РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ




КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПОМОЩЬ

РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ФАКТОРОМ

РИСКА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ

Пособие для дефектологов

Рекомендовано Научно-методическим учреждением

«Национальный институт образования»

Министерства образования Республики Беларусь

 

 

Минск ЧУП «Зорны верасень»


УДК 376.3 ББК 74.3 3-17

 


Рецензенты: кандидат педагогических наук, директор Центра дошкольного образования Национального института образования Т.М. Ко-ростпелева; методическое объединение учителей-логопедов Минского го­родского центра медицинской реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями


ПРЕДИСЛОВИЕ


 


Зайцева, Л.А.

3-17 Консультативная помощь родителям детей с фактором риска в ре­чевом развитии: пособие для дефектологов / Л.А. Зайцева, И.С. Зайцев — Мн.: Зорны верасень, 2005. — 46 с.

ISBN 985-6776-18-3.

В пособии даны рекомендации по организации жизни и оказанию ранней коррекционной помощи ребенку с фактором риска в развитии, врожденной расщелиной губы и нёба, детским церебральным параличом.

Адресовано родителям детей с фактором риска в развитии, учите-лям-дефектологам.

УДК 376.3 ББК 74.3

© Зайцева Л.А., Зайцев И.С, 2005 © Оформление. ЧУП «Зорны ве­расень», 2005

ISBN 985-6776-18-3

 


В последнее время наблюдается неуклонный рост числа ново­рожденных с фактором риска в развитии, под которым подразуме­ваются неблагоприятные условия внешней среды (биологические и социальные) и индивидуальная реактивность организма, в боль­шей или меньшей степени способствующие развитию отклонений от нормы. Самой многочисленной группой из детей с отклонения­ми в развитии являются дети с нарушениями речи. Это вполне ес­тественно, поскольку речь — самая ранимая психическая функция.

К биологическим факторам риска речевых нарушений отно­сятся неблагоприятные факторы, действующие на организм глав­ным образом в период внутриутробного развития и родов, моз­говые инфекции и травмы, перенесенные после рождения, семейная отягощенность речевыми нарушениями.

К социально-психологическим факторам риска относятся психотравмирующие факторы микросреды (неудовлетворение психических и особенно эмоциональных потребностей ребенка, отрыв от родителей, особенно от матери, неправильное общее и речевое воспитание и др.).

Как правило, дети с отклонениями в развитии очень рано начинают вызывать беспокойство у родителей, которые обраща­ются за помощью к детским врачам с жалобами на то, что ребе­нок не говорит, плохо понимает обращенную к нему речь, не ходит, двигательно беспокойный и т.д. Однако, как показывает практика, часто родители недооценивают собственную роль в преодолении нарушений в развитии своего ребенка. Они тратят время на консультации у разных специалистов, поиски дорогих


лекарственных препаратов, не имея достаточных знании для ока­зания повседневной помощи в развитии ребенка.

Малышу с фактором риска в речевом развитии такая помощь требуется с момента рождения.

Необходимость ранней коррекционно-развивающей работы обусловлена рядом факторов.

Во-первых, это связано с наиболее интенсивным темпом развития детского мозга на первом году жизни. Научные откры­тия о формировании мозга и психики свидетельствуют о том, что уже у новорожденных действуют сложные программы общения с другими людьми, а также программы наблюдения и исследо­вания среды. У ребенка формируются понятия и правила, каса­ющиеся как внешнего мира, так и собственного поведения.

Во-вторых, ранняя работа предупреждает возникновение тяжелых нарушений речи.

В-третьих, ранняя и адекватная помощь позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом раз­витии ребенка и тем самым предупреждать нарушения в его познавательной деятельности и эмоционально-волевой сфере.

В первые два года жизни закладываются основы психичес­кой деятельности ребенка, интенсивно развиваются моторика, речь, общение. Партнером для общения является прежде всего мать ребенка, которая определяет характер и разнообразие сре­ды, в которой он живет. Именно материнское поведение имеет решающее значение для раннего психического (интеллектуаль­ного, речевого, социального) развития ребенка. При этом само поведение матери зависит от ее взглядов и знаний, чувств к ре­бенку, условий существования семьи и т.д.

Таким образом, с учетом того, что с рождением ребенка осо­бая ответственность за его нервно-психическое развитие ложится на семью, особенно актуальной является консультативно-педа­гогическая помощь родителям, имеющим детей с фактором риска в развитии.

Как свидетельствует опыт, одной из наиболее частых проб­лем, связанных с развитием ребенка, является отставание в раз­витии речи.


 


В последнее время продолжает расти количество детей не только с угрозой нарушения речи, но и с такими заболеваниями центральной нервной системы, физическими нарушениями, ко­торые с очень высокой вероятностью приводят к тяжелым рече­вым нарушениям. Среди этих нарушений — детский церебраль­ный паралич (ДЦП), врожденные расщелины губы и нёба. В частности, у 70-80 % детей с церебральными параличами воз­никают такие нарушения речи, как дизартрия, анартрия, иногда алалия. Врожденные расщелины губы и нёба, как правило, со­провождают тяжелое речевое расстройство — ринолалию.

В данных рекомендациях родители найдут сведения о том, как предупредить нарушения речевого и психического развития у детей с фактором риска в развитии и правильно организовать жизнь ребенка с врожденной расщелиной губы и нёба, ДЦП с целью предупреждения дальнейших отклонений в его физичес­ком, речевом и психическом развитии.

Нарушения речи в той или иной степени отрицательно вли­яют на психическое развитие ребенка в целом, отражаются на его деятельности, поведении, а тяжелые нарушения речи могут замедлять темп его интеллектуального развития.

В связи с этим необходима не только ранняя коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими фактор риска, но и своевременная профилактика речевых нарушений.

В системе профилактических мер существенное значение имеет своевременное генетическое консультирование будущих родителей, которое заключается в том, чтобы информировать их о степени риска появления или повторения болезни, ее тяжести. Таким образом, генетическое консультирование — это специа­лизированная помощь, направленная на предупреждение появ­ления в семье больных с наследственной патологией, в том чис­ле психики и речи.

Детям, родившимся с различными факторами риска психичес­кого и речевого развития, необходима комплексная консультация всех специалистов, в первую очередь детского невропатолога, психиатра, логопеда. Кроме того, такие дети принимаются на осо­бый учет, и, начиная с первых месяцев жизни, их наблюдают пе­диатры детских поликлиник, а при необходимости — и логопед.


РАННЯЯ КОРРЕКЦИОННО-

РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: