Задание №4. Отметьте в приведенных примерах виды мышления. Укажите отличительные особенности каждого вида.




Задание к семинарскому занятию на 30.11.2017

Тема: «Восприятие, ощущения. Память. Мышление. Воображение»

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Составить таблицу «Закономерности ощущений:

закономерность характеристика пример
1. Чувствительность (абсолютная, относительная; верхний и нижний пороги чувствительности, порог различения)    
2. Закон Вебера-Фехнера    
3. Адаптация    
4. Взаимодействие    
5. Сенсибилизация    
6. Синестезия    
7. Компенсация    
8. Объективность-субъективность    

Сделать конспект работы Рубинштейна С.Л. «Восприятие и направленность личности»

(в книге «Основы общей психологии» Рубинштейна С.Л.)

3. Опираясь на литературные источники, ответьте на вопросы:

1. Какие закономерности мнестической деятельности отражают «кривая запоминания», «фактор края», «кривая заучивания»?

2. Какую роль играет установка для процессов сохранения материала в памяти?

3. Как влияет смысловая организация материала на запоминание?

 

Составить конспект «Поэтапное формирование умственных действий: теория П.Я. Гальперина».

5. Опираясь на литературные источники, ответьте на вопросы:

1. Понятие воображения. Виды воображения.

2. Приемы воображения.

3. Творческое мышление и воображение.

4. Образ в восприятии, воображении и мышлении.

 

 


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

Задание №1. Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?

А) Побыв в помещении, человек вскоре перестал ощущать запах гари, хотя вновь вошедший человек отчетливо ощутил его.

Б) А.Н. Скрябин и Н.А. Римский-Корсаков обладали цветным слухом, т.е. слышали звуки, окрашенные в разные цвета.

В) Ориентировка слепоглухих в окружающем мире опирается преимущественно на осязательные, обонятельные, двигательные и вибрационные ощущения.

Г) При обтирании лица холодной водой острота зрения летчика – наблюдателя повысилась.

Д) При усилении освещения в зале звуки, несущиеся со сцены, стали казаться зрителям громче.

 

Задание №2. Познакомьтесь с приведенными фактами. Какие характеристики восприятия стоят за ними?

А) Человек способен свободно читать текст независимо от шрифта и почерка, которым он написан.

Б) По данным Грегори, человеку, прозревшему в 52 года и читавшему с детства по Брайлю, нетрудно было научиться читать стандартный печатный текст, но рукописный текст давался ему с большим трудом. За три года практики чтения рукописного текста он научился узнавать только простые короткие слова.

В) Двое знакомых У. Джемса знали еврейский язык, один – очень основательно, другой – поверхностно; однако последний преподавал еврейский язык в учебном заведении. Когда он обратился к приятелю с просьбой помочь исправить упражнения учеников, выполненные на еврейском языке, то оказалось, что преподаватель умел гораздо лучше находить мельчайшие ошибки в импровизациях своих учеников, чем его ученый приятель.

 

Задание №3. Ниже написаны действия человека, характеризующие различные процесса памяти. Определите, какой процесс памяти проявляется в описанных действиях.

А) ученику задали вопрос: «В каком году был напечатан роман И.С. Тургенева «Накануне?». Ученик, подумав, стал отвечать: «По поводу романа «Накануне» в свое время разгорелись горячие споры в редакции журнала «Современник». Более того, статья Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» как раз послужила поводом к расколу в редакции «Современник». Когда же это было? Это был год большого политического накала, когда очень остро проходила и литературная борьба, год накануне крестьянской реформы 1861 года. Стало быть, роман «Накануне» был напечатан в 1861 году». (по А.И. Розову).

Б) Известный мнемонист Ш. отличался выдающейся памятью. Однажды ему была дана искусственная и ничего не означающая математическая формула. Ш. внимательно смотрит на таблицу с формулой, несколько раз поднимает ее к глазам, опускает ее и идет с закрытыми глазами, затем возвращает таблицу, делает паузу, внутренне «просматривая» запоминаемое. (по А.Р. Лурия, 1986).

В) Иногда на оживленной улице можно наблюдать такую сцену: один прохожий внимательно взглянув на другого радостно бросается ему навстречу.

- Вы?! Это Вы?!

- Простите, мне кажется, что я вас не знаю. А где мы с вами встречались?

- А помните, в таком-то году, в таком-то городе?

- А! Так это вы…

Г) ученик излагал материал по истории, заданный неделю назад, и воспроизводит 70% содержания учебника. Спрошенный через месяц по тому же вопросу, он воспроизводит лишь 45%.

Задание №4. Отметьте в приведенных примерах виды мышления. Укажите отличительные особенности каждого вида.

А) ученик 3 класса так выразил свое понимание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес»: «Тучка – это мимолетная радость, посетившая человека. Она согрела его, оставила хорошее воспоминание и улетела. И этот человек после мимолетной радости еще острее чувствует свое одиночество, всю бездарность своего существования».

Б) первоклассникам давали одноцветные кирпичики и предлагали из части кирпичиков выложить две стенки. Затем группа первоклассников должна была выложить третью стенку (соединяющую первые две), глядя на ранее выложенные стенки. Вторая группа, сооружая стенку, была лишена возможности сравнивать свою работу с двумя первыми стенками. В первой группе оказалось втрое больше учеников, верно решивших задачу, чем во второй группе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: