ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ




1. Мировоззрение и его структура. Исторические типы мировоззрения.

2. Предмет философии. Основные области философского знания. Функции философии.

3. Философия Древней Индии.

4. Философия Древнего Китая.

5. Ранняя греческая философия. Античный атомизм.

6. Философские идеи Сократа и Платона.

7. Философия Аристотеля.

8. Особенности и этапы развития средневековой философии. Основные направления в схоластике.

9. Философия Фомы Аквинского.

10. Философия эпохи Возрождения: основные черты и направления.

11. Проблемы научного познания в философии Нового времени. Эмпиризм в философии XVII-XVIII в.

12. Рационализм в философии Нового времени.

13. Немецкая классическая философия: общая характеристика. Философия Канта.

14. Философская система Гегеля.

15. Иррационализм в философии XIX в.

16. Марксистская философия. Классический позитивизм..

17. Основные направления в философии ХХ века: постпозитивизм, экзистенциализм, философские идеи психоанализа.

18. Философия на рубеже XX-XXI веков. Постмодернизм.

19. Основные этапы развития философской мысли в Беларуси.

20. Философские идеи белорусских гуманистов и просветителей.

21. Онтология как учение о бытии. Метафизика. Формы и виды бытия.

22. Понятие материи. Структурные уровни организации материи.

23. Диалектика как философское учение о развитии.

24. Пространственно-временная организация бытия.

25. Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания. Ноосфера.

26. Проблема человека в философии и науке. Основные подходы к пониманию человека в истории философии.

27. Деятельность как сущностная характеристика человека. Виды деятельности.

28. Понятие личности. Социализация, образование и коммуникация. Экзистенциальные характеристики личности.

29. Понятие сознания и его структура. Основные концепции сознания.

30. Познание как общественно-исторический процесс. Проблема познаваемости мира. Познание как постижение истины.

31. Структура познания. Основные формы чувственного и рационального познания.

32. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания.

33. Уровни научного познания и его формы.

34. Методы научного исследования.

35. Специфика и динамика научного знания. Научная революция.

36. Основные подходы к пониманию общества в истории философии. Общество как система.

37. Основные сферы жизни общества. Социальная структура и ее виды.

38. Движущие силы и факторы общественного развития. Эволюция и революция. Социальный прогресс и его критерии.

39. Основные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная модели исторического развития.

40. Техника и ее роль в развитии общества. Перспективы постиндустриального общества. Информационное общество.

 

Студент должен знать определение терминов: агностицизм, антропология, антропоцентризм, атеизм, бытие, гуманизм, гносеология, детерминизм, диалектика, идеализм, иррациональный, истина, космоцентризм, креационизм, материализм, метафизика, номинализм, ноосфера, объективный, онтология, пантеизм, прогресс, развитие, рационализм, реализм, революция, сенсуализм, теоцентризм, эволюция, эмпиризм.

 

Агностицизм – гносеологическая концепция, отрицающая (полностью или частично) возможность объективного познания мира человеком.

Антропология – учение о человеке.

Антропоцентризм – мировоззрение, в котором центром культуры и философии является человек.

Атеизм – система философских убеждений, отрицающая существование Бога и Высших Сил во всех их формах и разновидностях.

Бытие – реальность, существующая независимо от человека. Всякое существование вообще.

Гуманизм – в широком смысле мировоззрение, признающее ценность человека и его право на жизнь, свободу, счастье, развитие.

Гносеология – учение о познании, или теория познания.

Детерминизм – учение о закономерности и обусловленности явлений мира.

Диалектика – в широком смысле учение о противоположностях и развитии.

Идеализм – общее название философских учений, признающих первичность идеального начала (дух, Бог, сознание, логос, душа, идея и т.д.).

Иррациональный – в широком смысле находящийся за пределами разума, не связанный с разумом.

Истина – знание субъекта, соответствующее познаваемому объекту.

Космоцентризм – специфическая черта античной философии (особенно ранней), основная проблематика которой была связана с космосом.

Креационизм – религиозное учение о сотворении мира и человека Богом из ничего.

Материализм – общее название философских учений, признающих первичность материального начала и зависимость от него начала идеального (духовного).

Метафизика – 1) философское учение о сверхчувственных основах бытия, т.е. о некой Высшей Реальности; 2) учение, противоположное диалектике, в котором мир воспринимается вне зависимости и развития.

Номинализм – течение в средневековой христианской философии, сторонники которого отрицали реальность общих понятий (универсалий) и полагали, что они (общие понятия) существуют только в мышлении как имена или названия предметов.

Ноосфера – в широком смысле сфера разума, формирующаяся на планете благодаря познавательной, культурной и созидательной деятельности человека.

Объективный – в широком смысле назависимый от субъекта, существующий сам оп себе.

Онтология – философское учение о бытии.

Пантеизм – философское учение, отожествляющее Бога и природу. Согласно пантеизму, Бог не является Личностью или неким Существом, а представляет собой активное духовное Начало – силу (энергию), пронизывающую мир в каждой его частице.

Прогресс – один из типов развития, при котором осуществляется переход от низших, малоорганизованных форм к высшим, высокоорганизованным.

Развитие – необратимые, направленные изменения. Основные типы развития: прогресс, регресс, циклическое развитие, одноплоскостное развитие, революция, эволюция.

Рационализм – философское направление (гносеологическая концепция), признающее разум основной способностью познания человека.

Реализм – течение в средневековой христианской философии, сторонники которого признавали реальное (объективное) существование общих понятий (универсалий).

Революция – резкие, быстрые, скачкообразные изменения сложных систем. Один из типов развития.

Сенсуализм – философское направление (гносеологическая концепция), признающее чувственное восприятие основной (главной) формой человеческого познания.

Теоцентризм – специфическая черта мировоззрения эпохи Средних веков, в котором центром культуры и философии признается Бог.

Эволюция – плавные, постепенные изменения сложных систем, направленные к совершенствованию и повышению степени организованности. Один из типов развития.

Эмпиризм – философское направление (гносеологическая концепция), признающее чувственный опыт единственным или важнейшим источником человеческого познания.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: