В процессе преподавания дисциплины «Экономика образования» используются следующие формы:
- лекции (традиционная, проблемная, лекция-визуализация, лекция-дискуссия);
- практические занятия, в рамках которых решаются задачи, упражнения разных типов;
- экспресс-диагностика и тестирование по отдельным темам дисциплины;
- самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, выполнение домашних заданий, выполнение и подготовка к защите домашних семестровых заданий, подготовка к тематическому контролю знаний и к промежуточным аттестациям;
- рейтинговая технология контроля учебной деятельности студентов для обеспечения их ритмичной работы в течение семестра;
- консультирование студентов по вопросам учебного материала, выполнения домашних семестровых заданий.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, проектные методики, мозговой штурм, разбор конкретных ситуаций, коммуникативный эксперимент, коммуникативный тренинг, иные формы), составляют не менее 30 % аудиторных занятий.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ
Все оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации соответствуют тем видам работ, которые предусмотрены учебным планом по направлению, а также содержанию и тематическому планированию дисциплины.
6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям
Раздел 1. Общая характеристика экономики образования
Занятие 1. Экономика образования: наука и учебная дисциплина
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте научные подходы к экономике образования.
2. Расскажите об административном обособлении экономики образования.
3. В чем сущность организационного обособления экономики образования по отношению к другим отраслям национальной экономики?
4. Расскажите об истории возникновения и развитии концепции человеческого капитала.
5. Расскажите о предмете, методе, задачах экономики образования.
Задания:
6. Дополните.
ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ ИЗУЧАЕТ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ___________ ОТНОШЕНИЙ И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ С ___________ СИЛАМИ, ВЫЯВЛЯЕТ СПЕЦИФИКУ ДЕЙСТВИЯ ___________ ОТНОШЕНИЙ В ОДНОЙ ИЗ ОТРАСЛЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА – ОБРАЗОВАНИИ.
Эталон: производственных, производственными, экономических.
7. Установите соответствие:
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
1.Формирование профессионально-квалификационного состава населения | А) образование привносит в материальные потребности людей рациональные стандарты, содействует становлению ресурсосберегающей экономики, а также стабильной и благоприятной среды человека; |
2. Привлечение экономических ресурсов | Б) индивиды получают неодинаковое образование, что является условием занятия соответствующих мест в системах разделения труда; |
3. Формирование потребительских стандартов населения | В) превышение образовательного уровня над требованиями рабочего места играет позитивную роль в производстве, создает резерв творческого потенциала личности, квалификационного и социального продвижения человека; |
4. Профессиональная | Г) выгодное вложение капитала - это вложение в образование. |
Эталон: 1-В), 2-Г), 3-А), 4-Б).
8. Основываясь на нормативных документах, постройте современную модель экономики образования. Обоснуйте каждый элемент модели.
Занятие 2. Образование как система и отрасль экономики
Контрольные вопросы:
1. В чем заключается специфика экономических отношений и производительной деятельности в отрасли образования?
2. Дайте характеристику внешней и внутренней среды учебного заведения.
3. Расскажите об экономических категориях и закономерностях в отрасли образования.
4. Расскажите о модернизации российского образования: проблемы и возможные пути их решения.
5. В чем сущность общемировых экономических проблем образования?
6. Охарактеризуйте современную систему российского образования.
7. Дайте характеристику основных направлений развития российской образовательной системы.
Задания:
8. Анализ направлений реформирования государственных образовательных учреждений (организаций).
9. Анализ проблем межбюджетных отношений.