КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПОМОЩЬ
РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ФАКТОРОМ
РИСКА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ
Пособие для дефектологов
Рекомендовано Научно-методическим учреждением
«Национальный институт образования»
Министерства образования Республики Беларусь
Минск ЧУП «Зорны верасень»
УДК 376.3 ББК 74.3 3-17
Рецензенты: кандидат педагогических наук, директор Центра дошкольного образования Национального института образования Т.М. Ко-ростпелева; методическое объединение учителей-логопедов Минского городского центра медицинской реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями
ПРЕДИСЛОВИЕ
Зайцева, Л.А.
3-17 Консультативная помощь родителям детей с фактором риска в речевом развитии: пособие для дефектологов / Л.А. Зайцева, И.С. Зайцев — Мн.: Зорны верасень, 2005. — 46 с.
ISBN 985-6776-18-3.
В пособии даны рекомендации по организации жизни и оказанию ранней коррекционной помощи ребенку с фактором риска в развитии, врожденной расщелиной губы и нёба, детским церебральным параличом.
Адресовано родителям детей с фактором риска в развитии, учите-лям-дефектологам.
УДК 376.3 ББК 74.3
© Зайцева Л.А., Зайцев И.С, 2005 © Оформление. ЧУП «Зорны верасень», 2005
ISBN 985-6776-18-3 |
В последнее время наблюдается неуклонный рост числа новорожденных с фактором риска в развитии, под которым подразумеваются неблагоприятные условия внешней среды (биологические и социальные) и индивидуальная реактивность организма, в большей или меньшей степени способствующие развитию отклонений от нормы. Самой многочисленной группой из детей с отклонениями в развитии являются дети с нарушениями речи. Это вполне естественно, поскольку речь — самая ранимая психическая функция.
К биологическим факторам риска речевых нарушений относятся неблагоприятные факторы, действующие на организм главным образом в период внутриутробного развития и родов, мозговые инфекции и травмы, перенесенные после рождения, семейная отягощенность речевыми нарушениями.
К социально-психологическим факторам риска относятся психотравмирующие факторы микросреды (неудовлетворение психических и особенно эмоциональных потребностей ребенка, отрыв от родителей, особенно от матери, неправильное общее и речевое воспитание и др.).
Как правило, дети с отклонениями в развитии очень рано начинают вызывать беспокойство у родителей, которые обращаются за помощью к детским врачам с жалобами на то, что ребенок не говорит, плохо понимает обращенную к нему речь, не ходит, двигательно беспокойный и т.д. Однако, как показывает практика, часто родители недооценивают собственную роль в преодолении нарушений в развитии своего ребенка. Они тратят время на консультации у разных специалистов, поиски дорогих
лекарственных препаратов, не имея достаточных знании для оказания повседневной помощи в развитии ребенка.
Малышу с фактором риска в речевом развитии такая помощь требуется с момента рождения.
Необходимость ранней коррекционно-развивающей работы обусловлена рядом факторов.
Во-первых, это связано с наиболее интенсивным темпом развития детского мозга на первом году жизни. Научные открытия о формировании мозга и психики свидетельствуют о том, что уже у новорожденных действуют сложные программы общения с другими людьми, а также программы наблюдения и исследования среды. У ребенка формируются понятия и правила, касающиеся как внешнего мира, так и собственного поведения.
Во-вторых, ранняя работа предупреждает возникновение тяжелых нарушений речи.
В-третьих, ранняя и адекватная помощь позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии ребенка и тем самым предупреждать нарушения в его познавательной деятельности и эмоционально-волевой сфере.
В первые два года жизни закладываются основы психической деятельности ребенка, интенсивно развиваются моторика, речь, общение. Партнером для общения является прежде всего мать ребенка, которая определяет характер и разнообразие среды, в которой он живет. Именно материнское поведение имеет решающее значение для раннего психического (интеллектуального, речевого, социального) развития ребенка. При этом само поведение матери зависит от ее взглядов и знаний, чувств к ребенку, условий существования семьи и т.д.
Таким образом, с учетом того, что с рождением ребенка особая ответственность за его нервно-психическое развитие ложится на семью, особенно актуальной является консультативно-педагогическая помощь родителям, имеющим детей с фактором риска в развитии.
Как свидетельствует опыт, одной из наиболее частых проблем, связанных с развитием ребенка, является отставание в развитии речи.
В последнее время продолжает расти количество детей не только с угрозой нарушения речи, но и с такими заболеваниями центральной нервной системы, физическими нарушениями, которые с очень высокой вероятностью приводят к тяжелым речевым нарушениям. Среди этих нарушений — детский церебральный паралич (ДЦП), врожденные расщелины губы и нёба. В частности, у 70-80 % детей с церебральными параличами возникают такие нарушения речи, как дизартрия, анартрия, иногда алалия. Врожденные расщелины губы и нёба, как правило, сопровождают тяжелое речевое расстройство — ринолалию.
В данных рекомендациях родители найдут сведения о том, как предупредить нарушения речевого и психического развития у детей с фактором риска в развитии и правильно организовать жизнь ребенка с врожденной расщелиной губы и нёба, ДЦП с целью предупреждения дальнейших отклонений в его физическом, речевом и психическом развитии.
Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на психическое развитие ребенка в целом, отражаются на его деятельности, поведении, а тяжелые нарушения речи могут замедлять темп его интеллектуального развития.
В связи с этим необходима не только ранняя коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими фактор риска, но и своевременная профилактика речевых нарушений.
В системе профилактических мер существенное значение имеет своевременное генетическое консультирование будущих родителей, которое заключается в том, чтобы информировать их о степени риска появления или повторения болезни, ее тяжести. Таким образом, генетическое консультирование — это специализированная помощь, направленная на предупреждение появления в семье больных с наследственной патологией, в том числе психики и речи.
Детям, родившимся с различными факторами риска психического и речевого развития, необходима комплексная консультация всех специалистов, в первую очередь детского невропатолога, психиатра, логопеда. Кроме того, такие дети принимаются на особый учет, и, начиная с первых месяцев жизни, их наблюдают педиатры детских поликлиник, а при необходимости — и логопед.
РАННЯЯ КОРРЕКЦИОННО-
РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ