Что принесла нам кукла?»




Развитие

Пространственно-временных ориентиров ребенка

В играх, тренингах, тестах

Ростов-на-Дону

Феникс


ББК 88.8

М13

Мазепина Т. Б.

М13 Развитие пространственно-временных ориентиров ре­бенка в играх, тренингах, тестах/ Серия «Мир ваше­го ребенка». — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 32 с.

Эта книга — для тех, кому небезразлично, каким вырас­тет ребенок: сообразительным, адекватно мыслящим, способ­ным к восприятию и усвоению нового и т.д. Автор предлагает вашему вниманию подборку игр, которые помогут в развитии памяти, внимания, воображения детей дошкольного возраста, сделают мир вашего ребенка разнообразнее и увлекательнее.

Книга предназначена любящим родителям, бабушкам и дедушкам, воспитателям детских дошкольных учреждений, организаторам досуга школьников младшего возраста.

ISBN 5-222-02708-2 ББК 88.8

© Мазепина Т. Б., 2002

© Изд-во «Феникс», оформление, 2002


Уважаемые родители!

S

bi держите в руках книгу, которая поможет вашему малышу более успешно усваивать новые знания в про­цессе игры, чем в учебной форме. Задача, которая ставится в игровой форме, наиболее понятна ребенку, который, увле­каясь привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он постоянно преодолевает какие-либо трудности и обогащает свой багаж знаний. И хотя каждая игра имеет определенную цель, по­мимо нее развиваются умственные, волевые, творческие спо­собности, воспитывается культура общения со взрослым и между детьми в совместной деятельности. И, что немаловаж­но, в процессе игры происходит сближение взрослого и ре­бенка. Играйте с детьми! Ваше путешествие по сложной, но очень интересной стране под названием «Игра» будет полез­но вам и вашему ребенку. Желаем удачи!

Вступление

Игра для ребенкане игра,

а действительность, это универсальное

и неотъемлемое право ребенка.

Ушинский

Д

ля полноценного интеллектуального развития детей дошкольного возраста необходимо всемерно обога­щать и расширять конкретно-чувственный опыт дошколь­ников. Для детей один из главных видов деятельности — игра, которая в данном возрасте является ведущей. Большую часть своего времени дети проводят не в общении, учебном или домашнем труде, а в игре, в которой протекает процесс воспитания, развития и коррекции познавательных способно­стей, т. е. навыков, внимания, мышления, воображения, воспри­ятия, личностных качеств, таких, как терпение, настойчивость, взаимовыручка, умение видеть «рамки» — правила, которые нельзя нарушать, чувство товарищества, дружелюбия и т. д., пространственно-ориентировочных и временных ориенти­ров, таких, как умение ориентироваться в пространстве (вправо, влево, вверх, вниз и т. д.), во времени (вчера, сегодня, завтра, день, ночь и т. д.), физического развития и коорди­нации движения и т. д.

Игра — это основной вид деятельности дошкольника. За годы дошкольного детства, от трех до шести-семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно-манипулятивных (манипуляции с предметами) и символических до сложно-ролевых игр с правилами. Игра — это не способ извержения лишней энергии, а основная, ге­неральная форма развития, форма свободного проявления личности. Игра — это вид деятельности, управляющий раз­витием: в нем формируются не только личностные качества ребенка, но и его отношение к деятельности, людям.

Необходимо увеличение числа и разнообразия тех пред­метов, с которыми ребенок может активно иметь дело — от бытовых вещей до специальных материалов, игрушек, пред­назначенных для развития различных сторон детской пси­хики, т. к. наиболее эффективными направлениями работы с детьми младшего школьного возраста являются те, кото­рые предполагают активную, вместе проигрываемую дея­тельность самого ребенка. Такая деятельность позволяет ему вынести вовне объекты самовыражения. А самовыра­жение ребенка — это способ самопознания и саморазвития. Во время игры у ребенка улучшается эмоциональное состо­яние, он получает огромное наслаждение от игры, что урав­новешивает его психику, улучшает его физическое здоро­вье. Детям-дошкольникам требуется время для «вхожде­ния» в игру, поэтому не надо их торопить и побуждать к новым действиям, если они не усвоили предыдущих, в про­тивном случае это приводит к утомлению и взрывной си­туации. В процессе игры необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок смог ощутить радость от своей деятельнос­ти и, что немаловажно, от результата своей деятельности.

И, главное, необходимы специальные условия для «отра­ботки» ведущей игровой деятельности, т. к. в дальнейшем окажется недостаточно сформированной учебная деятель­ность (как ведущая в школьном возрасте).

В данной книге вашему вниманию предоставлены игры, направленные на развитие пространственно-ориентировоч­ных и временных ориентиров. Эти игры способствуют раз­витию умения ориентироваться в пространстве (влево, впра­во, вверх, вниз, спереди, сзади, вверху, внизу и т. п.); во вре­мени (вчера, сегодня, завтра, день, ночь, обед, вечер, утро, сут­ки и т. п.), а также корректирует недостатки психологичес­кой деятельности.

Для этих игр можно использовать как специальные игры-наборы, так и обыкновенные игрушки, которые име­ются в распоряжении вашего ребенка. Можно также играть в игры, для которых необязательно использовать какой-либо инвентарь или игрушки: без них они не становятся менее результативными. Это игры на свежем воздухе — на спортивных площадках, в парке и т. д.

Также здесь вы встретите сложно-ролевые игры. Дан­ные игры помогают развивать знания в различных сферах и областях социального пространства, дают возможность проявлять сообразительность, тренируют мышление, разви­вают умения ролевого воздействия на партнеров по игре, формируют различные виды поведения в различных сферах повседневной жизни. Для проведения с ребенком данной серии игр требуется, в основном, ваша фантазия и, естествен­но, фантазия вашего ребенка.

Все эти игры мы объединили под общим названием как дидактические, или можно назвать по-иному: игры, направ­ленные на развитие сенсорных эталонов (общепринятые об­разцы каждого вида свойств и отношений предметов). В данное понятие входят такие параметры, как: свойства предметов (цвет, форма, величина), которые должны высту­пать как постоянные признаки предметов, отношение пред­метов между собой, развитие глазомера, вообще восприятие предметов и их сочетаний. Эти игры способствуют форми­рованию сообразительности, тренируют мышление, внима­ние, воображение, речь.

Глава I. Развитие цветовосприятия предметов и их формы

Д

идактические игры по своей сути это игры, на­правленные на расширение, углубление, систематиза­цию представлений детей об окружающем их мире, воспи­тание у них познавательных способностей. Еще К.Д. Ушин-ский обращал внимание на то, что обучение несовместимо с развлечением, обучение требует усилия мысли, умственного труда. Но проявление у детей интереса к учению, к ум­ственной деятельности, активность в усвоении знаний и умений еще на первых периодах познания — основное ус­ловие для успешного обучения и воспитания. Истоки появ­ления дидактических игр — обучения детей через игру — лежат в народном творчестве. Это всем известные игры-потешки, как «Сорока-белобока», «Ладушки», «Гули-гули» и многие другие.

Мама, играя с малышом, непринужденно привлекает его внимание к окружающим предметам, учит его производить элементарные игровые действия. Она просит показать, «где ушки, ручки, глазки, где носик, щечки» и т. д., тем самым,закладывая самые первые основы и навыки общения на родном языке. Такие игры пробуждают у ребенка радост­ное настроение, стремление к игровым действиям, они со­держат доступные формы обучения, они близки детям по содержанию, по игровым действиям, по образцам, участвую­щим в игре. А. П. Усова в пособии «Русское народное творчество в детском саду» писала: «Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованны... В народных играх нет и тени педагогической навязчивости, и вместе с тем все они вполне педагогичны».

Дидактические игры направлены на развитие сенсорики — умения детей точно, полно и расчлененно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту зву­ков и т. п.). Тем самым у ребенка расширяется ориенти­ровка в окружающем пространстве, формируется и обога­щается словарный запас.

Предлагаемые вашему вниманию дидактические игры рас­положены по мере нарастания трудности их выполнения — от простого к более сложному, в зависимости от возраста ва­шего ребенка и от уровня его знаний и умений.

Развитие цветовосприятия предметов и их формы 1. «Домино»

Цель: научить детей находить среди многих одну опре­деленную фигуру, назвать ее. Игра закрепляет знание о гео­метрических фигурах.

Стимулъный материал: 28 карточек, на каждой поло­винке изображена та или иная геометрическая фигура (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник). На карточках-«дублях» изображены две одинаковые фигуры, седьмой «дубль» состоит из двух пустых половинок.

Карточки выкладываются на стол фигурками вниз. Пос­ле объяснения ребенку правил игра начинается выкладыва­нием карточки «дубль-пусто». Как и в обычном домино, за один ход ребенок подбирает и прикладывает одну нужную карточку к любому концу «дорожки» и называет фигуру. Если у играющего нет на карточке необходимой фигуры, он подыскивает картинку с этой фигурой из общего числа карточек. Если ребенок не назовет фигуру, он не имеет пра­ва на очередной ход. Выигрывает тот, кто раньше других освободится от карточек.

Распутай путаницу»

Цель: учить детей свободно пользоваться предметами по назначению.

Материал: игрушки, по-разному оформленные, которые можно сгруппировать, (куклы, зверушки, автомобили, пира­мидки, мячи и т. д.).

Все игрушки расставляются на столе в определенном по­рядке. Ребенок отворачивается, а ведущий меняет располо­жение игрушек. Ребенок должен заметить путаницу, вспом­нить, как было раньше, и восстановить прежний порядок.

Вначале, например, поменяйте синий кубик с красным. Потом усложняйте задание: положите куклу спать под кровать, укройте мяч одеялом. Войдя во вкус, ребенок мо­жет и сам создавать путаницу, придумывая самые неверо­ятные ситуации.

Подбери пару»

Цель: учить детей сравнивать предметы по форме, раз­меру, цвету, назначению.

Материал: геометрические фигуры или тематические под­борки изображений разных предметов, которые можно объеди­нить по парам (яблоки разного цвета, большие и маленькие, корзинки разного размера или домики разных размеров и та­кие же мишки, куклы и одежда, машины, домики и т. д.).

В зависимости от того, какой у вас стимульный матери­ал, ставится перед ребенком проблема: помоги кукле одеть­ся, помоги собрать урожай и т. д.

Игрушки благодарят ребенка за удачно выбранную пару.

 

 

4. «Помоги Федоре»

Цель: формировать и развивать у детей цветовое пред­ставление. Научить их соотносить цвета разнородных пред­метов.

Стимулъный материал: карточки с изображениями ча­шек и ручек к-ним разных цветов.

«Ребята, у бедной бабушки Федоры побились в доме все чашки. У них отломались ручки, и она теперь не сможет из них пить свой любимый чай с малиновым вареньем. Да­вайте поможет бабушке Федоре склеить ее чашки. Но для этого вам нужно внимательно посмотреть на эти карточки с изображением чашек и найти к ним ручки, подходящие по цвету». Если ребенок затрудняется в выполнении данно­го задания, покажите ему, каким образом необходимо ис­кать парные карточки. Затем это задание выполняют само­стоятельно.

5. «Радуга-дуга»

Цель: познакомить детей с последовательным располо­жением цветов у радуги, упражнять детей в составлении предметов по их цвету.

Стимулъный материал: на белом листе бумаги нарисо­вана радуга, наполовину раскрашенная. Вторую половину ребенок должен нарисовать сам.

«Посмотри, на небо вышла радуга-дуга, но почему-то кто-то стер краски. Давай посмотрим, какие цвета у радуги, в какой очередности они расположены. Давай вместе дори­суем радугу-дугу!»

После того как радуга будет готова, можно ребенку про­читать стихотворение Е. Измайлова:

Вышла радуга-краса,

Разноцветная коса.

Ленты пестрые в косе

А всего их ровно семь.

Дарит их красавица

Бери, какая нравится!

Красная

Если красный помидор, То поспел он, ясно, Если красный светофор, То идти опасно, Ну, а если красный носЗначит, на дворе мороз.

Оранжевая

Что за мяч оранжевый Весело наряженный? Мячик не резиновый, Мячик апельсиновый.

Желтая

Желтый лимон на цыпленка похож, Только вот ног у него не найдешь. Желтый цыпленок похож на лимон, Только растет не на дереве он.

Зеленая

Ваш. кузнечик КузькаЗеленое пузико. Спинка, лапки, голова -Весь зеленый, как трава.

Голубая

Нравятся Насте голубые краски: Голубые платья, Голубые глазки, Голубика в лесах, Дали голубые. Голубые чудесаВыбирай любые!

Синяя

Слышал я, будто стащила синица В небо лоскутик синего ситца. Сшила синица из ситца косынку, Синими стали крылья и спинка.

Лиловая

Цвет лиловыйцвет сирени,

Цвет фиалок,

Цвет весенний.

Цветет он и колышется,

И в нем приятно дышится!

После чтения следует обратить внимание ребенка на то, что в данном стихотворении о цветах радуги говорится в той же последовательности, в какой они изображены на рисунке у радуги-дуги. Также следует ребенку объяснить, что в своем стихотворении поэт последнюю краску радуги — фиолетовую — называет лиловой, так как фиолетовым и лиловым называют один и тот же цвет.

6. «Найди предметы похожего цвета»

Цель: упражнять ребенка в сопоставлении предметов по цвету и их обобщении по признаку цвета.

Стимулъный материал: различные почтовые предметы, игрушки пяти оттенков каждого цвета (чашка, блюдце, нит­ки; одежда для кукол: платье, туфли, юбка; игрушки: фла­жок, мишка, мяч и т. д.).

На двух столах, сдвинутых рядом, расставляют игрушки. Ребенку дается предмет или игрушка. Он должен самостоя­тельно к цвету своей игрушки подобрать все оттенки этого цвета, сравнить их и постараться назвать цвет.

7. «Найди предмет такой же формы»

Цель: научить ребенка выделять по форме конкретные предметы из окружающей обстановки, пользуясь геометри­ческими образцами.

Стимулъный материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), предметы круг­лой формы (мячи, шарики, пуговицы), квадратной формы (ку­бики, платок, карточки), треугольной формы (строительный материал, флажок, книжка), овальной формы (яйцо, огурец).

Разложить на две кучки геометрические фигуры и пред­меты. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть пред­меты. Затем показываем ребенку фигуру (хорошо, если ре­бенок ее назовет) и просим его найти предмет такой же формы. Если он ошибается, предложите ребенку обвести пальцем вначале фигуру, а затем предмет.

8. «Волшебные круги»

Цель: продолжить обучение ребенка выделять по форме конкретные предметы.

Стимулъный материал: лист бумаги с нарисованными на нем кругами одинакового размера (всего десять кругов).

«Посмотрим внимательно на этот лист. Что ты на нем видишь? Какая фигура нарисована на листе бумаги? Теперь закрой глаза и представь себе круг».

Далее ребенку предлагается из круга, нарисованного на бумаге, нарисовать какой-нибудь предмет. Пусть ребенок из каждого круга нарисует что-нибудь, имеющее в своей осно­ве круг.

Выложи орнамент»

Цель: научить ребенка выделять пространственное рас­положение геометрических фигур, воспроизводить в точно­сти такое же расположение при выкладывании орнамента.

Стимулъный материал: 5 вырезанных из цветной бу­маги геометрических фигур по 5 (всего 25 штук), карточки с орнаментом.

«Посмотри, какие орнаменты перед нами. Подумай и назови фигуры, которые ты здесь видишь. А теперь поста­райся из вырезанных геометрических фигур выложить та­кой же орнамент».

Затем предлагается следующая карточка. Задание оста­ется прежнее. Игра окончена, когда ребенок выложит все орнаменты, показанные на карточке.

Игра с кругами»

Цель: научить детей обозначать словами отношения предметов по величине («самый большой», «меньше», «больше»).

Стимулъный материал: три круга (нарисованных и вы­резанных из бумаги) разной величины.

Предлагается внимательно посмотреть на круги, разло­жить их перед собою, обвести на бумаге по контуру. Далее предлагается ребенку сравнить 2 круга, затем другие 2 кру­га. Постарайтесь, чтобы ребенок назвал величину всех трех кругов.

Шары»

Цель: развивать и закреплять умение устанавливать от­ношение между элементами по величине (больше — мень­ше, толще, длиннее, короче).

Стимулъный материал: набор из пяти палочек, равно­мерно уменьшающихся по длине и ширине, набор из пяти кругов, которые так же равномерно уменьшаются в соответ­ствии с палочками.

«Посмотрим, что получилось. На улице добрый дедушка Федот продавал шары. До чего же они красивые! Всем нра­вились. Но вот вдруг откуда ни возьмись поднялся ветер, до такой сильный, что все шары дедушки Федота оторва­лись от своих палочек и разлетелись кто куда. Целую неде­лю добрые соседи приносили назад шары, найденные ими. Но вот беда! Не может дедушка Федот понять, к какой па­лочке крепился какой шарик. Давай ему поможем!»

Вначале вместе с ребенком на столе раскладываются па­лочки по величине от самой длинной и толстой до самой короткой и тонкой. Затем по этому же методу раскладыва­ются «шары» — от самого большого до самого маленького.

Далее сопоставляются палочки и круги. Можно переме­шать все фигуры и попросить ребенка самостоятельно ус­тановить соотношение между элементами по величине и длине.

Помоги деду Морозу»

Цель: учить ребенка использовать промежуточное сред­ство — мерку — при определении высоты предметов.

Стимулъный материал: набор из пяти полосок, длина которых планомерно изменяется, четыре пирамидки, высота которых также уменьшается.

«Дед Мороз пришел на праздник к ребятишкам и при­нес им в подарок игрушки — пирамидки. Они все разные по величине: самая маленькая пирамидка — для самых ма­леньких, а самая большая — для самых старших. Найди вот такую пирамидку (показывается одна из полосок)».

После того как все пирамидки найдены, попросите ре­бенка показать самую большую пирамидку, затем самую маленькую. Далее предложите ребенку расставить «пира­мидки» по мере уменьшения. Далее пусть проверит себя, прикладывая полоски-мерки.

13. «Умный гость»

Цель: развивать умение обследовать форму предметов, давать и понимать их сложное описание.

Стимульный материал: детская пластмассовая посуда, мешок.

Игрушки рассматриваются участниками, затем склады­ваются в мешок. Ребенок садится спиной к играющим. Те по очереди подходят к нему, стучат по плечу и говорят: «Ане нужно что-то такое, но я не скажу, как называется, но объясню тебе, что оно... (И далее следует описание предме­та. Например, чашка: «круглая, с выпуклыми боками, невы­сокая, внизу узкая, сверху — шире, сбоку — ручка»).

Когда ребенок найдет на ощупь нужный предмет, он его вынимает из мешка; далее оценивается, правильно ли вы­полнено задание.

14. «Веселый человечек»

Цель: формировать у детей умение расчленять опреде­ленную фигуру на элементы (геометрические фигуры) и, на­оборот, из отдельных элементов, соответствующих геометрическим образцам, составлять предметы определенной за­данной формы.

Стимулъный материал: геометрические фигуры (1 тре­угольник, 1 полукруг, 1 прямоугольник, 2 овала, 4 узких прямоугольника, рисунок «Веселого человечка»).

«Сегодня к нам в гости пришел веселый человечек. По­смотрите, какой он забавный! Давайте постараемся из гео­метрических фигурок, которые лежат на столе, сделать та­кого же человечка».

Палочки»

Цель: Учить детей последовательному расположению элементов разной величины. •

Стимулъный материал: 10 палочек (деревянных или картонных) разной длины (от 2 до 20 см). Каждая последу­ющая палочка от предыдущей отличается размером на 2 см. Чтобы выполнить данное задание верно, нужно каж­дый раз брать самую длинную полоску из тех, которые вы видите перед собой. Используем данное правило и выкла­дываем палочки в ряд. Но если хотя бы один раз будет до­пущена ошибка, будь то перестановка элементов или приме-ривание палочек, игра прекращается.

Найди домик»

Цель: формировать целенаправленное зрительное вос­приятие формы.

Стимулъный материал: два комплекта геометрических фигур, по шесть фигур в каждом комплекте. Три из этих

фигур (квадрат, круг, треугольник) являются основными, а три остальных (трапеция, овал, ромб) — дополнительными. Дополнительные фигуры необходимы для различения и правильного выбора основных фигур. Также необходимы контурные изображения каждой фигуры на отдельных карточках (контуры можно вырезать, сделать «окошки-до­мики»). В каждый комплект стимульного материала вхо­дят шесть-восемь карточек с контурами каждой фигуры. Карточки можно раскрасить различными цветами.

Детям показываются три основных фигуры (круг, квад­рат, треугольник). Затем показывается карточка с изобра­жением одной фигуры (например, треугольника). «Как вы, ребята, думаете, в этом домике какая фигура живет? Давай­те подумаем вместе и «поселим» сюда нужную фигуру. А теперь, ребята, давайте поиграем все вместе. Вы видите, на двух столах лежать разные фигуры (подзывается двое де­тей). Вот вам карточки. Какие фигуры живут в этих доми­ках?» После того как задание выполнено, даются две другие одинаковые карточки. Если ребенок затрудняется в выпол­нении задания, ему предлагается «рамку» фигуры обвести пальчиком, затем нарисовать ее контур в воздухе, что облег­чит воспроизведение формы.

Покажите такое же»

Цель: научить ребенка строить образ предмета заданной величины.

Стимулъный материал: геометрические фигуры (квад­рат, круг, треугольник, овал, шестиугольник) разных разме­ров. Количество наборов геометрически фигур зависит от количества детей. В наборе необходимо по 3-4 варианта каждой фигуры. «Такие же фигуры есть и у меня. Я вам показываю фигуру, а вы должны в своем наборе отыскать такую же. Будьте очень внимательны!»

После того как дети отыскивают и показывают фигуру, ведущий «примеряет» их выбор к своей фигуре. Если ребе­нок убеждается в ошибке, ему разрешается самостоятельно исправить ее, заменив выбранную фигуру на другую.

Что принесла нам кукла?»

Цель: учить ребенка на ощупь определять форму пред­мета и называть его.

Стимулъный материал: кукла, мешок, всевозможные небольшие игрушки, которые должны заметно отличаться друг от друга и изображать знакомые детям предметы (ма­шинки, кубики, игрушечная посуда, игрушки-животные, ша­рики и т. д.). В мешок желательно продернуть резинку, что­бы ребенок не смог заглянуть в него, когда ищет игрушку.

«Ребята! Сегодня к нам в гости пришла кукла Маша. Она для нас принесла игрушки. Хотите узнать, что нам принесла кукла? Нужно по очереди подходить к мешку, но не заглядывать в него, а только руками выбирать себе пода­рок, затем сказать, что выбрал, и только после этого достать из мешка и показать всем».

После того как все игрушки вытащены из мешка, игра повторяется снова. Все игрушки возвращаются обратно и дети снова по очереди достают себе игрушки.

19. «Веселые шары»

Цель: развивать представления о форме, цвете.

Стимулъный материал: рисунок шаров (10-12 штук) овальной и круглой формы, флажок.

«Посмотри на рисунок. Как много шаров! Круглые шары раскрась синим цветом, а овальные — красным. Нарисуй шарикам ниточки, чтобы они не разлетелись от ветра, и «привяжи их к флажку».

20. «Найди фигуры»

Цель: развивать зрительное восприятие геометрических форм.

Стимулъный материал: чертежи геометрических фигур.

«Посмотрите на эти рисунки. Найдите геометрические фигуры. Кто больше найдет фигур, и, главное, быстрее, тот и выиграл.



 


Глава II. Игры, направленные на развитие

пространственно-ориентировочных

и временных ориентировок

Д

анные игры развивают умение детей ориентироваться в пространстве (используя такие определения, как вверх, вниз, влево, вправо, сзади, спереди и т. п.), во времени (оперировать при этом такими словами, как вчера, сегодня, завтра, утро, вечер, день, сутки и т. п.), а также корригируют от­дельные недостатки психологической деятельности ребенка. Сегодня в магазинах можно найти массу игр-раскладу­шек, карточек и игр, направленных на развитие простран­ственно-ориентировочных и временных ориентиров. Это же мы развиваем при прогулке с ребенком. Главное — делать это ненавязчиво, как бы между прочим. Но когда ребенок участвует в игре, непосредственно совершая определенные манипуляции, у него расширяются, углубляются и система­тизируются полученные ранее знания по ориентировке в пространстве и во времени.

1. «Где находится?»

Цель: формировать пространственную ориентировку на листе бумаги.

Стимульный материал: белый лист бумаги, на котором изображены геометрические фигуры (овал, квадрат, прямо­угольник, треугольник) разного цвета, Можно геометричес­кие фигуры заменить различными изображениями живот­ных (медведь, лиса, заяц, корова), видами транспорта (ко­рабль, самолет, машина, камаз), игрушками и т. д. Фигуры расположены по углам, посредине рисуется круг.

«Посмотри внимательно на рисунок и скажи, где нарисо­ван круг?, овал?, квадрат?, треугольник?, прямоугольник?

Покажи, что нарисовано справа от круга?, слева от круга?

Что изображено в правом верхнем углу?, в левом ниж­нем углу?

Что нарисовано выше круга?, ниже круга?»

Лево — право»

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, в собственном теле.

«Ребята, послушайте внимательно стихотворение:

В. Берестов

Стоял ученик на развилке дорог

Где право,

Где лево,

Понять он не мог.

Но вдруг ученик

В голове почесал

Той самой рукою,

Которой писал,

И мячик кидал,

И страницы листал,

И ложку держал,

И полы подметал.

«Победа!»раздался

Ликующий крик.

Где право,

Где лево,

Узнал ученик!

Как ученик узнал, где право, где лево? Какой рукою ученик почесал в голове? Покажите, а где у вас правая рука? Левая рука?

Зайчик»

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, в собственном теле. Дети, слушая стихотворение, выполняют упражнения:

Зайчик, зайчикбелый бок,

Где живешь ты, наш, дружок?

По тропинке, вдоль опушки,

Если влево мы пойдем,

Там и мой родимый дом.

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова правою ногой,

Снова левою ногой. * * *

Зайчик серенький сидит

И ушами шевелит,

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть:

Лапки вверх,

Лапки вниз,

На носочки поднимись!

Лапки ставим на бочок,

На носочках

Скокскокскок.

А теперь вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки!

Куда?»

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

Стимульный материал: на белом листе бумаги изобра­жение машин, деревьев (рис. 11).

«Посмотри внимательно на рисунок. Покажи, какие ма­шины едут вправо, какие — влево? Посмотри внимательно на деревья. Как ты думаешь, куда дует ветер?

Что получилось?»

Цель: развивать умение пространственной ориентиров­ки на листе бумаги, отсчитывать клетки, строчки.

«Отступите сверху листа в клеточку четыре клетки вниз и от левого края листа — три клетки вправо, поставьте точ­ку в уголке клетки. Я буду говорить, как нужно проводить линии, а вы внимательно слушайте и рисуйте так, как я диктую.

Например: одна клетка вправо, одна — вниз, одна клет­ка влево, одна вверх.

Что получилось? Получился квадрат. Это самое легкое и простое задание. Давайте играть дальше. Вам предстоят более сложные задания, и если вы будете внимательны и не ошибетесь в выполнении моих заданий, то у вас получится такой рисунок, какой я задумала.

Например: одна клетка вниз, одна клетка вправо, две клетки вниз, одна — вправо, одна — вниз, одна — вправо, одна — вверх, одна клетка — вправо, две — вверх, одна — вправо, одна — вверх, одна — вправо, одна — вниз, одна — вправо, две — вниз, одна — вправо, одна — вниз, одна впра­во, одна — вверх, одна — вправо, две — вверх, одна — впра­во, одна — вверх».

5. «Рисуем платочки»

Цель: развивать пространственную ориентировку.

Стимульный материал: образцы «платочков», с одной стороны украшенных узором.

«Посмотрите внимательно на эти платочки, на которых нарисованы узоры. Нарисуйте точно такой же узор на дру­гих уголках платков. Сравните получившиеся узоры. Най­дите ошибки».

6. «Волшебные узоры»

Цель: развивать пространственное представление у детей. Стимульный материал: рисунки с различными фигура­ми. Палочки или спички.

«Рассмотрите фигуры на рисунке 14. Попробуйте их вы­полнить из палочек по памяти» Если ребенок затрудняется, можно выкладывать по образцу.

Повтори»

Цель: развивать быструю ориентировку в пространстве относительно себя и относительно другого предмета.

«Слушайте внимательно и выполняйте:

Задание № 1. Поднимите вверх, пожалуйста, правую руку, теперь левую, посмотрите назад, в левую сторону, в правую сторону, вперед, вверх, вниз.

Задание № 2. В центре листа в клетку нарисуйте квад­рат. Выше квадрата нарисуйте круг, ниже квадрата — тре­угольник, справа от квадрата — прямоугольник, слева — нарисуйте ромб.

Задание № 3. В верхнем левом углу листа нарисуйте круг, в нижнем правом углу листа напишите букву «Ш», в центре листа напишите букву «А», в верхнем правом углу нарисуйте треугольник, в нижнем левом углу нарисуйте прямоугольник. Над буквой «А» нарисуйте квадрат, под буквой «А» напишите букву «С».

Задание № 4. В центре листа напишите букву «А». Справа от буквы «А» напишите букву «Д», слева — букву «М», вверху напишите букву «X», внизу — букву «3». В правом верхнем углу нарисуйте круг, в левом верхнем углу нарисуйте треугольник, в правом нижнем углу — квадрат, в левом нижнем углу нарисуйте прямоугольник.

Задание № 5. В правом нижнем углу нарисуйте круг, в верхнем правом углу — прямоугольник, в верхнем левом углу — квадрат. В центре листа нарисуйте большой круг, в его центре напишите букву «Д», выше напишите букву «С», ниже круга напишите букву «Л», справа — букву «В», сле­ва — букву «Я».

Стишки — потешки»

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве и собственном теле.

Дети слушают стихотворение и совершают определен­ные действия:

На скамейку Маша села СправаСева, Славаслева.

'к 'к "к

Скажу я слово «высоко» А ты ответишь... (низко). Скажу я слово «далеко» А ты ответишь... (близко). Скажу тебе я слово «трус» Ответишь ты.... (храбрец). Тебе «начало» я скажу, Ну, отвечай... (конец).

•к -к -к

Ах, ты, радуга-дуга,

Ты высока и туга!

Не даст дождичка,

Даст ведрышко.

Чтобы деткам погулять,

Чтоб теляткам поскакать,

Нужно солнышко,

Колоколышко!

Муха-чистюха»

Цель: развивать память при запоминании названий дней недели.

«Ребята, послушайте шуточное стихотворение про муху. Будьте внимательны: после того, как я вам его зачитаю, к вам будут вопросы.

Я. Бжехва

Жила-была Муха-чистюха.

Все время купалась Муха.

Купалась она

В воскресенье

В отличном клубничном

Варенье.

В понедельник

В вишневой наливке.

Во вторник

В томатной подливке.

В среду

В лимонном желе.

В четверг

Б киселе и смоле.

В пятницу

В простокваше,

В компоте

И в манной каше...

В субботу,

Помывшись в чернилах,

Сказала:

Я больше не в силах.

Ужжасно-жужжасно устала,

Но, кажется,

Чище не стала.

— Ребята, так в какой же день Муха купалась в клуб­
ничном варенье?

— Скажите, как называется день, который следует за
воскресеньем?

Вспомните, что делала Муха в этот день?

Что она делала в следующий день? Как он называется?

После того как Муха искупалась в томатной подливке, на следующий день где она купалась?

Почему, как вы думаете, этот день называется «среда»?

Как называются четвертый и пятый дни недели?

Почему Муха осталась недовольна?

Попробуйте назвать все дни недели по порядку, начиная с понедельника? С воскресенья? Какие дни мы называем вы­ходными? Почему?»

10. «Какое время года»

Цель: развивать память при запоминании названий и последовательности времен года. Отгадайте загадки:

Дел у меня немало — Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лед реки убираю, Белю поля, дома,

Зовут меня....

(зима)

Я раскрываю почки, В зеленые листочки Деревья одеваю, Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня....

(весна)

Я соткано из зноя, Несу тепло с собою, Я реки согреваю, «Купайтесь!»приглашаю. И любите за это

Вы все меня. Я..., ~ -,

(лето)

Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен,

И елочек. Я...,.

(осень)

Назовите по порядку названия времен года, начиная с весны. С лета. С зимы. С осени.

Прочитайте ребенку стихотворение «Времена года» А. Куз­нецовой:

Придумала мать дочерям имена:

ВотЛето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весназеленеют леса

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришловсе под солнцем цветет,

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды —

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля

Зимой отдыхает и дремлет Земля.

 

11. «Волше



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: