ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫПО ХИМИИ
Учебный год
11-1. Задание включает 10 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.
1. Изомерами являются:
а) метан и этан б) хлорметан и дихлорметан | в) этан и этен г) бутен и циклобутан |
2. При взаимодействии пропанола-1 с хлоридом натрия в присутствии серной кислоты образуется
а) пропилен; | в) 2 - хлорпропан; |
б) 1- хлорпропан; | г) 2 - хлорпропен. |
3. Глицерин способен взаимодействовать в присутствии щелочи с
а) метаном; | в) гидроксидом меди (II); |
б) бензолом; | г) хлоридом железа (II). |
4. В 5л пропана содержится столько же атомов водорода,сколько их содержится в
а) 6 л этана | в) 4 л бутана |
б) 8 л метана | г) 3 л пентана |
5. В одном из оксидов массовая доля кислорода составляет 60%. Этот оксид
а) серы | в) магния |
б) фосфора | г) кальция. |
6. Появление капель воды при пропускании газа в пробирку, в которой нагревают порошок чёрного цвета, можно объяснить реакцией
а) водорода с углем | в) оксида меди с хлороводородом |
б) водорода с оксидом кальция | г) оксида меди с водородом |
7. Электронную конфигурацию катиона кальция имеет ион
а) F-; | б) Mg2+; | в) Cl-; | г) Al3+. |
8. Неверное утверждение
а) смесь веществ, состоящая из ионов Сa2+, Fe3+, Br– растворима в воде
б) смесь веществ, содержащая ионы Al3+, Na+, OH– растворима в растворе гидроксида натрия
в) раствор, содержащий ионы K+, Na+, имеет слабощелочную среду
г) раствор, содержащий ионы Na+, , имеет слабощелочную среду
9. Наибольший объем водорода выделится при взаимодействии
а) 6,5 г цинка с избытком соляной кислоты
б) 2,7 г алюминия с избытком раствора щелочи
в) 2,4 г магния с избытком раствора серной кислоты
г) 4 г кальция с избытком воды
10. | «Тогда услышал я (о, диво!), запах скверный, Как будто тухлое разбилося яйцо, Или карантинный страж курил жаровней серной. Я, нос, себе зажав, отворотил лицо…» А.С.Пушкин |
О каких веществах упоминает А.С.Пушкин в четверостишье?
а) аммиак и фосфин | в) сероводород и сернистый газ |
б) фосфин и сероводород | г) сернистый газ и аммиак |
11-2. Спланируйте синтез пропаналя, используя в качестве исходного органического вещества 2- хлорпропан и любые неорганические реагенты и катализаторы. Приведите соответствующие уравнения реакций.
Б. Спланируйте синтез пропанола-1, используя в качестве исходного органического вещества этан и любые неорганические реагенты и катализаторы. Приведите соответствующие уравнения реакций
11-3. Агломерат вместе с коксом является шихтой для доменной печи (твёрдые материалы, загружаемые в печь). Кокс выполняет в домне ряд функций: во-первых, он восстановитель оксидов железа; во-вторых, является топливом, поддерживающим высокую температуру в печи. Для горения кокса в печь вдувают горячий воздух. Газообразные продукты сгорания кокса и процессов восстановления (колошниковые газы) содержат в своём составе 19% объёмных СО2 и 24% СО.
1.Считая этот состав равновесным, напишите реакцию, протекающую в доменной печи константу равновесия которой можно рассчитать, используя эти данные, при условии, что в исходных веществах отсутствует угарный газ. Рассчитайте константу равновесия Кр этой реакции, приняв давление колошниковых газов 1,2 атм..
2. Определите её тепловой эффект если известны тепловые эффекты следующих реакций, протекающих в доменной печи:
1) С+О2=СО2 ΔrHo1=393,3 кДж,
2) С+0,5О2=СО ΔrHo2=110 кДж.
Определите направление смещения равновесия реакции при понижении температуры, используя принцип Ле-Шателье.
3. При стандартной температуре реакция практически необратимо протекает в определённом Вами направлении. Какое количество теплоты выделится или поглотится, если в реакции участвует 1м3 колошникового газа. Объём газа измерен при стандартных условиях.
4.Определите количество выделенного тепла при сгорании в доменной печи 1 кг кокса, если в продуктах горения присутствуют и СО и СО2, причём отношение количества СО к количеству СО2 соответствует отношению их количеств в колошниковом газе.
11-4. Для определения состава нового сверхлегкого двухкомпонентного сплава, полностью растворили одну из деталей массой 5 г в избытке горячей водной щелочи. При этом выделилось 6,43 л (приведено к н.у.) горючего газа. При добавлении избытка HCl к полученному раствору из него выпал аморфный осадок, масса которого после прокаливания составила 1,29 г. При помощи расчетов определите состав сплава. В чем технологические преимущества данного сплава по сравнению с составляющими его компонентами?
11-5. Соединение 1, имеющее общую формулу С6Н12О3, является исходным веществом в цепи последовательно протекающих реакций, приводящих к образованию продуктов 2 –7:
Окисление вещества 2 в 3 проходит в две стадии. При взаимодействии вещества 2 с бромом образуется продукт замещения 4.
Вещество 5 при взаимодействии со стехиометрическим количеством хлороводородной кислоты дает соединение 6, содержащее 40,0 % (масс.) С, 6,66 % Н, остальное – кислород. Вещество 6 – важный продукт метаболизма в биологических системах. При хранении соединение 6 превращается в неустойчивое соединение 7 с выделением воды (1 моль воды получается из 2 моль 6).
Соединение 6 может быть также получено из азотсодержащего соединения 8 одностадийным синтезом с использованием азотистой кислоты, в процессе реакции выделяется азот. В предположении, что реакция протекает количественно, из 4,5 г соединения 6 образуется из 4,45 г вещества 8.
1. Установите химическую природу и структуру веществ 1-8.
2. Напишите уравнения всех химических реакций, указанных в схеме.
Задание экспериментального тура:
11-6. В пяти сосудах без этикеток находятся водные растворы гидроксида калия, сульфата алюминия, карбоната натрия, хлорида аммония и соляной кислоты. Предложите план определения содержимого каждого сосуда за счет проведения реакций указанных веществ между собой без использования дополнительных реактивов. В вашем распоряжении имеется любое количество чистых пробирок. Напишите уравнения реакций