Характеризуя роль и место государства в политической системе общества следует исходить, прежде всего, из того, что оно - в любой стране и на любом этапе развития общества - выступает как самая массовая и самая всеобъемлющая организация. Оно объединяет или стремиться объединить вокруг себя различные слои населения.
Аналогичные стремления выражать волю всего народа проявляли себя и в конституционных актах других государств. “Народ” при этом зачастую является только социальным фоном, за которым скрывается реальная государственная власть, принадлежащая определенному классу, социальному слою или правящей группировке. В реальности же именно те, в чьих руках находится государственная власть, являются реальными творцами внутренней и внешней политики.
Сказанное, однако, не означает, что государство ограничивает свою социальную базу лишь непосредственно стоящими у власти правящими кругами. Напротив, государство прилагает реальные усилия для расширения своей социальной базы, которая обеспечивает ему стабильность. В идеале каждое современное государство стремится к тому, чтобы его социальная основа, закрепленная конституцией, которую составляют все подданные государства, превратилась в его реальную основу. Для проведения эффективной деятельности, то есть полноценной реализации своих функций государству необходимо иметь как можно большее число убежденных сторонников его внутренней и внешней политики.
Особое место и роль государства в политической системе общества определяется еще и тем, что в его руках находятся огромные материальные и финансовые ресурсы. В некоторых странах оно является монопольным собственником основных средств и орудий производства, что особенно ярко проявлялось во внутриполитической деятельности бывших социалистических стран. Так, в СССР в исключительной собственности государства находились земля, ее недра, леса и воды, а также основные средства производства в промышленности, банки, средства связи, основной жилищный фонд и т.д., иное имущество, необходимое для осуществления государственных функций.
Основное отличие государства от других политических институтов общества состоит прежде всего в том, что ему принадлежит высшая власть в обществе. Его властная сила универсальна: она распространяется на все население и общественные партии данной страны; она держится на прерогативах - полномочиях отмены всякой другой власти, а также на наличии таких средств воздействия, которыми никакие другие общественные организации, кроме нее, не располагают. К таким средствам воздействия относятся законодательство, аппарат чиновников, армия, суд и т.д.
Политические партии и массовые общественные организации также могут иметь свои постоянно действующие аппараты, которые призваны обеспечивать их нормальное функционирование. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в свое структуре, например, таких органов, которые призваны охранять действующую в обществе правовую систему - органов милиции, суда, прокуратуры, адвокатуры и т.п., функционирующих в интересах всех членов общества.
Среди различных элементов политической системы государство выделяется еще и тем, что располагает разветвленной системой юридических средств, которые дают ему возможность управлять многими отраслями экономики и оказывать воздействие на все общественные отношения. Обладая соответствующими полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции нормативно-правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию. Достигается это по-разному - путем воспитания, поощрения и убеждения, осуществлением постоянного контроля за точным осуществлением этих актов, применением в необходимых случаях мер государственного принуждения.
Следует отметить, что в некоторых странах общественные организации могут иметь в своем распоряжении неприсущие им юридические рычаги воздействия. Однако они, в отличие юридических средств воздействия, находящихся в руках различных государственных органов, носят ограниченный характер. Возникают они у общественных организаций не в силу самой природы данных объединений, а в результате того, что само государство наделило их правом издания юридических актов.
Наконец, государство обладает суверенитетом. Суверенность политической власти выступает как один из признаков государства. Его содержание заключается в верховенстве этой власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимом поведении страны (государства) на внешней арене.
Итак, государство и общественные объединения – это самостоятельные части политической системы. Они обладают внутренней самостоятельностью и независимостью в решении вопросов, касающихся их внутренних и внешних дел.
Функционирование политической системы общества осуществляется на основе правовых норм. Все организационные структуры политической системы действуют в рамках и на основе законов, которые образуют правовой фундамент государственной и общественной жизни.
Конечно, названные особенности не исчерпывают всей специфики государства как элемента политической системы общества на фоне всех других ее структурных элементов. Но они дают общее представление о государстве, а также о факторах, определяющих место и роль государства в политической системе общества.
3.1 Соотношение государства с другими элементами политической системы
Понимание природы государства неизбежно предполагает и осознание связей его с другими сферами общественной жизни и элементами политической системы общества. Испытывая влияние экономики, морали, права, политических партий и организаций, религии, культуры и др. явлений, государство само оказывает на них существенное воздействие. В стабильных демократических обществах функциональная связь государства с другими общественными сферами носит устойчивый, динамичный характер, подкрепляющий тенденцию к понижению роли и методов политического регулирования общественных отношений и усилению авторитета моральных и религиозных норм, методов самоорганизации экономической и общественной жизни.
Прежде всего, необходимо отметить значительную детерминирующую (причинно-обусловленную) роль экономики в отношении государства. Идею об обусловленности государственной власти имущественным и социальным положением граждан выдвинул еще Аристотель. А.Смит настаивал на соответствии политических отношений экономическому строю. К.Маркс четко подчеркивал, что способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни.
Исходя из социально-экономических условий и других факторов, многие ученые выделяют пять типов государств:
· традиционные примитивные,
· традиционные цивилизованные,
· государства переходных обществ,
· государства периода промышленных революций,
· государства общества высокого массового потребления.
В свою очередь государство оказывает большое влияние на экономику. Характер этого влияния может быть трояким: позитивным, негативным или нейтральным. В современной России без помощи государства в принципе невозможно утверждение рыночных отношений, проведение реформ, развитие предпринимательства, создание конкурентной среды, ликвидация монополизма в сфере экономических отношений. Сейчас настоятельно выдвигается задача увеличения роли государства как центра экономического регулирования, важнейшего инструмента решения социальных, культурных, природоохранных и иных проблем.
Государство нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется: 1 - во внутренней организации государства и 2 - в его деятельности.
1. Исторический опыт доказывает, что для своего существования государство, как организация, нуждается в праве. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц.
Принципиальная важность права во внутренней организации государства проявляется в том, что оно создает юридические гарантии против возможной узурпации власти одной из ветвей власти. Отношения между государственными структурами получают правовое урегулирование, превращаются в правовые отношения.
С помощью права определяются место, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и населением. Для федеративного государства четкое разграничение компетенции федерации и ее субъектов, федеральных органов и органов членов федерации является необходимым условием существования федерации как единого, целостного государства.
Право выступает существенным свойством государственной организации общества. Упорядочивая внутриорганизационные связи государства, право позволяет обеспечить рациональное устройство структуры государства. Нормативно-юридические акты право установительного характера формируют государство как систему государственных органов, осуществляющих функцию управления строго в правовом поле. Тем самым право создает юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев государственной машины.
2. Известны два метода, посредством которых государство навязывает свою волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным государствам, и цивилизованное управление социальными процессами с помощью правового инструментария. Такой метод органично присущ государствам с развитым демократическим режимом.
Следовательно, демократическое современное государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Право составляет необходимую сторону, аспект, свойство государственной деятельности. Такое качество присуще праву, поскольку оно незаменимо как общесоциальный регулятор и его использование обусловлено объективными факторами, находящимися вне государства. Право навязывается государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебречь правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободить от него.
Сложным является вопрос о соотношении государства (политики) и морали.
Государственная власть сталкивается с трудной проблемой совмещения целесообразности тех или иных решений, полезности их для общества, с необходимостью иногда применять силу при наличии нравственных норм, не согласующихся с этими действиями. Выдержать необходимый баланс между политическими и нравственными критериями весьма непросто. Государство взаимодействует и с другими элементами политической системы:
· с политическими партиями,
· с национальными движениями и организациями,
· с церковью,
· с органами местного самоуправления,
· с профсоюзами, молодежными организациями и др.
Политические партии, общественные организации и объединения - это институты общественного влияния, воздействия и воспитания. Они содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах.
Политическая партия — добровольное объединение людей, которое выражает волю данной социальной группы и стремится «завоевать» или удержать государственную власть, осуществлять влияние на политику в соответствии со своей программой.
Партии в политической системе в свою очередь образуют партийную систему — это совокупная связь партий, действующих в рамках своих программ и уставов, и борющихся за государственную власть.
Возрастание роли политических партий — характерная черта формирования и развития демократии в государстве и обусловлено следующими факторами:
— возрастанием политической активности граждан;
— процессом демократизации властных структур государства;
— политическим и идеологическим плюрализмом, что обусловлено, прежде всего, разнообразием форм собственности.
Нормальное функционирование партийной системы и устранение почвы для захвата власти или присвоения властных полномочий какой-либо партией обеспечивается правовым регулированием деятельности партий. Оно сводится к следующему:
1. Никто не может быть принужден к вступлению в какую-либо партию или пребывание в ней.
2. Партии свободно создаются и действуют в обществе на основе их уставных документов и после регистрации в установленном законом порядке.
3. Деятельность партий не должна ущемлять основные права и свободы человека и гражданина.
4. Решения политических партий не имеют обязывающей силы для органов государства.
5. Партии призваны содействовать выражению политической воли гражданского общества.
6. Создание организационных структур партий в государственных органах, воинских частях не допускается.
7. Недопустимость деятельности партий, призывающих к свержению конституционного строя или проповедующих национальную, религиозную рознь и нетерпимость.
Во взаимоотношениях государства и общественных организаций отражается демократизм общества, единство принципов построения и функционирования, возникновение государственных и негосударственных объединений по воле народных масс, постоянная опора на их творческую инициативу и поддержку.
Взаимоотношения между государством и общественными организациями строятся по-разному в зависимости от места и роли тех или иных общественных формирований, от характера их деятельности, от стоящих перед ними целей и задач. Это сотрудничество, взаимопомощь, координация, руководство со стороны государства деятельностью некоторых общественных организаций, определение общего направления их деятельности, надзор и т.д. При этом сохраняется внутренняя самостоятельность общественных организаций, их относительная независимость в решении вопросов на основе принципов самоуправления и самодеятельности.
Следует отметить, что общественные организации действуют в рамках правового режима, установленного государством, которое как главная властвующая и организующая сила призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, способствовать их развитию и совершенствованию. Прежде всего, это выражается в предоставлении конституционного права гражданам на объединение в общественные организации, использование ими широких политических свобод: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Права и законные интересы общественных организаций находятся под охраной государственных органов (суда, прокуратуры и др.). Они оказывают содействие в реализации некоторых их решений.
Взаимоотношения государства с профсоюзами, молодежными организациями, творческими союзами строятся при отсутствии государственного руководства, тогда как деятельностью таких общественных организаций, как потребительская кооперация, ряд добровольных обществ, государство руководит. Но это не означает какого то ни было «включения» общественных организаций в систему государственного аппарата. Общественные организации это не «филиалы» государства, а самостоятельные звенья политической системы, имеющие свои самостоятельные функции, свое социальное назначение. Все задачи должны решаться путем сочетания мероприятий по государственной линии и по линии различных общественных организаций, причем действуют они не изолированно, а в тесном контакте и при постоянной взаимной поддержке.
Укрепление и развитие общности и единства государственных и общественных институтов свидетельствует об уровне развития демократии, обеспечивающей активное участие всех членов общества в управлении как государственными, так и общественными делами.[31]
Заключение
Итак, в результате реализации поставленных целей и решения задач реферата можно сделать следующие выводы.
Понимание государства, его сущности и закономерности развития позволяют определить его как сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление; подтвердить наличие плюрализма в понимании и определении государства.
Демократическая политическая система - это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольный обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов.
Государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны. Это подтверждается следующим:
1. Государство выступает, прежде всего, в качестве альтернативы в борьбе между различными социальными группами, слоями, классами, с их противоречивыми интересами. Оно предотвратило самоуничтожение человеческого общества и делает это и сегодня, можно сказать, что в этом смысле государство «дало» жизнь политической системе общества.
2. Государство можно рассматривать как организационную форму, союз людей, и через государство каждый индивид включается в политическую систему общества.
3. Государство стало первым результатом политической деятельности людей, каким либо образом организованных и представляющих интересы определенных групп или слоев. Государственность – форма бытия классового общества.
4. Государство – важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество.
5. Политическая система в силу подвижности экономических, социально-классовых отношений, изменчивости идеологической и психологической ауры находится в постоянном движении. И когда приходит необходимость в изменении формы правления или политического режима, особая роль в реализации этой необходимости отводится государству. Только законная государственная власть мет обеспечить относительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества.
Таким образом, в различных сферах жизни общества государство неизменно выступает как собственно политическая организация, как институт сугубо политический. Однако, абсолютизировать политический характер государства было бы ошибочным: в многогранной деятельности государства, равно как и его различных органов, присутствуют не только “чисто” политические, но и другие аспекты - такие, например, как организационные, финансовые, технико-экономические (нормативы, стандарты и т.п.). Перечисленные мероприятия хотя и ассоциируются с политической деятельностью государства, но сами таковыми не являются.
То же самое можно сказать и об отдельных государственных органах - парламенте, правительстве, конституционном суде, различных министерствах и ведомствах и др. Будучи неотъемлемыми составными частями политического по своей сути и характеру государственного механизма, они в то же время выполняют и неполитические функции - экономические, финансовые и т.п..
Любая политическая деятельность в конечном счете так или иначе связана с государственной властью. Можно спорить о том, какие факторы лежали в основе возникновения государства, чьи интересы выражают те или иные современные государственные образования. Но аксиомой является то, что результатом политической деятельности людей и их объединений, является государственная власть. И что бы ни было зафиксировано в программных документах различных политических партий разных времен, ясно одно: им нужна государственная власть для осуществления своих явных или тайных целей. Самое существенное в государстве – не возможность объединения людей, не территория, а обладание властью. Поэтому бесперебойного “правильного” правового механизма образования и осуществления государственной власти нет.
Библиография:
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года). - Л.: ОМЕГА, 2010.
2. Алексеев С.С. Государство и право. –М.,1993.
3. Анохин М.Г. Политические системы: Адаптация. Динамика. Устойчивость. – Новосибирск,2001.
4. Аренд Ханна. Истоки тоталитаризма. – М.,1996.
1996.
5. Большой юридический словарь/под ред. А.Я.Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. – М.: ИНФРА-М, 1999.
6. Гаджиев К.С. Политическая наука. – М., 1994.
7. Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества. //Государство и право. – 1994. - №7.
8. Зарубежная политология. Словарь-справочник / Под ред. А. В. Миронова. – М., 1998.
9. Каменская А.С., Родионов А.Н. Политические системы современности. – М., 1994.
10. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические вузы. – М., Зерцало, 1997.
11. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций / Издание 2-е, исправленное и дополненное. - М.: Манускрипт. 1996.
12. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 1999.
13. Лепхарт А. Демократия в многосоставных обществах: Сравнительное исследование. – М., 1997.
14. Манов Г. Н. Государство и политическая организация общества. - М.: Изд-во “Наука”, 1974.
15. Марченко М. Н. Политическая система современного буржуазного общества (политико-правовое исследование). - М.: Изд-во МГУ, 1981. – 340с.
16. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю. И. Аверьянов. – М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та. 1993.
17. Селезнев Л.И. Политические системы современности: Сравнительный анализ. – СПб., 1995.
18. Сморгунов Л.В. Сравнительная политология: Теория и методология измерения демократии. – СПб., 1999.
19. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 1999.
20. Теория государства и права: Курс лекций / Под Ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. –М., 1997.
21. Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. М.И.Марченко. –М., 1996.
22. Шаран П. Сравнительная политология. Ч. 1, 2. – М., 1992.
[1] Теория государства и права. /Под ред. Проф. В.В. Лазарева. М.: Новый юрист, 1999 С. 58
[2] Алексеев С.С. Государство и право. – М.,1993.
[3] Теория государства и права: Курс лекций / Под Ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. – М., 1997.
[4] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов /Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. –М., 1997
[5] Манов Г.Н. Государство и политическая организация общества. М., 1974.
[6] Матузов Н.И. Правовая система. Саратов, 1987
[7] Алексеев С.С. Государство и право. –М., 1993. –С. 12-13
[8] Теория государства и права: курс лекций/ под редакцией Н.И. Матузова и А.В. Малько. –М., 1997. –С. 30-32
[9] Теория государства и права. Учебник для юрид. вузов и ф-тов/ Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. –М., 1997. –С.113
[10]Там же. –С.114
[11] См.: Вебер М. Избранные произведения. –М.,1990. –С.645
[12] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. –Т.3. –С.63; -Т.22. –С.200-201; Ленин В.И. Полн. собр. соч. –Т.39. –С.73
[13] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов (Под ред. В.М. Корельского и Перевалова. –М.,1997.-С.115
[14] См.: там же.
[15] Общая теория права и государства. Под ред. В.В Назарова.- М.,1998.–С.115.
[16] Теория государства и права: курс лекций/ под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. –М.,1997.-С.52
[17] Теория государства и права. Учебник для юрид. вузов и факультетов/ Под ред. В.М. Карельского и В.Д.Перевалова. –М.,1997. -С.115-116.
[18] Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова и А.П. Малько. –М.,1997.-С.52-53.
[19] Общая теория права и государства/ Под ред. В.В.Лазрева. –С.274-275.
[20] Там же..– С.52.
[21] Там же. –С.49-50.
[22] Там же. –С.51.
[23] Общая теория права и государства / Под ред. В.В.Лазрева. –С.281.
[24] Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. –С.52.
[25] Теория государства и права. Учебник для юрид. вузов и факультетов/ Под ред. В.М. Карельского и В.Д.Перевалова. –С.121.
[26] Теория государства и права. Учебник для юрид. вузов и факультетов/ Под ред. В.М. Карельского и В.Д.Перевалова. –С.122.
[27] См., например: Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов/ Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. –С.124.
[28] https://dvo.sut.ru/libr/sotciolo/053apan/3.htm 21.04.11
[29] https://www.webarhimed.ru/page-206.html
[30] https://www.webarhimed.ru/page-206.html 21.04.11
[31] https://www.webarhimed.ru/page-206.html 21.04.11