Научно-практическая новизна работы.




ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

Выпускной квалификационной работы

(магистерская диссертация)

Захарова Анастасия Владимировна

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление подготовки:

Психология»

Магистерская программа:

Психология профессий особого риска

 

 

Москва, 2017


 

(Слайд 2)

Работа раскрывает теоретические представления проблемы подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности. Раскрывает уровни психологической подготовки курсантов в стрессовых ситуациях. Позволяет апробировать в экспериментальном исследовании тренинговую программу, дающую возможность проводить психологическую работу с курсантами, с целью повышения их стрессоустойчивости в различных экстремальных ситуациях.

Исходя из вышеизложенного, была определена следующая проблема

(Слайд 3)

работы: психологическая подготовка курсантов к деятельности в той сфере, в которой повышен уровень, как существующей опасности, так и высокой гражданской ответственности.

Цель исследования. На основе теоретического анализа апробировать в экспериментальном исследовании тренинговую программу, дающую возможность проводить психологическую работу с курсантами, с целью повышения их стрессоустойчивости в различных экстремальных ситуациях.

Объектом исследования. Психологическая подготовка курсантов.

Предмет исследования. Особенности подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности.

(Слайд 4)

Задачи исследования. В соответствии с целью решались следующие задачи исследования:

1. Изучение вопросов психологической подготовки в российской военной психологии.

2. Исследование проблем морально-психологической подготовки зарубежными военными психологами.

3. Уточнение особенностей воздействия экстремального вида деятельности на изменение в личности курсантов.

4. Проведение эмпирического исследования особенностей психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности.

(Слайд 5)

Гипотеза исследования. Предполагалось, что стрессоустойчивость курсантов будет повышаться в результате воздействия тренинговых занятий, направленных на формирование высокого уровня психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности.

Теоретические и методологические основания исследования. На этапе теоретического исследования использовался теоретический анализ проблемы подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности, обобщение, классификация, анализ и интерпретация, полученной информация с целью ос­мысления исследуемого феномена, понимания его сущностных особенностей, содержания, функций и значения в повышение адаптационных возможностей курсанта в стрессовой ситуации.

Методологическую основу исследования составили: научные разработки, положения и выводы, которые сформулировали отечественные, и зарубежные психологи, являющимися актуальными для решения научной задачи и достижения цели исследования.

Особое место в ней отводится: психологической теории деятельности; теоретическим положениям и выводам о творческом развитии личности и ее профессиональном становлении как субъекте труда; научным разработкам системы психологического сопровождения личностно-профессионального развития и самореализации субъекта деятельности и др.

Научно-практическая новизна работы.

Обоснованы научные и прикладные положения особенностей психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности.

Сформулированы и содержательно раскрыты теоретико-методологическое основание и этапы системного познания выделенного проблемного поля, привлечены психологические средства, методы, методики и процедуры диагностики и формирования высокого уровня психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности.

Выявленные особенности психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности позволили определить ее уровни, с помощью которых можно судить об эффективности психолого-педагогических воздействий: высокий уровень психологической подготовки, средний и низкий.

Уточнена сущность психологической подготовки, под которой понимается формирование у военнослужащего психологического ресурса, позволяющего ему действовать в экстремальной (боевой) ситуации, воспринимая ее как знакомую и привычную среду, умение выявлять угрожающую тенденцию, оперативно и адекватно реагировать на нее, поддерживать высокий уровень активности в обстановке воздействия стресс-факторов.

Разработан психотренинг, дающий возможность проводить психологическую работу с курсантами, с целью повышения их стрессоустойчивости в различных экстремальных ситуациях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Выявленные уровни психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности, с помощью которых можно судить об эффективности психолого-педагогических воздействий.

2. Уточненная сущность психологической подготовки, под которой понимается формирование у военнослужащего психологического ресурса, позволяющего им действовать в экстремальной (боевой) ситуации, воспринимая ими как знакомая и привычная среда, умение выявлять угрожающую тенденцию, оперативно и адекватно реагировать на нее, поддерживать высокий уровень активности в обстановке воздействия стресс-факторов.

3. Апробированная в экспериментальном исследовании тренинговая программа, дающая возможность проводить психологическую работу с курсантами, с целью повышения их стрессоустойчивости в различных экстремальных ситуациях.

Методы исследования. На этапе экспериментального исследования использовались следующие методы: наблюдение, анализ продуктов (результатов) деятельности курсантов; анкетирование и тестирование; тренинг; качественный и количественный анализ эмпирических данных; статистическая обработка.

Практическое значение. С точки зрения практической значимости, была разработана тренинговая программа, ориентированная на повышение стрессоустойчивости курсантов в различных экстремальных ситуациях, которая может использоваться субъектами управленческой деятельности в военных организациях, военными психологами для повышения стрессоустойчивости военнослужащих.

В целом результаты эксперимента подтвердили правильность выдвинутой нами гипотезы о том, что психологическая подготовка курсантов к деятельности в экстремальных условиях способствует росту необходимого для них качества как стрессоустойчивости личности.

Апробация работы. Комплекс используемых в исследовании методов был определен исходными методологическими предпосылками, а также целями и задачами всего экспериментального исследования и отдельными его этапами.

Сравнение результатов начального и заключительного этапов показало следующее:

1. Изменился качественный состав экспериментальной учебной группы по критерию сформированности показателей психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности: появилась группа курсантов, сформированность показателей которой оценивается как высокая.

2. Повысился мотивационный и, как следствие, оценочный и действенно-практический показатели психологической подготовки курсан-тов к экстремальным видам деятельности.

3. В контрольной группе уровни сформированности показателей психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности изменились незначительно.

В экспериментальной группе существенно по сравнению с контрольной повысились качества стрессоустойчивости личности, влияющие на психологическую подготовку курсантов к экстремальным видам деятельности.

Общее описание структуры работы. Магистерская диссертация состоит из введения, 2-х глав, заключения, 13-ти таблиц, 1-го рисунка, списка литературы и 2-х приложений, изложена на 82 листах машинописного текста, включая приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

(Слайд 6)

В первой главе поставлены и разработаны вопросы психологической подготовки в российской военной психологии в работах А.А. Мокржецкого, А.Н.Скугаревского, М.Д.Драгомирова, Д.Н.Трескина, Г.Е.Шумкова и морально-психологической подготовки зарубежными военными психологами Ч. Пирсом, Дж. Дьюи, У. Джемсом, Д. Ройсом, Д. Уайтхейдом.

В современной военной психологии принято выделять общую, специальную и целевую психологическую подготовку.

В нашей работе мы основываемся на базовом определении термина «подготовки», который дал К.К.Платонов.

Он, под психолого-педагогической подготовкой понимал создание условий, которые способствуют наилучшему применению своих способностей в заданных условиях.

2. В основе экстремальной ситуации лежит понимание миссии курсанта в жизни общества, ответственность за результаты своего труда и переживание своего профессионального предназначения.

3. Экстремальность неизбежно оказывает огромное влияние на поведение человека.

4. Изучение подготовки в условиях социально-психологического влияния экстремальной ситуации на личность курсант в дальнейшем будет приобретать особую значимость, способствуя расширению возможностей её существования в меняющемся мире.

5. Стрессоустойчивость – качество, которое можно развивать (повышать) тренировкой (психотренинг), привычкой к ежедневному напряженному труду. Основным путем воспитания стрессоустойчивости кадетов нам представляется система систематических упражнений в обстановке опасности и риска, в условиях занятий, которые напоминают максимально приближенных к боевым, сочетаемых со специальными психологическими тренажами. В условиях повседневной деятельности формировать стрессоустойчивость представляется возможным с помощью разного рода социально-психологических тренингов..

(Слайд 7)

Во второй главе были описаны этапы, результаты и анализ исследования.

Объектами опытно-экспериментальной работы стали курсанты Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации.

Была определена выборочная совокупность объектов воздействия. Экспериментальная группа (в дальнейшем ЭГ) состояла из 30 человек (курсанты 4 курса Военного университета Министерства обороны РФ), а в контрольной группе, 30 человек (курсанты 4 курса Военного университета Министерства обороны РФ).

(Слайд 8)

Применен комплекс методик:

Методика оценки уровня притязаний В. К. Гербачевского. Опросник предназначен для выявления уровней притязаний испытуемого посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности

Методика измерения мотивации достижения. Модификация теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД) предложена М.Ш. Магомед-Эминовым.

Диагностика психических состояний и свойств личности. ШКАЛА САМООЦЕНКИ (Ч.Д. Спилбергера., Ю.Л. Ханина).

Использование комплекса названных методик, позволило получить достоверную информацию о динамике особенностей психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности.

Все эмпирические данные были обработаны с использованием методов математической статистики.

Обработка полученных данных осуществлялась с использованием системы SPSS Statistics 21.0.

(Слайд 9)

Проведенное в начале исследования наблюдение за курсантами контрольной и экспериментальной групп в процессе их психологической подготовки к экстремальным видам деятельности, выполнения заданий по психологической подготовке во внеучебное время, участие в психологической подготовке военного вуза в целом показало низкую мотивацию курсантов на выполнение заданий по психологической подготовке, что потом было подтверждено и собственной оценкой обучающихся в ходе бесед, и анкетирования.

(Слайд 10)

Исследование показало, что 71% курсантов контрольной группы и 70% курсантов экспериментальной группы указывают на необходимость проведения психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности, осознают ее значение и готовы к участию в ее реализации.

64% курсантов экспериментальной группы и 58% курсантов контрольной группы называют себя главными субъектами, от которых зависит успешность психологической подготовки их к экстремальным видам деятельности. 21% курсантов экспериментальной группы и 19% курсантов контрольной группы считают, что ведущая роль в этом процессе принадлежит психологам, педагогам, а 13% курсантов экспериментальной группы и 20% курсантов контрольной группы - учебно-воспитательной среде вуза. 2% курсантов экспериментальной группы и 3% курсантов контрольной группы вообще над этим не задумывались.

 

При проведении методики выявления уровня притязаний были определены доминирующие мотивационные тенденции у обучающихся. Внутренний мотив экспериментальной группы значимо превосходит результаты контрольной группы. (Слайд 12-13-14)

(Слайд 15)

В экспериментальной группе на 31% увеличился мотив стремления к успеху, на 37% - мотив избегания неудач. В контрольной группе соответственно 9% и 9%. Существенных изменений в контрольной группе не наблюдается.

Итоговые результаты экспериментальной работы представлены в таблицах.

Можно сказать, что анализ полученных данных показал, что в целом итоговый уровень сформированности компонентов психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности определяется как средний.

На этапе изучения тревожности как одного из немаловажных факторов подготовки курсантов мы получили следующие значимые результаты:

(Слайд 17)

Уменьшилось количество курсантов, имеющих низкую тревожность (23%) и увеличилось количество курсантов с умеренной тревожностью (69%).

В контрольной группе показатели изменились незначительно: низкая тревожность - у 50% курсантов, умеренная - у 34%.

(Слайд 18)

* Сравнение результатов начального и заключительного этапов показало следующее:

* Изменился качественный состав экспериментальной учебной группы по критерию сформированности показателей психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности: появилась группа курсантов, сформированность показателей которой оценивается как высокая.

* Повысился мотивационный и, как следствие, оценочный и действенно-практический показатели психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности.

* В контрольной группе уровни сформированности показателей психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности изменились незначительно.

* В экспериментальной группе существенно по сравнению с контрольной повысились качества стрессоустойчивости личности, влияющие на психологическую подготовку курсантов к экстремальным видам деятельности.

В заключении хочется отметить о следующих итогах исследования.

Теоретический аспект исследования представлен определением уровня сформированности психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности, критериев его оценки.

Обобщен опыт психологической подготовки военнослужащих, как в российской, так и в зарубежной психологии.

Уточнена сущность психологической подготовки, под которой понимается формирование у военнослужащего психологического ресурса, позволяющего им действовать в экстремальной (боевой) ситуации, воспринимая ими как знакомая и привычная среда, умение выявлять угрожающую тенденцию, оперативно и адекватно реагировать на нее, поддерживать высокий уровень активности в обстановке воздействия стресс-факторов.

Поэтому содержанием психологической подготовки является изменение влияния возникающей в обстановке опасности психического напряжения на работоспособность и поведение военнослужащего: превращение факторов, угнетающих психику, в нейтральный или даже стимулирующий боевое поведение фактор.

Анализ воздействия факторов современного боя на психику и поведение людей позволяет сделать следующие выводы:

Опасная обстановка неизбежно вызывает у военнослужащих психическое напряжение (стрессовое состояние).

Это состояние оказывает существенное влияние на протекание психических процессов (восприятие, внимание, память, мышления, волю, эмоции) и эффективность боевой деятельности.

Стресс может влиять на психику как мобилизующе (боевое возбуждение), так и угнетающе (дистресс).

Характер этого влияния зависит от мотивации, индивидуально психологической устойчивости, боевого опыта военнослужащих.

Следовательно, имеются реальные основания для изменения восприимчивости военнослужащих к действию боевых стресс-факторов в процессе психологической подготовки и обеспечения их высокой активности в бою.

В основе экстремальной ситуации лежит понимание миссии курсанта в жизни общества, ответственность за результаты своего труда и переживание своего профессионального предназначения.

 

Анализ полученных данных показал, что в целом итоговый уровень сформированности компонентов психологической подготовки курсантов к экстремальным видам деятельности определяется как средний.

Экспериментальное исследование проводилось с целью апробации психотренинга и его влияния на повышение срессоустойчивости курсантов.

В целом результаты эксперимента подтвердили правильность выдвинутой нами гипотезы о том, что психологическая подготовка курсантов к деятельности в экстремальных условиях способствует росту необходимого для них качества как стрессоустойчивости личности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: