Агрегаты питания воздухом двигателей с наддувом




Дисциплина Силовые агрегаты

Практическое занятие 5

Изучение системы питания воздухом

 

Учебные вопросы:

Общие положения.

Воздухоочистители.

Глушители шума впуска.

Агрегаты питания воздухом двигателей с наддувом

1. Общие положения.

 

Система питания воздухом должна обеспечить требуемую сте­пень очистки воздуха при приемлемых уровнях шума впуска и гидравлических потерях.

Наиболее опасной для износа цилиндропоршневой группы двигателя является кварцевая пыль, твердость частиц которой выше твердости трущихся поверхностей двигателя.

Требования, предъявляемые к системам очистки воздуха: высо­кое качество очистки воздуха, минимально возможное гидравли­ческое сопротивление, надежность, минимальные масса и габа­ритные размеры, приемлемые стоимость конструкции и затраты на его обслуживание в процессе эксплуатации.

Минимальное гидравлическое сопротивление системы необ­ходимо для снижения затрат энергии на газообмен и повышения наполнения цилиндров в целях получения высоких значений мощ­ности и экономичности двигателя. Для снижения габаритных раз­меров и массы систему объединяют с элементами шумоглушения впуска и включают в систему динамического наддува для улучше­ния наполнения цилиндров.

В легковых автомобилях воздух забирается из-под капота авто­мобиля, а в грузовых - выносным устройством забора воздуха с фильтрующими элементами.

Такое устройство располагают над кабиной в зоне с понижен­ным пылесодержанием.

Запыленность воздуха, поступающего в воздухозаборник систе­мы воздухоочистки, зависит от особенностей окружающей среды (сезона года, типа грунта и дороги, направления ветра, влажнос­ти воздуха), а также от типа транспортного средства и условий его эксплуатации (интенсивности движения, конструкции шин, аэродинамики транспортного средства).

 

 

Воздухоочистители

 

В современных автотракторных двигателях используют следую­щие типы воздухоочистителей: инерционно-центробежные, пори­стые и комбинированные.

Инерционно-центробежные очистители обычно используют в ка­честве первой ступени системы очистки для снижения пылевой нагрузки на вторую основную ступень.

На грузовых автомобилях обычно используют двухступенчатые воздухоочистители, имеющие во второй ступени картонные филь­трующие элементы (рис. 1, а).

 

Рисунок 1 Воздухоочистители с картонным фильтрующим элементом (а) и комбинированный двухступенчатый (б):

1 – прямоточный моноциклон; 2 – картонный фильтрующий элемент; 3 – бункер для сбора отсепарированной пыли; 4 – инерционно-масляный воздухоочиститель; 5 – коническая инерционная решетка

 

 

Комбинированные воздухоочистители в первой ступени исполь­зуют батареи циклонов (конических инерционных решеток) со сбором отсепарированной пыли в бункере и автоматическим уда­лением ее с помощью газового эжектора, а во второй — картон­ные фильтрующие элементы или инерционно-масляный фильтр (рис 1, б). Однако батареи циклонов имеют большие габариты и высокую материалоемкость.

Центробежная очистка воздуха осуществляется путем осажде­ние пыли под действием центробежной силы, вызываемой вихре­вым движением потока в воздухоочистителе.

Воздухоочистители инерционно-масляного типа отличаются про­стотой конструкции и большим сроком службы, однако, эффек­тивность очистки ими воздуха невысока и существенно зависит от режима работы двигателя. Поэтому сейчас они применяются редко.

Наиболее эффективна очистка воздуха сухими фильтрующими (пористыми) элементами на основе фильтровальных картонов и синтетических материалов.

Воздухоочистители сухого типа с картонными фильтрующими элементами по сравнению с инерционно-масляными воздухоочи­стителями в 10... 30 раз лучше очищают воздух от пыли. В них мож­но использовать сигнализатор о накоплении в процессе эксплуа­тации предельно допустимого количества пыли (по росту сопро­тивления системы впуска) для предупреждения водителя о необходимости проведения обслуживания элемента. Однако эти филь­тры сложно компоновать в моторном отсеке большегрузных авто­мобилей.

 

Глушители шума впуска

 

Аэродинамический шум впуска проявляется в основном на низких частотах, кратных периоду чередования рабочих циклов в цилиндрах двигателя. На средних и высоких частотах шум создает­ся потоком воздуха, обтекающим элементы во впускном трубо­проводе. При турбонаддуве значительно повышается мощность аку­стического излучения на впуске.

Глушители шума впуска двигателей можно разделить на реак­тивные, активные и комбинированные.

Активный глушитель использует звукопоглощающий пористый материал (технический войлок, минеральную вату, капроновое волокно), размещенный внутри корпуса глушителя, который вза­имодействует с потоком газа. Звукопоглощающая способность этих материалов в области низких частот весьма мала, а наиболее эф­фективное звукопоглощение происходит в области средних и вы­соких частот. Оно зависит от толщины и плотности материала.

Реактивные глушители (акустические фильтры) формируют­ся из набора камер и трубок, составляющих систему расшири­тельных и резонансных объемов. Они эффективно подавляют от­дельные составляющие шума в диапазоне низких и средних час­тот. Резонансные камеры применяют для снижения шума высо­кой интенсивности с узким спектром излучения, а расшири­тельные — в широком диапазоне частот, но их заглушающая спо­собность ниже.

Комбинированные глушители построены, по принципу реактив­ных глушителей, в которые внедрены активные элементы.

Воздухоочистители, как правило, также выполняют роль глу­шителя шума впуска. При этом воздухозаборник и корпус воз­душного фильтра выполняют функции реактивных глушителей, а картонный фильтрующий элемент — активного глушителя.

Подкапотное пространство двигателя можно также использо­вать для шумоподавления в низкочастотном диапазоне.

Так как воздухоочиститель имеет развитые наружные поверх­ности, то их выполняют такими, чтобы они не создавали шум. Для У-образных двигателей воздушный фильтр можно формиро­вать в развале блока цилиндров.

 

Агрегаты питания воздухом двигателей с наддувом

 

Турбокомпрессоры, применяемые в автотракторных двигателях, форсированных турбонаддувом, состоят из центробежного компрессора и радиально-осевой турбины, установленных на одномвалу (рис. 2, а).

 

Рисунок 2 Нагнетатели воздуха:

а – турбокомпрессор; б – приводной роторно-шестеренчатый компрессор; в – приводной роторно-пластинчатый компрессор; 1 – впускной патрубок; 2 – гайка; 3 – колесо компрессора; 4 – уметочный сборник; 5 и 10 – уплотнительные кольца; 6 – корпус; 7 – улитка турбины; 8 – колесо турбины; 9 – направляющий аппарат; 11 – вол; 12 – втулка; 13 – диффузор; А – канал; Б – сливное отверстие

 

Отработавшие газы направляют в подводящую улитку 7 турби­ны, затем, для повышения скорости, — в суживающийся направ­ляющий аппарат 9и подают под углом на лопатки колеса 8 турби­ны (для привода ее во вращение). Колесо турбины через вал 11 передает вращение колесу 3 компрессора, зафиксированному на валу гайкой 2. Через впускной патрубок 1 воздух поступает на коле­со компрессора, где центробежные силы резко увеличивают его скорость. Затем он выходит в диффузор 13. В нем скорость воздуха уменьшается, а давление возрастает. Через улиточный сборник 4 воздух поступает в двигатель. Вал 11 вращается с высокой частотой во втулке 12. Поэтому к ней по каналу А в корпусе 6 под давлением подается масло, а для его свободного слива из корпуса имеется сливное отверстие Б. Для предотвращения попадания масла в тур­бину и компрессор на валу имеются уплотнительные кольца 5 и 10.

Объемные приводные нагнетатели, применяемые в автотрак­торных двигателях, могут быть роторно-шестеренчатыми и роторно-пластинчатыми.

Роторно-шестеренчатый нагнетатель типа «Руте» (рис. 2, б) состоит из двух связанных шестернями роторов в форме восьме­рок, вращающихся в разные стороны. Роторы поочередно захва­тывают объем свежего заряда, имеющего атмосферное давление, и выталкивают его в выходную камеру с повышенным давлением. Для обеспечения уплотнения между роторами, а также между ро­торами и стенками корпуса создается минимальный зазор. Однако, при больших значениях давления наддува на высоких частотах вра­щения утечки возрастают, что уменьшает КПД нагнетателя, а мак­симальная степень повышения давления не превышает 1,6... 1,7.

Роторно-пластинчатый компрессор (рис. 2, в) обеспечивает постепенное сжатие свежего заряда по мере поворота ротора, ко­торый затем выталкивается во впускной коллектор двигателя. Та­кой компрессор создает меньший уровень шума, чем роторно-шестеренчатый. Утечки в нем минимальны из-за того, что пласти­ны прижимаются к стенке корпуса центробежными силами, а его производительность растет пропорционально частоте вращения двигателя. Это хорошо согласуется с работой двигателя по внеш­ней скоростной характеристике. Однако при повышении частоты вращения растут потери на трение между пластинами и корпу­сом, что ограничивает степень повышения давления наддува.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: