Задание 20. Проверка гипотезы относительно доли признака




Условие. На двух факультетах одного курса был проведен опрос студентов об удовлетворенности организацией учебной практики. На одном из факультетов из 150 студентов 85 ответили утвердительно, 65 – отрицательно. На другом – из 75 студентов 47 ответили «да» и 28 «нет». Требуется установить, однородны ли две совокупности полученных ответов, другими словами, имеют ли место существенные различия в доле утвердительных ответов.

Методика выполнения:

1. Определить доли утвердительных и отрицательных ответов по первой совокупности (р1 и q1) и по второй (р2 и q2):

 

р1= q1=

 

р2= q2=

 

2. Статистическая модель – в каждой выборочной совокупности наблюдения независимы и распределены по закону бинома.

3. Но – доля утвердительных ответов по совокупностям одинакова, т.е. Но: р12; Н1: р1 р2

 

4. a=0,05

5. Наиболее мощным параметрическим критерием для проверки является Т – нормальное распределение, поскольку численность выборки превышает 20 ед. Значение Т найти из прил.7.

6. Фактическое значение определяется по формуле

,

где n 1 и n 2 – численность выборок (численность студентов по факультетам).

7. Сравнить Т табличное и Тф фактическое и дать заключение о доле утвердительных ответов.

 

Задание 21. Однофакторный дисперсионный анализ

 

Условие: На основе данных урожайности и себестоимости зерновых (задание 2; таблицы 3 и 5) произвести дисперсионный анализ существенности различий между средними значениями себестоимости 1 ц зерна по группам хозяйств.

Поскольку число сравниваемых групп больше двух, то существенность различий между группами доказывается с помощью анализа с использованием F – критерия Фишера. При этом выдвигается нулевая гипотеза Но о равенстве между средними генеральной совокупности, где группировочный признак не оказывает влияние на себестоимость продукции.

Методика выполнения:

1. По данным таблицы 3 определить общий объем вариации себестоимости продукции по совокупности хозяйств, используя формулу:

Wобщ = , где - средняя себестоимость 1 ц зерна по всей совокупности хозяйств.

2. Определить объем вариации внутригрупповой, вызванной случайными факторами: Wвнгр= , где - средняя групповая себестоимость 1 ц зерна по каждой группе.

Используя правило сложения дисперсий, определить объем вариаций, вызванной группировочным признаком: Wмгр= Wобщ - Wвнгр

Для расчета дисперсий исходные данные заносятся в таблицу 22.

 

Таблица 22 – Исходные данные для расчета вариации

 

№№ хозяйств Урожайность с 1 га, ц Валовой сбор зерна, ц Себестоимость зерна
всего, тыс. руб. 1 ц, руб., уi
. . .            
Итого по группе            
. . .            
Итого по группе            
. . .            
Итого по группе            
Всего            

 

3. Определить число степеней свободы каждой вариации: uобщ. = n – 1;

uмгр = m – 1; uост = n – m – 2, где n – общая численность единиц совокупности; m – число групп.

4. Рассчитать дисперсии признака: межгрупповую ;

остаточную .

5. По найденным значениям дисперсий определяется фактическое значение Fфакт : Fфакт = , которое сравнивается с теоретическим, найденным по таблице для уровня значимости 0,05 и числе степеней свободы межгрупповой и остаточной дисперсий. Результаты расчетов заносятся в таблицу 23.

6. Сравнивая фактическое и табличное значения F – критерия нулевая гипотеза подтверждается при Fфакт > Fтабл или отвергается при Fфакт < Fтабл.

 

Таблица 23 – Анализ дисперций

 

Вариации Объем вариации Число степеней свободы Дисперсия Значение распределения
фактическое табличное
Общая   Систематическая (межгрупповая)   Случайная (внутригрупповая)            

 

 

 

 

КОРРЕЛЯЦИЯ

 

Задание 22. Определение показателей регрессии связи при парной линейной зависимости

Условие. На основе данных табл. 3 найти параметры уравнения парной регрессии ух = а + b·х и вычислить показатели тесноты связи между урожайностью и одним из факторных признаков.

Методика выполнения:

1. Выписать из табл. 3 данные об урожайности зерновых культур (у) и величины факторного признака (х) в табл. 24.

2. Для определения формы и направления связи построить корреляционное поле (рис.6)

у

 

 

 
 

 


х

Рис. 6 – Влияние ………………………….. на урожайность

 

 

Таблица 24 – Вычисление величин для уравнения регрессии и расчета

Коэффициента корреляции

 

Номера хозяйств у х ху Квадраты
х2 у2
           
Сумма            

3. Вычислить произведение ху, х2, у2 и их суммы.

4. Составить нормальные уравнения:

åу = na + båх

åху = аåх + båх2

5. Вычислить значение параметров уравнения «а» и «b»: b = ;

а = - b

6. Записать уравнение регрессии, выражающее связь между урожайностью зерновых и величиной факторного признака х: ух = а + b х

7. Определить тесноту связи между анализируемыми факторами путем расчета линейного коэффициента парной корреляции по формуле: r = , где

;

 

8. По вычисленному коэффициенту корреляции определить эмпирический коэффициент детерминации, который показывает долю влияния на результат факторного признака: r2yx =

9. Вычислить коэффициент эластичности: Э = b , который показывает процентное отношение результата при изменении факторного показателя на 1 %.

10.После определения параметров уравнения и расчета коэффициента корреляции произвести оценку статистической надежности по критерию Фишера уравнения в целом по формуле: Fфакт. = , где n – численность единиц в совокупности.

11.Полученное значение Fфакт. сравнивается с табличным значением Fтабл. при уровне вероятности 0,05 и числе степеней свободы факторной дисперсии, равной 1, и остаточной, равной (n – 2). При Fфакт. > F0,05 нулевая гипотеза об отсутствии связи отклоняется и делается вывод о статистической надежности уравнения связи.

12.Оценить статистическую значимость коэффициента регрессии «b» и корреляции «r» по критерию Стьюдента t b и t r, которые связаны с найденным значением Fфакт. и равны t b = t r = ;

13.Вычисленные фактические коэффициенты t b и t r сравниваются с табличными их значениями при уровне значимости 0,05 и числе степеней свободы

n – 2. При t фак. > t 0,05 свидетельствует о статистической надежности найденных параметров уравнения.

14.Раскрыть экономическое содержание уравнения ух = а + b·х.. Дать оценку тесноты связи и существенности коэффициентов регрессии и корреляции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: