективных мер. Однако непринятие таких мер обусловлено отчасти боязнью мирового сообщества того, что ущерб от введения санкций может быть большим и нанесет более значительный экономический ущерб большинству третьих государств, зависящих от морских перевозок, чем несут государства в результате разграбления имущества и повреждения судов преступниками. Морские воды и порты этих прибрежных государств находятся в сфере интенсивных международных экономических отношений. Но непринятие мер против пиратства ставит под угрозу безопасность гражданского судоходства от актов пиратства и вооруженного грабежа против судов и потворствует развитию пиратских формирований.

Государства, ведущие борьбу с пиратством, расходятся во мнениях относительно способов достижения цели предотвращения безнаказанности пиратства. Было предложено два радикально противоположных варианта: создание международного уголовного трибунала, с одной стороны, и укрепление потенциала государств региона без создания дополнительного механизма – с другой. Между этими двумя противоположными подходами был предложен целый ряд механизмов, до сих пор в Совете Безопасности отсутствует консенсус в отношении того, какое решение выбрать.

Совет Безопасности ООН в ряде резолюций, принятых в связи с пиратством, призывает государства принять соответствующее законодательство, направленное на борьбу с пиратством. Для привлечения пиратов к уголовной ответственности следует, как представляется, создать специальные суды, которые должны располагаться в портах. Это обусловлено особенностями как пиратских действий, так и морского судоходства.

Предложение Российской Федерации о создании специального международного суда для преследования пиратов встретило положительный отклик со стороны других государств, а также Совета Безопасности ООН. Однако необходимо учитывать, что подобного рода суды работают очень медленно. Если даже такой суд будет создан, то он сможет рассмотреть небольшое количество дел. Между тем пиратство приобрело у берегов таких государств, как Сомали и Нигерия, массовый характер, и это приведет к тому, что большинство пиратов избегнут судебного преследования. В связи с этим можно было бы предложить международному сообществу создать несколько региональных международных судебных органов для преследования пиратов.

 

Что-то типо вывода

В последние годы правительства ряда стран, понимая актуальность принятия новых, более эффективных мер борьбы с морским пиратством и терроризмом, делают определенные шаги в этом направлении. Это касается прежде всего налаживания и развития регионального сотрудничества и активизации взаимодействия между отдельными странами, вплоть до совместного использования их военных возможностей, а также более решительных самостоятельных действий, в том числе с привлечением к решению проблем морской безопасности своих военно-морских сил. Все действия, направленные на обеспечение безопасности гражданского судоходства, должны быть сопряжены с основными международными принципами, закреплены в международных договорах, многосторонних соглашениях и прописаны в национальном законодательстве.

Чтобы борьба с пиратством была эффективной, нужно не только применять силовые методы, реализуя операции по уничтожению пиратов и их «наводчиков», но и оперативно разрабатывать действенные политические, правовые и социально-экономические превентивные меры, позволяющее предупреждать и предотвращать пиратские и террористические нападения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: