Производственная мощность.




Планирование на предприятии. Производственная программа.

Планирование - главная функция управлением п/з.Сущность планирования заключаются в научной разработке и претворении в жизнь комплекса мероприятий,определяет направление и темпы развития п/з, обеспечивает его соответствие к потребностям рынка и на основе этого увеличение объёма продаж и прибыли предприятия.

Планирование побуждает руководителей П/П и его структурных подразделений мыслить перспективно.Оно способы развитию творческую инициативу руководителей, обеспечивая четкую взаимосвязь обязанностей всех должностных лиц,и повышает их ответственность за достижение намеченных показателей.Оно позволяет скоординировать усилия П/П и направить их на достижение конечной цели, делает его более подготовленным к внезапным изменениям конъектуры рынка и политических условий.

Основные задачи, решаемые в процессе планирования:

1) Выявление направлений развития потребительского спроса на продукцию выпускаемую П/П

2) Увеличение объёма продаж П/П,прибыли и рентабельности производства.

3) Обеспечение устойчивого сбалансированного роста производства в целом по П/П и его структурным подразделением

4) Снижение издержек на основе улучшения использования производственных ресурсов П/П,труда,мастер-в и капитала

5) Повышение конкурентоспособности продукции за счет улучшения её качества,освоение новых видов изделий,услуг и снижение их цен

Функции планирования:

1) Постановка перед коллективом П/П и его подразделениями конкретных производственных задач на каждый определенный период времени и определение путей решения этих задач

2) Четкая взаимосвязь между деятельностью отдельных подразделений и служб П/П,согласование этой деятельности по времени и по количественным показателям

3) Обеспечение максимальной индефикации производства, постоянного технического прогресса,высоких темпов развития производства и роста ПТ,наилучшего использования ОФ и оборотных средств П/П

4) Формирование потребностей П/П,его подразделений,служб в трудовых,материальных, энергетических и финансовых ресурсах

5) Определение направлений и конкретных путей соц.развития коллектива П/П,улучшение его культурно-бытового обслуживания

6) Решение экологических задач, стоящих перед П/П по охране окружающей среды от загрязнения,правильному использованию природных ресурсов,охране природы в целом

Принципы планирования:

1) принцип научной обоснованности – означает необходимость учета экономических законов, достижений науки,техники,передового опыта при создании плана П/П, в результате чего определяется уровень плановых норм и нормативов, что обеспечивает его реальность

2) принцип информатизации – предполагает обеспеченность разработчиков ЭВМ, программными средствами,базой данных,средствами связи, что позволит им разработать несколько вариантов плана и выбрать из них оптимальный

3) принцип непрерывности – выражается во взаимосвязи стратегий (перспективных) тактических,текущих и оперативных планов деятельности П/П

4) Принцип экономической и материальной заинтересованности, т.е. П/П должны быть экономически заинтересованными в решении таких проблем,как увеличение ПТ,снижение издержек,экономии материальных ресурсов

5) Принцип комплектности – означает взаимосвязанное планирование всех сторон деятельности П/П

6) Принцип материальной ответственности

7) Принцип внедрения полного внутрипроизводственного хоз.расчета базирующегося на расширении прав подразделений П/П в его хоз.деятельности

Планирование – это научное обоснование экономических целей развития п/п и форм его хозяйственной деятельности, разработку наилучших способов их осуществления с учетом требований рынка при максимальном использовании имеющихся производственных ресурсов.

Для отечественных п/п главная цель планирования – получение максимальной прибыли, что можно осуществить двумя путями:

1. за счет экономичного расходования применяемых ресурсов.

2. на основе увеличения используемого капитала.

Выделяют два основных вида планирования:

1. Техникоэкономическое планирование предусматривает ее разработку системы показателей развития техники и экономики п/п, при этом обосновываются оптимальные объемы производства, выбираются необходимые производственные ресурсы, устанавливаются рациональные нормы их использования и определяются конечные финансовоэкономич. показатели функционирования.

2. Оперативно-производственное планирование предполагает последующую детализацию техникоэкономич. планов п/п, что предусматривает установление текущих производственных заданий различным структурным подразделением и корректировку в процессе производства.

Классификационный признак Виды планирования
По содержанию планов · Организов.-технолог. · Соц. трудовое. · Снабженческо-сбытовое. · Финансово-инвестиционное. · Бизнес планирование и др.
По уровню управления в зависимости структуры предприятия · Фирменные. · Корпоративные. · Заводское и т.д.
По методам обоснования · Рыночное – основывается на взаимосвязи Д, и S и цен на производственные товары и услуги. · Индикативные – представляют собой государственное регулирование цен и тарифов, действующих видов и ставок налогов, min. уровня ЗП ид р.
По времени действия · Краткосрочные (от 1 года до 3 лет), его особенность: показатели 1 года корректируются ежеквартально, 2 и 3 года – каждые пол года или ежегодно. Оно выступает в качестве основы текущего. Текущие планы являются скользящими, т.е. на первые 3 месяца устанавливаются шаткие показатели, а 8 последующие 9 месяцев их корректируют. · Среднесрочные – оно корректирует ориентиры опред. долгосрочные планом. · Долгосрочные (от 5 до 10 лет) – создает основы для эк.обоснования развития п/п на определенный период, его результатом являются планы по различным видам деятельности (п/з, реализация, затраты, финансы)
По сфере применения · Межцеховые. · Внутрицеховые. · Бригадные. · Индивидуальные.
По стадиям разработки · Предварительные – когда разрабатывают проект плана. · Окончательные.
По степени точности · Укрупненное · Уточненное Точность планов зависит от сроков планирования, от исходных применяемых материалов, использ.методов, проф.подготовки и п/з опыта персонала.
По точности целей, учитываемых планированием · Стратегическое – ориентируется на разработку общей стратегии на п/п, установление его основных целей управления стратегии, важными ф-ми деятельности, опред.марку стратегии на рынке отдельных товаров, выявление стратегических перспектив, финансирование, кап.вложений. Устанавливается на период от 10 до 15 лет, выбор такой деятельности обуславливает тем, что за этот период обычно происходит кордин-е изменения в науке и тех-ке. Смешенность ОФ, обращение вкусов потребителей в сторону новых видов пр-и. · Тактическое – предполагает обоснование задач и ср-в необходимых для достижения стратегич.целей (например: завоевание лидир.положения на рынке). Может быть краткосрочным и среднесрочным. · Текущее – разработано на срок до 1 года, основ.на ср.срочных планах, детализирует их задания с учетом изменившихся рыночных условий, экономической и политической среды. · Оперативное – представляет собой выбор средств для решения задач, которые опред. руководством, а также являются традиционными для п/п (например: распределение прибыли по объему, номенклатуры, срокам и т.д.). Явл. краткосрочн., может разрабатыватся на квартал, месяц, декаду, сутки. · Нормативная – предусматривает обоснованные выбор средств, задач и целей п/п и не имеет установленных временных границ.  

 

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫПЛАНИРОВАНИЯ

1.Прогнозирование включает перспективы развития отдельных отраслей или регионов нац.эк. в целом, рыночную стратегию деятельности п/п.

2.Постановка задачи, предполагающая опред.сроков ее выполнения, и возможностей ресурсного обеспечения.

3.Корректировка плана, обусловленная необходимостью увязки отдельных стадий программы, п/з-в и сбытовых операций, поставок ресурсов и др. факторов.

4.Составление бюджетов, выполнение программы: смета доходов и расходов. Затраты на материалы, кап.расходов и др.

5.Конкретизация плана предполагает выработку конкретных установок и его реализацию.

Процесс планирования включает анализ стратегич.проблем, прогноз будущих задач и условий деятельности, выбор оптимального варианта плана.

 

ОБЪЕКТЫПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ:

1. Маркетинговые исследования как основа формирования стратегических планов и п/з программ.

2. Инновационная деятельность.

3. Ценовая политика.

4. Труд, кадры, финансы.

5. Материально-техническое обеспечение (МТО).

6. Соц. развитие.

7. Охрана окружающей среды.

 

Методы планирования – способы и приемы, используемые для разработки плана.

ü Основной метод планирования – балансовый, его сущность состоит в согласовании потребностей с ресурсами, используя данный метод субъектами хозяйствования, осуществ. разработку следующих видов балансов:

1. материальные (балансы оборуд.,товливо, энергия).

2. трудовые (баланс рабочей силы).

3. финансовые (баланс Д. расходов и доходов, кассовый план).

ü Нормативный, его сущность заключаетя в том, что для разработки плана используется система норм и нормативов, примен.для рациональн.ресурсов, называемых технико-экономическими.

Технико-экономические нормы и нормативы распределяются по группам:

v Норма затрат живого труда (НЗ раб.времени на 1 пр-и, Н выраб. пр-и, Н обслуживания и нормативы численности).

v Норма материальных затрат (удельная НЗ сырья, материалов, топлива, энергии, компл.изделий).

v Нормативы использ.орудия труда (норма использования оборудования, механизмов, сооружений, инструментов).

v Нормативы организации п/з процесса (длительность п/з цикла, объем НЗП, п/з запасы).

v Нормы продолжит.освоения проектных мощностей, вводимых в действие п/п, цехов, агрегатов, установок, п/з.

Данный метод используется в том случае еслиу субъектов хозяйствования имеется детально разработанная, прогрессивная нормативная база.

ü Программно-целевой метод применяется для планирования инноваций, направленных на обеспечение конкретных способностей выпускаемой продукции, а также при разработке целевых научно-технических программ.

ü Эконом.математические методы; планирование по технико-экономическим факторам предусматривает учет факторов, влияющих на хоз. и эконом.процессы. Он применяется при разработке п/з программы, отдельных разделов плана эконом. и соц. развития субъектов хозяйствования (например: плана по труду, плана по издержкам и реализации продукции).

 

Разработка планов производства и реализации продукции (производственные программы) являются основной задачей комплексного планирования, социально-экономического развития предприятия. Под производственной программой понимается научно-обоснованное плановое задание по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству выпускаемой продукции разрабатываются на основе заключения договоров в определенные сроки.

Планирование производственной программы предполагает:

1.Планирование производственной программы (дизайна, номенклатуры, ассортимента и объема выпуска продукции).

2.Планирование выполнения производственной программы (технологии и типы производства).

Этапы формирования производственной программы:

1.Анализ выполнения производственной программы за предшествующие периоды.

2.Оценка сбытовых возможностей на конкретных территориальных рынках в планируемом периоде.

3.Оценка экономической эффективности выпуска каждого конкретного вида продукции исходя из затрат на его производство и возможные цены его производства.

4.Оценка производственной возможности (потенциала) предприятия по обеспечению выпуска продукции в заданных количествах.

Основными разделами производственной программы являются:

1. План производства в натуральном выражении. При его составлении применяются натуральные показатели, которые выражают физический объем выпуска продукции конкретных видов (шт.,т.,м.) и служат основой для установления трудовых и стоимостных измерителей. Единицы измерения должны отражать специфику производства и потребления продукции разных видов, стимулировать производство, наиболее эффективно, высококачественно издавать и способствовать использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Для планирования объема производства однородных изделий, различных по материалоемкости или другому признаку, применяются условно- натуральные измерения, когда за условные единицы принимают одно из однородных изделий, а остальные приравниваются к нему по тому или иному признаку (трудоемкость). В процессе разработки плана производства все объемные расчеты ведутся по номенклатуре и ассортименту. Номенклатура – это укрупненный перечень наименований продукции, подлежащий выпуску в плановом периоде. Ассортимент – это развернутый, детализированный перечень отдельных позиций номенклатуры по типам, сортам, размерам и иным признакам. Также частью плана производства продукции в натуральном выражении является план повышения качества продукции, модернизация устаревших изделий, улучшение основных технических характеристик выпускаемой продукции, соблюдение требований стандартов технических условий и других технических документов.

2. План производства в стоимостном выражении. Связь между натуральным и стоимостным объемом производства осуществляется через систему цен на промышленную продукцию.

Стоимостные показатели:

Валовая продукция Товарная продукция Чистая продукция Реализованная продукция
ВП=ТПпл-ОНЗПн+ОНЗПк     РПпл=СВ*Тпл,

Объем валовой продукции включает весь объем работ намеченный к выполнению в плановом периоде и определяется:

ВП=ТПпл-ОНЗПн+ОНЗПк,

где ТПпл – плановый объем товарной продукции.

ОНЗПн, ОНЗПк – остатки незавершенного производства полуфабрикатов и инструментов собственного производства, соответственно на начало и конец планового периода.

Изменение ОНЗП в составе валовой продукции планируется и учитывается при значительном увеличении объема производства в плановом периоде по сравнению с отчетным, передаче выпуска отдельных видов продукции другого предприятия для создания задела (запаса).

Товарная продукция включает:

- объем выпуска готовых изделий, укомплектованных и сданных на склад готовой продукции.

- полуфабрикаты предназначены для поставки на сторону.

- изделия и запасные части для собственного капитального строительства капитального ремонта.

- услуги вспомогательных цехов «на сторону », собственному капитальному строительству или непромышленному хозяйству своего предприятия.

- инструменты и приспособления собственного производства необходимого для поставки или зачислению в основные средства своего предприятия.

Товарная продукция отражает объем произведенной продукции и используется для расчета затрат на производство, прибыли, рентабельности и оборачиваемости оборотных средств.

В отличии от товарной и валовой, стоимость чистой продукции характеризует ту часть стоимости продукции, которая создается трудом работников данного предприятия. Объем чистой продукции определяется путем вычитания из стоимости товарной продукции материальных затрат, а также суммы амортизации основных фондов. Применение данного показателя позволяет исключить повторный счет продукции, более точно определить усилие коллективов предприятия по выполнению ряда важнейших качественных показателей (производительность труда, фондоотдача и др.).

3. Третьим разделом производственной программы является план продаж, который служит основой для составления общехозяйственных и общепроизводственных смет затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг).Он содержит показатели объема и сроков поставок продукции конкретным потребителям в развернутом ассортименте. Объем поставок может планироваться как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

При равномерных поставках объема продаж (реализации продукции) на плановый срок можно определить как произведение среднесуточного выпуска продукции на период времени:

РПпл=СВ*Тпл,

где РПпл – планируемый объем продаж, руб.

СВ – среднесуточный выпуск(продажа) товаров, руб.

Тпл – планируемый период продаж (месяц, квартал,год).

При равномерном или нестабильном производстве, подверженный сезонным колебаниям план продаж обычно составляется на каждый месяц.

По экономической структуре реализованная продукция идентична валовой и товарной продукции, но отличается от них качественным признаком т.е. это продукция уже оплаченная покупателем, если же продукция покупателем не оплачена, то речь идет о показателе реализованной, товарной продукции.

Система основных плановых показателей:

Показатели
Стратегические Долгосрочные Текущие Оперативные
1.Наименование продукции, услуги, работы. Перечень важнейшей номенклатуры продукции Перечень и количество номенклатуры продукции. Перечень и количество номенклатуры продукции.
2.Ориентировачня сумма капитальных вложений. Сумма расходования ресурсов по видам. Сумма расходования ресурсов по видам и номенклатуре выпускаемой продукции. Нормы расходования ресурсов по видам.
3.Ориентировочные сроки исполнения работы. Календарные сроки исполнения работы. Установочные сроки исполнения работы. Почасовые и суточные графики исполнения работы.
5.Эффективность намеченных мероприятий (достижение целей, окупаемость затрат). Превышение дохода над расходами (прибыль). Сумма чистого дохода прибыли предприятия. Современное выполнение плана по номенклатуре продукции.

Все виды планирования позволяют комплексно учитывать внутренние и внешние изменения в п/з хоз. деятельности п/п. Создавая предпосылки для повышения уровня его экономического потенциала и лежат в основе плана социально-экономического развития п/п. Этот план предусматривает планирование п/з и реализацию продукции, потребностей в п/з ресурсах, социально-трудовых показателей, себестоимость продукции и цен, формирование и распределение прибыли, экономич.эффективности и инвестиционной деятельности, мероприятия по охране природы и рациональном использовании природных ресурсов.

План социально-экономического развития п/п влкючает разделы:

1. Производство реализация продукции и услуг (п/з программа).

2. Научно-техническое развитие, совершенствование производства и управления.

3. Нормы и нормативы.

4. Капитальное строительство.

5. Материально-техническое обеспечение.

6. Труд и ЗП.

7. Себестоимость, прибыль и R п/з.

8. Фонды экономического стимулирования.

9. Социальное развитие коллектива.

10. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

11. Финансовый план.

Привед.перечень разделов плана социально-экономического развития п/п может меняться в зависимости от размера п/п, сложность его структуры, программной цепи и форм собственности.

Производственная мощность – это максимально возможный объем выпуска продукции на соответствующий период в заданных номенклатуре и ассортименте с учетом оптимального использования наличного оборудования, передовой организации производства и труда.

Различают мощность участка, цеха, предприятия. На предприятии используется однородное орудие труда, производственная мощность рассчитывается как сумма мощностей этого оборудования. Производственная мощность предприятия применяет разнообразное оборудование, установленное по мощности ведущих цехов в которых выполняются основные технологические операции по изготовлению плановой продукции.

Производственная мощность зависит от факторов: количество и производство действующего оборудования, продолжительность его работы, качество перерабатываемых сырья и материалов, трудоемкость выпуска продукции, степень сопряженности мощностей цехов предприятия, предполагается соответствие между ними по объему выполнения операций (работ) и т. д.. При определении производственной мощности не учитывается простое оборудование или недоиспользование производственных площадей, вызванных дефицитом рабочей силы и производственный запас, отклонениями в организации производства.

Производственная мощность – величина переменная, она зависит от результатов технического и организационного совершенствования производства, изменения трудоемкости производства продукции и т. д. Поэтому применяются несколько понятий характеризующих производственную мощность:

1. Входная – (мощность на н. г.) показывает, какими производственными возможностями располагает предприятие в начале планового периода.

2. Выходная – (мощность на к. г.) определяется суммированием входной и вводимой мощностью за вычетом выбывающей.

3. Проектная – мощность, предусмотренная проектом строительства, реконструкции и расширения предприятия.

Показатель среднегодовой производственной мощности рассчитывается путем прибавления к мощности на н. г. среднегодового ввода и вычитания среднегодового ее выбытия.

ПМср=ПМн.г.+ПМвв*n1/12-ПМвыб*n2/12

Уровни использования производственной мощности:

1. Коэффициент использования производственной мощности по плану или фактически выпущенной продукции, в которой выражается (по плану или фактически). Данный показатель может оценивать использование мощности по плану или фактически.

2. Коэффициент загрузки оборудования выявляет излишнее или недостающее оборудование, и рассчитывается как отношение фактически используемого фонда времени всего оборудования или его групп к наличному фонду времени по тому же кругу оборудования за тот же период.

Эффективное использование производственной мощности является важнейшей задачей предприятия. Решение этой задачи означает увеличение производства необходимой продукции, повышение отдачи созданного производственного потенциала, более полное удовлетворение потребностей населения, улучшение баланса оборудования, снижение с/с продукции, рост рентабельности производства и накоплений предприятия.

Более полное использование производственной мощности приводит также к уменьшению потребностей во вводе новых мощностей при изменениях объемов производства, а, следовательно, к лучшему использованию прибыли предприятия (увеличении доли отчислений от прибыли в фонд потребления, направлению большей части фонда накопления на механизацию и автоматизацию технического процесса).

Для улучшения использования и дальнейшего наращивания производственной мощности необходимо:

1.Сокращать внутрисменные и целосменные простои парка основного технического оборудования.

2.Уменьшать количество излишнего оборудования и быстро вовлекать в производство неустановленное оборудование.

3.Повышать фондоотдачу путем внедрения новых, более прогрессивных средств труда и технологии.

4.Модернизировать действующий парк основного технического оборудования.

5.Совершенствовать структуру ОПФ.

Факторы, влияющие на структуру производительной мощности:

- Структура ОПФ, удельный вес активной части ОПФ.

- Качественный состав оборудования и степень его износа, производственного оборудования.

- Степень использования производственных площадей.

- Трудоемкость продукции.

- Режим работы предприятия.

- Качество сырья и выход продукции из единицы сырья.

- Номенклатура выпускаемой продукции.

- Прогрессивность техники и технологии, уровень организации труда и производства.

Расчет производственных мощностей предприятия производится по двум методикам:

1.На основе эффективного фонда времени работы и трудоемкости продукции.

2.На основе эффективного фонда времени работы оборудования и его производства.

Режим работы предприятия включает: сменность, продолжительность рабочего дня и число рабочих дней в году. Он определен характером процесса производства. Различают прерывный и непрерывный процесс производства и соответственно такие же режимы работы предприятия.

В зависимости от режима работы предприятие определяет следующие фонды времени:

1. Календарный – F кал (одинаковый как для непрерывного, так и для прерывного производства) и определяется как произведение числа календарных дней в расчетном периоде на количество часов в сутках.

2. Режимный (номинальный)

Непрерывное производство Прерывное производство
Fреж=Fкал*Дсм*Ксм Дсм – длительность смены Ксм – количество смен Fкал – в днях Fреж=(Дсм*(365-выходные-праздничные)-предпраздничные *Дпр)*Ксм Дпр – количество нераб. Часов в предпраздничные дни (1 час).

3. Действительный (плановый, рабочий) (F Дей) – это максимально возможный фонд времени с учетом затрат времени на капитально и планово – предупредительный ремонт.

Непрерывное производство Прерывное производство
Fдей=Fкал- (Pк+Pnn) Рк – капитальный ремонт Рnn–планово-предупредительный ремонт Fдей=Fреж-(Рк+Рnn)

 

ПМ=n*П*Fдей

ПМ=n*Fдей/тn

Где n – количество имеющегося оборудования.

Fдей – действительный фонд времени в часах (на 1 станок).

П – часовая производственная единица оборудования (шт/час), (норма выработки).

Тn – прогрессивная трудоемкость одного изделия в час (норма времени).

Точка безубыточности – объем производственного избыта, при котором достигается безубыточная работа предприятия, определяющаяся для одного вида продукции в натуральном или стоимостном выражении расчетным методом.

1.Для предприятия промышленности точка безубыточности определяется:

А) в натуральном выражении:

Тб =сумма Р пост/Ц. ед.-Р переем

Где Рпост – сумма постоянных расходов на производство и сбыт продукции в расчете на партию.

Ц. ед. – цена реализации единицы продукции.

Р переем – величина переменных затрат на производство и сбыт в расчете на единицу изделия.

Б) в стоимостном выражении:

Тб = сумма Р пост/1-а

А=Р перем на 1 изделие/Ц реал за 1 изделие

Гдеа – коэффициент пропорциональности.

2.Для предприятия торговли:

Тб=сумма И пост/УВД-УИ переем

гдеУВД – уровень валового дохода.

УИ переем – уровень переменных издержек.

Целесообразное изменение программы производства и сбыта определяет возможные получения (или увеличения) прибыли от реализации продукции.

Преал=(Ц. ед.-Р переем)*V-сумма Рпост

Ц.ед. – цена реализации единицы продукции (без налогов).

Р переем – переменные расходы на единицу продукции.

V- объем продаж в натуральном выражении.

Р пост – сумма постоянных расходов на производство и сбыт.

Уровень безубыточности:

Уб=И пост/П переем*100(%)

гдеИ пост – издержки постоянные.

П переем – переменная прибыль.

Объем реализации соответственно уровню безубыточности определяется как произведение уровня безубыточности и выручки от реализации продукции. Переменным считается уровень безубыточности менее 50 %.

Определяются точки безубыточности графическим методом, который осуществляется в следующем порядке:

1.Определяем релевантный ряд, т. е. реально присущий данному предприятию минимальный и максимальный объем производства.

2.Общую сумму издержек следует подразделить на постоянную и переменную части.

3.Допуск., что цена реализованной продукции в рамках релевантного ряда не изменяется.

4.Допуск., что объем реализации (продаж) равен объему производства продукции.

5.Допуск., что эффект производства не меняется в значительной мере.

6.Допуск., что структура производства и реализации продукции не изменяется.

Для анализа соотношения строится график достижения безубыточности, который позволяет определить точку безубыточности, при которой выручка от реализации продукции равна полной с/с реализованной продукции.

Пример:

Max.V производства=110 шт.

Min V производства=20 шт.

Сумма Р пост=40 тыс. руб.

Ц. реал.ед.=1000 руб.

Р переем на ед.=300 руб.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: